Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия об обществе и его развитии
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА Философские учения об обществе появляются уже в Древнем мире. С тех пор философское изучение общества прошло длительный путь развития. Сформировалась особая философская дисциплина, направленная на изучение общества. Её принято называть социальной философией. Она существенно отличается от других дисциплин, входящих в систему современного обществознания. Социальная философия отличается, прежде всего, от истории. История – это наука, изучающая прошлое социальной жизни человечества во всей его конкретности и многообразии. Она исследует события и процессы на основе самых разнообразных исторических источников, в которых сохраняется память о прошлом. Социальная же философия рассматривает развитие общества в теоретическом плане, применяя преимущественно логический метод. Социальная философия обладает довольно явной спецификой в сравнении с социологией. Социология по отношению к социальной философии – более конкретная наука, включающая в себя частные и эмпирические исследования. Она сосредоточивает своё главное внимание на особой социальной сфере, абстрагируясь от других сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной. Социальная философия ставит перед собой иную цель. Она изучает общество как целое в широком философском контексте. Социальная философия отличается от целого комплекса специальных общественных наук. К их числу относятся: экономическая наука, политология, правоведение, культурология, науковедение, искусствоведение, религиоведение и другие. Если эти частные научные дисциплины сосредоточивают своё внимание на какой-то одной сфере или области общественной жизни, то социальная философия изучает общество как целостную систему. Социальная философия, вырабатывая самые общие теоретические представления об обществе, оказывает большое мировоззренческое и методологическое влияние на многочисленные общественные науки. В то же время она опирается на эмпирические и частнотеоретические достижения этих наук. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА Современная социальная философия опирается в своём понимании общества, прежде всего, на тезис о том, что общество есть часть мира, неразрывно связанная с природой. Этот тезис аргументируется в частности следующими фактами:
1) человек, а также общество происходят из природы; 2) человек – существо не только социальное, но и биологическое, подчиняющееся законам природы; 3) человек является высшей ступенью в развитии живой природы; 4) общество не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от неё; 5) и природа, и общество подчиняются в своём развитии некоторым общим фундаментальным законам. Однако на основании всего ранее изложенного нельзя чрезмерно отождествлять общество с природой. Общество – это такая часть мира, которая обособилась от природы, приобрела новые качества. Известно, что человек – это не только биологическое существо, но и качественно новое явление с присущими только ему социальными свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом; а жизнь общества – это качественно своеобразная жизнь, которая несводима к биологической жизни, где действуют особи, не обладающие социальным сознанием. Человеческое общество выступает в качестве создателя культуры. Создавая культуру, общество, как бы, творит новую, искусственную среду своей жизни. Следовательно, общество и природа – это две, качественно различные формы проявления единого мира. Им в едином человеческом знании соответствуют две основные области – обществознание и естествознание. Общество и природа находятся во взаимодействии, влияют друг на друга. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живёт в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, всё более отдаляющие её от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду её свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек настолько переделал мир планеты, что этот процесс уже необратим.
Но и природа оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере человек добывает средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках щедрость расточительной природы облегчает жизнь человеку. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определённое влияние на хозяйственную специализацию стран и регионов. Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практической, преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи географической среды. В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Нельзя забывать, что мы живём в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки её законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счёт нарушения её законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания. Мы часто воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. Мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять её), а, наоборот, должны оберегать её от необдуманных действий и заботиться о ней.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.006 с.) |