Русской Православной церкви» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русской Православной церкви»



РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

____________________________________________________________________________________________________________________

 

УТВЕРЖДЕНО   на заседании Научно-методического Совета протокол № ____________ от «____» ______________ 2016 г.   УТВЕРЖДАЮ проректор по научно-богословской работе Московской Духовной Академии протоиерей Александр Задорнов ________________________________ «____» ____________________ 2016 г.  

 

КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ

 

Рабочая программа дисциплины

«Догматическое богословие»

основной образовательной программы высшего образования

по направлению подготовки 48.03.01 Теология

(уровень бакалавриата)

Форма обучения: очная

 

г. Сергиев Посад, 2016

 

Рабочую программу дисциплины разработал

Игумен Адриан (Пашин Александр Васильевич), кандидат физико-математических наук, кандидат богословия

(Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры

 

«____»____________201__ г., протокол № __

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой        _______________        ______________

                                                                Личная подпись                                              (сан, ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по

Учебной работе                    _______________                 ______________

                                                        Личная подпись                                           (сан, ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий

Учебно-методическим отделом ________________     ______________

                                                          Личная подпись                                           (сан, ФИО)

 

© Игумен Адриан (Пашин А.В.)

© МДА РПЦ


1. Цели освоения дисциплины

Целью курса «Догматическое богословие» является подготовка специалиста с углубленными знаниями догматов Церкви, их содержания и истории их словесной формулировки.

Изучение курса «Догматическое богословие» требует решения следующих задач:

· познакомить студентов с системой православного догматического богословия;

· дать полноценное представление о библейских основаниях вероучения Церкви;

· раскрыть историю словесного формулирования церковных догматов в процессе полемики с ересями;

· показать неразрывную связь вероучения Церкви с ее нравственным учением и с основами духовной жизни человека во Христе.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Догматическое богословие» входит в базовую часть ООП и является обязательной для изучения. Курс «Догматическое богословие» взаимосвязан и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История древней Церкви, История философии, Патрология, История Западных исповеданий и сравнительное богословие, Нравственное богословие, Введение в специальность, Пастырское богословие, Литургика, Апологетика, Каноническое право, Русская патрология, Концепции современного естествознания, Миссиология (социальное служение, катехизация, молодежное служение, образовательная деятельность РПЦ), Миссионерское служение в современном мире.

Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимы знания по следующим учебным дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История философии, История древней Церкви, Патрология, Введение в специальность, Древнегреческий язык, Латинский язык.

3. Объем дисциплины.

Для изучения дисциплины выделены два семестра обучения (пятый и шестой). Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 152 часа, из которых 144 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (72 часа – занятия лекционного типа, 72 часа – практические занятия семинарского типа), 90 часов – самостоятельная работа студентов и 18 часов – подготовка и сдача экзамена. Форма итогового контроля дисциплины: экзамен после шестого семестра (за третий курс).

 

4. Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

 

В результате освоения дисциплины «Догматическое богословие» обучающийся должен обладать следующимикомпетенциями, указанные в Основной образовательной программе высшего профессионального образования 48.03.01 «Теология»:

общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно- нравственного развития (ОК-10).

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

· способностью использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2);

научно-исследовательскими компетенциями:

· способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);

· готовностью применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания (ПК-2);

· готовностью выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3);

Уметь:

· применять эти знания в пастырском служении, церковном администрировании в рамках прихода, преподавании на уровне среднего церковного и светского образования, в работе с молодежью, с нецерковной аудиторией и со СМИ;

· применять их для собственного духовного становления, а также для оказания содействия духовному возрастанию других людей;

· расширять границы приобретенных знаний, самостоятельно находя требуемую информацию, касающуюся вопросов догматического богословия;

· критически интерпретировать богословские знания и мнения.

Владеть:

· базовыми методами научного исследования в области догматического богословия;

· навыками общения как с церковной, так и для нецерковной аудиторией, ясно и систематически излагая богословские знания в устной и письменной форме.


5. Структура дисциплины.

 

№ п/п Наименование тем Се-местр Неде-ля семе-стра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

        Лекции Практические занятия Самостоятельнаяработа студентов

РАЗДЕЛ I. ХРИСТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О БОГОВОПЛОЩЕНИИ)

1. Понятие о домостроительстве. 5 1-2 3 2 5
2. Свидетельства Священного Писания и мужей апостольских о Божественности и человечестве Иисуса Христа. 5 2-3 2 2 3
3. Христологические заблуждения иудействующих и триадологических ересей. 5 2 1 - 1
4. Опровержение Церковью докетизма и ереси Аполлинария Лаодикийского. 5 3-4 3 4 5
5. Опровержение Церковью несторианства. 5 5-6 3 4 6
6. Опровержение Церковью монофизитства, Халкидонский Орос. Христологическая терминология. 5 7-9 3 4 8
7. Единство Лица Христа, учение о воипостасности Его человеческой природы. 5 9-10 3 4 6
8. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: общение свойств, теопасхитские выражения, обожение человеческой природы Христа, единое поклонение. 5 11 3 2 1
9. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: два действия, две воли. Опровержение Церковью монофелитства. 5 11-12 2 3 4
10. Отличия человеческой природы Христа от нашей – сверхъестественный способ рождения, безгрешность. 5 13 2 4 3
11. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице. 5 14 2 1 2
12. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Деве Марии. 5 14-15 3 1 2
13. Ересь афтартодокетизма и ее опровержение Церковью. 5 15-16 2 2 4

РАЗДЕЛ II. СОТЕРИОЛОГИЯ (ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ)

14. Сотериология: основные понятия. Этапы искупления. Спасительные плоды искупительного подвига Христа. 5 17 2 1 1
15. Способ изложения учения о спасении в Священном Писании и у Святых Отцов. Сотериологический образ Христос – Агнец Божий. 5 18 2 2 3

Экзамен за 3 курс, 18 часов

 

РАЗДЕЛ VI. ЭСХАТОЛОГИЯ

Тема 34. Частная эсхатология.

Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Учение о мытарствах. Состояние душ умерших после частного суда. Молитвы Церкви за умерших. Загробная участь младенцев. Католическое учение о чистилище, его соотношение с учением о мытарствах.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 576-587.

2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. 731-742.

3. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. М. 1999. С. 523-553, 584-613.

4. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М. 1911. С. 264-290.

5. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 5. СПб. 2008. С. 74-332.

Тема 35. Второе Христово Пришествие.

Неизвестность времени Второго пришествия Христова. Признаки Второго пришествия: добро и зло дойдут до полноты своего развития, всемирное распространение Евангелия, обращение Израиля, явление пророка Илии, усиление зла (появление лжепророков, падение нравственности, оскудение любви, бедствия и войны), явление антихриста. Брань антихриста против Церкви. Второе пришествие Христа.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 587-596.

2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 743-753.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XXVI (99) // Источник знания. М. 2002. С. 332-334.

4. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. М. 1999. С. 613-622.

5. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М. 1911. С. 290-311.

6. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 5.

Тема 36. Страшный суд. Жизнь будущего века.

Воскресение мертвых. Всеобщность и одновременность воскресения умерших. Изменение живых. Хилиазм и его опровержение. Тело воскресения и его свойства. Кончина мира. Всеобщий Суд. Благодатное Царство Христово. Начало Царства Славы. Блаженное состояние праведников. Степени и вечность их блаженства. Состояние осужденных. Степени и вечность их мучений. Осуждение учения о всеобщем восстановлении.

Рекомендуемая литература:

1. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 596-611.

2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 754-776.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава XXVII (100) // Источник знания. М. 2002. С. 334-337.

4. Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. М. 1999. С. 622-674.

5. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М. 1911. С. 311-351.

6. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. Т. 5. СПб. 2008. С. 407-503.


7. Примерный план семинарских занятий.

Семинарские занятия по догматическому богословия посвящены изучению важнейших догматических святоотеческих творений, а также усвоению библейских оснований догматов о Воплощении и об Искуплении и эсхатологических библейских пророчеств. Семинарские занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных и важных проблем курса, служат одной из форм подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, высказывать свои суждения, вести полемику, рассматривают ситуации, способствующие развитию богословской компетентности.

Семинары 1. Свт. Афанасий Великий о причине и цели Боговоплощения.

Причина и цель Боговоплощения. Почему воплотился именно Сын Божий. Необходимость смерти Спасителя. Следствия Жертвы Христа. Почему Христос умер на Кресте.

Литература для подготовки к семинару:

Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова. (В электронном виде).

Семинар 2. Свидетельства Священного Писания и мужей апостольских о Божественности и человечестве Иисуса Христа.

Ветхозаветные свидетельства о Божественности будущего Мессии, новозаветное подтверждение мессианского характера этих свидетельств. Свидетельства Самого Христа, апостолов и мужей апостольских о Божественности Господа. Ветхозаветные и новозаветные свидетельства об истинности человечества и реальности плоти Христа.

Литература для подготовки к семинару:

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

2. Творения Мужей Апостольских. (В электронном виде).

Семинар 3. Опровержение Церковью ереси Аполлинария Лаодикийского.

Богословское опровержение ереси Аполлинария свт. Григорием Богословом – «что не воспринято, то не уврачевано», «то, из чего состоит Спаситель, – иное и иное, но не Иной и Иной».

Литература для подготовки к семинару:

Григорий Богослов, свт. Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое // Собр. творений: в 2 т. М. 1994. Т. 2. С. 8-15.

Семинар 4. Опровержение Церковью несторианства. Антропологическая парадигма в христологии.

Христология свт. Кирилла Александрийского. Его понимание формулы «одна воплотившаяся природа Бога Слова». Полнота человечества во Христе. Отрицание теопасхизма. Единство субъекта во Христе. Ипостасное соединение.

Литература для подготовки к семинару:

1. Кирилл Александрийский, свт. Иная памятная записка, написанная в ответ на вопросы к нам о том же, к тому же Суккенсу. (В электронном виде).

2. Кирилл Александрийский, свт. Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилла к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии. (В электронном виде).

Семинар 5. Антропологическая парадигма в христологии.

Суть антропологической парадигмы. Ее сильные и слабые стороны. Применение антропологической парадигмы Святыми Отцами и еретиками.

Литература для подготовки к семинару:

Чурсанов С.А. Антропологическая аналогия в православной христологии // Церковь и время. № 1 (38). М. 2007. С. 208-220.

Семинар 6. Халкидонский Орос: богословский анализ.

Орос Халкидонского Собора (знать наизусть). Язык и богословие свт. Кирилла Александрийского в тексте Ороса. Влияние свт. Прокла Константинопольского («единая ипостась воплотившегося Бога Слова»), свт. Флавиана Константинопольского («один Христос из двух природ») и свт. Льва Великого (две природы сохраняют свои свойства неизменными) на текст Ороса. Образ соединения двух природ во Христе – неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Литература для подготовки к семинару:

Орос IV Вселенского Собора. (В электронном виде).

Семинар 7. Христологическая терминология.

Основные христологические термины: сущность, природа, ипостась, лицо, свойства, воля, действие.

Литература для подготовки к семинару:

1. Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. Гл. II // Избранные творения. М. 2003. С. 222-243.

2. Феодор Раифский. Преуготовление // Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. М. 2003. С. 416-446.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Философские главы // Источник знания. М. 2002. С. 53-122.

Семинар 8. Единство Лица Христа, учение о воипостасности Его человеческой природы.

Отождествление в православной христологии природы и сущности, лица и ипостаси соответственно. Единство Лица Христа. Значение термина «воипостасносное».

Литература для подготовки к семинару:

Леонтий Византийский. Против Нестория и Евтихия // Церковь и время. № 2 (15). М. 2001. С. 231-245.

Семинар 9. Отличия человеческой природы Христа от нашей – сверхъестественный способ рождения, безгрешность.

Осуждение Церковью иного образа соединения Божества и человечества во Христе, чем ипостасного. Единство Ипостаси Христа. Необходимость сверхъестественного зачатия Христа для Его безгрешности. Важность святости Христа с сотериологической точки зрения. Осуждение Церковью мнения Феодора Мопсуэстийского о постепенном нравственном совершенствовании Христа.

Литература для подготовки к семинару:

Асмус В., прот. Вселенский V Собор // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 616-628.

Семинар 10. Непорочные страсти во Христе.

Следствия грехопадения. Естественные (непорочные) и неестественные (греховные) страсти. Что Христос воспринял от Адама. Образ Божественной хитрости. Как лукавый нападал на Христа. Неведение и всеведение. Преуспеяние Христа. Страх. Тление и истление.

Литература для подготовки к семинару:

1. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы XX (64) – XXIII (67), XXVI (70) – XXXIX (73) // Источник знания. М. 2002. С. 276-280, 282-285.

2. Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию. Вопросы XXI и XLII. (В электронном виде).

Семинар 22. Границы Церкви.

Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Понятие о границах Церкви. Границы внутренние и внешние. Различные экклезиологические концепции. Три чина приема в Церковь – их богословское обоснование. Современная практика Греческих Церквей. Полемика о границах Церкви внутри русского богословия. Чины приема согласно «Основным принципам отношения Русской Православной Церкви к инославию».

Литература для подготовки к семинару:

Зайцев А.А. Границы Церкви // Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 265-283.

Б) Пособия:

1. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие. Сергиев Посад. 1999.

2. Антоний (Храповицкий), митр. Избранные труды, письма, материалы. М. 2007.

3. Асмус В., прот. Вселенский V Собор // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 616-628.

4. Бирюков Д.С. Арий // Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 116-131.

5. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли. М. 2007. С. 47-145.

6. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М., 2007.

7. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 3: Лекции по истории древней Церкви. История Церкви в период до Константина Великого. М. 2001.

8. Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: сборник работ. М., 2000.

9. Гнедич Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). М., 2007.

10. Говорун С.Н. Единый сложный Христос // Богословский вестник № 4. Сергиев Посад, 2004. С.150-176.

11. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 326-348.

12. Давыденков Олег, иерей. Афтартодокетизм // Православная энциклопедия. Т. IV. М. 2002. С. 193-194.

13. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012.

14. Давыденков Олег, иерей. Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М. 2007.

15. Зайцев А.А. Границы Церкви // Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 265-283.

16. Зайцев А.А. Догматическое богословие // Православная энциклопедия. Т. XV. М. 2007. С. 542-548.

17. Иванов М. С. Благодать // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 302-313.

18. Иванов М. С. Богопознание // Православная энциклопедия. Т. V. М. 2002. С. 476-486.

19. Иларион (Алфеев), еп. Григорий Богослов // Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 683-689.

20. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008.

21. Иларион (Алфеев), иг. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб. 2001.

22. Карташев А.В. Вселенские Соборы (любое издание).

23. Катехизис Католической Церкви. М. 2007.

24. Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М. 1997.

25. Козлов М., прот., Леонов В., иерей, Пилипенко Е.А., Тихомиров Б.А. Искупление // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М. 2011. С. 281-312.

26. Ларше Ж.-К. Иисус Христос – Исцелитель // Богословский вестник № 10. Сергиев Посад, 2010. С. 200-234.

27. Леонтий Византийский: сборник исследований. М. 2006.

28. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. I. СПб. 1883.

29. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 2. М. 1999.

30. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. Сергиев Посад. 1911.

31. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001.

32. Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Минск. 2007.

33. Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточно-православном богословии. М. 2000.

34. Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. М. 2011.

35. Отзывы на документ Православно-лютеранской смешанной комиссии (Братислава, Словакия. 2006). (В электронном варианте).

36. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. М. 1991.

37. Сидоров А.И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого Предания // Богословский вестник № 5-6. Сергиев Посад. 2006. С. 229-272.

38. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия. СПб. 2008. Т. 1–5.

39. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад. 1914.

40. Флоровский Г., прот. О Смерти Крестной (в электронном виде).

41. Фокин А.Р. Афанасий I Великий // Православная энциклопедия. Т. IV. М. 2002. С. 33-37.

42. Фокин А.Р. Григорий, свт., еп. Нисский // Православная энциклопедия. Т. XII. М. 2006. С. 498-503.

43. Цыпин В., прот. Вселенский Собор // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 566-568.

44. Цыпин В., прот. Высшая церковная власть // Православная энциклопедия. Т. X. М. 2005. С. 82-84.

45. Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения. Киев. 2008.

46. Чурсанов С.А. Антропологическая аналогия в православной христологии // Церковь и время. № 1 (38). М. 2007. С. 208-220.

В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

azbyka. ru – православная энциклопедия «Азбука веры»

www.bogoslov.ru – научный богословский портал «Богослов.ру»

mpda - dl. ru – портал электронных учебников Учебного комитета Русской Православной Церкви

www.portal-slovo.ru – образовательный портал «Слово»

www.pravenc.ru – официальный сайт Православной энциклопедии

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- компьютер

- интерактивная доска

- проектор

- учебная мебель

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

____________________________________________________________________________________________________________________

 

УТВЕРЖДЕНО   на заседании Научно-методического Совета протокол № ____________ от «____» ______________ 2016 г.   УТВЕРЖДАЮ проректор по научно-богословской работе Московской Духовной Академии протоиерей Александр Задорнов ________________________________ «____» ____________________ 2016 г.  

 

КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ

 

Рабочая программа дисциплины

«Догматическое богословие»

основной образовательной программы высшего образования

по направлению подготовки 48.03.01 Теология

(уровень бакалавриата)

Форма обучения: очная

 

г. Сергиев Посад, 2016

 

Рабочую программу дисциплины разработал

Игумен Адриан (Пашин Александр Васильевич), кандидат физико-математических наук, кандидат богословия

(Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры

 

«____»____________201__ г., протокол № __

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой        _______________        ______________

                                                                Личная подпись                                              (сан, ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по

Учебной работе                    _______________                 ______________

                                                        Личная подпись                                           (сан, ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий

Учебно-методическим отделом ________________     ______________

                                                          Личная подпись                                           (сан, ФИО)

 

© Игумен Адриан (Пашин А.В.)

© МДА РПЦ


1. Цели освоения дисциплины

Целью курса «Догматическое богословие» является подготовка специалиста с углубленными знаниями догматов Церкви, их содержания и истории их словесной формулировки.

Изучение курса «Догматическое богословие» требует решения следующих задач:

· познакомить студентов с системой православного догматического богословия;

· дать полноценное представление о библейских основаниях вероучения Церкви;

· раскрыть историю словесного формулирования церковных догматов в процессе полемики с ересями;

· показать неразрывную связь вероучения Церкви с ее нравственным учением и с основами духовной жизни человека во Христе.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Догматическое богословие» входит в базовую часть ООП и является обязательной для изучения. Курс «Догматическое богословие» взаимосвязан и имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История древней Церкви, История философии, Патрология, История Западных исповеданий и сравнительное богословие, Нравственное богословие, Введение в специальность, Пастырское богословие, Литургика, Апологетика, Каноническое право, Русская патрология, Концепции современного естествознания, Миссиология (социальное служение, катехизация, молодежное служение, образовательная деятельность РПЦ), Миссионерское служение в современном мире.

Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимы знания по следующим учебным дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История философии, История древней Церкви, Патрология, Введение в специальность, Древнегреческий язык, Латинский язык.

3. Объем дисциплины.

Для изучения дисциплины выделены два семестра обучения (пятый и шестой). Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 152 часа, из которых 144 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (72 часа – занятия лекционного типа, 72 часа – практические занятия семинарского типа), 90 часов – самостоятельная работа студентов и 18 часов – подготовка и сдача экзамена. Форма итогового контроля дисциплины: экзамен после шестого семестра (за третий курс).

 

4. Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

 

В результате освоения дисциплины «Догматическое богословие» обучающийся должен обладать следующимикомпетенциями, указанные в Основной образовательной программе высшего профессионального образования 48.03.01 «Теология»:

общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно- нравственного развития (ОК-10).

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

· способностью использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2);

научно-исследовательскими компетенциями:

· способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);

· готовностью применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания (ПК-2);

· готовностью выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.143 с.)