Раздел V . Сакраментология (учение о Таинствах) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел V . Сакраментология (учение о Таинствах)



Тема 31. Понятие о Таинствах. Таинства Крещения и Миропомазания.

Определение таинства. Число таинств. Действительность и действенность таинства. Таинства и обряды. Таинство Крещения: крещение Иоанново, установление таинства, значение, способ совершения таинства, «крещение кровию», необходимость Крещения, крещение младенцев, неповторяемость Крещения, крещение – дверь для получения других благодатных даров. Таинство Миропомазания, первоначальный способ совершения таинства. Миро, его освящение.

Рекомендуемая литература:

1. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Главы IX(82) – X (83) // Источник знания. М. 2002. С. 292-296.

2. Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие. Клин. 2001. С. 241-262.

3. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 338-441.

Тема 32. Таинство Евхаристии.

Определение Таинства. Предустановление, установление Таинства Евхаристии и совершение его в апостольские времена. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии, термин «пресуществление». Частные положения об образе пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах. Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве. Значение Евхаристии как жертвы – жертвы хвалы и благодарения, жертвы умилостивительной, жертвы, соединяющей всех верных во единое тело во Христе, жертвы просительной. Выводы литургического характера. Необходимость и спасительность причащения Святых Таин.

Рекомендуемая литература:

1. Желтов М., диакон, Михайлов П.Б., Ткаченко А.А. и др. Евхаристия // Православная энциклопедия. Т. XVII. М. 2008. С. 533-696.

2. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XIII (84) // Источник знания. М. 2002. С. 300-305.

3. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. М. 1999. С. 366-424.

4. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М. 1911. С. 173-200.

5. Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие. Клин. 2001. С. 262-274.

6. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 441-517.

Тема 33. Таинства покаяния, священства, брака и елеосвящения.

Таинство покаяния – определение и суть таинства, установление. Епитимии. Отношение к католической практике индульгенций. Таинство священства. Избрание и поставление в древней Церкви. Определение, сущность и совершительные слова таинства. Безбрачие епископов. Таинство брака. Назначение христианской семьи. Брак как установление Божие. Значение и сущность таинства, главный момент таинства. Нерасторжимость брака. Монашество. Таинство елеосвящения – сущность, Божественное установление таинства.

Рекомендуемая литература:

1. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XXIV (97) // Источник знания. М. 2002. С. 329-331.

2. Помазанский М., протопресв. Православное догматическое богословие. Клин. 2001. С. 275-297.

3. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. СПб. 2008. С. 517-559.

4. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 5. СПб. 2008. С. 9-73.

РАЗДЕЛ VI. ЭСХАТОЛОГИЯ

Тема 34. Частная эсхатология.

Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Учение о мытарствах. Состояние душ умерших после частного суда. Молитвы Церкви за умерших. Загробная участь младенцев. Католическое учение о чистилище, его соотношение с учением о мытарствах.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 576-587.

2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. 731-742.

3. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. М. 1999. С. 523-553, 584-613.

4. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М. 1911. С. 264-290.

5. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 5. СПб. 2008. С. 74-332.

Тема 35. Второе Христово Пришествие.

Неизвестность времени Второго пришествия Христова. Признаки Второго пришествия: добро и зло дойдут до полноты своего развития, всемирное распространение Евангелия, обращение Израиля, явление пророка Илии, усиление зла (появление лжепророков, падение нравственности, оскудение любви, бедствия и войны), явление антихриста. Брань антихриста против Церкви. Второе пришествие Христа.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 587-596.

2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 743-753.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XXVI (99) // Источник знания. М. 2002. С. 332-334.

4. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. М. 1999. С. 613-622.

5. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М. 1911. С. 290-311.

6. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 5.

Тема 36. Страшный суд. Жизнь будущего века.

Воскресение мертвых. Всеобщность и одновременность воскресения умерших. Изменение живых. Хилиазм и его опровержение. Тело воскресения и его свойства. Кончина мира. Всеобщий Суд. Благодатное Царство Христово. Начало Царства Славы. Блаженное состояние праведников. Степени и вечность их блаженства. Состояние осужденных. Степени и вечность их мучений. Осуждение учения о всеобщем восстановлении.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 596-611.

2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 754-776.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XXVII (100) // Источник знания. М. 2002. С. 334-337.

4. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. М. 1999. С. 622-674.

5. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М. 1911. С. 311-351.

6. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 5. СПб. 2008. С. 407-503.


7. Примерный план семинарских занятий.

Семинарские занятия по догматическому богословия посвящены изучению важнейших догматических святоотеческих творений, а также усвоению библейских оснований догматов о Воплощении и об Искуплении и эсхатологических библейских пророчеств. Семинарские занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных и важных проблем курса, служат одной из форм подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, высказывать свои суждения, вести полемику, рассматривают ситуации, способствующие развитию богословской компетентности.

Семинары 1. Свт. Афанасий Великий о причине и цели Боговоплощения.

Причина и цель Боговоплощения. Почему воплотился именно Сын Божий. Необходимость смерти Спасителя. Следствия Жертвы Христа. Почему Христос умер на Кресте.

Литература для подготовки к семинару:

Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова. (В электронном виде).

Семинар 2. Свидетельства Священного Писания и мужей апостольских о Божественности и человечестве Иисуса Христа.

Ветхозаветные свидетельства о Божественности будущего Мессии, новозаветное подтверждение мессианского характера этих свидетельств. Свидетельства Самого Христа, апостолов и мужей апостольских о Божественности Господа. Ветхозаветные и новозаветные свидетельства об истинности человечества и реальности плоти Христа.

Литература для подготовки к семинару:

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

2. Творения Мужей Апостольских. (В электронном виде).

Семинар 3. Опровержение Церковью ереси Аполлинария Лаодикийского.

Богословское опровержение ереси Аполлинария свт. Григорием Богословом – «что не воспринято, то не уврачевано», «то, из чего состоит Спаситель, – иное и иное, но не Иной и Иной».

Литература для подготовки к семинару:

Григорий Богослов, свт. Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое // Собр. творений: в 2 т. М. 1994. Т. 2. С. 8-15.

Семинар 4. Опровержение Церковью несторианства. Антропологическая парадигма в христологии.

Христология свт. Кирилла Александрийского. Его понимание формулы «одна воплотившаяся природа Бога Слова». Полнота человечества во Христе. Отрицание теопасхизма. Единство субъекта во Христе. Ипостасное соединение.

Литература для подготовки к семинару:

1. Кирилл Александрийский, свт. Иная памятная записка, написанная в ответ на вопросы к нам о том же, к тому же Суккенсу. (В электронном виде).

2. Кирилл Александрийский, свт. Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилла к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии. (В электронном виде).

Семинар 5. Антропологическая парадигма в христологии.

Суть антропологической парадигмы. Ее сильные и слабые стороны. Применение антропологической парадигмы Святыми Отцами и еретиками.

Литература для подготовки к семинару:

Чурсанов С.А. Антропологическая аналогия в православной христологии // Церковь и время. № 1 (38). М. 2007. С. 208-220.

Семинар 6. Халкидонский Орос: богословский анализ.

Орос Халкидонского Собора (знать наизусть). Язык и богословие свт. Кирилла Александрийского в тексте Ороса. Влияние свт. Прокла Константинопольского («единая ипостась воплотившегося Бога Слова»), свт. Флавиана Константинопольского («один Христос из двух природ») и свт. Льва Великого (две природы сохраняют свои свойства неизменными) на текст Ороса. Образ соединения двух природ во Христе – неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Литература для подготовки к семинару:

Орос IV Вселенского Собора. (В электронном виде).

Семинар 7. Христологическая терминология.

Основные христологические термины: сущность, природа, ипостась, лицо, свойства, воля, действие.

Литература для подготовки к семинару:

1. Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. Гл. II // Избранные творения. М. 2003. С. 222-243.

2. Феодор Раифский. Преуготовление // Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. М. 2003. С. 416-446.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Философские главы // Источник знания. М. 2002. С. 53-122.

Семинар 8. Единство Лица Христа, учение о воипостасности Его человеческой природы.

Отождествление в православной христологии природы и сущности, лица и ипостаси соответственно. Единство Лица Христа. Значение термина «воипостасносное».

Литература для подготовки к семинару:

Леонтий Византийский. Против Нестория и Евтихия // Церковь и время. № 2 (15). М. 2001. С. 231-245.

Семинар 9. Отличия человеческой природы Христа от нашей – сверхъестественный способ рождения, безгрешность.

Осуждение Церковью иного образа соединения Божества и человечества во Христе, чем ипостасного. Единство Ипостаси Христа. Необходимость сверхъестественного зачатия Христа для Его безгрешности. Важность святости Христа с сотериологической точки зрения. Осуждение Церковью мнения Феодора Мопсуэстийского о постепенном нравственном совершенствовании Христа.

Литература для подготовки к семинару:

Асмус В., прот. Вселенский V Собор // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 616-628.

Семинар 10. Непорочные страсти во Христе.

Следствия грехопадения. Естественные (непорочные) и неестественные (греховные) страсти. Что Христос воспринял от Адама. Образ Божественной хитрости. Как лукавый нападал на Христа. Неведение и всеведение. Преуспеяние Христа. Страх. Тление и истление.

Литература для подготовки к семинару:

1. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы XX (64) – XXIII (67), XXVI (70) – XXXIX (73) // Источник знания. М. 2002. С. 276-280, 282-285.

2. Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию. Вопросы XXI и XLII. (В электронном виде).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.019 с.)