Понятие «этноса», его структура и основные теории этноса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «этноса», его структура и основные теории этноса.



Понятие «этноса», его структура и основные теории этноса.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности

Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из 1) этнического ядра — компактно живущей на определенной территории основной части этноса, 2)этнической периферии — компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, 3) этнической диаспоры — отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.

Этнос может быть весь подразделен на субэтносы — группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров и т.п. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

Теории этноса:

  Эволюционная школа

Основателем считается Эдуард Тэйлор (1832—1917), написавший капитальный труд «Первобытная культура» (1871 г.), где автор делает следующие выводы (основная концепция данной школы):

1. Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному.

2. Существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития.

3. Все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох

Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И. Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.

Культурно-историческая (Культурно-антропологическая), диффузионизм

На волне критики теории эволюционистов возникли многие другие мнения.

Одним из первых была концепция диффузионизма — от лат. diffusio — «растекание», «разлитие» — теория, по которой распространение культуры, ход исторического процесса зависел от контактов между народами, история человечества — это столкновения, заимствования, переносы культур

Культурно-историческое направление. Представители — Ф. Гребнер и патер В. Шмидт. Самым важным понятием этой школы — концепция «культурных кругов» — теория о том, что существуют т. н. культурные круги, которые состоят из элементов той, или иной культуры, появившиеся лишь однажды у того, или иного народа («культуры»).

Школа Л. Фробениуса. Основным отличием от других школ диффузионизма было учение о «душе культуры» — «paideuma», культура имеет и свой возраст — она рождается, растет, стареет и умирает, это «живое» существо. Также ему принадлежит попытка классификации первых стадий религии, систематизация и картографирование «культурных кругов».

Школа Франца Боаса

С начала 30-х годов возникает новая этнографическая школа — американская школа исторической этнологии, её основоположником и создателем является выдающийся ученый Франц Боас.

Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа, открытие законов управляющих деятельностью человеческого ума, а также реконструкция человеческой истории и культуры:

Мы всегда мыслим в терминах, свойственных окружающей нас среде, но виды деятельности человеческого ума представляют у народов, населяющих мир, бесконечное разнообразие формы

Важным ученый считал и изучение языка и антропологии народов, фактически первым введя понятие «языковой союз» (у Ф. Боаса «диффузии грамматических процессов») — теория о смешанности многих неродственных языков.

Неоэволюционизм

Основателями неоэволюционизма считаются Л. Уайт и Дж. Стюард. Во многом поддерживая своих предшественников (эволюционистов), они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.

Структурализм

Его можно разделить на две части:

1. Структурный функционализм (идет от трудов функционалистов Б.Малиновского и А.Радклифф-Брауна). Одним из основателей является Э.Эванс-Притчард. В основе его теории — понятие о том, что описание фактов подчиняется определенной социологической теории. Так, например, «политическая система» состоит из базы материального производства и всей общественной жизни, экологической среды, родоплеменной структуры, системы возрастных классов. Важным понятием является «структурное пространство» — расстояние не физическое, а основанное на родоплеменном отношении.

2. Французский структурализм. Основателем считается Леви-Стросс. Главной его идеей было единство человеческого разума на всех стадиях развития, и строгое логическое мышление с преобладанием сознательного и разумного. Все явления в глазах людей имели свою логичность.

 

 

Понятие «этноса», его структура и основные теории этноса.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности

Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из 1) этнического ядра — компактно живущей на определенной территории основной части этноса, 2)этнической периферии — компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, 3) этнической диаспоры — отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.

Этнос может быть весь подразделен на субэтносы — группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров и т.п. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

Теории этноса:

  Эволюционная школа

Основателем считается Эдуард Тэйлор (1832—1917), написавший капитальный труд «Первобытная культура» (1871 г.), где автор делает следующие выводы (основная концепция данной школы):

1. Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному.

2. Существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития.

3. Все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох

Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И. Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.02 с.)