Культура педагогического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура педагогического общения



1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении:

а) умение слушать собеседника;

б) умение задавать вопросы;

в) умение анализировать выступление;

г) умение первому установить контакт с другим человеком;

д) умение понять другого человека;

е) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения.

2. Стремление к установлению зрительного контакта: /

а) смотреть на собеседника (аудиторию);

б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.

3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением:

а) владение свободным, связным произнесением речи пе­ред слушателями без опоры на конспект;

б) умение передавать свое отношение к сообщаемому.

Саморегуляция

1. Умение снимать излишнее напряжение.

2. Умение преодолеть в себе нерешительность перед выступле­нием.

3. Умение мобилизовать рабочее самочувствие.

4. Умение держать себя в стрессовых ситуациях.

5. Умение создать необходимое настроение.

Культура речи

1. Грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений.

2. Лексическое богатство.

3. Выразительность, образность речи.

4.Техника речи:

а) полетность и звонкость голоса;

б) гибкость голоса, богатство интонации;

в) правильно выбранная сила голоса;

г) четкая дикция;

д) соблюдение необходимого темпа речи.

Частные проблемы по вышеуказанным обобщенным критериям выявляются при помощи конкретных тестов, анкет и пр.

Серьезная работа классного руководителя по анализу своей деятельности завершается разработкой индивидуальной траектории самосовершенствования, примерный алгоритм которой (разработки) может быть следующим.

    1. Самодиагностика своих индивидуальных возможностей, анализ личностно профессиональных трудностей.                                                                                      

    2. Целеполагание своего самосовершенствования в соответствии с избранной моделью «Я-идеальное».

    3. Определение содержания самосовершенствования.

4. Оформление (при необходимости) «Ориентировочной ин­дивидуальной траектории (указание содержания, объема, сроков) самосовершенствования».

Таким образом, в ходе гностической деятельности классный руководитель:

   - осуществляет сбор и анализ данных, полученных в ходе диаг­ностической работы предметников, психолога, социального пе­дагога и др.;

- собирает полную информацию об учащихся своего класса;

   - составляет общее представление о каждом учащемся, отбирает и выделяет то особенное, что отличает каждого ребенка;

- анализирует данные, полученные в ходе собственной диаг­ностической деятельности;

    - проводит анализ изменений уровня развития, образования, воспитанности школьников, заносит результаты в карту педаго­гического мониторинга;                    

- систематически проводит анализ ВМ, КТД, внеурочной деятельности по предмету;

   - анализирует собственную деятельность, а при необходимости и других участников педагогического процесса с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми.

Выводы, сделанные в результате анализа педагогического про­цесса за конкретный отрезок времени, являются исходными дан­ными для дальнейшей работы.

Гностическая деятельность классного руководителя в значитель­ной степени «проникает» в педагогический мониторинг (см. гл. 2). Цикл системы воспитательной работы классного руководителя можно представить следующим образом:

       ПМ ПД ОД ГД  ПМ

 

 


где ПМ — педагогический мониторинг, ПД — проектировочная деятельность, ОД — организаторская деятельность, ГД — гнос­тическая деятельность. Воспитательная работа классного руково­дителя продолжается на новом (более высоком) уровне его про­фессиональной компетентности. При этом выстраиваются новые циклы системы, что приводит к достижению поставленной цели, к осуществлению качественной организации и полноценного ру­ководства классным руководителем целостным педагогическим процессом в «своем классе».

Резюме

Гностическая деятельность классного руководителя есть серь­езная исследовательская работа. Она предполагает выявление су­щественного, оценивание, опираясь на опыт, «узнавание» ново­образований в характере личности, всесторонний «разбор» хода и результатов деятельности, определение уровня (степени) достиг­нутого, проверку конкретных выводов, умозаключений и их кор­ректировку в связи с новыми знаниями о предмете исследования.

Гностическая деятельность осуществляется на всех этапах пе­дагогического процесса (от цели до результата) и играет важную роль в воспитательной работе классного руководителя, так как составляет большую часть ее содержания, «проникая» во все дру­гие виды деятельности. В значительной степени этот вид деятель­ности «взаимодействует» и «сливается» с педагогическим мони­торингом.

Классный руководитель осуществляет гностическую деятель­ность совместно с другими участниками целостного педагогиче­ского процесса. Особое место в этом сотрудничестве отводится психологу, учителям-предметникам, социальному педагогу, т.е. профессионалам, стремящимся к всестороннему и гармоничному развитию личности школьника.

Гностическая деятельность классного руководителя многогранна. Ведущими ее направлениями являются проверка и оценка резуль­татов педагогического процесса, анализ его хода и результативно­сти. Исходя из этого, основными объектами гностической дея­тельности классного руководителя выступают воспитанность школьников как интегративная характеристика личности, а так­же профессиональная компетентность педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.006 с.)