Прогнозный экономический кризис в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозный экономический кризис в России



 

Не за горами новый кризис, который ожидается в 2017 году, и к нему нужно успеть подготовиться. Эксперты ЦМАКП предлагают 3 пути для российской экономики, и только один из них обеспечит удвоение ВВП к 2025 году

Угроза новых кризисов в мировой экономике существует, и именно такой вариант развития событий эксперты ЦМАКП (Центра макроэкономического анализа и прогнозирования) взяли за основу своего долгосрочного прогноза по экономике России.

Эксперты предлагают три основных сценария в зависимости от стратегии, выбранной государством. Наиболее эффективным вариантом представляется выбор индустриальной модернизации, предполагающий сокращение пенсионных расходов. Реализация только такого сценария позволит стране нарастить реальный ВВП более чем в 2 раза к 2025 году. При этом курс доллара к рублю через 15 лет в зависимости от сценариев будет находиться на уровне 40-50 рублей.

"Сам характер действий, предпринимаемых основными глобальными игроками для преодоления кризиса создает потенциал для нового, вероятно, не менее глубокого глобального кризиса мировой экономики", - говорится в обзоре ЦМАКП.

"Спусковым крючком" нового кризиса, отмечают эксперты, может послужить коррекция на переоцененных товарных рынках и - в худшем случае - на рынках государственного долга развитых стран (что связано, прежде всего, с рисками по казначейским облигациям США).

Поэтому свой долгосрочный прогноз экономисты центра рассчитали на основе сценария развития мировой экономики под название "Кризис двойного дна или большое W". В рамках такого сценария следующая волна кризиса ожидается в 2016-2018 гг., причем низшая точка (2017 г.) грозит мировой экономике спадом на 0,5%-1%. Следующий крупный кризис случится ориентировочно в 2027-2029 гг [8].

На момент выхода российской экономики из текущей волны кризиса (2012 г.) у нашей страны будет несколько вариантов развития, в зависимости от экономической политики.

Либерально-консервативный сценарий предполагает, что государство минимизирует свое участие в экономике, сосредоточив свои усилия на создании благоприятных условий для бизнеса и стабилизации макроэкономической ситуации. Последнее будет достигаться в том числе за счет уже опробованного властями приема - накопление бюджетных резервов в благоприятные годы и их расходование в кризисные.

Помимо того, с целью поддержания минимального бюджетного дефицита в условиях значительных социальных обязательств государство минимизирует свои расходы "экономического" характера. Также будут предприниматься меры по борьбе с инфляцией, для чего будет осуществляться переход к плавающему обменному курсу и проводится политика "дорогих денег". В этой ситуации начнется укрепление рубля с выходом на стабилизацию платежного баланса (нулевому чистому приросту золотовалютных резервов).

При этом обменный курс рубля окажется весьма неустойчивым, что само по себе становится фактором макроэкономического риска. В результате кризис 2016-2017 гг вновь снизит доходы от экспорта РФ, сократит приток иностранных инвестиций в страну и обесценит рубль.

Либерально-консервативный сценарий показывает низкие темпы роста экономики до 2018 гг, однако в посткризисный период экономика станет расти на 4,5-5,5% в год, что обеспечит резкий приток иностранных инвестиций вызванный обесценением рубля.

Развитие по этому пути даст России через 15 лет самых низкий уровень ВВП по сравнению с другими сценариями. ВВП страны к 2025 году вырастет только на 91% по сравнению с уровнем 2009 года.

При этом сценарии рубль до 2017 года будет несколько укрепляться к доллару (максимального уровня российская валюта достигнет в 2015 году, когда за 1 доллар будут давать только 25,4 рубля). Однако затем рубль начнет резко слабеть. В 2017 году за доллар будут требовать уже 32,1 рубля, а к 2025 году "деревянный" ослабеет до 41,4 рубля за доллар. Инфляция при таком сценарии через 15 лет составит всего 2% в год.

Альтернативой такому сценарию развития служат сценарии с активным участием государства в экономике, которое, в частности, сохранит режим управляемого курса рубля и предупредит укрепление валюты.

Критической точкой, требующей уточнения приоритетов политики, в этом случае станут 2015-2017 гг. К этому времени резко возрастет пенсионная нагрузка на экономику, и ухудшение мировой конъюнктуры снизит доходы бюджета РФ. На этом кризисном повороте возможны 2 сценария развития, в зависимости от той роли, которую государство на себя возьмет.

В случае реализации социально-ориентированного сценария государство займется повышением пенсий (коэффициент замещения зарплаты пенсией должен составлять не менее 35%) и других социальных расходов. Тогда как государственные инвестиции в экономику должны снизиться. При этом должна будет поддерживаться политика низких ставок, стимулирующая частные инвестиции, а также рост малого бизнеса.

Все это должно привести к снижению конкурентоспособности обрабатывающих отраслей - по крайней мере в течение 5-10 лет пока не начнет давать эффект повышение качества человеческого капитала.

Потребительский рынок при таком "социальном" сценарии начнет расти сразу же после выхода России из кризиса, тогда как конкурентоспособность отечественных товаров - только через десятилетие. Такой сценарий также характеризуется низкой привлекательностью для притока иностранных инвестиций, что будет, в том числе связано с дорогой рабочей силой.

Успешность данного сценария будет определяться созданием массового слоя инновационных компаний (в основном малых и средних) и финансовой структуры, их поддерживающей.

Социально-ориентированный сценарий характеризуется достаточно высокими темпами роста в докризисный период (до 2017 гг), что связано с ростом доходов населения. Затем экономическая динамика снизиться до уровня 3,5-4% ВВП с перспективой дальнейшего снижения. К 2025 году такой сценарий даст рост ВВП на 96% к уровню 2009 года.

Согласно этому сценарию рубль начнет дешеветь к американской валюте с 2015 года, а в 2025 году доллар будет стоить 46,9 рубля. В "социальном" сценарии инфляция в 2025 году составит 2,5% в год.

Еще один путь развития в рамках сценария с активным участием государства в экономике, который Россия сможет выбрать, - индустриальная модернизация. Этот сценарий представляется экспертам ЦМАКП наиболее эффективным, он нацелен на интенсивный экономический рост за счет роста производительности труда и инвестиционной привлекательности.

В рамках такого сценария необходимо перераспределение бюджетных ресурсов между сырьевыми и обрабатывающими секторами. Это возможно, к примеру, за счет повышения НДПИ на газ, отмечают аналитики. Также необходимо повышение государственных инвестиций, в частности, в науку и инновационную систему.

А вот расходы на пенсии при таком сценарии должны сокращаться. Пенсионный возраст следует повысить на 5 лет. Рост пенсий при этом должен быть ограничен уровнем их неснижения в реальном выражении (в результате, коэффициент замещения зарплаты снизиться вплоть до 0,25) [8].

Помимо того, государству придется проводить политику низких ставок и ослабления рубля до уровня, позволяющего стабилизировать торговый баланс.

Итак, в результате этот вариант развития обеспечит экономике России наиболее высокие темпы роста. После выхода из кризиса 2017 года ВВП страны будет прибавлять по 6% в год (это как и до кризиса в 2-2,5 раза выше темпов прироста мирового ВВП). Причем в данном сценарии достаточно высокими темпами будут развиваться как потребительский, так и инвестиционный спрос.

В случае индустриальной модернизации ВВП России к 2025 году вырастет в 2,26 раза по сравнению с уровнем 2009 года. Правда, инфляция при "индустриальном" сценарии также покажет более высокий рост, по сравнению с другими сценариями, и в 2025 году составит 2,7% за год.

А вот национальной валюте в случае реализации индустриальной модернизации придется несладко. С 2015 года за доллар будут просить 31,5 рубля, а к 2025 году российская валюта ослабеет до 50,1 рубля за доллар. Правда, американская валюта согласно прогнозу ЦМАКП также ослабеет на мировых рынках и уже в 2018 году евро будет более чем в 2 раза дороже доллара ($2,07 за евро). К 2025 году американская валюта подешевеет до $2,16 за евро [8].

 


Заключение

 

Экономические кризисы - фазы капиталистического цикла <http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/058/741.htm>, во время которых происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе развития капиталистической экономики основных пропорций воспроизводства <http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/006/773.htm>. Они проявляются в абсолютном падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях. К причинам экономических кризисов можно отнести: во-первых, недопотребление народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае - стимулирование потребления. Во-вторых, группа ученых-экономистов связывает кризис с отсутствием «правильных пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики.

Преобразования последних лет в России не просто затронули различные аспекты развития страны, но и привели к серьезным изменениям в экономической и социальной сферах. В силу обрушавшегося осенью 2008 г. на страну кризиса социальные проблемы стали настолько глубоки, что очевидной становится необходимость систематического и последовательного их разрешения, возникла потребность вмешательства государства. Необходимо отметить, что правительством России был предпринят ряд антикризисных мер, среди которых разработка и введение в силу пакета антикризисных законов, предоставление гражданам возможности досрочного использования материнского капитала, возможность реструктуризации кредитов для лиц, потерявших работу, увеличение пенсий и пособий и другие. Но все многочисленные «пенсионные усилия» правительства аннулируются одним-единственным повышением тарифов ЖКХ, которое поглотит все надбавки, если не больше.

За последнее время народ стал все больше приходит к убеждению, что большинство реформ, проводимых государством и особенно в период кризиса, направлено не на реальное улучшение жизни населения, а на укрепление крупного частного капитала. Государственные чиновники, многие из которых являются совладельцами огромных капиталов увещевают о том, что повышение тарифов на коммунальные услуги связано с ростом цен на энергоносители и в первую очередь на газ. А цены на газ повышаются потому, что согласно действующей программе они должны быть постепенно приведены к уровню мировых.

А вопиющий разрыв в доходах, разве это не показатель качества и уровня жизни российских граждан. Вот уже более десяти лет не стихает в стране разговор на эту тему. А что изменилось? Ничего. До сих пор не введены налоги на сверхприбыли и роскошь, не создан надежный заслон в России перед потоком незаконных денег, уходящих на заграничные счета и в оффшоры.

Эти и другие рыночные явления негативно влияют на качество и уровень жизни населения нашей страны. Рынок в настоящее время не является единственным регулятором экономики, необходимо в ряде случаев активное вмешательство государства. Бытующее же пока суждение о ненужности и даже вредности государственного вмешательства в экономику и в первую очередь в ценообразование и тарифную политику в условиях глобального кризиса является несостоятельным и весьма опасным.

Многие вопросы следует решить государству в процессе выхода из мирового финансового кризиса, но цикличность экономики предрекает новый кризис, который ожидается в 2017 году, и к нему нужно успеть подготовиться.

 


Список литературы

 

1. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами// Экономист,2003. - №9

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2007.

.   Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2006

.   Влияние мирового финансового кризиса на качество и уровень жизни населения России // [http://www.creditcoop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=731:fincrisis-live&catid=43:fininfo&directory=61]

.   Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса//Экономист, 2006 - №5.

.   В.М. Давыдов, А.В. Боровиков, В.А. Теперман. Локальные кризисы или мировой феномен // ЭКО, 2003. - №7

.   Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис.//Вопросы экономики, 2000. - №11-12

.   Кризис 2017-2018 годов: готовимся // [http://krizis-kopilka.ru/archives/3933#more-3933]

.   Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики.//Российский экономический журнал,1998. - №9-10

.   Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1 и 2.: Пер. с 13-го англ. Изд. - М.: ИНФРА-М, 2007.

.   Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы экономики, 2006. - №11.

12. Финансовый кризис в России: факты, причины, последствия, прогнозы // [http://www.mirovoy-crisis.ru/finansovy-crisis-v-rossii.php]

.  Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики, 2002. - №10.

14. Штайльманн К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода из него// Проблемы теории и практики управления, 2008. - №5.

.   Экономика // Под ред.А.С.Булатова.-М.: Изд-во"Бек",2008

.   Экономическая теория // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб. для вузов 3-е изд-ие, - СПб: Изд. СПб ГУЭФ, изд. «Питер», 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.028 с.)