Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К учебному пособию А.П.Сучковой, Т.П.Питолиной↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рабочая тетрадь по геологии К учебному пособию А.П.Сучковой, Т.П.Питолиной «Первые шаги в геологию»
Мустафино 2017 Пояснительная записка Рабочая тетрадь предназначена для юных геологов, но может быть использована руководителями детских объединений (геологических кружков) в школах и других муниципальных учреждениях в качестве методического пособия. Рабочая тетрадь охватывает шесть главнейших тем по геологии. Темы разделены на главы. Каждая глава-еще один шаг юного геолога в познании неизвестного. В тетради содержатся большое количество разнообразных заданий, практических работ, направленных на отработку умений и навыков, закрепление основных понятий, содержащихся в учебном пособии. Оглавление стр Тема 1. Геология- наука о Земле……………………………………………………..4 1.1. Геология не бывает скучной………………………………………………….4 1.2. Выдающиеся геологи, заложившие фундамент науки и Земле………………...4 1.3. Как изучают земные недра………………………………………………..............4 Тема 2 «Земля-частица Вселенной …………………………………………………5 2.1. Наш космический дом…………………………………………………………….5 2.2. Загадки земной коры……………………………………………………………...6 2.3. Незримые силы Земли…………………………………………………………….6 Итоговая проверочная работа …………………………………………………………………..7 Тема 3 «Жизнь Земли и жизнь на Земле» ………………………………………… 8 3.1.О чем говорят окаменелости…………………………………………………… 8 3.2.Путешествие в прошлое Земли………………………………………………… 9 3.3.Страницы книги под названием Земля………………………………………… 9 Задания для маленьких палеонтологов………………………………………….10 Итоговая проверочная работа …………………………………………………… 15 Тема 4 «Непостоянство лика земного» ……………………………………………. 4.1.Геологические процессы, созидающие и преобразующие земную поверхность………………………………………………………………………16 4.2.Эндогенные процессы…………………………………………………………..17 Задание для любознательных «Специалисты -геологи и геоморфологи»… 18 4.3. Роль человека в происходящих на Земле геологических процессах……… 22 Тема 5 «Минералогия и кристаллография» ……………………………………...24 Практическая работа №1 "Диагностические признаки минералов"………………….. 25 Подготовить сообщения по минералогии. Примерная тематика сообщений………………… 30 Тема 6 «Петрография» ………………………………………………………………31 Практическая работа №2 Изучение горных пород различного происхождения по образцам…………………………………………………………………………………… 32 Итоговая проверочная работа ………………………………………………………………….. 34
Задания для обобщения ………………………………………………………………………… 36
Список используемых ресурсов Тема1 «Геология- наука о Земле» Проверьте свои знания по теме «Геология-наука о Земле» 4.3 Геология не бывает скучной! 1.Зачем нужны геологические знания? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. В каких предметах школьной программы вы столкнулись с элементами геологии? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3.Что является объектом, а что предметом изучения геологии? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4.Назовите и охарактеризуйте важнейшие отрасли геологии. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Выдающиеся геологи, заложившие фундамент науки и Земле
.........................................................................................................................................................
……………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………….
.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Как изучают земные недра
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Тема 2 «Земля-частица Вселенной»
Справочные сведения Экваториальный радиус Земли- 6378,2 км. Полярный радиус- 6356,8 км Средний радиус Земли- 6367,5 км Длина окружности экватора -40076 км Поверхность- 510 млн.кв.км Мировой океан занимает 71% поверхности. Наш космический дом
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….... 2.На какие две группы делятся планеты Солнечной системы? ………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
..............................................................................................................................................................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................... Загадки земной коры 1. В чем различия континентальной и океанической земной коры? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 2.Какая разница в возрасте континентальной и океанической коры, чем это вызвано? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3.Как называется группа элементов, способных концентрироваться совместно с железом? .................................................................................................................................................
Незримые силы Земли 1. Объясните, почему не совпадают земной и магнитный полюса? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Что такое изостатическое равновесие? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3.Почему теория Вегенера о дрейфе материков не была принята геологами в начале ХХ века? ......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
О чем говорят окаменелости 1.Что такое окаменелости и для чего они служат? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Из каких элементов состоит скелет губок? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3.Каким образом кишечнополостные образуют рифы? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 4.Для чего трилобиты нужны геологам? ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 5.От каких животных произошли моллюски? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 6.На какие виды делят моллюски, что между ними общего? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 7.Какое ископаемое называют в народе «чертов палец»? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 8.Что такое строматолиты? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 9.Какие растения являлись сырьем для образования каменного угля? ……………………………………………………………………………………………………. Путешествие в прошлое Земли Геологическая история Земли делится на большие промежутки — эры, эры делятся на периоды, периоды делятся на эпохи. Такое деление было связано с событиями, происходившими на Земле. Изменение абиотической среды повлияло на эволюцию органического мира на Земле. 1.На какой основе выделены геологические этапы жизни Земли? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Что значит абсолютное и относительное летоисчисление? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3.Назовите эры и периоды, характеризующие жизнь земной коры. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Задания для маленьких палеонтологов 1. Палеонтология — наука об ископаемых организмах. 2.Трилобиты. Жизнь зародилась в море 3 миллиарда 500 миллионов лет назад, намного раньше появления динозавров. А примерно 500 млн лет назад Землю населяли трилобиты, медузы, ракоскорпионы, морские лилии. Трилобиты жили у дна, медленно ползали и плавали, их тело было покрыто панцирем. Трилобит, найденный в Марокко. Возраст: 350 млн. лет. Лепим трилобита, губку, морскую звезду из пластилина. Делаем импровизированный океан. Используем песок или манку для морского аквариума
3. Окаменелость — минерализованные останки или Создаём окаменелость. Можно использовать гипс или соленое тесто. Пригодятся и ракушки, листики, палочки, игрушки которыми можно сделать отпечаток. листики дерева намазываем краской и делаем отпечаток на камне или на бумаге.
4. Играем в палеонтологов: Прячем в гипсе или тесте игрушку. Закапываем в песочнице. Ребёнок ведёт раскопки, потом с помощью молотка извлекает игрушку. Вы можете воспользоваться готовыми наборами.
Либо замораживаем игрушку или растение во льду. 5. Из макарон разной формы создаём скелет динозавра. Приклеиваем на картон. Можно из соленого теста 5. Делаем вулкан из соды с уксусом на улице и играем динозаврами. Можно купить яйца динозавров и ждать появления маленьких динозавриков. Или сделать яйца самостоятельно. Для этого понадобится лимонная кислота (1 часть), пищевая сода (2 части), соль, пищевой краситель и растительное масло. Правильно замешанная смесь будет хорошо лепиться, но, тем не менее, яйца получаются хрупкими. В воде скорлупа растает Самооценка учащегося Палеонтология – это __________________ Эволюция – это ______________________
Путешествие во времени
Что интересного и полезного я узнал на занятии? __________________________
Итоговая проверочная работа
Эндогенные процессы 1. Какая разница между магмой и лавой? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Перечислите типы извержения вулканов. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3. Где можно встретить вулканы в России? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4. Какое геологическое явление характеризуется терминами: фокус, гипоцентр, эпицентр? ………………………………………………………………………………………………… 5. Какие структуры образуются в земной коре в результате тектонических движений? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 6. Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа в настоящее время? Охарактеризуйте их. Какие из них характерны для вашей местности? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 7. Какие меры следует принимать для борьбы со стихийными явлениями в вашей местности? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8. Используя схему установите соответствие
Задание для любознательных «Специалисты-геологи и геоморфологи» Вам предлагаются описания и изображения некоторых форм рельефа, различных по своему происхождению и геоморфологических (геоморфология – наука о происхождении и формах рельефа) процессов и явлений. Выберите из предложенных списков эти формы рельефа или процессы и впишите в соответствующую колонку таблицы. Формы рельефа: столовые горы, бар, друмлины, старица, атолл, балка, полье, бугры пучения, фиорд (фьорд), меандры.
Тема 6 «Петрография» Горные породы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
магматические | осадочные | метаморфические | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
……………………………. | ……………………………. | …………………………… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
……………………………. | ……………………………. | …………………………… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
……………………………. | ……………………………. | …………………………… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
……………………………. | ……………………………. | ……………………………. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
……………………………. | ……………………………. | ……………………………. |
7. Какие горные породы можно встретить в вашем районе?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Практическая работа №2
Изучение горных пород различного происхождения по образцам
Цель работы: изучить по образцам основные горные породы. Определить их происхождение, структуру, текстуру и другие свойства. Научиться узнавать основные природные каменные материалы, используемые в строительстве.
Материалы: коллекции горных пород, лупа, игла, гидростатические весы.
ВВЕДЕНИЕ
Г о рные пор о ды, природные агрегаты минералов более или менее постоянного состава, образующие самостоятельные геологические тела, слагающие земную кору. Термин "Г. п." впервые в современном смысле употребил (1798) русский минералог и химик В. М. Севергин.
Г. п. представляют собой механические сочетания разных по составу минералов, в том числе и жидких. Процентное содержание минералов в Г. п. определяет её минеральный состав. Форма, размеры, взаимное расположение и ориентация минеральных зёрен или частиц Г. п. обусловливают её структуру и текстуру.
По происхождению Г. п. делятся на три группы: магматические (изверженные), осадочные и метаморфические. Магматические и метаморфические Г. п. слагают около 90% объёма земной коры, остальные 10% приходятся на долю осадочных пород, однако последние занимают 75% площади земной поверхности.
ХОД РАБОТЫ
Изучить 9 образцов горных пород различного происхождения. Определить происхождение, структуру, текстуру и другие свойства.
Структура — совокупность признаков горной породы, обусловленная степенью кристалличности, размерами и формой кристаллов, способом их сочетания между собой и со стеклом, а также внешними особенностями отдельных минеральных зёрен и их агрегатов.
Структура магматических пород может быть:
Полнокристаллической (в породе нет стекла, порода состоит из одних кристаллов);
Неполнокристаллической (имеются в породе кристаллы, вкрапления и стекло);
Стекловатой (преобладают в породе стекло).
Структура осадочных пород может быть:
1. Цельноскелетные биоморфные структуры – раковинные или ракушняковые (структурными элементами – зернами являются раковины), и биогермные – коралловые, строматолитовые и др., когда захороняются прижизненные скелеты обычно прикрепленных организмов.
2. Шароагрегатные, или сфероагрегатные и примыкающие к ним многочисленные структуры в основном химического и биологического, реже механического (глиняные катуны и др.) происхождения. Структурными элементами служат обычно сферические тела – агрегаты мелких кристалликов или аморфные образования, сохраняющие свою первичную форму: оолитовая, сферолитовая, пизолитовая, бобовая, копролитовая, комковатая, сгустковая, конкреционная, желваковая, окатышевая и т.д. Они широко распространены в карбонатных, фосфатных, железистых, марганцевых и других породах.
3. Обломочные или кластические структуры (иначе детритовые) имеют осадки и породы, сложенные обломками кристаллов, стекла, пород, органических остатков, т.е. имеют соответственно: кристалло-, витро-, лито-, и биокластическую структуру. То, что зерна обломки, видно по их контурам, которые представляют поверхность дробления с одной или разных сторон, первично целостного кристалла, оолита, раковины или вулканического стекла. Обломочные структуры свойственны всем обломочным породам, большинству глинистых и фосфоритовых, многим карбонатным, бокситовым, эффузивным и другим породам. Это самые распространенные структуры, ими обладают 60-70% осадочных пород или больше.
4. Оолитовая структура представляет собой скопление мелких шаровидных стяжений различного размера (оолитовые известняки, бокситы).
Текстура – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных ориентировкой и относительным расположением и распределением составных частей породы.
- массивные
- полосчатые
- пористая
- шпировая
- шаровая
- ракушечная
-землистая
Итоговая проверочная работа
1. Осадочные породы образовались вследствие...
а. землетрясений б. вулканизма
в. действия цунами г. разрушения других пород
2. Магматические породы образовались вследствие действия...
а. внутренних сил Земли б. внешних сил Земли
в. внутренних и внешних сил Земли
3. В каком состоянии, по мнению ученых, находятся породы мантии и ядра?
а. в жидком б. в газообразном
в. в твердом г. в вязком
4. Температура горных пород в шахте с глубиной...
а. увеличивается б. уменьшается
в. не изменяется г. зависит от времени суток
5. Из твердых минералов и горных пород состоит...
а. мантия б. ядро
в. земная кора
6. Какое выветривание происходит со сменой состава горных пород и минералов?
а. физическое б. химическое
в. органическое г. биологическое
7. Уголь, нефть, поваренную соль добывают...
а. в осадочных породах земной коры б. в магматических породах земной коры
в. в верхних слоях мантии г. в центре земного ядра
8. Какие металлы называются «цветными»?
а. сталь, железо б. медь, алюминий, свинец, олово, цинк
в. только золото и медь г. только олово и цинк
9. Где на Земле расположены основные месторождения нефти?
а. в горах б. на равнинах
в. на шельфах г. в океанических впадинах
10. Как транспортируют нефть?
а. по железной дороге б. по нефтепроводам
в. самолетами г. все ответы правильные
11. К магматическим горным породам относится...
а. каменный уголь б. гранит
в. мрамор г. песчаник
12. Неорганические осадочные горные породы могут быть...
а. глубинными б. обломочными
в. излившимися г. вулканизм
13. К метаморфическим горным породам относится...
а. торф б. кварцит
в. базальт г. глина
14. Какая из горных пород широко применяется в строительстве?
а. базальт б. кварцит
в. каменный уголь г. гранит
15. Магматические горные породы могут быть...
а. органическими и неорганическими б. глубинными и излившимися
в. обломочными и химическими г. глубинными и обломочными
Задания для обобщения
1. Геология – это:
1). Наука, изучающая горные породы.
2). Наука, изучающая рельеф Земли.
3). Наука, изучающая органические остатки.
4). Наука, изучающая строение Земли, ее происхождение и развитие.
2. Самородными называются минералы:
1). Состоящие из одного химического элемента.
2). Состоящие из соединений разных элементов с серой.
3). Состоящие из солей и галоидно-водородных кислот.
4). Состоящие из соединений элементов с кислородом.
3. Медный колчедан – это:
1). Халькопирит.
2). Пирит.
3). Галенит
4). Киноварь
4. Минералы какого класса представляют собой соли серной кислоты:
1). Оксиды.
2). Сульфаты.
3). Фосфаты.
4). Сульфиды.
5. Несцементированными горными породами с окатанными обломками являются:
1). Галечник, гравий, песок.
2). Брекчия, дресвяник, песчаник,
3). Конгломерат, гравелит, песчаник.
4). Глыбы, щебень, дресва.
6. Магматические горные породы подразделяются на следующие группы:
1). Кислые, средние, щелочные, обломочные, хемогенные породы.
2). Кислые, средние, щелочные, основные, ультраосновные породы.
3). Обломочные, хемогенные, органогенные породы.
4). Кислые, сладкие, средние, крайние, основные породы.
7. Осадочные горные породы образуются путем:
1). Излияния глубинного вещества на поверхность Земли.
2). Кристаллизации и затвердевания природных силикатных расплавов.
3). Преобразования каких-либо горных пород.
4). Накопления обломочного материала, в процессе химического осаждения растворенных веществ и жизнедеятельности организмов.
8. Метаморфизм – это:
1). Процесс застывания магмы на различной глубине.
2). Процесс излияния магмы на поверхность Земли.
3). Процесс преобразования горных пород различного генезиса.
4). Процесс образования пород под воздействием внешних факторов
9. Частыми и катастрофическими землетрясениями характеризуются:
1). Побережья Тихого океана.
2). Уральские горы.
3). Западно-Сибирская низменность.
4). Восточно-Европейская равнина.
10. Положение пласта в пространстве характеризуется:
1). Длиной, шириной, высотой.
2). Азимутом простирания, азимутом падения, углом падения.
3). Азимутом простирания, азимутом наклона, уг
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.011 с.)