Тема 15. Культурная жизнь России в 90-е годы хх – нач. Ххi В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Культурная жизнь России в 90-е годы хх – нач. Ххi В.



 

Образование

       Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

       Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале ХХI в. они составляли 27-28% от общего числа вузов, в них обучались 8012% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента.1 Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

 

Наука

 

       Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир». Именно на МКС в течение 14 месяцев работал советский космонавт В.В. Поляков.

       С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алфѐров, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

 

Литература и искусство

 

       Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

       Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались Б.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в литературной жизни 90-х годов была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в литературе Вен. Ерофеева, В. Пьецуха, В. Пелевина и др. Получила развитие так называемая новая проза. Выразителями ее различных направлений – фантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма – являлись писатели Лю Бородин, В. Бутромов, А. Курчаткин, А. Москвина. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З.К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмоденистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

 

Архитектура

 

       Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сокращению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Санкт-Петербурге, Новгороде, Устюге и других российских городах. Широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве. Был реставрирован Гостиный Двор – памятник архитектуры конца ХVIII – начала ХIХ в., Жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. Завершились работы по реставрации построенного в середине ХIХ в. Большого Кремлевского дворца – резиденции российского Президента. В короткие сроки был восстановлен храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и разрушенной в 1931 г. Для проведения реставрационных работ привлекались средства частных инвесторов. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская православная церковь.

       В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

 

Вопросы самоконтроля

 

1. Как развивалась наука в России в 90- е годы XX века?

2. Назовите основные направления в живописи XX века?

3. Перечислите самые крупные архитектурные постройки XX века?

4. Перечислите основные направления в литературе XX века?

 

Рекомендованная литература:

10. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

11. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

12. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

13. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

14. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

15. История России http://www.historymill.com

16. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

17. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

18. Хронос http://www.hrono.ru/

 

Практические задания по курсу лекций «История»

 

Вариант 1.

 

1. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных

а) Первая мировая война

б) Северная война

с) Семилетняя война

д) Русско-японская война

 

2. Какое из перечисленных событий относится к началу 1920-х гг.?

а) отречение Николая II от престола?

б) разгон учредительного собрания

с) образование СССР

д) начало сплошной коллективизации сельского хозяйства

 

3. Какая из перечисленных республик вошла в состав СССР

а) Украинская ССР

б) Российская СФСР

с) Белорусская ССР

д) Литовская ССР

 

4. Укажите события, результатом которого стало формирование в Росси двоевластие.

а) Февральская революция

б) провозглашение советской власти

с) гражданская война

д) образование СССР

 

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите событие, о котором идет речь.

«На берегу великой русской реки разыгралась крупнейшая сухопутная битва Второй мировой войны. Вермахт пытался захватить левобережье Волги с важнейшими промышленным и административным центром региона. Но советские воины на волжском рубеже оказали врагу сопротивление, а в ночь на 19 ноября, сосредоточив силы, перешли в контрнаступление (операция «Уран»). В результате героических усилий советских войск 6-я армия Вермахта и другие силы союзников нацисткой Германии внутри или около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен».

а) оборона Брестской крепости

б) Смоленское сражение

с) Сталинградская битва

д) прорыв блокады Ленинграда

 

6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан в

а) 1950-е гг.

б) 1960-е гг.

с) 1970-е гг.

д) 1980-е гг.

 

7. С деятельностью В.В. Путина на посту Президента РФ в период 200-2008 гг. связано:

а) создание Государственной Думы РФ

б) создание Конституционного совещания Российской Федерации

с) создание в России сами федеральных округов

д) образование Съезда народных депутатов

 

8. Выдающимися полководцами Великой Отечественной войны были

а) Г.К. Жуков, А.М. Василевский

б) М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе

с) В.И. Чапаев, С.С Каменев

д) А.А. Брусилов, Л.Г. Корнилов

 

9. Укажите десятилетние, когда были написаны стихотворение К.М. Симонова «Жди меня», роман А.А. Бека «Волоколамское шоссе», «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого

а) 1940-е гг

б) 1950-е гг.

с) 1960-е гг.

д) 1970-е гг.

 

10. Укажите названия фракций, входивших в состав Государственной империи (1906-1017 гг.). Найдите в приведенном ниже списке два названия и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

а) трудовики

б) западники

с) народники

д) передвижники

   

 

Вариант 2.

 

1. Аграрная реформа П.А. Столыпина была проведена в

а) начале XIX века

б) середине XIX века

с) конце XIX века

д) начале XX века

 

2. Какой из перечисленных договоров был заключен позже остальных

а) Брестский мир

б) советско-германский Договор о ненападении

с) Мюнхенское соглашение

д) Портсмутский мир

 

 

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду 1953-1964 гг.

а) совнархоз

б) реабилитация

с) приватизация

д) десталинизация

е) семилетка

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ ______________________________________

 

4. Укажите страну, военный конфликт с которой стал причиной исключения СССР из Лиги Наций.

а) Китай

б) Монголия

с) Япония

д) Финляндия

 

5. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и укажите год, о событиях которого идет речь.

«5 июля противник крупными силами перешел в наступление, нанеся по нашей обороне исключительно мощный удар. Однако советские войска, опираясь на хорошо организованную, глубоко эшелонированную оборону и проявив беззаветный героизм, остановили вражеское наступление. Ценою больших потерь немецко-фашистским войскам удалось продвинуться на орловском направлении до 10-12 км, а на белгородском направлении – до 15-35 км. На этом наступление противника захлебнулось».

а) 1942г.

б) 1943г.

с) 1944г.

д) 1945г.

 

6.Ввод советских войск в Афганистан был осуществлен

а) в конце 1960-х гг.

б) в начале 1970г.

с) в конце 1970гг.

д) в конце 1980гг.

 

7. На ХХ съезде КПСС в 1956г.

а) был подвергнут критике культ личности М.В. Сталина

б) был отстранен от занимаемой должности Н.С. Хрущёв

с) было принято решение о начале освоение целины

д) было принято решение о вводе советских войск в Афганиста

 

8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название этапа развития международных отношений, о котором идет речь.

9. «Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями явилось одной из основных причин глобальной геополитической, военной, экономической и информационной конфронтации между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США, и их союзниками – с другой. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг сеья союзников «перед лицом внешнего врага».

а) глобализация

б) холодная война

с) разрядка международной напряженности

д) перезагрузка

 

10. Начальный этап освоения космического пространства, запуск первого искусственного спутника Земли и полёт человека в космос произошли в период, когда страной руководил

а) И.В. Сталин

б) Н.С. Хрущёв

с) Л.И. Брежнев

д) Ю.В. Андропов

 

 

Вариант 3.

 

1. Укажите период времени, к которому относится создание административных формирований (Южный федеральный округ, Северно-западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ)

а) конец 1980-х гг.

б) начало 1990-х.гг.

с) середина 1990-х гг.

д) начало 2000-х гг.

 

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

а) образование ССР

б) провозглашение советской власти в России II Всероссийским съездом Советов

с) отречение Николая II от престола

д) провозглашение России республикой

 

3.Какие мероприятия относятся к периоду «перестройки»? Найдите в приведённом списке два мероприятия и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

а) создание совнархозов

б) проведение политики гласности

с) восстановление деятельности

д) либерализация цен

е) организация борьбы против пьянства и алкоголизма

   

 

 

4. Существует точка зрения, что, несмотря на существование серьёзных отличий, развитие советской экономики в период восстановления Великой Отечественной войны и в период «перестройки» имеет много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих это сходство

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Укажите, какое из перечисленных событий привело к учреждению в России Государственной думы

а) аграрная реформа П.А. Столыпина

б) окончание Февральской революции

с) начало первой российской революции

д) провозглашение России республикой

 

6. В годы индустриализации в СССР

а) началось освоение целины

б) началось строительство атомных электростанций

с) были построены крупные предприятия тяжёлой промышленности

д) была осуществлена приватизация государственной собственности

 

6. Что из перечня послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций в 1939г.?

а) участие СССР в Генуэзской конференции

б) подписание Брестского мира с Германией

с) начало советско-финляндской войны

д) вооруженный конфликт между СССР и Японией в районе реки Халхин-Гол

 

7. Укажите, какое событие является составной частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

а) оборона Брестской крепости

б) Сталинградская битва

с) Смоленское сражение

д) освобождение Белоруссии

 

8. Что из названного относится к политике Н.С. Хрущёва?

а) осуществление приоритетных национальных проектов

б) широкое жилищное строительство

с) осуществление сплошной коллективизации

д) приведение радикальных рыночных реформ

 

9. Запишите фамилию, пропущенную в схеме

             
 
 

 


Ответ_____________________

 

10.  Что было построено в ходе первых пятилеток?

а) первая очередь Московского метрополитена

б) Волжский автомобильный завод

с) атомная электростанция в г. Обнинске

д) Братская гидроэлектростанция

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.116 с.)