Энергоаудит как часть энергоресурсосбережения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергоаудит как часть энергоресурсосбережения



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Энергоаудит – как способ повышения эффективности
использования энергетических ресурсов»

 

 

Выполнил

студент гр.                                                         

 

Руководитель:

 

Допущен к защите в ГАК

Зам. директора ИЭиУ                                                 Г.Ю. Галушко

 

Зав. кафедрой         

 

Ижевск, 2004

 

Содержание

 


Введение                                                                                                                                    3

1. Энергоаудит как часть энергоресурсосбережения                                   7

1.1. Понятие энергоаудита                                                                                                    7

1.2. Этапы проведения энергоаудита                                                                                13

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                               19

2.1. История создания предприятия                                                                                   19

2.2. Правовой статус и структура управления предприятием                                     22

2.3. Выпускаемая продукция и оказываемые услуги                                                   24

2.4. Персонал и оплата труда                                                                                               26

2.5. Основные технико-экономические показатели                                                     28

3. Энергоаудит здания ЗАО «ФМС»                                                                             31

3.1. Характеристика здания и расчет энергопотребления                                            31

3.2. Методика энергосбережения                                                                                       32

Заключение                                                                                                                           67

Список литературы                                                                                                           70

 

 


Введение

 

Энергоресурсосбережение является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства и промышленности России. В России каждый процент экономии топлива и энергии может дать 0,35-0,4% прироста национального дохода.

Конечной целью энергоресурсосберегающей политики служит снижение издержек производства и себестоимости коммунальных услуг. Промышленность является крупным потребителем топлива и энергии - около 60% потребления энергии России. Вместе с тем, имеются значительные резервы экономии электрической и тепловой энергии, а также воды:

- по теплу от 25% до 60%;

- по электроэнергии от 15% до 25%;

- по воде от 20% до 30%.

Значительный потенциал экономии и рост стоимости энергоресурсов делают проблему энергоресурсосбережения весьма актуальной.

Основой для разработки и реализации программ энергоресурсосбережения должен быть энергоаудит объектов городского хозяйства, включающий энергетические обследования, оценку имеющихся резервов экономии и определение технико-экономической эффективности предложенных мероприятий по энергоресурсосбережению.

Энергосбережение – это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических, и экономических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Экономное расходование сопряжено с реализацией нормативов для отдельных машин и агрегатов, операций и процессов, видов работ, а также с реализацией эффекта за счет:

- новых технических решений (например, совмещения различных функций в одном устройстве);

- замены энергетических ресурсов на менее дефицитные и драгоценные;

- повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов;

- совершенствования организационной структуры производства и услуг;

- достижения предельно возможных (оптимальных) для данного объекта условий расходования энергоресурсов и др.

В настоящее время практически сформирована правовая база для выполнения энергетических обследований предприятий:

- Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года".

- Федеральный закон "Об энергосбережении" 3 апреля 1996 г. N 23-ФЗ.

- Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" с подпрограммой "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" от 24 января 1998 г. N 80.

- Постановление Правительства РФ "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" от 28.07.97 г.

- Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" от 15.06.98 г. N 588.

- Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по энергосбережению" от 2 ноября 1995 г. N 1087.

- Федеральная целевая программа "Энергосбережение России" - основа энергосберегающей политики государства в регионах и отраслях экономики на 1998-2005 гг. Минтопэнерго РФ. 1998 г.

- Положение о проведении энергетических обследований предприятий. Минтопэнерго. 1998 г.

- Временные руководящие указания по организации работ в сфере энергосбережения в управлениях государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации. Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения Минтопэнерго РФ. 1998 г. 422 стр.

- Основные направления и механизм энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации. Решение Правительственной комиссии по реформированию ЖКХ Российской Федерации, протокол N 3 от 20.03.98 г.

Согласно приведенным выше документам, обязательному обследованию один раз в пять лет подлежат предприятия с суммарным энергопотреблением более 6000 т у.т. и предприятия, финансируемые или имеющие дотации на энергоресурсы из госбюджета.

По региональному законодательству предел 6000 т у.т. может быть снижен до 200-400 т у.т., что находит отражение в региональных законах по энергосбережению.

Энергоресурсоаудит систем энергоснабжения и энергопотребления является первым этапом решения задачи по снижению затрат на энергоресурсы и воду.

Основными целями энергоаудита являются:

- выявление источников и причин нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь энергии и воды;

- разработка на основе технико-экономического анализа рекомендаций по их ликвидации;

- предложение технико-экономически обоснованной программы по экономии энергоресурсов и рациональному энергопользованию, очередности реализации предлагаемых мероприятий с учетом объемов затрат и сроков окупаемости при обеспечении требуемого уровня коммунальных услуг.

Целью данной дипломной работы является попытка на конкретных примерах доказать реальную эффективность энергоресурсосбережения, в частности, эрегоаудита.

Исходя из цели работы, автор ставит перед собой следующие задачи:

- провести анализ энергопотребления здания ЗАО «ФМС»;

- рассмотреть перечень мероприятий по экономии энергии на данном предприятии;

- рассчитать реальный экономический эффект от экономии тепловой энергии.

 


Понятие энергоаудита

 

Важнейшим звеном реформирования предприятий городского хозяйства должно стать снижение издержек на производство услуг. Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики - сокращение затрат на содержание и эксплуатацию объектов. Основными методами достижения этих целей являются:

- переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию в строительстве;

- внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии, воды и газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;

- создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;

- совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.

Главная задача всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления состоит в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергоресурсосбережения: технических, экономических, нормативных, институционных, информационных.

В настоящее время деятельность предприятий городского хозяйства сопровождается весьма большими потерями ресурсов, как потребляемых самими предприятиями, так и предоставляемых потребителям воды, тепловой и электрической энергии.

Договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщиком ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.

Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. Тарифы, как правило, формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке, перекладываются на потребителя. В итоге завышаются тарифы и объемы реализации.

В то же время предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей для замены в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3-4% сетей перекладывается 0,3-0,8% их общей длины, что ведет к увеличению количества аварий и повреждений.

Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов, практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем:

- несовершенством нормативно-правовой базы, стимулирующей политику энергоресурсосбережения и привлекающей в эту сферу отечественные и иностранные инвестиции;

- неразвитостью отечественного рынка услуг по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники, монополизацией этой деятельности энергоснабжающими организациями;

- недостаточно развитыми маркетинговыми услугами в области производства энергоресурсосберегающего оборудования и, как следствие, - перекосами в производстве и предложении отдельных его видов;

- чрезвычайно неравномерном уровне удовлетворения спроса на энергоресурсосберегающее оборудование в различных регионах;

- искажением ценовых соотношений между стоимостью энергоресурсосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий;

- несовершенством механизма стимулирования и финансирования инновационных процессов в ЖКХ, в том числе возврата кредитов.

Для создания объективных предпосылок практической реализации проектов энергоресурсосбережения необходимо выработать эффективный экономический механизм, включающий в себя устойчивые источники финансирования и четкие меры по стимулированию энергоресурсосбережения.

На цели энергоресурсосбережения может направляться часть средств (5-10%), предусмотренных в местном бюджете на финансирование развития и текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Эти средства, в первую очередь, должны использоваться на установку приборов учета в организациях бюджетной сферы. Кроме того, их целесообразно направлять на обеспечение учета энергоресурсов в жилищном хозяйстве (пункте учета тепла на границах раздела сфер ответственности на домовых вводах).

Средства местного бюджета на цели ресурсосбережения могут выделяться также опосредовано через освобождение организаций, реализующих ресурсосберегающие мероприятия, от части местных налогов.

К основным мероприятиям стимулирования энергоресурсосбережения следует отнести оставление в распоряжении организаций экономии, полученной в результате реализации мер по ресурсосбережению (возможно со снижающимся по периодам процентом); можно было бы рекомендовать предприятиям направлять эти средства в фонд развития и использовать для совершенствования и проведения дальнейших работ по энергоресурсосбережению, а также погашения кредитов, взятых на эти цели.

Экономические рычаги энергосбережения должны действовать на разных уровнях:

- Российской Федерации - ускоренная амортизация, таможенные пошлины;

- субъектов Федерации и органов местного самоуправления - тарифы, налоги, кредиты, страхование, дотации и др.;

- организаций - оставление в их распоряжении экономии, полученной от мероприятий по энергоресурсосбережению, и ее использование для стимулирования этой работы;

- организаций бюджетной сферы - сохранение для них объемов бюджетного финансирования на срок окупаемости мероприятий по энергоресурсосбережению.

В частности, целесообразно использовать метод ускоренной амортизации на энергосберегающее оборудование с тем, чтобы обеспечить более быструю окупаемость средств, потраченных на него. Предприятиям, внедрившим энергосберегающее оборудование, помимо ускоренной амортизации, необходимо предоставить право списывать как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости этого оборудования в первый год его эксплуатации.

Необходимо также обеспечить таможенные льготы на импорт из-за рубежа энергоресурсосберегающего оборудования, энергетической бытовой техники, энергоэкономичных строительных материалов и конструкций. Таможенные льготы следует устанавливать только на оборудование, непроизводимое в России.

В условиях общего ужесточения налогового климата центр тяжести в реальном решении вопросов льготного налогообложения должен быть перенесен с федерального на региональный и, особенно, местный уровень в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Для стимулирования инвестиций в энергосбережение необходимо реализовать следующие предложения по льготному налогообложению в субъектах Российской Федерации в части, касающейся НДС, налогов на прибыль и имущество:

- освободить предприятия от налога на прибыль в сумме фактических затрат в отчетном периоде на энергоресурсосберегающие мероприятия (при условии полного использования амортизационных отчислений на последнюю отчетную дату);

- суммы НДС, уплаченные предприятиями при приобретении энергосберегающего оборудования возмещать им в полном объеме при вводе в эксплуатацию; сейчас сумма уплаченного НДС возмещается в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию оборудования (исключение делается только при приобретении импортного оборудования, когда НДС возмещается в полном объеме при вводе его в эксплуатацию);

- отсрочить на 1 год (после ввода в эксплуатацию оборудования) уплату налога на имущество в части, касающейся энергосберегающего оборудования.

Отличительной особенностью "энергосберегающего" норматива в России является недостаточная скоординированность нормативных, экономических, информационных. Для исправления ситуации необходимо:

а) на федеральном уровне

- принять решение о введении в действие механизмов ограничения трансферов субъектам Российской Федерации в зависимости от выполнения региональных программ оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов;

- рассмотреть возможность отсрочки налога на имущество в части энергосберегающих материалов и ресурсов;

- принять меры по таможенной поддержке энергоресурсосбережения;

- принять решение, предусматривающее, что средства, полученные от внедрения предприятием ресурсосберегающих технологий, должны поступать в их распоряжение, аккредитоваться на отдельном счете, не изыматься в бюджет и использоваться по целевому назначению на развитие производственной базы;

- принять решение по сокращению сроков амортизации для энергосберегающего оборудования (введению ускоренной амортизации);

- разработать необходимые нормативно-методические документы:

- типовые ТЭО и бизнес-план инвестиций для реализации мероприятий по ресурсосбережению, в том числе (при необходимости) - организации установки, обслуживания приборов учета тепла и воды, коммерческих расчетов с потребителями (службы энергетического сервиса, биллинговая компания);

- методические рекомендации по организации управления и финансирования службы энергосервиса, биллинговой компании и примерное положение о службе энергосервиса, биллинговой компании;

- инструкцию о проведении энергоаудита;

- порядок коммерческого расчета за потребленную тепловую энергию, горячую и холодную воду (в том числе - в условиях смешанного учета при частичном оснащении приборами);

- инструкцию (положение) по заявительному порядку оформления и установки приборов учета тепла и воды у потребителей;

- методику выявления, учета и использования экономии ресурсов.

- методические рекомендации по установке приборов учета и регулирования потребления энергии и воды в жилищном секторе и на объектах бюджетной сферы.

На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления:

- принять решения в пределах сумм, зачисляемых в бюджет субъектов федерации, по льготному налогообложению в части НДС, налогов на прибыль и имущество, стимулирующие инвестиции предприятий в энергоресурсосбережение;

- установить порядок обязательного проведения технического энергоаудита.

Кроме того, необходимо разработать:

- нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;

- правила оценки физического износа жилых зданий;

- требования к проектно-сметной документации на ремонт и реконструкцию (с учетом энергоресурсосбережения);

- положение по техническому обследованию жилых зданий (перед реконструкцией, капитальным ремонтом и в процессе эксплуатации);

- положение об организации и проведению проверки технического обслуживания и ремонта жилых зданий.

Энергетический аудит – это техническое инспектирование энергогенерирования и энергопотребления предприятия с целью определения возможности экономии энергии и оказания помощи предприятию в осуществлении мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов на практике.

Энергоаудит возник на стыке энергетики, экономики и технологии. В некоторой степени сюда должна быть отнесена и экология, особенно для тех производств, в которых эта составляющая имеет большой вес в себестоимости готовой продукции.

Наиболее сложным считается проведение энергоаудита на предприятиях. Сложность предприятия как объекта в целом состоит в тесной взаимосвязи всех его систем. Так, предложение по экономии одного из энергоресурсов может повлечь за собой увеличение потребления другого или отразиться на выпуске продукции.

Задачи энергоаудита:

- выявить источники нерациональных энегозатрат и неоправданных потерь энергии;

- разработать на основе технико-экономического анализа рекомендации по их ликвидации, предложить программу по экономии энергоресурсов и рациональному энергопользованию, предложить очередность реализации предлагаемых мероприятий с учетом объемов затрат и сроков окупаемости.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 

Персонал и оплата труда

 

Эффективность использования персонала характеризуют производительность труда, соотношение оперативных работников и работников аппарата управления, оценка доли затрат на оплату труда в общей сумме затрат, сравнение темпов изменения производительности труда и средней оплаты труда.  

Рассмотрим такой показатель, как производственный опыт работников на данном предприятии:

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 4

Продолжение таблицы 4

 

1 2 3 4 5 6 7
2 Выручка от продажи основной продукции тыс.р. 82904,0 64919,32 67676,41 1,02
3 Среднесписочная численность всех работающих чел. 316 291 218 1,09
4 Среднесписочная численность рабочих чел. 218 207 161 1,05
5 Фонд заработной платы всех работающих тыс.р. 15359 10746 6788 1,43
6 Фонд заработной платы рабочих тыс.р. 10714 8389 5118 1,28
7 Среднемесячная заработная плата на 1 работающего руб. 4050,37 3077,32 2594,80 1,32
8 Среднемесячная заработная плата на 1 рабочего руб. 4095,56 3377,21 2649,07 1,21
9 Прибыль по балансу тыс.р. 4382 10025,98 15650,16 0,44
10 Рентабельность общая % 3,76 11,45 18,38 0,33
11 Рентабельность совокупного капитала % 33 19 46,5 1,74
12 Среднегодовая производительность труда тыс.р. 368,601 301,02 390,49 1,22

 

Из таблицы видно, что за 2002 год на 2 % выросла выручка от продажи основной продукции (мебельной фурнитуры); значительно упала прибыль (на 56%), общая рентабельность (на 67%), выросла рентабельность совокупного капитала (на 74%) и среднегодовая производительность труда (на 22%).       

В прошлые годы наблюдалась лишь тенденция снижения темпов роста выручки, поэтому руководство предприятия стало думать над созданием отдела маркетинга, который мог бы обеспечить спланированную рекламную компанию, направленную на повышение объемов продаж. Заключение контрактов с новыми клиентами, поиск более выгодных поставщиков ресурсов - это один из факторов роста выручки, как следствие увеличения объемов и снижение затрат на производство продукции.

В 59%-м падении рентабельности совокупного капитала в 2001, помимо падения производительности (а значит и эффективности) труда, сыграла свою роль закупка нового оборудования. Оно было закуплено в конце 2001 года и вводилось в действие очень медленно в течение всего последующего года. Не хватало времени, квалифицированных рабочих и оборотных средств для того, чтобы запустить новое оборудование. Несмотря на это, обновление основных производственных фондов, несомненно, положительная тенденция. В будущем это будет способствовать росту прибыли и увеличению отрыва между ЗАО "ФМС" и его конкурентами.  

 


Методика энергосбережения

 

В ЗАО «ФМС» ведется постоянный учет расхода электроэнергии, оборудован ее входной коммерческий учет на ТП, на распределительных устройствах установлены электросчетчики. Зачастую системы электроснабжения эксплуатируются не в номинальных режимах, электрооборудование и распределительные сети оказываются перегружены или недогружены. Это приводит к увеличению доли потерь в трансформаторах, электродвигателях, к снижению значения cos фи в системе электроснабжения.

Экономия потребляемой предприятием электрической энергии достигается непосредственно через снижение потерь электрической энергии в системах трансформирования, распределения и преобразования (трансформаторы, распределительные сети, электродвигатели, системы электрического уличного и местного освещения), а также через оптимизацию режимов эксплуатации оборудования, потребляющего эту энергию. Причем последнее дает наибольший экономический эффект (до 70-80% от общей экономии).

Неоправданные потери в трансформаторах наблюдаются как при недогрузках, когда потребляемая мощность значительно ниже номинальной мощности трансформатора, работающего в режиме, близком к режиму холостого хода (потери составляют 0,2-0,5% от номинальной мощности трансформатора), так и при перегрузках.

Большие, сверхнормативные потери могут быть и в длинных, перегруженных распределительных сетях. При составлении баланса необходимо определить как полезное электропотребление, так и потери в каждом элементе распределения и потребления электрической энергии.

Потери активной электроэнергии в трансформаторе рассчитываются по формуле:

                                    2

ДельтаЭ = ДельтаР Т + ДельтаР К Т, кВт Ч.

       а    хх о     к.з з р

ДельтаР_хх = ДельтаР_хх + К_ип ДельтаQ_хх - приведенные потери мощности холостого хода трансформатора, кВт;

ДельтаР_ к.з = Дельта_Рк.з + К_ип ДельтаQ_к.з - приведенные потери мощности короткого замыкания, кВт;

К_3 = I_ср / I_н - коэффициент загрузки трансформатора по току;

ДельтаР_хх - потери мощности холостого хода, в расчетах следует принимать по каталогу равными потерям в стали (Для трансформатора ТМ-1000/10 ДельтаР_хх = 2,1 - 2,45 кВт);

ДельтаР_кз - потери мощности короткого замыкания; в расчетах следует принимать равными по каталогу потерям мощности в металле обмоток трансформатора (для приведенного выше трансформатора Дельта Р_кз = 12,2 - 11,6 кВт);

К_ип - коэффициент изменения потерь, зависящий от передачи реактивной мощности (для промышленных предприятий, когда величина его не задана энергосистемой, следует принимать в среднем равным 0,07), кВт/кВАр;

Т_о - полное число часов присоединения трансформатора к сети;

Т_р - число часов работы трансформатора под нагрузкой за учетный период;

ДельтаQ_хх = S_ит I_xx/100 - постоянная составляющая потерь реактивной мощности холостого хода трансформатора, кВАр;

ДельтаQ_кз = S_итU_ик/100 - реактивная мощность, потребляемая трансформатором при полной нагрузке, кВАр;

l_xx - ток холостого хода, % (1,4 - 2,8%);

U_ик - напряжение короткого замыкания, % (5,5%);

S_нт - номинальная мощность трансформатора, кВА (1000 кВА);

I_ср - средний ток за учетный период, А;

I_нт - номинальный ток трансформатора. (Потери активной мощности в режиме холостого хода названного выше трансформатора равны 4,41 кВт).

Потери реактивной энергии за учетный период ДельтаЭ_р = S_нт l_xxT_о / 100 + S_нт T_к К2_з Т_р / 100 (потери реактивной мощности в режиме холостого хода названного выше трансформатора - 28 кВт, суммарные потери - 32,41 кВт, что при цене 330 руб./кВт составит около 940 тыс. руб. за год). Влияние материалов трансформатора на его потери приведены в табл.9

Таблица 9

Относительные данные для расчета потерь в высоковольтных
масляных трансформаторах

 ————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Тип тр-ра | N_ном |ДельтаР_хх | ДельтаР_кз |l_xx % | U_к % | А % | В % |ДельтаР_н.пот*|

|      | кВт | кВт | кВт |  |  | | |  % |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-5/10 |5 |0.09  |1.165  |10 |5.5 |2.5 |23.6 |26.18    |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-10/10 |10 |0.14  |0.335  |10 |5.5  |2.1 |3.73 |5.83     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-10/6 |10 |0.105 |0.335  |10 |5.5 |1.7 |3.7 |5.48     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-20/10 |20 |0.22  |0.6    |10 |5.5 |1.8 |3.38 |5.18     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-20/6 |20 |0.155 |0.515  |9.5 |4.5 |1.44 |2.89 |4.33     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-25/10 |25 |0.125 |0.69   |3.2 |4.7 |0.72 |3.08 |3.81     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-25/6 |25 |0.125 |0.69   |3.2 |4.7 |0.72 |3.09 |3.81     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-40/10 |40 |0.18  |1      |3 |4.7 |0.66 |2.83 |3.48     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТНЗ-40/10 |40 |0.15  |0.85   |3 |4.5 |0.58 |2.44 |3.02     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-40/6 |40 |0.24  |0.88   |4.5 |4.5 |0.91 |2.51 |3.43     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-63/6 |63 |0.36  |1.47   |4.5 |4.7 |0.88 |2.66 |3.54     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-63/10 |63 |0.265 |1.47   |2.8 |4.7 |0.61 |2.66 |3.27     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-100/10 |100 |0.365 |2.27   |2.6 |4.7 |0.54 |2.59 |3.14     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-100/6 |100 |0.365 |2.27   |2.6 |4.7 |0.54 |2.59 |3.14     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-180/6 |180 |1     |4      |6 |5.6 |0.97 |2.61 |3.58     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-320/10 |320 |1.9   |6.2    |7 |5.5 |1.08 |2.32 |3.40     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-400/10 |400 |1.08  |5.9    |3 |4.5 |0.48 |1.79 |2.27     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-400/35 |400 |1.35  |5.9    |2.1 |6.5 |0.48 |1.93 |2.41     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-560/10 |560 |2.5   |9.4        |6 |5.5 |0.86 |2.06 |2.93     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ/1000/6 |1000 |2.75  |12.3   |1.5 |5 |0.38 |1.79 |2.17     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-1000/10 |1000 |2.45  |11.6   |2.8 |5.5 |0.44 |1.54 |1.98     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-1000/35 |1000 |2.75  |10.6   |1.4 |6.5 |0.37 |1.51 |1.88     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-1600/10 |1600 |3.3   |18     |2.6 |5.5 |0.38 |1.51 |1.89     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-1600/35 |1600 |3.65  |16.5   |1.4 |6.5 |0.32 |1.48 |1.81     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-2500/10 |2500 |4.6   |23.5   |1 |5.5 |0.25 |1.32 |1.57     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-2500/35 |2500 |5.1   |23.5   |1.1 |6.5 |0.28 |1.39 |1.67     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-4000/10 |4000 |6.4   |33.5   |0.9 |6.5 |0.22 |1.29 |1.51     |

|———————————|———————|———————————|————————————|———————|———————|——————|—————|——————————————|

|ТМ-4000/35 |4000 |6.7   |34.777 |1.3 |7.5 |0.25 |1.35 |1.65     |

 ————————————————————————————————————————————————————|———————|——————|—————|——————————————|

                                                |Средние|1.07 |3.91 |4.98     |

                                                |значе- | | |         |

                                                |ния | | |         |

                                                 ———————————————————————————————————

Потери активной энергии в трансформаторе можно оценить по доле потерь от величины номинальной мощности трансформатора, которая зависит от среднего значения коэффициента загрузки трансформатора (К_з = l_ср / I_н = N_ср / N_ном) и продолжительности нахождения трансформатора под нагрузкой за отчетный период.

При обследовании следует определять степень загрузки трансформаторных подстанций, выключать незагруженные трансформаторы, увеличивая степень загрузки остальных трансформаторов. При этом необходимо принять меры по защите изоляции трансформаторов от влаги. Попытка сделать, линию разграничения с энергосбытом по низкой стороне, с уходом от управления загрузкой трансформаторов путем отключения, не снимает проблемы.

При работе электродвигателей и трансформаторов генерируется реактивная нагрузка, в сетях и трансформаторах циркулируют токи реактивной мощности, которые приводят к дополнительным активным потерям. Для компенсации реактивной мощности, оцениваемой по величине cos фи, применяются батареи косинусных трансформаторов и синхронные электродвигатели, работающие в режиме перевозбуждения. Для большей эффективности компенсаторы располагают как можно ближе к источникам реактивной мощности, чтобы эти токи не циркулировали в распределительных сетях и не вносили дополнительные потери энергии.

 

Рис.1. Правильная компенсация реактивной мощности электродвигателя

 

Необходимо оценить эффективность работы компенсационных устройств, проанализировать влияние изменение cos фи на потери в сетях в течение суток, подобрать режимы эксплуатации косинусных батарей (рис.1, табл.9) и при наличии синхронных двигателей, работающих в режиме компенсации реактивной мощности, использовать автоматическое управление током возбуждения.

Реактивная мощность при синусоидальном напряжении однофазной сети равна Q = UI sin фи = Р tg фи, в трехфазной сети - как алгебраическая сумма фазных реактивных мощностей. Уровень компенсируемой мощности Q_к определяется как разность реактивных мощностей нагрузки предприятия Q_п и представляемой предприятию энергосистемой Q_э:

QК = QП - Q3 = PП (tg фиэ - tg фи)

Основными источниками реактивной мощности на предприятиях являются асинхронные двигатели (45-65%), трансформаторы всех ступеней трансформации (20-25%).

Таблица 10

Таблица 11

Рекомендуемая емкость статических конденсаторов
для корректировки единичных асинхронных двигателей

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Мощность двигателя | Статический конденсатор (кВАр в % мощности |

| (кВт), приблизи-|               двигателя)               |



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.132 с.)