Либерализация внешнеполитического курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либерализация внешнеполитического курса



       Поворот к ―оттепели‖. Были урегулированы отношения СССР с Китаем, достигнута договоренность об оказании ему помощи и возвращении Порт-Артура. Нормализовались отношения с Югославией. Важной мерой стало укрепление отношений в социалистическом лагере. В 1955 г. создана Организация Варшавского Договора (ОВД) для совместной оборонной политики, в которую вошли все европейские социалистические страны, кроме Югославии.

       Мирное сосуществование и борьбу за мир Хрущев и КПСС в целом считали главной задачей. Первостепенное значение имела встреча Хрущева с президентом США Эйзенхауэром (осень 1959 г.). В 1960 г. Хрущев вновь прибыл в США на сессию Генеральной Ассамблеи ООН.

       После урегулирования отношений СССР и ФРГ неразрешенным остался берлинский вопрос. В 1961 г. власти ГДР, по согласованию с СССР, возвели стену, отделяющую Восточный Берлин от Западного и установили контрольно-пропускные пункты.

       Карибский кризис. Американское и советское противостояние в значительно более серьезной форме повторилось в 1962 г. После победы кубинской революции (1959 г.) СССР разместил на острове ракеты среднего радиуса действия. Соединенные Штаты заявили протест, расценив их, как наступательное оружие. СССР перед лицом мирового сообщества отрицал наличие советских ракет на Кубе, но фотовыставка в ООН доказала обратное. В октябре военные корабли США установили карантин вокруг Кубы и привели вооруженные силы в боевую готовность. Мир оказался перед реальной угрозой ядерной войны. Но лидеры СССР и США проявили здравый смысл. Советское правительство признало, наконец, наличие ракет и их наступательный характер. 27- 28.10.1962 г. состоялся обмен посланиями между Хрущевым и Кеннеди. СССР согласился демонтировать ракеты и вывезти их с Кубы. США гарантировали безопасность Кубы и обязались вывезти ракеты из Турции. Общее стремление избежать тотальной войны проявилось в подписании первого соглашения по контролю над вооружениями. Договор, подписанный великими державами 15.08.1963 г., запрещал ядерные испытания в трех сферах - в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Вопросы самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте реформы в области сельского хозяйства.

2. Какие социальные процессы происходили в СССР в данный период?

3. Какое значение имел ХХ съезд КПСС?

4. Можно ли считать провозглашенный курс на мирное сосуществование отказом СССР от «холодной войны»?

Рекомендованная литература:

1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

6. История России http://www.historymill.com

7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

9. Хронос http://www.hrono.ru/

ТЕМА 11. Советская культура в 1950-1980 гг.

Образование

 

       Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х годов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946-1950 гг. они подготовили около 3,4 млн. рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

       Растущая потребность в квалифицированных специалистах способствовала расширению масштабов и качества их подготовки. Были открыты новые вузы и университеты во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, Нальчике и других городах. Только в 1950-1955 гг. начали действовать 50 новых вузов. В 1959-1965 гг. высшие учебные заведения подготовили и направили на работу в народное хозяйство свыше 2,4 млн. выпускников. В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством.

 

Наука

 

       Сразу по окончании Великой Отечественной войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии. В 1949 г. в СССР состоялось испытание атомной бомбы.

       В целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увеличивались ассигнования на научные цели.

       В 1954 г. в СССР начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин и др.

       Советские ученые успешно трудились в ракетно-космической области. Под руководством С.П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле «Восток». В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. В 1965 г. состоялся первый выход человека в космос, осуществленный летчиком-космонавтом А.А. Леоновым. За труды в области квантовой электроники А.М. Прохоров и Н.Г. Басов – совместно с американским физиком Ч. Таунсом – были удостоены Нобелевской премии. За крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами академики Н.Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л.Д. Ландау, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк. В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л. Капица.

       Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединения (НПО).

Литература и искусство

 

       Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров («Подвиг разведчика» Б.В, Барнета, «Молодая гвардия С.А. Герасимова и др.).

       В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В, Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г.Н. Троепольского).

       Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

       В литературе и искусстве второй половины 60-х годов – конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая – официально признанная. И, наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М.И. Ромма). На рубеже 60-70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников – И.С. Глазунова.

Вопросы самоконтроля

       1. Почему период правления Н.С.Хрущева называют «оттепелью»?

       2. Сравните методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущева.

Рекомендованная литература:

1. Кузнецов И.Н. История: Учебник для бакалавров. Учебник. Издательство: Дашков и К, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

2. Орлов А.С., Георгиев В. А. История России. Издательство: Проспект, 2012

3. История государства Российского http://www.rhistory.ru/

4. История России и всемирная история с древнейших времен. http://www.istorya.ru/

5. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

6. История России http://www.historymill.com

7. Материалы русской истории http://magister.msk.ru/

8. От Руси древней до империи Российской http://rus-hist.on.ufanet.ru/.

9. Хронос http://www.hrono.ru/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.01 с.)