Уставные взаимоотношения между военнослужащими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уставные взаимоотношения между военнослужащими



2.1 Понятие «воинский коллектив» принято употреблять для характеристики общности людей, занятых несением воинской службы.        Воинский коллектив имеет свою социально-психологическую структуру, элементами которой являются люди, выполняющие в коллективе определенные роли. Социально-психологическая структура воинского коллектива формируется на основе штатной организации подразделения с его системой руководства и общественной деятельности. Однако процесс ее образования зависит еще и от индивидуальных особенностей членов коллектива, их совместимости. Поэтому расстановка людей во внутриколлективной структуре определяется разнообразными причинами.         Важным критерием дифференциации воинских коллективов является разделение военнослужащих на служебные категории: офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов). У всех этих категорий имеются общие, специфические интересы и проблемы. По данному признаку они объединяются и образуют своеобразные коллективы: офицерские, прапорщиков (мичманов), сержантские (старшинские), отдельных военных специалистов (наводчиков, механиков-водителей и т.д.). В подразделении существует и неофициальная структура, которая образуется на основе общих интересов, симпатий или антипатий военнослужащих.         Структура воинского коллектива имеет тенденцию к стабилизации: когда позиции, роли и взаимоотношения военнослужащих определились, то существенные перемены в структуре могут быть вызваны только исключительными событиями. Если же личный состав коллектива периодически меняется, то в его структуре происходят постоянные изменения, беспрерывно идет процесс определения внутри коллективных позиций и ролей, вновь образуются связи и отношения. Следствием этого в жизни военнослужащих может создаваться значительная напряженность. В зависимости от характера деятельности, особенностей личного состава (однородность - разнородность) и других объективных условий воинские коллективы различаются и рядом психологических признаков. Одним из них является характер взаимоотношений между военнослужащими. Взаимоотношения - специфический комплекс личностных связей и отношений, складывающихся в совместной деятельности, а также в ходе внутриколлективного общения. Для того чтобы понять психологию воинского коллектива, прапорщику (мичману) необходимо знать какие взаимоотношения складываются в нем. При этом в управленческой деятельности каждый командир (начальник) должен учитывать направленность и содержание взаимоотношений, формы их проявления, соотношение служебных и личных контактов в малых группах и между различными категориями военнослужащих. Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений - это позиция военнослужащего по отношению к каждому из своих товарищей. Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые вызываются поступками и качествами личности другого человека, всем тем, что один из них знает о своем товарище. Знакомясь с сослуживцами, оценивая их поступки, знания и боевое мастерство, военнослужащий проникается уважением к ним, готовностью к совместным действиям. Позиция имеет, следовательно, и определенную действенную сторону - готовность, стремление к соответствующим действиям по отношению к своим товарищам по службе. В случае когда позиции людей характеризуются взаимностью, между ними образуется прочная двусторонняя социально-психологическая связь.         Сеть межличностных отношений в развитом коллективе объединяет всех военнослужащих. Тем не менее положение членов коллектива в этой системе отношений неодинаково. Одни из них привлекают к себе симпатии большего количества товарищей, другие - меньшего. Есть военнослужащие, слабо связанные с товарищами, находящиеся как бы на периферии или даже вне коллектива. Это те, которые почему-либо не завоевали уважения в коллективе или же потеряли его. Временный отрыв от последнего может быть обусловлен конфликтом, ссорой, а также другими причинами, которые порождают предпосылки замкнутости того или иного человека. Положение военнослужащего в сети межличностных отношений характеризуется также определенной мерой влияния, возможностью оказывать эффективное воздействие на поведение своих товарищей. Это положение личности в коллективе получило название авторитета. Авторитет (от лат. достоинство, сила, власть) - это признание группой лиц или коллективом личностных и деловых качеств кого-либо из своих членов, отражающее его способность влиять на положение дел в этой группе (коллективе). Взаимные отношения людей в зависимости от сфер деятельности принято подразделять на официальные и неофициальные (см. схему).
          Под официальными {служебными) понимаются отношения, регламентируемые законами, общевоинскими уставами, приказами начальников, инструкциями, другими руководящими документами. Они определяют порядок уставных взаимоотношений, охватывают боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы (корабельную вахту) и т.д. В этих рамках выделяются служебно-деловые, правовые, моральные, этические и другие отношения. Строятся они на основе принципов единоначалия и строгой субординации, коллективизма и гуманизма.           Служебные отношения, кроме того, подразделяются на взаимоотношения: «по вертикали» (между начальниками и подчиненными), «по горизонтали» (между равными по должности и званию).
       Неофициальные взаимоотношения (неслужебные) складываются в зависимости от индивидуальных особенностей военнослужащих, симпатий и антипатий, коллективных традиций, идеалов и внутриколлективных ролей, охватывают общественную деятельность, организацию отдыха и досуга. По субъектам взаимоотношения подразделяются на: межличностные, межгрупповые, между группой и личностью.         По соответствию предъявляемым требованиям взаимоотношения могут быть: нормативные (уставные), ненормативные (неуставные). Взаимоотношения между военнослужащими следует рассматривать как наиболее конкретную и определенную категорию психологии, так как особенности поведения человека в воинском коллективе, результаты его воинской деятельности вызывают определенные реакции со стороны других членов этой группы (коллектива) и формируют их систему. Взаимоотношения отличаются от других отношений прежде всего тем, что они характеризуются непосредственными контактами между людьми. Кроме этого, во взаимоотношениях проявляются индивидуальные свойства личности, сама же личность формируется в них и оценивается по результатам взаимоотношений с окружающими. В ходе этого процесса формируются социальный статус, общественная роль каждого члена коллектива. Статус - положение военнослужащего в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же военнослужащий может иметь разный статус, так как его престиж и авторитет являются своеобразной мерой его признания окружающими. Роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе межличностных отношений. Например: роль «лидера», «партнера», «соперника», «отверженного», «покровителя», «последователя» и т.д. Каждая роль соответствует определенному социальному статусу. В своей деятельности прапорщикам (мичманам), как правило, приходится иметь дело с микрогруппами, т.е. малыми группами военнослужащих, насчитывающими два-три и более человек, связанных общими интересами. Практическое отношение командира (начальника) к микрогруппам должно зависеть от их направленности (положительной или отрицательной). Микрогруппы с положительной направленностью возникают на основе стремления военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих интересов, например, к военной специальности, рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды и мнения при этом обычно совпадают с мнением всего коллектива. Взаимоотношения членов такой микрогруппы не носят конфликтного характера и способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности каждого. Микрогруппы с отрицательной направленностью чаще всего формируются на основе эгоистических устремлений одного или нескольких наиболее сильных и влиятельных среди военнослужащих личностей. Таким образом, знание психологических основ структуры коллектива, взаимоотношений между военнослужащими способствует созданию условий, при которых подчиненные и без приказов (приказаний) активно сотрудничают в интересах выполнения поставленных задач подразделению.
       2.2 В основе решения задачи оптимизации взаимоотношений военнослужащих лежит повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта, прапорщика, офицера. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Основой культуры взаимоотношений принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.). На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими. К числу наиболее важных умений и навыков взаимодействия следует отнести следующие: - быстрое установление контактов с окружающими; - оказание благоприятного впечатления; - чувство эмоционального состояния партнеров по общению и взаимодействию и разделение их; - предотвращение конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; - убеждающее и внушающее воздействие на окружающих; - концентрация на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; - демонстрация искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.          Совершенствование коммуникативных умений и навыков предполагает развитие у прапорщиков (мичманов) и других военнослужащих подразделения умений говорить, слушать, слышать, понимать, обеспечивать принятие передаваемой информации.         Умение говорить предполагает свободное владение речью, точную формулировку своих мыслей, изложение их в доступной для собеседника форме, ориентированность в общении на реакцию собеседника. Умение слушать предполагает прием информации. Однако можно слушать, но не слышать. Этого при беседе следует избегать. Умение слышать означает восприятие и понимание передаваемой информации. При этом нужно всячески избегать типичных ошибок, например, перебивать собеседника. Умение понимать означает способность осмысливать, постигать содержание, смысл, значение передаваемой информации. На обыденном языке это выражается в словах: «Все должны говорить на одном языке, в терминах, понятных для собеседника». Умение обеспечивать принятие передаваемой информации состоит в том, чтобы сформулированное сообщение не противоречило бы взглядам и установкам принимающего информацию. Если же противоречия обнаруживаются, то необходимо их устранить (разъяснить позицию, сделать сообщение исчерпывающе полным, непротиворечивым, недвусмысленным). Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки - устойчивые формы нашего поведения. Необходимо учитывать, что только осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха во взаимоотношениях с окружающими. Показателями эффективности таких достижений следует считать наличие уравновешенности, чуткости, чувства юмора, искренности, оптимизма, доброжелательности, терпимости к другим взглядам (оценкам), открытости и другие. Несмотря на то что наша армия становится все больше контрактной, прапорщикам и мичманам по-прежнему приходится работать с солдатами и сержантами срочной службы. Поэтому более подробно рассмотрим, как необходимо работать с этой категорией военнослужащих. Работа по формированию здоровых взаимоотношений между военнослужащими приобретает особое значение в период приема молодого пополнения, на этапе изменения неформальной структуры личного состава подразделения - образование новых связей, контактов, зарождение новых взаимоотношений. Новичков при этом необходимо ориентировать на уважение к знаниям и умениям старослужащих, на вежливое признание их достижений, в то же время поддерживать в них чувство собственного достоинства. Военнослужащих старших периодов службы следует ориентировать на восприятие молодежи в качестве нуждающихся в поддержке младших сослуживцев, неопытных в службе и легко ранимых в незнакомой обстановке. В этом отношении оправдывают себя вечера на тему «Представляюсь коллективу», встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются военнослужащие на основе общности их судеб до службы в армии. Большое влияние на процесс формирования взаимоотношений военнослужащих оказывает бытовая сфера. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются вынужденно необходимыми и строго регламентированными, то в быту они устанавливаются более естественно, под влиянием эмоциональных увлечений и случайных впечатлений. Регулирование взаимоотношений в сфере общественной деятельности заключается в том, чтобы создавать, направлять мнения и мотивацию военнослужащих на интересы и потребности коллектива. Нужно помочь им обрести уверенность в себе, правильно и принципиально оценивать свои действия и поступки товарищей. Для этого прапорщикам (мичманам) необходимо постоянно вести индивидуальную воспитательную работу с подчиненными, прививать им активную жизненную позицию. Прапорщики (мичманы) должны знать увлечения подчиненных, постоянно заботиться об удовлетворении их нужд и запросов, об обеспечении их всеми положенными нормами довольствия, организации интересного и содержательного отдыха и досуга. От того, насколько умело решаются эти задачи, во многом зависит и психологический настрой военнослужащих на эффективную служебно-боевую деятельность. Сплочению коллектива также содействует опора на российские традиции войскового товарищества, дружбы и взаимовыручки, примеры и опыт ведения боевых действий в Афганистане и Чечне. Прапорщику (мичману) следует помнить, что подчиненным надо всячески помогать, относиться к ним и их ошибкам как можно терпеливее, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественного убеждения, а не подавления. Основные пути оптимизации взаимоотношений всех категорий военнослужащих в воинском коллективе: 1. Постоянное изучение взаимоотношений между военнослужащими в коллективе, выявление реальных отношений между ними, проявление при этом гибкости и учет их психологического состояния. 2. Работать по изучению, формированию и укреплению взаимоотношений между военнослужащими - это должно проводиться планово, целенаправленно, систематически. 3. Добиваться строгой организации жизни и деятельности военнослужащих подразделения, опираясь на устав. 4. Обеспечивать объективность и справедливость в обсуждении основных процессов и явлений, происходящих в воинском коллективе. 5. Привлекать к работе по формированию и укреплению взаимоотношений членов коллектива военнослужащих, пользующихся доверием и авторитетом. 6. В ходе бесед с подчиненными соблюдать такт. 7. Правильно использовать общественное мнение по формированию и укреплению взаимоотношений. 8. Не сообщать конфликтующим военнослужащим ту информацию, которая может укрепить ошибочную позицию и неверное отношение друг к другу. 9. Контролировать поведение лиц, выведенных из конфликта, и корректировать их поступки, побуждая к проявлению порядочности, совести, разума. Основными способами совершенствования у прапорщиков (мичманов) практических умений и навыков общения в условиях воинской службы могут быть: - публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы; - самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии; - индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога; - составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.); - самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.); - аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах; - групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов. Таким образом, для решения проблемы оптимизации взаимоотношений в воинских коллективах прапорщикам (мичманам) необходимо всесторонне изучать своих подчиненных и строить с ними служебные и неслужебные отношения в соответствии с их индивидуальными особенностями.

 

3. Э кзаменационные вопросы по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

 

       Раздел 1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

1. Классификация опасностей, их виды и краткая характеристика.

2. Безопасное поведение в повседневной жизни. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых и производственных ситуациях.

3. Основные причины пожаров в быту и в общественных местах. Правила безопасного поведения при пожаре в быту и общественных местах.

4. Правила безопасного поведения в местах повышенной социальной опасности.

5. Обеспечение безопасности на дорогах.

6. Обеспечение личной безопасности в природной среде.

7. Правила поведения на водоёмах.

8. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу.

9. Меры по оптимизации хозяйственной деятельности человека и охране окружающей среды.

10.  Физиологические условия труда.

11.  Производственный климат и его факторы.

12.  Обеспечение безопасности при работе с персональными компьютерами.

13.  Вредные вещества в рабочей зоне и их основные источники.

14.  Утилизация отходов в промышленности.

15.  Факторы, обеспечивающие здоровье человека.

16.  Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Меры профилактики ВИЧ – инфекции, СПИДа, алкоголизма, табакокурения и наркомании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.016 с.)