Средства массовой информации как объект права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства массовой информации как объект права



Так, в ст. 2 Закона о СМИ средства массовой информации рассматриваются как форма периодического распространения массовой информации, то есть не как субъект, а как объект права.

СМИ - это не сама информация, а форма ее периодического распространения.

под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, помимо прочего, в том, что исключительные права на него могут не быть связаны с правом собственности на организацию, осуществляющую выпуск СМИ, как на имущественный комплекс. Это особенно характерно для государственных печатных СМИ, среди которых достаточно распространена такая правовая схема, при которой, например, законодательное собрание является учредителем или соучредителем издания, а редакция, организованная в форме коммерческой организации, принадлежит как имущественный комплекс совершенно другому субъекту. Причем, если редакция организована в форме предприятия, то в состав ее имущественного комплекса, помимо прочего, входят и ее продукция, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и ее продукцию.

Название СМИ, товарный знак, фирменное наименование. Право на название является едва ли не более значимым, чем право на имущество редакции. С названием связаны имидж издания, его рейтинг, круг постоянных авторов, читателей, рекламодателей и партнеров, а также права на денежные средства, собранные в ходе подписки, и соответствующие обязательства перед подписчиками.

Как известно, ст. 20 Закона о СМИ обязывает решать вопрос о передаче и (или) сохранении права на название в уставе редакции. Казалось бы, широта выбора здесь безгранична. Однако не нужно забывать, что исключительные права на средства индивидуализации продукции входят в имущественный комплекс организации, осуществляющей выпуск СМИ, как нематериальные активы. И никто не вправе произвольно отобрать эти права. Правда, наименования СМИ не тождественны таким более традиционным видам средств индивидуализации, как товарные знаки и фирменные наименования. Причем невозможно требовать, чтобы наименование СМИ было защищено товарным знаком или совпадало с фирменным наименованием организации, осуществляющей его выпуск.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СМИ.

Перечень основных законов. Закон РФ «О средствах массовой информации»

· Конституция Российской Федерации

· Закон РФ «О средствах массовой информации»

· Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»

· Закон РФ «О государственной тайне»

· Федеральный закон «О рекламе»

· Федеральный закон «Об информации, информатизации защите информации»

· Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

· Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

· Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»

· Федеральный закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет»

· Федеральный закон «О связи»

· Гражданский кодекс Российской Федерации

· Уголовный кодекс Российской Федерации

· Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

определен круг возможных учредите» средств массовой информации (гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган) и круг лиц, которые не могут выступать учредителями, например организации, деятельность которых запрещена по Закону.

Средства массовой информации подлежат регистрации в ор-ганах Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Заявление по этому поводу должно содержать реквизиты, указанные в ст. 10 Закона, - све-дения об учредителе, название средства массовой информации, адрес редакции и др. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность только после государственной регистрации. Основания для отказа в регистрации указаны в ст. 13 (содержащиеся в заявлении сведения не соответствуют действительности и др.).

Закон «О средствах массовой информации» определяет пра-вовой статус двух важнейших средств - телерадиовещания и периодической печати.

На ведение телерадиовещания должна быть лицензия, выда-ваемая указанным Министерством. При нарушении условий и порядка вещания лицензия может быть аннулирована.

В отношении периодической печати установлены определен-ные выходные данные, обязательные для каждого выпуска пе-риодического издания: название, учредитель, индекс, тираж и т.д. (ст. 27 Закона).

Лица, которые в рамках своей профессиональной деятельно-сти имеют право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, приобретают статус журналистов. Порядок их ак-кредитации определен в ст. 48 Закона, в которой также закреп-лены права и обязанности журналиста и указано на недопусти-мость злоупотребления своими правами.

Важным положением Закона «О средствах массовой инфор-мации» является право на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой ин-формации. Определен порядок опровержения и основания отказа в опровержении.

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном федеральным законо-дательством о рекламе См.: Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864..

Государственное управление средствами массовой информа-ции как отраслью ведет названное Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ См.: СЗ РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2574..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.005 с.)