Виды государственных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды государственных служащих



Введение

государственный служащий правовой

Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение административно-правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени. Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления. Тем более что с принятием Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г., произошли существенные изменения в правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений с государственными служащими.

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

) определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего;

) на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции;

) изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;

) определение и оценка такого элемента правового статуса госслужащего, как гарантии.

Посредством изучения нормативно-правовой базы при написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе, история его развития на современном этапе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового понятия. При написании работы также применялись структурно-функциональный, социологический, статистический, логический и сравнительный методы.

Существенным вкладом в изучении проблематики института государственной службы стали работы таких белорусских ученых-правоведов, как Крамника А.Н., Постниковой А.А., Сухарковой А.И., Гавриленко Д.А., Томашевского К.Л.

В данной работе освещено содержание понятия «государственный служащий», приведены его основные признаки, дана характеристика его правовому статусу, представлена классификация госслужащих. Таким образом, на основе системного анализа законодательства приводится полная картина содержания понятия «государственные служащие», раскрывается компетенция госслужащих на основе классификации. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.

 


1. "Государственный служащий": понятие, признаки и его основные виды

 

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства, является служба. Это понятие употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы является государственная служба, которая связана органически с ролью государства в жизни общества, с его задачами и функциями, формами деятельности.

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных органах.

Белорусские ученые Гавриленко Д.А. и Мах И.И. отмечают, что «государственная служба является не только важным правовым явлением, но также имеет ярко выраженную социальную сущность» [7, с. 111]. Они подчеркивают, что демократическое государство должны олицетворять достойные представители: компетентные, честные, уважающие закон, способные откликнуться на нужды людей.

Государственная служба опосредствуется правом. Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач. [10, с. 245]

Итак, государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

Теперь перейдем к более детальному рассмотрению такого понятия как государственный служащий, выясним, какую роль выполняют работники государственных органов.

 

Содержание понятия «государственный служащий», основные признаки

 

Государственный служащий является субъектом административного права и субъектом государственно-служебных отношений, а само понятие государственного служащего является одной из базовых категорий института государственной службы.

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно.

Вместе с тем, начиная с конца 50-х годов, в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный служащий», правовое положение которого всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Следует учитывать, что ранее в законодательстве и на практике термин «государственный служащий» использовался в двух смыслах: во-первых, как синоним служащего государственного аппарата; во-вторых, в более широком смысле в качестве служащего государственного предприятия, учреждения или органа.

В конечном итоге, все авторы пришли к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смыслах слова. Попробуем представить это понятие более полно.

Ранее действовавшее в Республике Беларусь законодательство о государственной службе использовало для обозначения лиц, проходящих государственную службу, такой правовой термин, как «служащий государственного аппарата».

Как для прежнего термина «служащий государственного аппарата», так и для более нового «государственный служащий», общим родовым понятием является «служащий». Под «служащим» в юридической литературе понимается одна из категорий работников, трудящихся, выполняющих квалифицированную работу, в частности, осуществляющих руководящие, управленческие, контрольные и информационные функции [23, с. 506]. Но в отличие от рабочих, характер труда служащих определяется занимаемой ими должностью и объемом компетенции того органа управления предприятия, учреждения, организации, в штате которого они состоят.

Таким образом, в административно-правовой литературе понятие государственного служащего неоднозначно. В широком смысле - это любое лицо, занимающее должность в любой государственной организации и не занятое непосредственно производительным трудом (врач, учитель, любой другой специалист, директор школы, прокурор, министр и т.п.). В таком понимании служащие обладают следующими общими признаками: работают на благо государства; работают в государственной организации; занимают в ней соответствующую должность; обладают профессиональной подготовкой; позволяющей замещать определенную должность; наделены государственными полномочиями; выполняют определенные государственные функции по занимаемой должности; получают за свой труд установленную государством заработную плату из бюджета [13, с. 514].

По мнению Д.Н. Бахраха, к служащим относятся граждане, занимающие должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющие управленческую деятельность либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и др.). Все служащие - это профессионалы управления, социально-культурного обслуживания [6, с. 10].

К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата, государственных органов. Они, наряду с общими признаками государственных служащих, обладают специфическими признаками, закрепленными в специальных нормативных актах (законах, положениях), регламентирующих порядок прохождения службы в этих органах [13, с. 514].

Как отмечает профессор Крамник А.Н., между служащими государственного аппарата (государственных органов) и служащими иных государственных организаций имеется существенное различие. Ссылаясь на мнение известных российских правоведов Алехина А.П., Кармолицкого А.А., Козлова Ю.М., он подчеркивает, что «государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответствующего производства, социально-культурной деятельности, т.е. выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций» [13, с. 514].

По мнению профессора Крамника А.Н. государственные гражданские служащие - это отдельный вид государственных служащих, определяемый характером осуществляемой деятельности - государственной гражданской службой.

Другие ученые (Постникова А.А., Сухаркова А.И.) определяют, что «к государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда» [18, с. 69]. Они отмечают, что в основе различия государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих, колхозников) лежат два критерия:

а) отношение к созданию материальных ценностей;

б) правовые последствия трудовой деятельности людей.

Рабочие и колхозники заняты в сфере материального производства. Труд их создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т.д. Они любо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов [18, с. 69].

Если обратиться к законодательству, то статья 1 Модельного Закона «Об основах государственной службы», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. №11-5 гласит, что государственный служащий лицо, замещающее оплачиваемую государственную должность государственной службы и в соответствии с законодательством государства осуществляющее должностные обязанности по исполнению полномочий государственных органов [1].

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ понятие государственного служащего распадается на два определения в зависимости от статуса государственного органа как федерального или относящегося к субъекту федерации. Так, под федеральным государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ [4].

Интересным, на мой взгляд, является содержание понятия «государственный служащий» в зарубежной правовой литературе. В частности, во Франции к государственным служащим относятся все служащие государства, его законодательных, исполнительных и судебных органов. Кроме того, к служащим государства относятся лица, работающие в системе публичного образования и здравоохранения [15, с. 279].

Как указано в законодательстве Федеративной Республики Германии, одним из признаков органа управления является обладание чиновничеством. В полной мере это положение можно отнести и к органам публичной администрации Республики Беларусь, деятельность которых немыслима без аппарата государственных служащих [7, с. 111]. Государственными же служащими (чиновниками) в ФРГ именуются те, кто находится в государственно-служебных отношениях на основании присяги верности с юридическим лицом публичного управления и выполняет по поручению последнего публично-правовые функции [15, с. 279].

Согласно положению о государственной службе Китайской Народной Республики, государственными служащими являются работники административных органов всех ступеней, за исключением рабочих и обслуживающего персонала [15, с. 279].

Известны и многие другие понятия государственного служащего. Их анализ позволяет выделить наличие следующих признаков государственного служащего: гражданство, соответствующая профессиональная подготовка, государственная должность, денежное вознаграждение.

По сути, все эти признаки присутствуют и в понятии, предложенном белорусским законодательством. Так, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. №204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» четко определяет в статье 5, что «государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования» [3].

Таким образом, государственный служащий это гражданин государства, обладающий соответствующими знаниями и навыками, наделенный полномочиями и служебными обязанностями, действующий от имени государства в целях выполнения его основных функций за определенное вознаграждение из средств бюджета.

Основным содержанием службы государственного служащего является исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций. Необходимо отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.

Участие различных категорий служащих в осуществлении задач и функций государства по руководству обществом различно, каждый из них обладает определенными полномочиями в зависимости от занимаемой должности в определенных органах, от сферы деятельности. Отсюда вытекает возможность выделить различные виды государственных служащих. Перейдем к рассмотрению классификаций государственных служащих.

 

Заключение

 

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятие «государственный служащий» нуждается в некоторой корректировке, т.к. данное понятие рассматривается учеными-правоведами в широком и в узком смыслах. При определении данной дефиниции ученые используют различные сущностные подходы, что отображено в данной работе. Понятие госслужащего в белорусском законодательстве раскрывается через основные его признаки, такие как гражданство, занятие государственной должности, наделение соответствующими полномочиями и выполнение служебных обязанностей, получение денежного вознаграждения из средств государственного бюджета.

В связи с прозрачностью понятия существует также многочисленные подходы к классификации госслужащих и в определении их компетенции. Возможность классификаций государственных служащих по различным критериям позволяет более точно определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы в зависимости от вида государственной деятельности, в зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций, по масштабу деятельности органов, где работает служащий и др. Т.е. изучение данного вопроса показало, что в научных кругах нет единства взгляда на данный вопрос и законодательством также четко не проводится разделение государственных служащих на определенные виды, что, на наш взгляд, является недостатком, т.к. сложившаяся ситуация подчеркивает неконкретность при определении круга служебных обязанностей государственного служащего, его прав, предела ответственности, требований к его профессионально-квалификационной подготовке.

Для должного исполнения своих обязанностей, для обеспечения качественной и эффективной деятельности госслужащих, снижения коррумпированности в государственных органах, повышения престижа государственной службы и повышения компетентности государственных служащих государством устанавливаются определенные социальные и материальные гарантии (гарантии достойных условий труда, гарантии оплаты труда, предоставление отпуска, гарантии государственной защиты, пенсионное обеспечение, обеспечение государственных служащих служебными жилыми помещениями и др.), что связано с важностью их профессиональной деятельности.

Следует отметить, что от уровня государственных гарантий зависит эффективность государственного управления, а отсюда следует и уровень развития общества в целом. Поэтому государство должно заботиться о достойном уровне жизни и профессиональной деятельности своих служащих, поощрять профессионалов в своем деле. Ведь сегодняшний государственный служащий это человек, обладающий высокими профессиональными знаниями и навыками, умеющий оперативно и грамотно решать поставленные перед ним задачи, коммуникабельный и внимательный в отношениях с гражданами. От того насколько эффективным окажется деятельность государственных служащих, насколько взвешенные и продуманные решения они будут принимать, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история.

Государственная служба - это важнейший инструмент государства, поэтому она должна быть правовой, четко организованной, законодательно обеспеченной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными глубоко анализировать происходящие в стране процессы, видеть далеко вперед, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений.

Основными направлениями совершенствования государственной службы и статуса государственного служащего можно выделить улучшение материального положения и ужесточения ответственности, сокращение доли чиновников и работников государственных органов, что влечет необходимость эффективного и существенного перераспределения полномочий и обязанностей между государственными служащими.

Мотивация эффективного труда, рациональное использование кадров, создание благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров являются ключевыми направлениями совершенствования государственной кадровой политики.

 


 

Введение

государственный служащий правовой

Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение административно-правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени. Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления. Тем более что с принятием Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г., произошли существенные изменения в правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений с государственными служащими.

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

) определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего;

) на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции;

) изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;

) определение и оценка такого элемента правового статуса госслужащего, как гарантии.

Посредством изучения нормативно-правовой базы при написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе, история его развития на современном этапе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового понятия. При написании работы также применялись структурно-функциональный, социологический, статистический, логический и сравнительный методы.

Существенным вкладом в изучении проблематики института государственной службы стали работы таких белорусских ученых-правоведов, как Крамника А.Н., Постниковой А.А., Сухарковой А.И., Гавриленко Д.А., Томашевского К.Л.

В данной работе освещено содержание понятия «государственный служащий», приведены его основные признаки, дана характеристика его правовому статусу, представлена классификация госслужащих. Таким образом, на основе системного анализа законодательства приводится полная картина содержания понятия «государственные служащие», раскрывается компетенция госслужащих на основе классификации. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.

 


1. "Государственный служащий": понятие, признаки и его основные виды

 

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства, является служба. Это понятие употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы является государственная служба, которая связана органически с ролью государства в жизни общества, с его задачами и функциями, формами деятельности.

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных органах.

Белорусские ученые Гавриленко Д.А. и Мах И.И. отмечают, что «государственная служба является не только важным правовым явлением, но также имеет ярко выраженную социальную сущность» [7, с. 111]. Они подчеркивают, что демократическое государство должны олицетворять достойные представители: компетентные, честные, уважающие закон, способные откликнуться на нужды людей.

Государственная служба опосредствуется правом. Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач. [10, с. 245]

Итак, государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

Теперь перейдем к более детальному рассмотрению такого понятия как государственный служащий, выясним, какую роль выполняют работники государственных органов.

 

Содержание понятия «государственный служащий», основные признаки

 

Государственный служащий является субъектом административного права и субъектом государственно-служебных отношений, а само понятие государственного служащего является одной из базовых категорий института государственной службы.

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно.

Вместе с тем, начиная с конца 50-х годов, в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный служащий», правовое положение которого всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Следует учитывать, что ранее в законодательстве и на практике термин «государственный служащий» использовался в двух смыслах: во-первых, как синоним служащего государственного аппарата; во-вторых, в более широком смысле в качестве служащего государственного предприятия, учреждения или органа.

В конечном итоге, все авторы пришли к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смыслах слова. Попробуем представить это понятие более полно.

Ранее действовавшее в Республике Беларусь законодательство о государственной службе использовало для обозначения лиц, проходящих государственную службу, такой правовой термин, как «служащий государственного аппарата».

Как для прежнего термина «служащий государственного аппарата», так и для более нового «государственный служащий», общим родовым понятием является «служащий». Под «служащим» в юридической литературе понимается одна из категорий работников, трудящихся, выполняющих квалифицированную работу, в частности, осуществляющих руководящие, управленческие, контрольные и информационные функции [23, с. 506]. Но в отличие от рабочих, характер труда служащих определяется занимаемой ими должностью и объемом компетенции того органа управления предприятия, учреждения, организации, в штате которого они состоят.

Таким образом, в административно-правовой литературе понятие государственного служащего неоднозначно. В широком смысле - это любое лицо, занимающее должность в любой государственной организации и не занятое непосредственно производительным трудом (врач, учитель, любой другой специалист, директор школы, прокурор, министр и т.п.). В таком понимании служащие обладают следующими общими признаками: работают на благо государства; работают в государственной организации; занимают в ней соответствующую должность; обладают профессиональной подготовкой; позволяющей замещать определенную должность; наделены государственными полномочиями; выполняют определенные государственные функции по занимаемой должности; получают за свой труд установленную государством заработную плату из бюджета [13, с. 514].

По мнению Д.Н. Бахраха, к служащим относятся граждане, занимающие должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющие управленческую деятельность либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и др.). Все служащие - это профессионалы управления, социально-культурного обслуживания [6, с. 10].

К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата, государственных органов. Они, наряду с общими признаками государственных служащих, обладают специфическими признаками, закрепленными в специальных нормативных актах (законах, положениях), регламентирующих порядок прохождения службы в этих органах [13, с. 514].

Как отмечает профессор Крамник А.Н., между служащими государственного аппарата (государственных органов) и служащими иных государственных организаций имеется существенное различие. Ссылаясь на мнение известных российских правоведов Алехина А.П., Кармолицкого А.А., Козлова Ю.М., он подчеркивает, что «государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответствующего производства, социально-культурной деятельности, т.е. выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций» [13, с. 514].

По мнению профессора Крамника А.Н. государственные гражданские служащие - это отдельный вид государственных служащих, определяемый характером осуществляемой деятельности - государственной гражданской службой.

Другие ученые (Постникова А.А., Сухаркова А.И.) определяют, что «к государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда» [18, с. 69]. Они отмечают, что в основе различия государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих, колхозников) лежат два критерия:

а) отношение к созданию материальных ценностей;

б) правовые последствия трудовой деятельности людей.

Рабочие и колхозники заняты в сфере материального производства. Труд их создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т.д. Они любо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов [18, с. 69].

Если обратиться к законодательству, то статья 1 Модельного Закона «Об основах государственной службы», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. №11-5 гласит, что государственный служащий лицо, замещающее оплачиваемую государственную должность государственной службы и в соответствии с законодательством государства осуществляющее должностные обязанности по исполнению полномочий государственных органов [1].

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ понятие государственного служащего распадается на два определения в зависимости от статуса государственного органа как федерального или относящегося к субъекту федерации. Так, под федеральным государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ [4].

Интересным, на мой взгляд, является содержание понятия «государственный служащий» в зарубежной правовой литературе. В частности, во Франции к государственным служащим относятся все служащие государства, его законодательных, исполнительных и судебных органов. Кроме того, к служащим государства относятся лица, работающие в системе публичного образования и здравоохранения [15, с. 279].

Как указано в законодательстве Федеративной Республики Германии, одним из признаков органа управления является обладание чиновничеством. В полной мере это положение можно отнести и к органам публичной администрации Республики Беларусь, деятельность которых немыслима без аппарата государственных служащих [7, с. 111]. Государственными же служащими (чиновниками) в ФРГ именуются те, кто находится в государственно-служебных отношениях на основании присяги верности с юридическим лицом публичного управления и выполняет по поручению последнего публично-правовые функции [15, с. 279].

Согласно положению о государственной службе Китайской Народной Республики, государственными служащими являются работники административных органов всех ступеней, за исключением рабочих и обслуживающего персонала [15, с. 279].

Известны и многие другие понятия государственного служащего. Их анализ позволяет выделить наличие следующих признаков государственного служащего: гражданство, соответствующая профессиональная подготовка, государственная должность, денежное вознаграждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.059 с.)