Методы совершенствования государственной службы и статуса государственного служащего в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы совершенствования государственной службы и статуса государственного служащего в Республике Беларусь



 

Совершенствование государственной службы Республики Беларусь, должно подразделяться на два основных направления:

повышение привлекательности государственной службы Республики Беларусь для ее граждан.

улучшение системы государственной службы.

Один из способов сделать государственную службу более привлекательной заключается в улучшении материального положения государственных служащих и ужесточении наказаний за правонарушения. Государственные служащие должны получать заработную плату в зависимости от занимаемой должности и соответствующую его уровню ответственности. В настоящее время начальники государственных органов могут иметь оплату труда ниже менеджеров, бухгалтеров и прочих специалистов частных компаний. Улучшение материального положения также решит проблему большой текучести кадров в государственных органов, что в скором времени приведет к формированию высококвалифицированного состава государственных органов.

Проанализируем количественный состав государственных служащих Республики Беларусь. Согласно данным Белстата, в 2011 году по виду экономической деятельности «государственное управление» в стране трудились 165,9 тысяч чиновников. В экономике было занято 4.654.500 человек. Получается, 35,64 чиновника на тысячу занятых в экономике белорусов. После сокращения прошедшего в 2013 году количество чиновников на тысячу занятых снизилось до 34. [22]

Наиболее точно оценить численность занятых в госсекторе в Беларуси развитых странах Запада позволяет исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Government at a Glance 2013. Доля чиновников, работников в госучреждениях и государственных компаниях по отношению к общей численности работников в Беларуси составляет 43,1% (2 место). В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники - врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т.д. Для России данный показатель находится на уровне 30,6%, США - 14,4%, Канада - 19,4%, Италия - 13,7%, Швеция - 26,2%. Как видим, доля государственного сектора составляет практически половину работающего населения страны. [22]

В связи с этим считаю целесообразным строго контролировать численность государственных служащих. Рассмотрим пример США. Законодательство США достаточно эффективно решает задачу ограничения неконтролируемого роста высшего звена государственной службы. Общая ее численность не должна превышать 10 777 человек (пар. 413 Свода законов США). Устанавливаются должности высшего руководящего состава следующим образом. Каждые два года соответствующие органы исполнительной власти обращаются в Управление государственной службы с заявками на утверждение общего числа высшего руководящего состава. В обосновании указываются не только предполагаемые характер и объем управленческих задач, но и предполагаемые бюджетные ассигнования на следующие два финансовых года. Управление государственной службы проводит консультации с Административно-бюджетным управлением (входит в аппарат президента) и выносит решение по заявкам каждого из ведомств, корректируя их при необходимости. [9]

Установлены ограничения и в отношении других категорий государственных служащих. В частности, общее число не карьерных государственных служащих (заявки на утверждение этих должностей подаются ведомствами в Управление государственной службы ежегодно) не должно превышать 10% от общей численности высшего руководящего состава. А общее число государственных служащих, нанимаемых на определенный срок, и государственных служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств, не может превышать 5% от общей численности высшего руководящего состава.

В свою очередь необходимо обратить внимание на государственную кадровую политику. Существенным моментом можно отметить пересмотр и формирование современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления. Лучшие из лучших должны получать должности в сфере государственного управления, ведь именно эти люди в дальнейшем решают судьбу нашего будущего.

Кадровым службам проводить подбор будущих государственных служащих с учетом их профессиональных и нравственных качеств. Требования к будущим государственным служащим должны ужесточиться, например, введение экзаменов либо тестирование поможет отсеять неквалифицированные кадры.

Формирование действенного резерва руководящих кадров и организация планомерной работы с ним является одним из важнейших функций кадровой службы. Я считаю, что руководящие кадры должны проходить все ступени государственный службы, от низшего звена к высшему. Тем самым каждый руководитель будет понимать работу оперативного и вспомогательного состава, что позволит ему качественно распределять обязанности между своими подчиненными.

Таким образом, государственная служба - это важнейший инструмент государства, поэтому она должна быть правовой, четко организованной, законодательно обеспеченной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными глубоко анализировать происходящие в стране процессы, видеть далеко вперед, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений.

Основными направлениями совершенствования государственной службы и статуса государственного служащего можно выделить улучшение материального положения и ужесточения ответственности, сокращение доли чиновников и работников государственных органов, что влечет необходимость эффективного и существенного перераспределения полномочий и обязанностей между государственными служащими.

Мотивация эффективного труда, рациональное использование кадров, создание благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров являются ключевыми направлениями совершенствования государственной кадровой политики.

 


 

Заключение

 

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятие «государственный служащий» нуждается в некоторой корректировке, т.к. данное понятие рассматривается учеными-правоведами в широком и в узком смыслах. При определении данной дефиниции ученые используют различные сущностные подходы, что отображено в данной работе. Понятие госслужащего в белорусском законодательстве раскрывается через основные его признаки, такие как гражданство, занятие государственной должности, наделение соответствующими полномочиями и выполнение служебных обязанностей, получение денежного вознаграждения из средств государственного бюджета.

В связи с прозрачностью понятия существует также многочисленные подходы к классификации госслужащих и в определении их компетенции. Возможность классификаций государственных служащих по различным критериям позволяет более точно определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы в зависимости от вида государственной деятельности, в зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций, по масштабу деятельности органов, где работает служащий и др. Т.е. изучение данного вопроса показало, что в научных кругах нет единства взгляда на данный вопрос и законодательством также четко не проводится разделение государственных служащих на определенные виды, что, на наш взгляд, является недостатком, т.к. сложившаяся ситуация подчеркивает неконкретность при определении круга служебных обязанностей государственного служащего, его прав, предела ответственности, требований к его профессионально-квалификационной подготовке.

Для должного исполнения своих обязанностей, для обеспечения качественной и эффективной деятельности госслужащих, снижения коррумпированности в государственных органах, повышения престижа государственной службы и повышения компетентности государственных служащих государством устанавливаются определенные социальные и материальные гарантии (гарантии достойных условий труда, гарантии оплаты труда, предоставление отпуска, гарантии государственной защиты, пенсионное обеспечение, обеспечение государственных служащих служебными жилыми помещениями и др.), что связано с важностью их профессиональной деятельности.

Следует отметить, что от уровня государственных гарантий зависит эффективность государственного управления, а отсюда следует и уровень развития общества в целом. Поэтому государство должно заботиться о достойном уровне жизни и профессиональной деятельности своих служащих, поощрять профессионалов в своем деле. Ведь сегодняшний государственный служащий это человек, обладающий высокими профессиональными знаниями и навыками, умеющий оперативно и грамотно решать поставленные перед ним задачи, коммуникабельный и внимательный в отношениях с гражданами. От того насколько эффективным окажется деятельность государственных служащих, насколько взвешенные и продуманные решения они будут принимать, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история.

Государственная служба - это важнейший инструмент государства, поэтому она должна быть правовой, четко организованной, законодательно обеспеченной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными глубоко анализировать происходящие в стране процессы, видеть далеко вперед, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений.

Основными направлениями совершенствования государственной службы и статуса государственного служащего можно выделить улучшение материального положения и ужесточения ответственности, сокращение доли чиновников и работников государственных органов, что влечет необходимость эффективного и существенного перераспределения полномочий и обязанностей между государственными служащими.

Мотивация эффективного труда, рациональное использование кадров, создание благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров являются ключевыми направлениями совершенствования государственной кадровой политики.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.008 с.)