Понятие, свойства и структура информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, свойства и структура информации.



Понятие, свойства и структура информации.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Информация может существовать в виде:

• текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

• световых или звуковых сигналов;

• радиоволн;

• электрических и нервных импульсов;

• магнитных записей;

• жестов и мимики;

• запахов и вкусовых ощущений;

• хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Что можно делать с информацией

создавать принимать   комбинировать         хранить

передавать         копировать  обрабатывать искать

воспринимать    формализовать         делить на части         измерять

использовать     распространять         упрощать      разрушать

запоминать         преобразовывать    собирать       и т. д.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

Свойства информации

Информация обладает следующими свойствами:

• достоверность

• полнота

• точность

• ценность

• своевременность

• понятность

• доступность

• краткость и т. д.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях.

Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта Статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СМИ.

Перечень основных законов. Закон РФ «О средствах массовой информации»

· Конституция Российской Федерации

· Закон РФ «О средствах массовой информации»

· Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»

· Закон РФ «О государственной тайне»

· Федеральный закон «О рекламе»

· Федеральный закон «Об информации, информатизации защите информации»

· Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

· Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

· Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»

· Федеральный закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет»

· Федеральный закон «О связи»

· Гражданский кодекс Российской Федерации

· Уголовный кодекс Российской Федерации

· Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

определен круг возможных учредите» средств массовой информации (гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган) и круг лиц, которые не могут выступать учредителями, например организации, деятельность которых запрещена по Закону.

Средства массовой информации подлежат регистрации в ор-ганах Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Заявление по этому поводу должно содержать реквизиты, указанные в ст. 10 Закона, - све-дения об учредителе, название средства массовой информации, адрес редакции и др. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность только после государственной регистрации. Основания для отказа в регистрации указаны в ст. 13 (содержащиеся в заявлении сведения не соответствуют действительности и др.).

Закон «О средствах массовой информации» определяет пра-вовой статус двух важнейших средств - телерадиовещания и периодической печати.

На ведение телерадиовещания должна быть лицензия, выда-ваемая указанным Министерством. При нарушении условий и порядка вещания лицензия может быть аннулирована.

В отношении периодической печати установлены определен-ные выходные данные, обязательные для каждого выпуска пе-риодического издания: название, учредитель, индекс, тираж и т.д. (ст. 27 Закона).

Лица, которые в рамках своей профессиональной деятельно-сти имеют право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, приобретают статус журналистов. Порядок их ак-кредитации определен в ст. 48 Закона, в которой также закреп-лены права и обязанности журналиста и указано на недопусти-мость злоупотребления своими правами.

Важным положением Закона «О средствах массовой инфор-мации» является право на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой ин-формации. Определен порядок опровержения и основания отказа в опровержении.

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном федеральным законо-дательством о рекламе См.: Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864..

Государственное управление средствами массовой информа-ции как отраслью ведет названное Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ См.: СЗ РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2574..

ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ

Статьей 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) определены общие требования к рекламе, в том числе закреплены важные положения, касающиеся запретов и ограничений на размещение рекламы, содержатся определения недобросовестной и недостоверной рекламы, а также признаки, по которым реклама может быть признана таковой.

Так, в соответствии с пунктом 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая:

•        содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

•        порочит честь и достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

•        представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время и в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

•        является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, а именно (п. 3 ст. 5 Закона о рекламе):

•        о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

•        о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

•        об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

•        о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

•        об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

•        о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

•        об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

•        о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

•        об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

•        о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

•        о результатах исследований и испытаний;

•        о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

•        о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

•        об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

•        о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

•        о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

•        об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

•        о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

•        о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

•        об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Данный перечень является закрытым.

Закон также указывает, какой реклама не должна быть и какие выражения в ней недопустимы. Приведем некоторые требования из числа тех, что интересны для руководителей СМИ:

•        В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

•        Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

•        В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

•        Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются (ст. 6 Закона о рекламе):

•        дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

•        побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

•        создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

•        создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

•        формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

•        показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

•        преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

•        формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Статьей 7 Закона о рекламе установлен следующий перечень товаров, реклама которых запрещена:

•        o       товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

o        наркотические средства, психотропных веществ и их прекурсоры;

o        взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехнических изделий;

o        органы и (или) ткани человека в качестве объектов купли-продажи;

o        товары, подлежащие государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

o        товары, подлежащие обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

o        товары, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

ФЗ о библиотечном деле

библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;

Основные принципы организации библиотечного дела:

Общедоступность библиотечного обслуживания:

т.е. принцип демократизации и обеспечения равного для всех людей доступа к библиотечным ресурсам.

Осуществление равномерного размещения библиотек не означает такого их территориального расположения, при котором на каждую единицу площади приходилось бы равное количество библиотек.

Библиотечный фонд должен быть дифференцирован (структурирован) по характеристикам его доступности для самой библиотеки в процессе комплектования, хранения и использования.

Архивный фонд РФ

Архивный фонд Российской Федерации - это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации и подлежащих постоянному (вечному) хранению.

Документы Архивного фонда Российской Федерации являются одним из символов российской государственности, отражают правовые и организационные основы ее становления и развития, содержат сведения по политической истории страны, истории ее экономики, науки, культуры, социального развития населяющих Россию народов и народностей.

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, времени создания, вида носителя, места хранения и формы собственности, в том числе поступившие на законном основании из-за рубежа, а также архивные фонды и архивные документы государственных учреждений Российской Федерации, находящиеся за границей.

Архивный фонд Российской Федерации состоит из государственной и негосударственной частей.

Государственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальной собственностью.

Негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений и организаций, а также с момента отделения церкви от государства в собственности религиозных объединений и организаций, действующих на территории Российской Федерации, или находящиеся в частной собственности.

По данным последней паспортизации объем Архивного фонда Российской Федерации составляет свыше 460 млн. единиц хранения на различных носителях.

Структурная схема организации Архивного фонда Российской Федерации определяется существующей сетью архивных учреждений, составляющих систему Росархива, других учреждений, в законодательно определенном порядке хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, а также сетью архивов министерств, ведомств, организаций, в том числе негосударственных, документы которых отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Наиболее ценная часть Архивного фонда Российской Федерации объемом более 39 млн. единиц хранения сконцентрирована в 14 федеральных архивах.

Свыше 123 млн. единиц хранения Архивного фонда Российской Федерации хранится в 201 государственном архиве субъектов Российской Федерации и более 30 млн. единиц хранения - в 2,5 тыс. муниципальных архивах.

Около 2,5 млн. единиц хранения сосредоточено в Архиве Российской Академии Наук, ее научных и научно-отраслевых архивах и свыше 7 млн. единиц хранения - в музеях и библиотеках.

Ежегодно объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в архивных учреждениях системы Росархива, увеличивается в среднем на 1,6 млн. единиц хранения за счет приема из ведомств документов, отнесенных в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Федеральная архивная служба России (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда Российской Федерации.

В систему Федеральной архивной службы России входят федеральные государственные архивы (14),

научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе России, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации (84) и подчиненные им учреждения (240 государственных архивов и центров хранения документации).

Федеральные государственные архивы

Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

Российский государственный исторический архив (РГИА)

Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)

Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ)

Российский государственный архив экономики (РГАЭ)

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Российский государственный военный архив (РГВА)

Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИАДВ)

Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)

Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД)

Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

Российский государственный архив соцально-политический истории (РГАСПИ)

Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ)

Объем Архивного фонда Российской Федерации составляет более 600 млн. единиц хранения на различных носителях, или более 8,5 тыс. км архивных полок.

Документы Архивного фонда Российской Федерации в законодательно определенном порядке хранятся: постоянно в федеральных государственных архивах, государственных архивах субъектов Российской Федерации, муниципальных архивах, федеральных и других государственных и муниципальных библиотеках и музеях, а также в организациях Российской академии наук; временно в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования; на депозитарном хранении в ряде федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 27 декабря 2006 г.

Ежегодно объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, увеличивается в среднем на 1,7 млн единиц хранения.

49 Правовые вопросы использования электронной подписи.

Правовые аспекты использования электронной цифровой подписи

Использование электронных документов и электронной цифровой подписи (ЭЦП) регламентируется во многих законах и подзаконных актах. В большинстве взаимоотношения сторон по применения ЭЦП складываются в рамках гражданско-правовых отношений, и регулируются Гражданским кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами.

           Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ, регулирующей вопросы письменной формы сделки, использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 434 ГК РФ, посвященной форме договора, договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Согласно ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ разрешает использование электронных документов, заверенных ЭЦП, во всех случаях, когда требуется письменная форма сделки, за исключением тех, при которых установлены специальные требования к форме документа. При этом следует обратить внимание, что ни статья 160 ГК РФ, ни статья 434 ГК РФ не выдвигает в качестве обязательного требования скрепления документов печатями.

           Федеральный Закон №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации» определяет критерий отнесения компьютерной информации к электронным документам. Так, согласно ч.3 ст.11 Закона: «Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе».

Также определение электронного документа содержится в ст.3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»: «электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме». При этом Закон «Об электронной цифровой подписи» ставит своей целью обеспечения правовых условий использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Однако в силу прямого указания в пункте 2 статьи 1 Закона сфера регулирования ограничивается только отношениями, возникающими при совершении гражданско-правовых сделок, и другими специально предусмотренными законодательством РФ случаями. Таким образом, для применения норм Закона в иных отношениях, нежели отношения на основании гражданско-правовых сделок, необходимо принятие законодательных актов.

Такими законодательными актами, которые регулируют использование ЭЦП, являются, в частности, Налоговый кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, согласно статье 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе подать декларацию, подписанную ЭЦП. Законодательство о бухгалтерском учете в Российской Федерации позволяет использовать в первичных учетных документах ЭЦП лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления (статья 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и письмо Министерства Финансов РФ от 26 мая 2004 года № 04-02-05/2/28).

Юридические аспекты использования электронной цифровой подписи.

1.Использование электронной цифровой подписи в корпоративной информационной системе.

Использование ЭЦП в корпоративных информационных системах регулируется внутренними нормативными документами таких систем: соглашением между участниками такой системы или между владельцем системы и пользователями (клиентами). В корпоративной информационной системе по соглашению участников системы функции удостоверяющего центра могут выполняться одним из участников, причем функционирование такого удостоверяющего центра также осуществляется по соглашению участников. При изготовлении удостоверяющим центром сертификатов ключей подписей - сертификаты оформляются в форме документов на бумажных носителях.

2. Правила пользования и хранения.

Правила пользования и хранения ЭЦП подробно изложены в Инструкции владельца ЭЦП, входящей в состав клиентского комплекта.

 

3. Подписание и проверка документов.

Электронная цифровая подпись используется для подтверждения подлинности документов, передаваемых по телекоммуникационным каналам. Функционально она аналогична обычной подписи и обладает ее основными достоинствами:

•        удостоверяет, что подписанный текст исходит от лица, поставившего подпись;

•        не дает самому этому лицу возможности отказаться от обязательств, связанных с подписанным текстом;

•        гарантирует целостность подписанного текста.

Электронная цифровая подпись представляет собой относительно небольшое количество дополнительной цифровой информации, передаваемой вместе с подписанным текстом.

ЭЦП основана на достижениях современной криптографии. С помощью ЭЦП устанавливается однозначная взаимная связь между содержимым сообщения, самой подписью и парой ключей. Изменение хотя бы одного из этих элементов приводит к нарушению этой связи, а ее сохранение является подтверждением подлинности цифровой подписи и, следовательно, самого сообщения. ЭЦП реализуется при помощи асимметричных алгоритмов шифрования и хэш-функций.

Пользование ЭЦП включает две процедуры:

•        формирование цифровой подписи;

•        проверку цифровой подписи.

4. Юридическое обоснование применения ЭЦП.

Основой для применения электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, в корпоративной информационной (торговой) системе Межрегиональной интернет-торговой сети являются следующие законодательные и нормативные акты государственных органов РФ:

•        Гражданский Кодекс РФ

•        Законы "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об электронной цифровой подписи"

•        Материалы Высшего Арбитражного суда

•        Государственные стандарты

4.1. "Гражданский Кодекс Российской Федерации",

Часть первая, Статья 160, п.2, в котором говорится:

"Использование при совершении сделок...электронно-цифровой подписи...допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон":

Часть первая, Статья 434, п.1

"Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась".

Часть первая, Статья 434, п.2

"Договор в письменной форме может быть заключен...путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору";

 

4.2. Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации",

Глава 2, Статья 5, п.3

"Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования";

Программно-технические средства, приобретаемые в Анкаде, сертифицированы ФСБ, что является гарантией того, что они позволяют однозначно идентифицировать подписи.

4.3. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» №1-Ф3 от 10 января 2002 года:

Статья 4 п.1

"Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

сертификат ключа подписи, относящийся к электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи."

Понятие, свойства и структура информации.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Информация может существовать в виде:

• текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

• световых или звуковых сигналов;

• радиоволн;

• электрических и нервных импульсов;

• магнитных записей;

• жестов и мимики;

• запахов и вкусовых ощущений;

• хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Что можно делать с информацией

создавать принимать   комбинировать         хранить

передавать         копировать  обрабатывать искать

воспринимать    формализовать         делить на части         измерять

использовать     распространять         упрощать      разрушать

запоминать         преобразовывать    собирать       и т. д.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

Свойства информации

Информация обладает следующими свойствами:

• достоверность

• полнота

• точность

• ценность

• своевременность

• понятность

• доступность

• краткость и т. д.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.146 с.)