Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука. Социальные функции науки
Наука является важнейшим видом духовного производства. Она рассматривается и как определённая система знаний, и как особый социальный институт. Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее её существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, суждений, теорий и т.п. Как и другие виды духовного производства, наука создаёт как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода модель мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности. Истоки науки уходят в глубокую древность. В достаточно явном виде, однако, наука возникает в VI веке до нашей эры в Древней Греции, где сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологического мировоззрения. Для её формирования был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематических занятий наукой. Научное познание следует отличать от обыденного, т.е. повседневного. Отличительные черты научного познания состоят в следующем: · научное познание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних положений из других; · объектами научного познания выступают не только предметы и явления, с которыми мы имеем дело в повседневном опыте, но и объекты микромира, мегамира, а также глубокое прошлое и отдалённое будущее; · важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой познания, над его методами; · высокие требования предъявляются в науке к языку описания исследуемых объектов. Разрабатывается свой специальный язык с чёткой фиксацией содержания понятий; · в науке широко применяется совершенная приборная техника; · научное познание претендует на объективность получаемого знания, которое подвергается строгой проверке на соответствие действительности. Не трудно убедиться, что научное знание, а также процесс его получения, достаточно сложны. Поэтому деятельность в сфере науки требует особой подготовки, длительного периода ученичества, в ходе которого осваиваются исторически сложившиеся объёмы научных знаний, методы и средства их использования и приращения. А это, в свою очередь, требует наличия особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку и работу научных кадров. Разумеется, это справедливо в основном для развитой, зрелой науки, оформившейся в устойчивый социальный институт. Процесс этого оформления начался сравнительно недавно – с XVII и XVIII веков. Именно в это время в Европе появляются первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. Конец XIX и начало XX веков ознаменовались появлением новой формы организации науки – крупных научных институтов, лабораторий, исследовательских центров.
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения. По предметному своеобразию все научные дисциплины принято делить на следующие группы: естественные, общественные, гуманитарные и технические. По непосредственному отношению к практике принято выделять науки фундаментальные и прикладные. По глубине постижения действительности в науках различают два уровня: эмпирический и теоретический. Роль науки проявляется в её социальных функциях. Основными из них являются следующие: культурно-мировоззренческая, функция непосредственной производительной силы и функция социальной силы. Первой по времени получила развитие культурно-мировоззренческая функция науки. Она реализуется благодаря тому, что предлагаемые наукой рациональные объяснения тех или иных явлений действительности входят в содержание культуры и мировоззрение общества. С середины XX века осуществляется бурный процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, формирования устойчивых взаимосвязей между наукой, техникой и производством. Научный эксперимент и установка для его проведения выступают при этом как модель и прообраз установки для промышленного преобразования естественных веществ и объектов. Сегодня у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна функция, которую можно назвать функцией социальной силы. Дело в том, что наука всё более включается в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и её данные используются для разработки масштабных планов и программ экономического и социального развития.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.006 с.) |