Движение и его основные формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение и его основные формы



Взаимосвязь различных материальных систем и структурных уровней материи отражается, прежде всего, в том, что они интегрируются в «формы» движения материи. Понятие «формы движения» – более широкое, оно подразумевает ряд структурных уровней, объединённых той или иной формой движения в одно целое. У «формы движения» – более масштабный материальный субстрат и более общий единый тип взаимодействия этих материальных носителей движения. 

Движение в философии определяется как изменение вообще. Движение не есть только механическое перемещение, не есть только перемена места. Оно есть также распад систем, элементов или, наоборот, формирование новых систем. Если, например, книга, лежащая на столе, в механическом смысле не имеет движения (не движется), то с физико-химической точки зрения она – в «движении».

Кроме механического движения существуют следующие формы движения: физическая, химическая, биологическая и социальная. В этом ряду биологическая является «высшей» по отношению к механической, физической и химической формам, а социальная форма движения рассматривается как высшая по отношению к остальным четырём формам движения материи, которые при таком подходе считаются «низшими». Установлено, что «высшие» возникают на основе «низших», включают их в себя, но не сводятся к ним, не являются их простой суммой. В «высших» при их генезисе из «низших» возникают новые свойства, структуры, закономерности, которые специфичны и которые определяют специфичность всей высшей формы движения материи.

Так, например, для биологической формы характерны не только особые внутренние и внешние взаимодействия, но и специфические законы (например, закон естественного отбора), которых нет в физической неорганической природе. То же самое и с социальной формой. В социальной форме определяющими её движение оказываются многие факторы; один из них – способ производства, который в структурном отношении весьма своеобразен и несводим ни к физике, ни к биологии. Встречаются, однако, попытки объяснить биологическое физическим, химическим и даже механическим, а социальное – биологическим. В первом случае перед нами предстаёт механицизм, а во втором – биологизаторство. В обоих случаях это будет редукционизм, т.е. стремление объяснить сложное простым без попытки разобраться в самом этом сложном как особом системном образовании.

Помимо форм движения, существуют типы движения. Первый тип – без изменения качества, второй тип – с изменением качества. К первому типу относится механическое движение, ко второму – остальные формы движения материи. Изменение качества бывают трёх видов: а) у функционирующих систем; б) в процессах круговорота; в) в процессах развития.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался в истории философии по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными свойствами бытия, другие – чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот. Однако и пространство, и время являются всё-таки объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

Время – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (или явлений) – их последовательность и длительность. Время как философская категория обозначает универсальную структуру (порядок) необратимой смены событий, последовательности и длительности процессов и объектов в их существовании, движении и развитии. Наиболее общими свойствами времени являются его одномерность и однонаправленность. Будущее как процесс реализует возможности, которые переходят в действительность, в настоящее, а настоящее, чреватое прошлым, уже в момент становления «действительного» переходит безвозвратно в прошлое. «Мгновение» неотделимо ни от будущего, ни от прошлого. Оно наряду с длительностью является свойством времени. Мгновение – это, как бы, некоторый, далее нерасчленяемый атом «длительности». Из множества «моментов» и складывается прошлое, несущее в себе следы, последствия «настоящего».

В отличие от времени физическое пространство макромира обратимо. Если во времени нельзя, например, вернуться в прошлое (в прямом смысле слова), то в пространстве мы имеем возможность возвращаться на прежнее место пребывания многократно. Пространству свойственна трёхмерная система координат при одновременном рассмотрении явлений: высота, ширина, длина. В каждой форме движения материи пространство специфицировано.

Социальное пространство, например, – это область, в которой скрещиваются и переплетаются социальные интересы, симпатии и антипатии индивидов, групп, классов. Говорят о «социальном расстоянии», «социальном чувстве» (в пространственном смысле). Близкое социальное расстояние есть не что иное, как сочувственное взаимопонимание, существующее между субъектами (индивидами, социальными группами, государствами).

Если иметь в виду физическое пространство, то оно обозначает универсальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии. Понятие пространства в этом случае определяется ещё и так: пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.

В философии и науке, кроме идеалистических и материалистических трактовок пространства и времени, существуют ещё другие концепции, среди которых важнейшими являются субстанциальная и реляционная концепции. Они различаются между собой по вопросу о том, представляют ли пространство и время самостоятельные (наряду с материей) субстанции или же они производны от этой субстанции, определяются взаимодействиями вещей. Классическое своё выражение субстанциальная и реляционная концепции получили в конце XVII и начале XVIII веков в работах И. Ньютона и Г. Лейбница.

Ньютон во всей своей полноте представил точку зрения, согласно которой время, а также пространство не зависят ни от массы вещества, ни от скорости движения тел. По его представлению, пространство есть гигантских размеров пустое вместилище, в котором независимо друг от друга с неменяющимися размерами (независимо от их скорости) движутся многочисленные тела. Пространству и времени он приписал характер абсолютных, т.е. возвёл их наряду с материей в ранг субстанций.

Его оппонент – философ Лейбниц – отстаивал, наоборот, зависимость пространства и времени от отношений вещей. Если для Ньютона, например, доска занимает какое-то пространство, которое остаётся, если вы уберёте её, то для Лейбница пространство – это и есть соотношение доски с окружающими её предметами; вне этого соотношения нет и пространства. Для Ньютона пространство есть субстанция (своего рода «вещь»), для Лейбница это есть своеобразное отношение.

В настоящее время реляционная концепция связана с именами А. Эйнштейна, В.А. Фока и др. Из теории относительности следуют два важных в философском отношении вывода: во-первых, при скоростях, близких к скорости света, длины тел сокращаются примерно в два раза; во-вторых, темп течения процессов времени замедляется при скорости, близкой к световой, примерно в сорок раз. Теория относительности показала зависимость пространства (протяжённости тел) и времени (темпа длительности протекания процессов) от скорости движущихся тел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.007 с.)