Повторный брак и повторный развод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторный брак и повторный развод



Особую тревогу вызывает тот факт, что тенденция к росту числа разводов увеличивается из года в год. Наличие или отсутствие детей не влияет на число расторгаемых браков, хотя совсем еще недавно дети удерживали родителей от разводов. Определенную негативную роль в этом деле играет то обстоятельство, что женщина все меньше зависит экономически от мужчины.

Особенно радикальны в вопросах развода молодые жены. Это, в общем-то, понятно: большая свобода и более высокий жизненный уровень в сочетании с неустоявшимися еще супружескими отношениями позволяют им легко идти на расторжение брака. Опросы, проведенные специалистами, выявили следующие факторы, влияющие на рост числа разводов:

– низкая способность к социальной адаптации и недостаточная приспособляемость;

– плохое понимание партнера и нетерпимость по отношению к его поведению и потребностям;

– нежелание переносить трудности;

– чрезмерная властность одного из партнеров;

– сексуальная несовместимость.

Вероятность развода выше там, где муж старше жены более чем на 10 лет, где муж младше жены и где уровень образования мужа существенно ниже образовательного уровня жены. Влияет на увеличение числа разводов и материальная обеспеченность семьи. Чем выше доход семьи, тем чаще супруги идут на развод. Рост материального достатка ведет к росту потребностей, нередко опережающих реальные возможности семьи.

Сексуальная несовместимость, как показывают исследования, стала сегодня наиболее распространенной причиной распада семей. Однако половую неудовлетворенность нельзя рассматривать в отрыве от других проблем молодой семьи. В условиях ежедневных скандалов, в обстановке взаимной нетерпимости или открытой враждебности трудно ожидать от партнеров половой гармонии. Примерно так же обстоит дело и с супружеской неверностью.

Влияние упомянутых причин на увеличение числа разводов не является однозначным, они редко выступают в «чистом виде» и очень часто переплетаются с другими причинами.

Супружеская жизнь никогда не бывает подобна жаркому летнему дню без единого облачка на небе. В каждом супружестве есть свои восходы и закаты, есть день и есть ночь, в каждом супружестве бывает своя смена времен года от ласковой весны до промозглой осени и холодной неприветливой зимы. Каждое супружество проходит через свои ненастья и бури, штормы и ураганы, когда, кажется, все трещит и разваливается на части и нет никакой силы, которая могла бы спасти брак. А потом снова наступает затишье, вновь выглядывает из-за туч ласковое солнце, и жизнь входит в свою нормальную колею. Человек, умеющий приспосабливаться, с честью пройдет через все испытания и выйдет из них еще более закаленным и прекрасным. Человек, думающий лишь о себе и своих удобствах, полагающий, что он один и есть то самое совершенное, на что только хватило фантазии у природы, сломится при первом же легком дуновении ветерка и зачахнет при первом же облачке, появившемся на небе.

Тот, кто часто меняет партнеров, обычно является неврастеником. Он уже не может не выискивать недостатки в людях, потому что сам он, по его убеждению, лишен каких бы то ни было недостатков. Любопытно, что люди, часто меняющие партнеров, обычно считают себя глубоко порядочными, честными перед собой и всеми. Они уверяют, что им «ничего не нужно» от их партнеров, хотя на деле их больше всего раздражает в партнерах, что они не получают от них то, что рассчитывали получить в виде «манны небесной». Трудно согласиться, что такая «последовательная моногамия», то есть многократная последовательная смена партнеров и семей в течение жизни, является нравственно оправданной нормой.

Трагедия многих неудачных повторных браков со­стоит в том, что урок, полученный пострадавшей сто­роной в прошлом, механически, без вся­ких изменений переносится на новые отношения, хотя очевидно, что прошлое поведение уже обнаружило свою неуместность, неприемлемость, а потому и ненор­мальность.

Мужчина, опоздавший или задержавшийся в эмо­циональном развитии, надолго остается инфантильным, несамостоятельным во взаимоотношениях с женщина­ми. Женщины привлекают его только до той поры, пока проявляют заботу о нем и охраняют его от неблагопри­ятных внешних воздействий. Стоит же этой заботе и охране уменьшиться (в связи с рождением ребенка, на­пример, который поглощает все внимание матери), как такой мужчина начинает враждебно относиться к жене и, в конце концов, бросает ее. В новом знакомстве он опять ищет ту же заботу о себе, как о ребенке, снова стремится к тому, чтобы его оградили от воздействий окружающей среды, и история повторяется.

Сходная картина наблюдается и в случае, когда властный мужчина выбирает себе покорную партнер­шу. Но стоит жене проявить свою волю, как такому мужчине начинает казаться, что жена покушается на его авторитет, и он начинает искать себе новую покор­ную партнершу. Если подобное происходит и раз, и два, нет никаких гарантий, что мужчина окажется когда-нибудь способным создать гармоничный союз.

Повторный брак может быть и крепким, если супруги осознали ошибки предыдущего брака и проделали немалую работу над собой, когда на смену эгоизму пришла любовь и правильное понимание семьи.

Христианский взгляд на семью противостоит разводу и многим другим, сегодня модным, тенденциям (современным моделям семьи, гомосексуальным семьям и др.). Брак, в христианском понимании, – это вечный, нерасторжимый союз мужа и жены, основанный на любви как неизменной и непреходящей ценности. Муж и жена в браке становятся единым целым на физическом и духовном уровне. Развод, с христианской точки зрения, разрушает это единство, тем самым нарушает волю Создателя, т.к. мужчина и женщина были созданы для того, чтобы стать единым существом. Однако, в качестве самой крайней меры, Православная Церковь допускает расторжение брака. Основанием для развода может быть:

1) супружеская неверность;

2) неспособность к супружеской жизни;

3) пожизненное тюремное заключение;

4) длительное безвестное отсутствие одного из супругов;

5) неизлечимая психическая болезнь;

6) венерические заболевания, СПИД;

7) хронический алкоголизм или наркомания;

8) совершение женой аборта при несогласии мужа;

9) противоестественные пороки (другая сексуальная ориентация).

 (Основы социальной концепции РПЦ, 2000).

Усилия Церкви направлены на сохранение брака, но в том случае, когда причины разлада оказываются неустранимыми, супруги могут принять решение о расторжении брака.

 

Вопросы и задания к теме 3

  1. Как вы понимаете эпиграф урока: «Каждый развод – это гибель маленькой цивилизации» (Пэт Конрой)?
  2. Какие дисфункции семьи приводят к разводу?
  3. Что значит «развестись цивилизованно»?
  4. С какими проблемами и сложностями встречаются матери-одиночки в воспитании детей?
  5. Как влияет бракоразводный процесс на ребенка?
  6. Укажите последствия развода для личности, семьи и общества.

 

Литература к теме 3

  1. Агапова И., Давыдова М. Рушим брак – строим семью. – М., 2005.
  2. Баркли Уильям. Толкование на Евангелие от Матфея. – Стокгольм, 1986.
  3. Белова В.А. Повторные браки и рождаемость // Социально-демографические исследования брака, семьи, рождаемости и репродуктивных установок. – Ереван, 1983.
  4. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Минск, 1987.
  5. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. – Самара, 2006.
  6. Пэйдж С. Если я такая замечательная, то почему я до сих пор одна? – М., 1994.
  7. Развод. Демографический аспект. – М., 1979.
  8. Седельников С.С. Позиции супругов и типологические особенности реакций на развод // Социологические исследования. – 1992. – № 2.
  9. Синельников А.Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем // Социологические исследования. – 1992. – № 2.
  10. Токарев Е.К. Узы брака и узы свободы // Социологические исследования. – 1987. – № 10.
  11. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование. – М., 1995.
  12. Цельмер З. Искусство быть вместе. – М., 1994.
  13. Чередниченко В. Игры в любовь. – М., 1991.
  14. Шапошников Е.А. 1000 + 1 совет семейного психотерапевта. – М., 1999.

 

 

Заключение

Отношения мужчины и женщины венчает любовь возвышенная и устойчивая, раскрывающая лучшие стороны человеческой души. Любовь – это высшая человеческая ценность. Она положительно влияет на все: интеллект становится озаренным, творческим, чувства – возвышенными, воля – целеустремленной. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение. Брак, построенный на такой любви, в идеале должен быть вечным. Супруги принимают друг друга как самого себя, готовы отодвинуть свои интересы, отказаться от чего-то ценного ради другого. Но такая любовь – это дар от Бога. Бог есть любовь. И человек, любящий ближнего, приближается к Божественному. Главная трудность заключается в распознании любви. А действительно ли это настоящая любовь или лишь удачная подделка под нее? Для создания семьи очень важно правильно ответить на этот вопрос. Если это любовь, то она освятит, обогатит и украсит семью, а если нет, то кроме разочарования, боли и страданий она ничего не принесет.

Семья сегодня переживает кризис. Но, как сказал И.А. Ильин, «семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно – чувство взаимной духовной сопричастности». Трагедия нашего времени заключается в неспособности человека любить. Человек разучился любить, сострадать, прощать, жертвовать. Этому не учат в школе, науку любви мы постигаем в своей семье. Когда семья основана на любви, она приносит человеку счастье и выполняет свое главное предназначение. «Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости» (И.А. Ильин. О семье).

Материнская, родительская любовь – первый вид любви, который познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства. По словам известного американского психиатра Р. Кемпбелла, ребенок – это «сосуд», который нужно наполнить любовью. Ребенок жаждет любви. И когда он ее чувствует, он развивается нормально. Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст. По словам Н.И. Пирогова, особая миссия лежит на матери. «Высоко значение женщины в вертограде человеческой жизни. Ухаживая за колыбелью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произносить первые слова и первую молитву, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества». Человек, выросший в атмосфере любви, несет любовь и другим людям. Так как семья неразрывно связана с обществом, то для благосостояния общества особенно важно душевное и эмоциональное здоровье каждого человека. Счастливый и удовлетворенный своей семейной жизнью человек оказывается более успешным в работе, способным к творческой деятельности, а самое главное – может дарить людям любовь и радость. Неудачное супружество и несохраненная семья существенно влияют на ход дальнейшего психического развития человека, на проявление его способностей, реализацию возможностей духовного роста и развитие карьеры. Поэтому интерес общества к семье и браку велик, и основан он на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей, ценностей зависит от состояния семьи.

Важной семейной ценностью также является передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными традициями, нравами, обычаями. Известный русский историк В.О. Ключевский в свое время провидчески заметил: «Отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, традиций и всяких условностей, и он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова». Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать все впечатления. Психологами сегодня доказано, что совместные обеды имеют для развития детей большее значение, чем время, посвященное играм, учебе. Очевидно, есть какая-то особая сила в совместном вкушении пищи. Все мы, как известно, «родом из детства», поэтому воспоминания детских лет прочно закреплены в нашем сознании. И чем они ярче, тем богаче наша «взрослая» жизнь.

Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие духовные корни. К сожалению, многое сегодня оказалось забытым и утраченным, и это подрывает устои современной семьи, в результате чего растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция – жить семьей. И, как следствие этого, получили сегодня распространение альтернативные формы семейных отношений – гражданский брак, «открытая» семья и другие. Границы такой семьи расплывчаты и нечетки, она не имеет юридического подтверждения и, самое главное, – духовного единства. В итоге получается как бы игра в семью, где люди живут «понарошку». Даже в традиционном понимании семья с каждым годом «уменьшается». На смену патриархальной семье, где в большом «гнезде» проживают разные поколения родственников, пришли малые семьи: нуклеарные (двухпоколенные), неполные (возникшие в результате развода), материнские (внебрачные). Причин этому много. Это и быстрый рост урбанизации населения, и экономические проблемы, и нивелирование нравственных ориентиров в обществе. Данная ситуация чревата многими последствиями. И, в первую очередь, – это демографический кризис. Как пишет Бахлачев В.А. – демограф и системный аналитик, «за пять последних лет рождаемость сократилась в 2 раза, а «всплеск» смертности составил около 20%. Так что на сегодняшнее сокращение населения России фактор рождаемости влияет на порядок сильнее, чем смертность». Главным фактором снижения рождаемости автор называет большое количество абортов в нашей стране. «Уже более 40 лет на одного рожденного ребенка приходится 2-3 аборта. Так что не «эхо» войны главная причина «усыхания родников», а сдвиг морали». И далее автор рассуждает, к чему этот сдвиг морали привел. «Абортное здравоохранение» перевернуло все наоборот. Абсолютное большинство здоровых и сильных зарожденных детей гибнет в утробе матери, а все слабые и больные дети – выживают. Так как действует неумолимый закон природы. Если у женщины удаляют большое число зарожденных жизней – это вызывает ухудшение здоровья последующих рожденных детей. В итоге все слабые выживают, а здоровые – не рождаются вовсе». Последствия такой катастрофической ситуации могут быть непредсказуемы. Академик И. Бестужев-Лада приводит пример подобной ситуации, сложившейся в Косово. «Сто лет назад в Косово проживало 2% албанского населения. Сербские женщины сидели на собраниях и таскали шпалы, а албанские женщины сидели у люлек и таскали детей. К концу девяностых годов (притом, что никто туда не приезжал) албанцев стало 90%. И они потребовали признания своих прав». Когда вымирает одна цивилизация, ее место тут же занимает другая. И мы не застрахованы от такого финала.

Другой серьезной проблемой современного общества является развод. По данным социологических исследований, в среднем в России на сегодняшний день на 100% заключенных браков приходится 95% разводов. В результате заметно выросло число неполных семей. Сегодня каждый четвертый ребенок воспитывается с одним родителем (чаще с матерью). Психологи только недавно стали признавать важность воспитания ребенка обоими родителями, особенно подчеркивается значение отца для нормального психологического развития и мальчиков, и девочек. Психологи считают, что мальчики, проводящие в обществе женщин большую часть времени, не умеют вести себя как мужчины, отсюда характерная особенность нашего времени – феминизация мужского населения. Девочки, не имея перед глазами отца, не представляют модель поведения мужчины в семье, что приводит к трудностям в создании своей семьи. Помимо резкого сокращения населения, развод чреват распространением психических патологий, как у детей, так и у взрослого населения. О нестабильности семейных отношений сейчас много пишут и врачи, и психологи, и журналисты. Но мало кто из них предлагает реальные способы того, как избежать распада семьи, как ее сохранить, улучшив отношения между членами семьи.

Решение данной проблемы лежит в плоскости духовно-нравственного оздоровления общества. Во-первых, система «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, господствующая сегодня в нашем обществе, должна быть заменена системой «семьецентризма» с ориентацией на ценности долга, ответственности, рождение и воспитание детей. Во-вторых, помочь в преодолении кризисной ситуации может восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, что неразрывно связанно с христианской православной традицией. Христианский брак – это вечный союз мужа и жены. Рождение и воспитание детей – одна из важнейших целей брака. Дети – великая радость и Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить её друг с другом.

Поднять престиж семьи и брака возможно через систему образования, начиная с воспитания детей, формируя у молодого поколения ценностное отношение к семье. Основная проблема заключается в том, что общеобразовательная школа не имеет в данный момент определенной школьной дисциплины, которая выполняла бы эту задачу. Курс «Этика и психология семейной жизни» не смог занять соответствующего места в обязательной школьной программе, а существует в некоторых школах в качестве факультатива. На его место в некоторых инновационных учебных заведениях  пришли «модные» программы по половому воспитанию («Планирование семьи», «Безопасный секс» и другие). Эти программы не отвечают вышеизложенным задачам. Они изменяют ценностные и духовные ориентиры в нашем обществе, провоцируют интерес подростков к сексуальной жизни человека, оправдывают безответственное поведение.

Противостоять этому может общество в лице родителей и учителей, поддерживаемое мудрой государственной политикой в сфере образования.

Примерная тематика рефератов и вопросов к итоговой аттестации по курсу «Нравственные основы семьи и брака»

 

Приведенные ниже вопросы охватывают весь курс «Нравственные основы семьи и брака» 9-10 классов. Разумеется, это примерный перечень. Каждый учитель может выбрать интересующие его вопросы для разных целей, может добавить и свои. На усмотрение учителя предлагается форма проведения итоговой аттестации (реферат, зачет, конференция и т.д.).

1. Любовь как основа нравственности в христианской этике.

2. Половая мораль и ее историческое развитие.

3. Нравы и быт русской семьи XVIII – XIX вв.

4. Свадебные обычаи и традиции в историческом развитии.

5. Любовь и нравственность в произведениях русских классиков.

6. Влияние МАСС-МЕДИА на воспитание и формирование качеств будущего семьянина у подростков.

7. Развод и демографическая проблема в России.

8. Особенности юношеской любви в XXI веке.

9. Курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания в жизни и судьбе человека.

10. Общение в жизни человека

11. Мода – стремление «быть как все» или «быть не похожим на всех»?

12. Что такое семья? Назначение семьи в жизни человека.

13. Современные науки – о семье и браке.

14. Основные функции семьи.

15. Мужественность как нравственная основа настоящего мужчины. Слагаемые мужественности. Как их развить?

16. Женственность как нравственная основа женщины. Слагаемые женственности. Как их развить?

17. Внешний облик – «визитная карточка человека».

18. Любовь как высшее человеческое чувство.

19. Нравственные и правовые основы брака.

20. Свадьба – начало начал.

21. Особенности молодой семьи.

22. Физиологические основы культуры интимных отношений супругов.

23. Идейные устои семьи. (На каких идеях может быть построено семейное счастье?)

24. Нравственно-психологический климат в семье.

25. Конфликты в семье и их разрешение.

26. Труд в семье и его организация.

27. Бюджет и хозяйство семьи.

28. Эстетика быта.

29. Досуг в семье.

30.  Семья ждет ребенка.

31. Материнская школа в развитии и воспитании ребенка.

32. Отец как воспитатель.

33. Семейное воспитание. Как его лучше организовать?

34. Что такое здоровый образ жизни?

35. Одиночество – добро и зло. Как не быть одиноким?

36.  Развод, его последствия для личности, семьи и общества.

 


Рекомендуемая литература

1. Агапова И., Давыдова М. Рушим брак – строим семью. – М., 2005.

2.  Алфеев Иларион, иер. Таинство Веры. – М., 1996.

3. Альбедиль М.Ф. Модель брачного поведения в южно-индийской мифологии // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. – СПБ., 1991.

4. Альфонсо Лопес Кинтас. Человеческая любовь. – Мадрид, 1985.

5. Апель А.Л., Бабянская Н.С. Расторжение брака. – М., 2003.

6. Балашов Н., прот. Комментарии к социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001.

7. Баркли Уильям Толкование на Евангелие от Матфея. – Стокгольм, 1986.

8. Бездырев К.К. Как быть счастливым в браке. – М.,1987.

9. Белова В.А. Повторные браки и рождаемость // Социально-демографические исследования брака, семьи, рождаемости и репродуктивных установок. – Ереван, 1983.

10. Белорусов С. Интимность и духовность: влюбленность и любовь. – М., 2005.

11. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. – М., 1988.

12. Библия. Любое изд.

13.  Босанац М. Внебрачная семья. – М., 1981.

14.  Васильев К. Любовь. – М., 1982.

15. Владин В., Капустин Д. Гармония брака. – Минск, 1985.

16. Гагарин И. прот. Любить, а не искать любви. – Клин, 2005

17. Гадасина А. Плоды запретов. – М., 1991.

18. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

19. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.

20. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

21. Гуске Ф. Мода. Косметика. – София, 1970.

22. Гэри Чепмен. Пять языков любви. – СПб., 1999.

23. Дж. Добсон. У вас растут сыновья. – СПб., 2004.

24. Джон Р.У. Скотт. Послание к Ефесянам. – СПб., 1999.

25. Дитрих фон Гильдебранд. Метафизика любви. – СПб., 1999.

26. Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.

27. Докучаев В.В., Докучаева Л.Н. Законы моего рода. – Екатеринбург, 2002.

28. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.

29. Думан Л.И. Учение о сыне Неба и его роль во внешней политике Китая (с древности до нашего времени) // Китай: традиции и современность. – М., 1976.

30. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. – Минск, 1999.

31. Еврейская традиция. – Иерусалим, 1998.

32. Ельчанинов А., прот. Записи. – М., 2001.

33. Еремичев И.А., Страунинг Э.Л. Семейное право: Учебное пособие. – М., 2002.

34. Жолань Д. Дао любви. Алма-Ата, 1992.

35. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

36. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Минск, 1997.

37. Зеньковский В.В. Педагогика. – М., 1996.

38. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

39. Зорин К.В. И будут два одной плотью. – М., 2004.

40. Зубов А.Б. История религии. – М., 1997.

41. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. – М., 1992.

42. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – Самара, 2001.

43. Клуб молодой семьи. – М., 1980.

44. Книга для медленного чтения. – М., 1994.

45. Ковалев В.А. Психология современной семьи. – М., 1989.

46. Ковалев И. Судьбы индийских племен. – М., 1982.

47. Ковалева Л.Е. Создана семья. – Л., 1982.

48. Козлов Н. Как относиться к себе и к людям. – М., 1994.

49. Козлов Н. Учебник для психолога по жизни. – М., 1999.

50. Колесов Д.В. Биология и психология пола. – М., 2000.

51. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Минск, 1987.

52. Кравцова М. Женское одиночество. Может ли оно быть трагичным? – М., 2003.

53. Крифт Питер. Песнь Песней. Жизнь – это любовь //Мир Библии. – 1997. – № 4.

54. Крюков М.В. Система родства китайцев (Эволюция и закономерности). – М., 1972.

55. Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. – М., 1967.

56. Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. – М., 1971.

57. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

58. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

59. Ласмане С., Милтс А. Этика. – Рига, 1994.

60. Лопухин А.П. Толковая Библия. – СПб., 1903-1913. – Т. 3.

61. Маленкова Л.И. Человековедение. – М., 1993.

62. Марек Я. По следам султанов и раджей. – М., 1987.

63. Маслов А.А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. – СПБ., 1991.

64. Мейендорф И., прот. Брак в Православии. – М., 1995.

65. Мелетий, митр. Никольский. Аборты. – М., 1994.

66. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. – Самара, 2006.

67. Моруа А. Письма к Незнакомке. – Минск, 1998.

68. Муравник Г. Крушение мифа. – М., 2005.

69. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. – Москва – Воронеж, 1998.

70. Генри О. Дары волхвов. Избранные новеллы. – М., 1978.

71. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. Полишкова В.В. – Смоленск, 1995.

72. Основы социальной Концепции РПЦ // ИБ ОВСЦ Московского Патриархата. – 2000. – № 8.

73. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М., 1982.

74. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. – М., 1991.

75. Паоло Мантегацца. Любовь рода человеческого. – М., 1999.

76. Платон. Пир. Собр. соч. в 4 т. – Т. 2. – М., 1993.

77. Попова М.К. Английские отшельницы XIII века: быт и нравы // Общности и человек в средневековом мире. – М. – Саратов, 1992.

78. Почагина О.В. Модели семейной организации в Китае и на Филиппинах. – М., 1997.

79. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1990.

80. Пэйдж С. Если я такая замечательная, то почему я до сих пор одна? – М., 1994.

81. Развод. Демографический аспект. – М., 1979.

82. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.

83. Религиозные традиции мира. Энциклопедия. – М., 1996.

84. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. – М., 1995.

85. Романов К.Е. Об этике супружества. – М., 1987.

86. Русская литература XI – XVIII вв. – М., 1988.

87. Русское православное женское монашество, XVIII – XX вв. – Сергиев Посад, 1992.

88.  Рюриков Ю.Б. Трудное счастье. – М., 1977.

89. Рюриков Ю. Три влечения. Минск, 1986.

90. СадлерУ., Джонсон Т. Лабиринты одиночества. – М., 1989.

91. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПБ., 1999

92. Свт. Василий Великий. О девстве. Беседа на Послание к Колоссянам, 12.5 //Собрание творений. Казань, 1901.

93. Свт. Иоанн Златоуст. О девстве. Собрание творений в 12 т. – М., 1991. – Т. 1.

94. Седельников С.С. Позиции супругов и типологические особенности реакций на развод // Социологические исследования. – 1992. – № 2.

95. Семанов В.И. Из жизни императрицы Цыси. – М., 1976.

96. Семейно-бытовая культура / Под ред. проф. Д.И. Водзинского. – Минск, 1987.

97. Семья и общество / Под ред. А.Г. Харчева. – М., 1982.

98. Сенсационные браки и брачные обряды: Энциклопедия. – Минск, 1990.

99. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – М., 1987.

100. Сикари А. О браке. Милан – Москва, 1993.

101. Сильвестр свящ. Домострой. – М., 1996.

102. Синельников А.Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем // Социологические исследования. – 1992. – № 2.

103. Смирнов Дмитрий, прот. Спаси и сохрани. – М., 1994.

104. Современный этикет. /Сост. Сокол А.И. – Харьков, 2004.

105. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. – М., 1986.

106. Телегония и инпринтинг // Чудеса и приключения.– 2001. – № 6.

107. Телеповы М.Н. Поговорим о супружеском счастье. – Пенза, 2003.

108. Телеушкин И. Еврейский мир. – М., 1995.

109. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.

110. Токарев Е.К. Узы брака и узы свободы //Социологические исследования. – 1987. – № 10.

111. Толстой Л.Н. Анна Каренина. Собр. соч. в 22 т. – Т.9. – М., 1982.

112. Толстой Л.Н. Семейное счастье. Собр. соч. в 22 т. – Т. 3. – М., 1979.

113. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 2000.

114. Троицкий С. Христианская философия брака. – М., 1995.

115. Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. – М., 1990.

116. Файнбург З. Влияние эмоциональных отношений в семье на ее стабилизацию. – М., 1972.

117. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Пси-хоаналитическое исследование. – М., 1995.

118. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М., 1999.

119. Фредерик М. Денни. Ислам и мусульманская община: Религиозные традиции мира. – М., 1996.

120. Фромм Э. Искусство любви. – М., 1991.

121. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

122. Фурника В.П. От рождения до погребального костра: Тамильские этюды. – М., 1985.

123. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978.

124. Ходяков Н.М. Молодым супругам. – М., 1979.

125. Христианский взгляд на воспитание полов и современность: Хрестоматия. – СПБ., 1998.

126. Хьюман Ч., Ву В. Инь – Ян: Китайское искусство любви. – М., 2000.

127.  Царегородцев Г.И., Губанов Н.И. Социальные и психологические проблемы семьи. – М., 1982.

128. Цельмер З. Искусство быть вместе. – М., 1994.

129. Человек после развода. – М., 1985.

130. Чередниченко В. Игры в любовь. – М., 1991.

131. Честерфилд Дормер. Письма к сыну. – Минск, 1987.

132. Шапошников Е.А. 1000 + 1 совет семейного психотерапевта. – М., 1999.

133. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.,2000

134. Энциклопедия молодой женщины. – Ташкент, 1992.

135. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия в 2 кн. /Сост. Кислицына Т.Г. – М., 1999.

136. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М., 1999.

137. Янкова З.А. Городская семья. – М., 1979.

138. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. – М., 1998.

 


Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.138 с.)