Методология юридической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология юридической науки



План темы

1.    Методология как наука о принципах, формах и способах познания объективной реальности. Развитие методологии юридической науки. Особенности современной методологии.

2.    Общефилософский подход к исследованию проблем общей теории права.

3.    Идеалистическое и материалистическое понимание сущности права, его отражение в соответствующих теориях права. Диалектический и метафизический методы познания права.  

4.    Формационный и цивилизационный подходы, дедукция и индукция в познании права. Особенности догматического и нормативного способов изучения права.

5.    Логический, конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительный, аналитический, системный, функциональный, структурно-функциональный, конкретно-социологический, статистический и другие методы изучения права. Синергетический подход к познанию права.

6.    Системный анализ в изучении права. Государство и право как системные объекты.

7.    Государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект.

8.    Моделирование, эксперимент и иные частные методы научного познания в сфере права.

9.    Система социологических методов изучения права: анкетирование, интервьюирование, личное, в том числе, включенное наблюдение.

Методология —  наука о принципах, формах и способах познания объективной реальности; (греч.-methodos- подход, образ действия, способ, приемосуществление; logos- учение о познавательных процедурах и их результатах). Методология ОТП — это:

· всеобщее научное руководство, включающее в себя мировоззренческую позицию и все многообразие конкретных методов познания истины о праве,

· знание о том, как нужно изучать предмет ОТП.

Основная задача методологии — найти оптимальный способ познания правовой действительности.

Структура и уровни методологии (и для ОТП): научные парадигмы, т.е. мировоззрение, философские основания, теории, концепции,принципы, аксиомы и презумпции, методы познания и др.

Философские основания науки позволяют разделить ее на этапы:

· классическая наука – XVI-XIX в. классическое естествознание, механическая картина мира, линейность, простое-сложное, целое = сумма частей, жесткая детерминированность взаимодействий. Так, Гоббс рассматривал государство как механического человека, Спиноза метематически доказывал естественное право. Конституции XVIII в. представляют собой требование рационализировать социальную жизнь правом;

· неклассическая наука к. XIX-1 пол. ХХв. представлена неклассическим естествознанием, нелинейностью, зависимостью познания от типа субъекта и объекта. Историческая школа провозглашала поступательное развитие права, О.Конт — развивающееся общество;

· постнеклассическая наука. Социально-исторические и психологические свойства субъекта определяют свойства объекта («красота в глазах смотрящего»). Ее свойства: динамичность, нелинейность, самоорганизация неравновесных систем, многоуровневость, многомерность, интеграция различных типов знания.

Постнеклассическая наука характеризуется тем, что:

· исследует уникальные открытые сложнодинамические саморазвивающиеся системы, включенные в конкретный социокультурный контекст;

·  в данной парадигме пересматривается роль субъекта, социально-исторические и иные характеристики которого определяют особенности познаваемого объекта;

· междисциплинарная интеграция знаний, трансляция идей, принципов и представлений из одной науки в другую с последующим включением полученных новых фундаментальных результатов в общенаучную картину мира;

· возможность создания противоречащих друг другу, но одновременно истинных концепций. Это обусловливается возможностью использования различных методологических подходов и стандартов, обладающих различными изначальными установками, направленных на изучение лишь определенного типа взаимодействий;

Методология ОТП есть методология всей юриспруденции, т.к.:

1. дает мировоззрение,

2. ее философский уровень познает сущность и закономерности права,

3. функцией метода обладает любая теоретическая доктрина, т.к. она всегда создается на основе нового методологического подхода. Так, противоставление должного и сущего привело к социологии и позитивизму, психологический анализ к психологической теории, замена мирного развития в исторической школе – на теорию борьбы Р.Иеринга.

СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ ОТП свойственны: деидеилогизация (спорно, т.к. есть отказ от диамата, но в возникла новая «религия»- права человека), плюрализм и свободомыслие, гуманистическая направленность, кризис гуманитарных наук, т.е. чрезмерная дифференциация и исчерпанность ресурсов методов эпохи модерна, конвенционализм, т.е. соглашательство ученых о содержании и сущности основных категорий,  постоянный поиск, слабая разграниченность уровней методов (отсутствие разработанных критериев разграничения уровней исследования и как следствие путаница в построении иерархии методов); длительное противоборство рационализма и иррационализма.

Рационалисты строят свою модель права на разуме, признавая возможность постижимости человеческой природы и социальных свойств личности. Поэтому с методологической точки зрения возможно построить идеальную модель правовой организации, правопорядка, исходя из рациональности человеческой природы.

Иррационалисты исходят от обратного: у права и правовых явлений нет общезначимой ценности a prori. Следовательно, в господствующем правопорядке и существующих правоотношениях нет заранее установленной абсолютно развитой идеи, и все действительно разумное постигается опытом и апробированными положениями из правовой практики.

В результате столкновения рационализма с иррационализмом противостоят два методологических начала:

· Логико-гносеологическое, где вырабатываются т.н. «теории среднего уровня» позволяющие соединить теорию с практикой.

· Рационально-прагматическое, где предпочтение отдается эксперименту, практическому опыту в использовании права как инструмента управления социально-правовыми процессами.

МЕТОДОЛОГИЯ ОТП ПО СТРУКТУРЕ включает следующие методы:

1. Общефилософские —  диалектика и метафизика, идеализм и материализм и др., которые позволяют изучать закономерности,

2. Общенаучные (общелогические) используются во всех или в большинстве наук,

3. Специальные методы (для нескольких наук) – это факультативный уровень, т.к. не все его признают,

4. Частнонаучные или частные методы вырабатываются в конкретных науках (для данной науки).

Иначе методологию можно разделить на: мировоззрение (философско-мировоззренческий момент) и методику — систему научных приемов и способов для изучения права.

 

Общефилософский подход к исследованию проблем общей теории права заключается в следующих научных парадигмах.

Мировоззренческий элемент (всеобщий философский метод) есть: диалектика или метафизика, материализм или идеализм, и др.

Этапы развития общефилософских методов таковы. Средневековая католическая церковь давила на всех метафизикой и идеализмом. Идеалистический механический материализм считал природу неиспорченным творением Бога в отличие от человека. В XVIII в. возник основной вопрос философии: «Что первично: материя или идея (сознание)?». Классическая наука ведет к всплеску материализма. Постнеклассическая наука не противопоставляет их.  

Диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания, метод познания явлений в их развитии и самодвижении.

Гегель сформулировал основные законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, единства и борьбы противоположностей.

Она охватывает понятия: тезис- антитезис- синтез; качество- количество; причина- следствие; случайность- необходимость; общее-частное...

 Объективный диалектический идеализм: идея (дух, сознание) первична. Право - его проявление.  Идеализм характерны идеи о космизме, ноосфере, соотношение комического порядка и земного, место права в универсуме - еще от Сократа, Платона, Ульпиана, Канта и Гегеля. Ульпиан писал: «Юриспруденция - познание божественных и человеческих дел, знание о справедливом и несправедливом». Главный труд идеалистов — «Основы философии права» Гегеля. 

Диалектический материализм (диамат). Маркс и Энгельс считали материю первичной в движении, в пространстве и времени. Исторический материализм исходил из тезиса, что экономика обуславливает право. Требуется изучать право конкретно-исторически и неразрывно от экономики, политики и др. ему была свойственна тенденция к догматизации и вульгаризации, к схоластике, что снижало его научную обоснованность. В СССР  диамат как квазирелигия.

Идеализм бывает двух направлений: объективные идеалисты связывают существование государства и права с объективным, и субъективные идеалисты - с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями. Субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало людей.

В XX в. получили распространение следующие подходы к объяснению государства и права: прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.

Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит практический результат. Правильность идеи выявляется лишь конкретными практическими результатами.

Интуитивизм основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с Богом может установить, что они представляют собой.

Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

Метафизика (греч. – после физики) — учение о сверхчувственных (трансцедентных) основах бытия. Идеи метафизики о невозможности точного изучения мироустройства, о единстве духовного и материального, бытия и мышления, о Сверхразуме в истории, человеке как образе и подобии Бога. В Новое время все изучали право и государство из метафизического учения о человеке.

Стандарты метафизики на сегодняшний день становятся новыми науками и направлениями развития юриспруденции. К ним относятся: синергетика, герменевтика, феноменология, семиотика, антропологизм, структурализм, функциональный, исторический, психологический, позитивистский, экзистенциальный и др.

Синергетика (синергия — совместное действие) — наука о самоорганизующихся, самовоспроизводящихся, случайных, незакономерных, нелинейных процессах. Изучает субъективное сознание, роль личности в общественном развитии, вероятностное, кризисное и во времена перемен. Случай как непознанная закономерность. Она ориентирует на множественность описаний бытия нестабильных самоорганизующихся объектов.

Термин «герменевтика» (греч. «разъясняющий», «истолковывающий»). Сегодня под герменевтикой подразумевается: теория и практика истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, основным содержанием которого является проблема понимания права и связанные с ней вопросы языка. Герменевтика (Э.Бетти, М.Хайдеггер) рассматривает создаваемые действительные либо возможные тексты в качестве специфических знаково-символьных систем.

Феноменология права  (Н.Н. Алексеев и А.В. Поляков) рассматривает право на уровне явления (а в философии права – на уровне сущности). Любое явление имеет специфическое содержание и должно воплощаться в определенных формах исходя из содержания (принцип единства содержания и формы явления).

В классическом легизме (т.е. юридическом позитивизме) и естественно-правовой теории феноменологии быть не может. Развивается в рамках:

· феноменологии права социологического позитивизма – право в действии, в общественных отношениях, т.к. право в юридических текстах – это мертвая форма права;

· с точки зрения либертарной теории право на уровне явления проявляется в объективной социальной действительности принципа формального равенства.

Семиотика («знак, признак») есть научное направление (наука), исследующая свойства знаков и знаковых систем, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Право как некий знаковый, символьный и языковой феномен, система передачи определенных кодированных сигналов, по особой процедуре воспринимаемых субъектами.

Структурализм — научное направление, изучающее право как систему, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов и подсистем с многообразными типами связей в нем.

Функционализм указывает на функции и взаимозависимость любого элемента системы. Так, ликвидируются элементы, не работающие на реализацию всей системы.

Позитивизм — нефилософское познание, основан на объективно воспринимаемых фактах. Исходит из методологического монизма, считая законы естественных наук и права идентичными, одинаковыми.

Экзистенциализм —  внимание на анализе жизненного опыта, переживаниях человека себя самого и собственного позиционирования. Время описывает продолжительность бытия. Принцип линейности дает последовательную и закономерную смену явлений, а цикличность – наоборот сменяемость циклов бытия явления. Прогресс и регресс линейны, т.е. каждая последующая стадия лучше предыдущей или хуже. Марксизм рассматривал общественно-экономические формации как прогресс. Христианством проповедовались эсхатология и регресс, потеря рая и золотого века.

Антропологический подход рассматривает природу человека как уникальную биосоциальную систему. Антропологичекий принцип гласит: «Человек —  исходное начало и конечная цель философии, человек мера всех вещей». Теоцентризм — принцип, согласно которому человек — образ и подобие Бога. Принцип натуроцентризма  рассматривает человека как природное существо, общественное животное.

Формационный подход разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Он состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

Способ производства —  это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы —  это содержание способа производства, а производственные отношения —  форма. С изменением содержания через революцию меняется и форма (ОЭФ).

Недостатки формационного подхода: многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются упрощённо, нет роли личности в истории, переход от одной формации к другой абсолютизирован (но некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

С начала 90-х гг. активно внедрялся цивилизационный подход, поскольку, стремились "избавиться" от всего, что касается марксизма. но приверженность одному подходу обедняет науку.

Цивилизационный подход (О. Шпенглер и А.Дж.Тойнби, П.Сорокин) основным критерием в развитии общества подразумевает духовно-культурную сферу. Он до конца не сформирован, поскольку понятие цивилизация имеет 200 авторских значений, т.е. авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. Например, цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Его недостатки: отрицает целостность, единство человеческой истории, всеобщие исторические закономерности, нет единого ключевого понятия цивилизации.

Типично юридическими методам чаще всего называют:

· Формально-логический изучает коллизии норм, иерархию нормативных правовых актов (НПА), пробелы, стадии, систематизацию, классификацию;

Формально-юридический (формально-догматический, юридико-технический) изучает структуру НПА, правовых норм, источники, юридическую технику. Этот метод есть описание внутреннего строения права, норм, источников через юридические понятия как бы изнутри, в «чистом» виде, вне связи с др. сферами, через догматику, проявляется в юридической технике, анализе компетенции государственных органов, систематизации НПА.

Догма права — понятие юридической науки, означающее:

1) всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм (позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики),

2) деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому толкованию позитивного права, выявлению его основных принципов.

Догматическое исследование права состоит из процессов:

· описания содержания правовых норм, отрасли;

· обобщения, направленного на выявление более общих правил (принципов);

· определения структуры нормы права, благодаря чему формируется догматическое правило, связывающее воедино фактические обстоятельства с  юридическими последствиями (например, «купля-продажа есть консенсуальный договор, по которому одна сторона обязывается к тому-то, а другая — к тому-то»);

· классификации, то есть выстраивания правил, принципов и определений в определённую систему по определенным критериям.

«Догматика права» – это собирательное понятие для обозначения всей совокупности научно-юридических теорий о позитивном праве, составляющих основы догмы права.

Право, согласно юридической догматике, — это совокупность правовых норм, принятых или санкционированных государством и обязательных для исполнения всеми лицами. С.С. Алексеев считал, что «догматическая юриспруденция» или «догма права» (ее ядро) — это юридические нормы, законы, прецеденты, правовые обычаи, обособленные в соответствии с потребностями юридической практики в качестве основы решения юридических дел и ситуаций.

Догматическая юриспруденция является первой в истории универсальной системой юридических знаний. Впервые догматику к праву стали применять еще римские юристы для деления на роды и виды. Первые редакции юридической догматики — это система понятий глоссаторов XI – XII вв. [1] Университетская юридическая наука Германии также всегда видела в нормах права не приказы, а понятия («юриспруденция понятий»). При помощи логических приемов юридические понятия используются для построения «внутренне непротиворечивой» системы права.

Догматика — это допозитивизм. Социология права смотрит на право «снаружи», догматическая юриспруденция «изнутри», через внутренние связи и отношения между правовыми нормами.

Современная догматическая (аналитическая) юриспруденция является своеобразной модификацией современного юридического позитивизма. Особенностью юридического позитивизма является отождествление норм права и норм закона, отказ от идей естественного права и исторического права. Суть юридического позитивизма: «Я не знаю, что такое гражданское право, меня интересует только Гражданский кодекс». Г. Кельзен в своей теории нормативизма развил догматику и юридическоий позитивизм (легизм).

Особенности нормативного способа изучения права подобно догматике заключаются в том, что право — это система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Следовательно, утверждается примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. В гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с человеческой деятельностью, практикой, а стало формализоваться, огосударствливаться. Нормативный способ доминирует на пост-советском пространстве.

Общенаучные методы включают в себя: анализ (расчленение), синтез (объединение), абстрагирование (отвлечение от частных признаков для выведения общего), системно-структурный подход, индукция (умозаключение от факта к абстрактному обобщению), дедукция (наоборот), аналогия (сходство, подобие), сравнение, моделирование (модель- абстрактная или уменьшенная копия реальных объектов); типология или классификация.

Анализ (от греч. analysis — разложение) — логический метод научного мышления, выявляет составные элементы структуры государства и права, устанавливает характер взаимосвязи между ними. В анализе важен метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.

Синтез (от греч. synthesis — соединение элементов в единое целое) используется для обобщения данных, которые получены при анализе свойств и признаков объектов. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, дает представление о государстве и праве в целом.

Индукция (от лат. inductio — наведение, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению) — восхождения от конкретного к абстрактному. Она заключается в познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Так, сформулировав понятие органа государства, делает обобщенный вывод о всем механизме государства.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — восхождение из абстрактного к конкретному. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.

Специальные методы— это методы для нескольких наук, посторонние для данной науки: статистический, психологический, математический, социологический, кибернетический, исторический.

Частно-научные методы юриспруденции таковы: формально-логический;

формально-юридический; толкования; сравнительно-правовой, т.е. компаративистика- наука об изучении правовых систем путем сопоставления государственных и правовых институтов, систем права, принципов и др. для выявления слабых и сильных сторон, ведет к сближению правовых систем и образованию единого правового пространства как вызов XXI в.; правовой эксперимент; правовое моделирование.

Формально-логический метод – доказывает истинность суждений путем вывода из положений, истинность которых доказана изначально, историческая логика – Л.Гумилев, герменевтическая логика – используется при восстановлении целого по немногим чертам и фрагментам на основе догадки, интуитивного предположения, учитывая как осознаваемые логически, так и бессознательные аспекты.

Наиболее общие методы познания права (согласно С.Г. Дробязко): диалектика,  метафизика, формационный, цивилизационный, дедукция, анализ, догматический, нормативный.

Частные методы (согласно С.Г. Дробязко) — это исторический, историко-политический, генетический, сравнительный, историко-сравнительный, компаративисткий, структурный, конкретно-социологический, логико-математический, логико-юридический, кибернетический, синергетический, телеологический, прогностический,  метод типологии, системный и др.

Системный анализ рассматривает государство и право как системные объекты, как: открытые и закрытые системы; естественные и моделируемые системы; механические, саморегулируемые и саморазвивающиеся системы.

В рамках системного анализа государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект, находящийся в условиях непрогнозируемых внешний воздействий и стремящийся к их упорядочению в рамках достижения собственных целей, а право как саморегулируемая система, при помощи которой государство достигает собственные цели и преобразует внешние условия.

Системный метод — рассмотрение объектов как целостных систем, выявление многообразных типов связей в нем.

Юридический позитивизм (он же формализм, легизм) представлены идеями  Г.Кельзена, Г.Харта и др. Правов позитивизме —  независимая во вне, автономная, полная без пробелов система абстрактных и общих норм, уверенная в своих позициях, ограничивает своих интерпретаторов чисто декларативной функцией, механическим правоприменением нормы к юридическому факту.

Юридический непозитивизм (антиформализм) представлены трудами Р.Иеринга, Е.Эрлиха, Р.Паунда, Н.Лумана и др. Право в непозитивизме —  открытая и зависимая от внешних факторов система, состоящая из конкретных решений на основе свободно толкуемых правовых принципов, не уверенная в своих значениях и не способная ограничить толкователей, кроме как чисто этически. Право —  это постоянное взаимодействие субъектов в их многообразии связей, интересов, конфликтов. Он преобладал со второй пол. XIXв.  

Сейчас особенно на Западе широко распространен социологический подход. Особенности социологического подхода к изучению права, обусловливающие его преимущества и недостатки:

· Расширение предметного диапазона, многоуровневость. комплексность исследований правовых явлений (от отдельно взятой правовой нормы или факта до сложнейших социально-правовых комплексов),

· Обогащение технико-методологической базы исследования через синтезирование знаний из смежных дисциплин и междисциплинарный подход,

· Смешение методологических подходов в изучении права. Социология права одновременно является и позитивисткой наукой и непозитивистской во всех возможных вариантах.

Государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект изучается недавно. Постнеклассическая наука и теория нелинейных динамик как ее составляющий элемент позволяет представить государство как сложную самоорганизующуюся систему, находящуюся под влиянием комплекса неравновесных внешних и внутренних вызовов, целенаправленных и случайных, взаимодействующих и взаимоисключающих факторов, и призванную организовывать собственное развитие и отстаивание собственных интересов в вышеназванных условиях. В таком ключе право —  инструмент самоорганизации государства в условиях внешнего хаоса, одного из способов обеспечения социальной связности и способности государства и социума реагировать на внешние вызовы. Например, потребность большей либерализации банковской сферы привела к ограничению размера государственных гарантий по возврату вкладов населения. Однако мировой финансово-экономический кризис потребовал оперативного иного решения.

Кажущиеся диаметрально противоположные решения находятся в единой логике бытия государства как саморазвивающейся системы. В условиях стабильности оправдано и необходимо передавать определенные полномочия негосударственным субъектам, в условиях кризиса устранение государства от реагирования на внешние вызовы было неправильным.

Государство существовало и будет существовать не всегда. Было право догосударственное (социальное право), уже есть право внегосударственное (международное) и будет на новом витке развития постгосударственное и внегосударственное право. Последние два вида права являются не менее юридическим правом, чем право, производное от государства. Государство – не вечный спутник общества: оно возникло в какой-то момент и когда-то в конечном итоге уйдет с политической сцены, по крайней мере, как доминирующий политический игрок, задающий параметры всей политической системе общества. Кроме того, государство само по себе не всегда было способно обеспечить монизм правового регулирования: в средневековье случалось, что даже в рамках одного государства сосуществовали две конкурирующие системы правового регулирования.

Как социальный институт оно возникает для реализации определенных потребностей и существует до тех пор пока эти потребности реализовываются.

 Сложные, а потому мало применимы на практике методы моделирования, эксперимента. Они — частные методы научного познания в сфере права.

Правовое моделирование —  метод создания виртуальной модели правового регулирования будущих общественных отношений. Модель — уменьшенная копия изучаемого объекта, позволяющая выявить сильные и слабые места будущего правового регулирования, создать нужные и отказаться от ненужных органов, реализацию функциональных, иерархических, координационных и субординационных системных связей, а также точек «восприятия» внешней информации, взаимодействие которых обеспечивает группировку правовых предписаний в единое целое. 

Эксперимент имеет место, если моделирование переносится на практику на определенный срок и территорию. Эксперимент — это аналитический способ изучения объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. его примеры: апробация НПА в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего широкого применения. В нашей республике были введение частного нотариата и криминологической экспертизы НПА. Эксперимент —  это самый действенный и самый сложный метод исследования права.

Виды эксперимента: по характеру — полевой эксперимент и лабораторный; по степени контроля над экспериментальной ситуацией —  контролируемые, неконтролируемые; по гибкости проведения эксперимента — активно направленные, естественные эксперименты, мысленные и практические; о содержанию экспериментального фактора — где право является экспериментным фактором (например, при изучении НПА) и где право не является экспериментным фактором (пропаганда, правовая культура).

Преимущества эксперимента как частного метода таковы: активное воздействие исследователя на объект изучения, возможность выявления причинного фактора, неоднократное воспроизведение экспериментальной ситуации.

Сложность эксперимента: сложность вычленения действия правового фактора, сложная система самого правового фактора, сложность учета множественных причинно-следственных связей, сложность учета временного фактора.

Опрос — метод сбора социально-правовой информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредуемого (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путём регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Основное назначение опроса  заключено в том, что: опрос — ведущий метод в изучении сферы сознания людей на всех этапах прикладного социологического исследования. Его значение не превзойдено в исследовании явлений и процессов, которые малодоступны наблюдению, или когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Применение опроса, однако, ограничено, поскольку опрос выражает только субъективное мнение респондентов. Преимущества опроса заключается в том, что он быстрее и легче соотносится с целями исследования и дешевле в проведении.

Интервью — целенаправленная беседа исследователя (интервьюера) с респондентом по вопросам, относящимся к предмету исследования.

Анкетирование — это опосредованный письменный опрос респондента посредством анкеты (вопросником).

Наблюдение — это прямое целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, их описание. Это редкая форма. Различают следующие виды наблюдения: с регистрацией на карточках наблюдения или в дневнике, протоколе наблюдения; включенное и невключенное; прямое и косвенное; открытое и инкогнито; полевое и лабораторное.

Анализ документов широко применяется среди юристов. Документ — специально созданный человеком предмет для хранения информации (аудио-видео, письменные носители информации). В праве это нормативный правовой акт или правореализационный, правоприменительный.

По видам анализ документов бывает:

· Качественный анализ направлен на выявление скрытой информации (толкование правовой нормы), традиционный субъективный метод,

· Контент-анализ (количественный), формализованный. Социолог ищет признаки, характеристики в документе, которые, с одной стороны, отражают содержание документа, а с другой стороны, делают это содержание измеримым (индекс цитирования). Так, статьи УК указывают градацию санкций (лишение свободы на определенный срок, конфискация имущества, запрет на занимание должностей) или в законопроекте отражаются социальные факторы, повлиявшие на создание этого законопроекта.


Происхождение права

План темы

1. Происхождение права как исторический процесс. Объективные и субъективные факторы, воздействующие на возникновение и развитие права.

2. Антропологические начала в праве. Социальные нормы первобытного общества, их специфика.

3. Основные этапы в происхождении права. Право как часть религиозной мировоззренческой системы общества. Восточный и западный типы происхождения права. Синтез восточного и западного типов права в кодификации Юстиниана.

4. Социальное и юридическое право. Возникновение юридических норм путем санкционирования и установления государством (институционирования).

Можно выделить следующие проблемы изучения происхождения права:

· отсутствуют письменные и иные доказательства, т.е. все строится на предположениях с высоты современного знания, т.е. скорее всего с ошибками;

·  все используют допущение, что процесс нормообразования у древних народов идентичен этому же процессу у народов, где у нас есть доказательства;

·  мы не знаем, были или не были доказательства (писанные акты), и в результате чего они были;

·  сейчас используют линейный подход (развитие от простого к сложному, игнорирование момента возникновения права как социального института). А на деле все циклами — от простого к сложному и снова к простому;

·  повторений нет – у каждого народа своим путем, но есть закономерности. Так, ислам и этическое учение в Китае всегда определяло законодательство, между тем у нас все изучается по типу Запада;

· лексика разнится.

В науке нет единого подхода к происхождению права: из норм морали (Н.Токарев); из религиозного происхождения мононорм (Э.Дюркгейм) и др.; из единых мононорм, т.к. люди не различали религию и др. социальные регуляторы (А.И. Першиц), из обычаев (предправо). Главное — подражание и привычка. В науке нет единого подхода ко времени возникновения права:

· в недрах первобытно общества, т.е. до государства (плюралистическая концепция Поспилса — право существует только в конкретных решениях, и оно есть в любом обществе с выраженными авторитарными решениями);

· одновременно с государством (этатический позитивизм).

Возникновение права сыграло революционную роль в социальном регулировании благодаря определению меры должного, обязательного поведения, возникновения нормы, как общего правила, меры, системы оценки.

Право выступило в качестве мощного, стабилизирующего гуманизирующего фактора, уравновешивающего отношения между людьми, ставящего их в определенные цивилизованные рамки. Только право способно сдержать человеческую агрессию, контролировать ее, направить в позитивное русло. Иначе в условиях совершенствования орудий труда, техники это могло бы привести к серьезным катаклизмам и даже гибели общества.

1-й скачок революционный скачок в регулятивной системе древнего общества — возникновения социальной нормы;

2-й революционный скачок — появление права. Это было исторически неизбежным, закономерным и прогрессивным.

Возникновение права — явление полифакторное:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.073 с.)