Chapter 5: The Revolutionary Party 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Chapter 5: The Revolutionary Party



1. V. I. Lenin, What Is to Be Done? Burning Questions of Our Movement (New York: International Publishers, 1929), p. 82.

2. Цит по Robert Conquest, "The Somber Monster," New York Review of Books, June 8, 1995, p. 8. Мы также знаем, что Ленин был поклонником другой утопической работы, Tommaso Campanella's CityoftheSun,, которая описывает религиозную Утопию, проект которой включает мощные педагогические и дидактические черты формирования умов и душ его граждан.

3. Метафоры классной комнаты и бараков сочетались с репутацией Ленина в партии, где товарищи называли его «немец» или «герр доктор», не потому что он много времени провел в Цюрихе или получал помощь из Германии, а просто благодаря «его опрятности и самодисциплине» (Con­quest, "The Somber Monster").

4. Lenin, What Is to Be Done? p. 80.

5. Там же, p. 84 (курсив мой).

6. Там же, p. 161 (курсив мой).

7. Там же, p. 114. Ленин считает германских социал-демократов гораздо более продвинутыми, чем их российские коллеги. См. также p. 116, где Ленин утверждает, что «никакое движение не может продолжаться без организации лидеров». Эта проблема снова обсуждалась фактически в каждом социалистическом движении. Это видно, в частности, из писем итальянского коммуниста и теоретика Антонио Грамши, который в основном разделял мнение Ленина по этому вопросу. Роза Люксембург, как мы увидим, также обращалась к этой проблеме и пришла к совершенно другим выводам.

8. Там же, p. 162.

9. Там же, p. 95.

10. Там же, p. 15.

11. Цит там же, p. 40. Возможно, отмечает Ленин в сноске (p. 41), что рабочие станут интеллигентами и таким образом сыграют роль в создании социалистической идеологии. «Но, - добавляет он, - они принимают участие в ее создании не как рабочие, но как социалистические теоретики, подобно Прудону и Вейтлингу».

12. Там же, p. 33.

13. Там же, p. 41.

14. Там же, p. 151 (курсив мой). Ленин пишет здесь о газете Искра, органе авангардной партии.

15. Там же, pp. 120-21.

16. Там же, p. 122 (выделено в оригинале).

17. См., например, Kathy E. Ferguson, "Class Consciousness and the Marxist Dialectic: The Elusive Synthesis," Review of Politics 42, no. 4 (October 1986): 504-32.

18. Lenin, WhatIs to Be Done? p. 129.

19. Там же, p. 121 (курсив мой).

20. Агитация (ажитация - «волнение») – еще одно симптоматичное слово в этом контексте. Оно вызывает образ неподвижных вод, которые двигаются только, когда «взволнованы» внешним агентом.

21. На Десятом съезде партии в 1921 г., в то время, когда отряды под руководством Троцкого нанесли сокрушительное поражение подлинному восстанию пролетариата против власти большевиков, Бухарин и другие осудили «мелкобуржуазную инфекцию», распространившуюся от крестьянства до части рабочего класса. См. Paul Averich, Kronstadt, 1921 (Princeton: Princeton University Press, 1970), глава. 3, особенно pp. 129-30.

22. Когда приходилось предотвращать настоящие болезни и инфекции, Ленин брал это на себя, чтобы быть уверенным, что Кремль – чистая, свободная от микробов среда, он сам писал санитарные инструкции. Он требовал, например, чтобы «все, прибывающие (поездом) перед тем, как войти в помещение, принимали ванну и дезинфицировали свою одежду...., любой, отказывающийся повиноваться санитарным инструкциям будет, удален из Кремля сразу за попытку причинить социальный вред». Из Dimitri Volkogonov, Lenin: Life and Legacy, trans. Harold Shukman (London: Harper Collins, 1995), cited in Robert Service, "The First Master Terror­ist," Times Literary Supplement, January 6, 1995, p. 9.

23. Lenin, What Is to Be Done? p. 79 (курсив мой).

24. См. Bruce M. Carver, The Young Czech Party, 1874-1901, and the Emergence of a Multi-Party System (New Haven: Yale University Press, 1978), p. 117. Питер Рутланд сообщает мне, что такие показы ни в коем случае не были ограничены политическими движениями с авторитарными идеологиями, но были частью представления машинной точности и координации сверху, которая в применении к физкультуре разделялась националистами, буржуазными и демократическими движениями. Традиция скоординированного «массового движения» выжила и видна сейчас, конечно, на марш-парадах в Соединенных Штатах. Более подробно о машине как метафоре социального движения см. главу 6.

25. Почти построенный Дворец Республики Николае Чаушеску в Бухаресте содержал много таких проектных особенностей. Законодательный зал собрания имел сходящиеся балконы, окружающие гидравлически поднимающийся подиум, на котором восседал Чаушеску (Нью-Йорк Таймс, 5 декабря 1991 г., p. 2). Ленин, напротив, всегда выступал против любого культа индивидуальности; сама партия должна была быть дирижером революционного оркестра.

26. Даже при всем при этом, надо отметить, что ни Ле Корбюзье, ни Ленин имели устойчивого, методического, бюрократического характера.

27. Hannah Arendt, On Revolution (New York: Viking, 1965).

28. E. H. Carr, The Bolshevik Revolution, 1917-1923, vol. 1 (Harmondsworth: Penguin, 1966), p. 36; Ленин цитируется на p. 80. Карр расширяет это суждение на все партии февральской революции: «революционные партии не играли никакой прямой роли в создании революции. Они не ожидали этого, и были сначала несколько обескуражены этим. Создание революционной ситуации Советами Петроградских рабочих депутатов было спонтанным актом групп рабочих без центрального руководства. Это было советское возрождение Петербурга, который сыграл столь краткую, но великолепную роль в революции 1905 г.» (p. 81).

29. См., например, там же; Sheila Fitzpatrick, The Russian Revolution (Oxford: Oxford University Press, 1982); and Marc Ferro, The Bolshevik Revolution: A Social History of the Russian Revolution, пер. Norman Stone (London: Routledge and Kegan Paul, 1980).

30. Лучшее российское описание этой ситуации можноо найти в блестящем анализе Толстого сражения во время Наполеоновской кампании в России в «Войне и Мире»: War and Peace (New York: Simon and Schuster, 1942), pp. 713, 874, 921, 988. См. также John Keegan, TheFace of Battle (New York: Viking Press, 1976).

31. Роль самостоятельного действия в революционном движении вперед даже после октября 1917 года была признана Лениным, когда он сказал, в 1918 году: «Анархистские идеи теперь приняли живую форму». См. Daniel Guerin, Anarchism: From Theory to Practice, trans. Mary Klopper (New York: Monthly Review Press, 1970), p. 85. Многое из раннего законодательства большевиков, отмечает Гверин, было легализацией задним числом самостоятельных действий и методов.

32. См. для иллюстрации подробное исследование, основанное на богатом архивном материале, Orlando Figes: PeasantRussia, CivilWar: TheVolgaCountrysideinRevolution, 1917-1921 (Cambridge: Cambridge University Press, 1996).

33. Milovan Djilas, TheNew Class (New York: Praeger, 1957), p. 32.

34. Я обязан Пьеру Пердю за то, что он указал мне на это. Джилас многое рассматривает так же (там же).

35. Официальная история может частично формировать коллективную память, но она не может полностью вытеснить индивидуальный и коллективный опыт тех, кто фактически участвовали в революционном процессе. Для тех же, кто не имеет никаких личных воспоминаний и кто, таким образом, знает революцию только по учебникам или патриотическим воспоминаниям, официальная история будет преобладать, если у них нет никаких других источников информации.

36. Это как в песенке про гвоздь: не было гвоздя – подкова пропала, не было подковы – лошадь захромала...(пер. С.Маршака). (John M. Merriman, ed., For Want of a Horse: Choice and Chance in History [Lexington, Mass.: S. Greens Press, 1985]).

37. Исключительно редко попадается какое-нибудь историческое изложение событий, которое подчеркивает непредвиденные обстоятельства. Само создание изложения событий прошлого требует часто аккуратности и последовательности, которые не считаются с фактами. Любой, кто когда-либо читал газетный отчет о случае, в котором сам участвовал, признает это. Рассмотрим, например, тот факт, что человек, который совершил, скажем, убийство или который покушался на собственную жизнь, прыгнув с моста, будет после этого известен как человек, который стрелял так-то и так-то, или как человек, который соскочил с такого - то и такого - то моста. События жизни человека будут перечитаны в свете данного конца, будут считаться неизбежными, хотя этот акт, возможно, был совершенно случаен.

38. В случае большевистской революции было также необходимо, чтобы официальный рассказ включал подлинное массовое движение, над которым большевики в конечном счете приняли руководство. Марксистская историография требовала бойца, революционного пролетария. Это было аспектом февраля и событий октября, которые не должен были изобретаться. О чем должно было быть написано в отчете, так это о свирепой борьбе между новым государственным аппаратом, с одной стороны, и автономными Советами и крестьянством, с другой.

39. Ленин, цит по Averich, Kronstadt, 1921, p. 160. Ленин, цитируемый в Averich, Kronstadt, 1921, p. 160. Я уверен, что Ленин сознательно копирует здесь Люксембург, хотя у меня нет прямого доказательства. Можно найти прецедент этому в кратковременной эйфории Ленина относительно революции 1905 года: «Революции – это праздник угнетенных и эксплуатируемых... Ни в какое другое время массы людей не находятся в таком положении, чтобы выразиться так активно как создатели нового социального порядка, как во время революции. В такие времена люди способны совершать чудеса» (из «Две тактики социал-демократии», цитировано Richard Stites, RevolutionaryDreams: UtopianVisionandExperimentalLifeintheRussianRevolution [New York: Oxford University Press, 1989], p. 42).

40. V. I. Lenin, State and Revolution (New York: International Publishers, 1931), p. 23 (выделено автором). Следует обратить внимание, что те, кто должны «управляться» силой – не буржуазия, враги революции, но эксплуатируемые классы, за исключением пролетариата, для которого принуждение будет не нужно.

Чтобы кто-нибудь не вообразил, что о государственном принуждение, которое нужно применить, решение принималось бы демократически пролетариатом или его представителями, Ленин прояснит только после революции, которая, как пишет Лешек Колаковский, «пункт относительно диктатуры пролетариата... - абсолютная власть, не ограниченная никакими законами, основанная на явном, прямом насилии. И он сказал, что не будет никакой свободы, никакой демократии (то были его настоящие слова) до полной победы коммунизма во всем мире» ("A Calamitous Accident," TimesLiterarySupplement, November 6, 1992, p. 5).

41. Lenin, State and Revolution, pp. 23-24.

42. Там же, p. 38 (выделено автором).

43. Там же, p. 83 (курсив мой).

44. Lenin, "The Immediate Tasks of the Soviet Government," March-April 1918, Цит. по Carmen Claudin-Urondo, Lenin and the Cultural Revolution, trans. Brian Pearce (Sussex: Harvester Press, 1977), p. 271. Стоит отметить краткие реалистические образы, связанные с «митинговой демократией», поскольку это почти наверняка заимствовано из работы Розы Люксембург.

45. См. David Harvey, The Condition of Post-Modernity: An Enquiry into the Ori­gins of Cultural Change (Oxford: Basil Blackwell, 1989), p. 126. Харви объединял Ленина, Форда, Ле Корбюзье, Эбенезера Говарда и Роберта Мозеса как модернистов.

46. Фактически, конечно, нет рационального и эффективного решения любой проблемы этого вида, которое игнорирует человеческую субъективность. Эффективный проект производства существенно зависит от того, принимают ли его рабочие. Рабочие-автомобилестроители, которые ненавидели «эффективную» сборочную линию в Лордсвилле, штат Огайо, работали на ней настолько плохо, что сделали ее неэффективной сборочной линией.

47. Lenin, State and Revolution, pp. 84-85 (выделение автора). Маркс, Энгельс и Ленин использовали термин «люмпен-пролетариат», чтобы обозначить тех, кто не был охвачен дисциплиной рабочего класса. Их презрение к деклассированным элементам было безграничным и повторяет почти расистское отношение викторианской элиты к «недостойным» беднякам.

48. Stites, RevolutionaryDreams, p. 32.

49. В.И. Ленин, Аграрный вопрос и критики Маркса, 2-ое издание (Москва: Издательство Прогресс, 1976). Основные положение Ленина о сельском хозяйстве были разработано намного раньше, в его книге 1889 года Развитие Капитализма в России. Эта книга, однако, предсказала спонтанное развитие капитализма в сельской местности, что не произошло ни в какой степени по его предсказанию. Важную работу, ревизующую марксистский анализ сельской России, см. Teodor Shanin, ed.. Late Marx and the Russian Road: Marx and the Peripheries of Capitalism (New York: Monthly Review Press, 1983).

50. Там же, p. 45.

51. В.И. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой Российской революции, 1905-1907, 2-ое издание (Москва: Издательство Прогресс, 1977), стp. 70.

52. Немецкие и австрийские школы эмпирических обзоров деятельности фермерских хозяйств были очень влиятельны на рубеже ХХ столетия. Большой российский экономист, принадлежавший к этой традиции был А.В. Чаянов. Осторожный ученый, приверженец малой собственности (он написал на эту тему утопический роман) и советский служащий, он был арестован сталинской полицией в 1932 г. и, как полагают, был казнен в 1936 г. Петр Маслов был другой современный российский образец эффективности и интенсификации малых ферм, кто спорил с позицией Ленина.

53. Lenin, The Agrarian Question, p. 86.

54. Там же.

55. Подробную разработку см. Jonathan Coppersmith, The Electrification of Russia, 1880-1926 (Ithaca: Cornell University Press, 1992); и Kendall Bailes, Technology and Society Under Lenin and Stalin: Origins of the Soviet Technical In­telligentsia (Princeton: Princeton University Press, 1978). Герберт Уэллс после посещения Советского Союза описал свои жаркие споры с Лениным в октябре 1920: «Ленин, как хороший ортодоксальный марксист, осуждающий весь «утопизм», сам впал, наконец, в утопию, утопию электриков» (RussiaintheShad­ows [New York: George H. Doran, 1921], p. 158).

56. Lenin, The Agrarian Question, p. 46. Сегодня легко забыть, как захватывало дух от электричества у тех, кто испытывал это впервые. Владимир Маяковский, как сообщали, сказал: «После электричества я потерял интерес к природе» (Stites, RevolutionaryDreams, p. 52). Фактически для всех действий, упомянутых Ленином, трактор, как подвижный источник энергии без линий передачи, более практичен, чем электричество.

57. Из доклада Ленина на Восьмом Съезде Советов (22 декабря, 1920) при учреждении Государственной Комиссии по Электрификации России (ГОЭЛРО). Приведено в Robert C. Tucker, ed., The Lenin Anthology (New York: Nor­ton, 1975), p. 494.

58. Централизация, которую электрификация тоже делает возможной, подготавливает почву для крупномасштабных отказов и затемнений. Практика этой технической централизации находится в абсолютном, если не комическом, контрасте с его утопическими обещаниями. См., например, иллюстрацию о Филиппинах при Маркосе: Otto van den Muijzenberg, "As Bright Lights Replace the Kingke: Some Sociological Aspects of Rural Elec­trification in the Philippines," in Margaret M. Skutsch et al., eds., Towards a Sus-tainable Development (в печати).

59. Как можно было ожидать, аналогия между светом электричества и «просвещение» народа часто использовалась в советской риторике, объединяя на деле большевистский технический проект с культурным. Ленин писал: «Для беспартийных масс крестьянства электрический свет - «неестественный» свет; но мы считаем неестественным то, что крестьяне и рабочие должны были жить сотни и тысячи лет в такой отсталости, бедности и притеснении под хомутом землевладельцев и капиталистов.... Мы должны преобразовать каждую станцию электроэнергии, влючить ее в цитадель просвещения, которое нужно использовать, чтобы сделать массы сознательными по отношению к электричеству» (Цит. по Tucker, TheLeninAnthology, p. 495).

60. Figes, Peasant Russia, Civil War, p. 67.

61. И при этом он не отказывался от его веры в роль насилия для обеспечения правления партии. В 1922 г., когда сторонники религии в провинциальной Шуе устроили открытую демонстрацию против конфискации сокровищ церкви, Ленин приводил доводы в пользу массового возмездия. «Большинство их лучше расстрелять, - объявлял он. - Прямо сейчас мы должны преподать этой публике такой урок, чтобы в течение нескольких десятилетий они даже не смели думать о сопротивлении» (Цит. по John Keep, "The People's Tsar," TimesLiterarySupplement, April 7, 1995, p. 30).

62. Цит по Averich, Kronstadt, 1921, p. 224 (курсив мой).

63. Rosa Luxemburg, "Mass-Strike, Party, and Trade Unions" and "Organiza­tional Questions of Russian Social Democracy," в Dick Howard, ed., Selected Po­litical Writings of Rosa Luxemburg (New York: Monthly Review Press, 1971), pp. 223-70, 283-306; Luxemburg, "The Russian Revolution," перевод Bertram D. Wolfe, в Mary-Alice Waters, ed., Rosa Luxemburg Speaks (New York: Pathfinder Press, 1970), pp. 367-95. Интересно поразмышлять, сколько веры осталось бы у Люксембург, если бы она на деле пришла к власти в Германии. Но ясно, однако, то, что ее взгляд, когда она была вне власти, радикально отличается от взгляда Ленина, когда он был вне власти.

64. Эльжбета Этингер говорит, что вероятным источником веры Люксембург в мудрость обычных рабочих была ее любовь к большому польскому национальному поэту Адаму Мицкевичу, который прославлял понимание и творческий потенциал рядовых поляков. См. Rosa Luxemburg: A Life (Boston: Beacon Press, 1986), pp. 22-27.

65. Luxemburg, "Mass-Strike, Party, and Trade Unions," p. 229. Несмотря на отмежевание Люксембург от анархизма, ее взгляды вполне сходятся с анархистским представлением о независимой, творческой роли рядовых людей в революции. См., например, G. D. Maximoff, ed.. ThePoliticalPhilosophyofBakunin:Sci­entificAnarchism (New York: Free Press, 1953), p. 289, в котором взгляд Бакунина на ограничение лидерства центральным комитетом служит прототипом собственного скромного мнения Люксембурга относительно роли центрального комитета.

66. Этот путь анализа движения рабочего класса вырос непосредственно из исследования Люксембург в ее 1898 докторской диссертации в университете Цюриха «Индустриальное развитие Польши». См. J. P. Nettl, Rosa Luxemburg, vol. 1 (London: Oxford University Press, 1966).

67. Luxemburg, "Mass-Strike, Party, and Trade Unions," p. 236.

68. У Люксембург тоже было кое-что от эстетического свободного духа. Непрерывно ругаемая ее возлюбленным и товарищем, Лео Джогичем, за ее мелкобуржуазные вкусы и желания, она защищала ценность частной жизни при посвящении себя революции. Ее порыв трогательно выразился в ее совете по поводу проекта спартаковской газеты «Красное знамя»: «Я не думаю, что газета должна быть симметричная, урезанная, как английская лужайка.... Скорее, она должна быть несколько неприрученной, подобно дикому саду, должна ощетиниться жизнью и сиянием молодых талантов» (Цит по Ettinger, RosaLuxemburg, p. 186).

69. Luxemburg, "Organizational Questions," p. 291 (курсив мой).

70. «Пробуждение революционной энергии рабочего класса в Германии никогда не может быть вызвано опекунскими методами немецкой социал-демократии плачевной памяти.... [Пробуждение революционной энергии могло быть произведено] только пониманием всей пугающей серьезности, всей сложности относящихся сюда задач, только в результате политической зрелости и независимости духа, только в результате способности критического суждения со стороны масс, которая была систематически убиваема социал-демократией в течение десятилетий под различными предлогами» (Luxemburg, "The Russian Revolution," pp. 369-70; курсив мой).

71. Luxemburg, "Mass-Strike, Party, and Trade Unions," p. 236.

72. Там же, p. 237.

73. Там же, p. 241.

74. Там же, pp. 241-42.

75. Luxemburg, "Organizational Questions," p. 306.

76. Luxemburg, "The Russian Revolution," p. 389. 76. Люксембург, " Российская Революция, " p. 389. Постоянно подчеркивая этическую и идеалистическую сторону рабочего класса, Люксембург, вероятно, недооценила важность заботы о хлебе насущном. Такие заботы могли легко, по крайней мере, в 1917 году, привести к революционному действию, сужая тем самым профсоюзное движение. Ни она, ни Ленин не имели уважения к материализму рабочего класса, который есть, например, у Оруэлла в RoadtoWiganPier or DownandOutinParisandLondon. Если Ленин обращался с рабочими, как со школьниками-прогульщиками, нуждающимися постоянно в контроле и инструкции, то Люксембург, вероятно, пропустила, среди других вещей, их склонность к национализму и их случающуюся робость.

77. Там же., p. 390. Ссылка на учебник – не шутка; современного наблюдателя социализма начала века поражает то, как необычайно книжно и педагогически он развивался. Метафора классной комнаты преобладала в социалистических размышлениях, и формальное обучение было нормой. Люксембург потратила значительное время, проводя занятия и получая свидетельство об аттестации в высшей социал-демократической партийной школе.

78. Там же (курсив мой). Сравните это с подходом итальянского анархиста Эррико Малатесты, который в 1907г. заявил в Анархии, что, даже если правление благонамеренных авторитарных социалистов было возможно, это «очень уменьшило бы [производительные силы], потому что правительство ограничило бы инициативу очень немногим» (Цит. по Irving Louis Horowitz, TheAnarchists [New York: Dell, 1964], p. 83).

79. Luxemburg, "The Russian Revolution," p. 391.

80. Там же.

81. Коллонтай, в отличие от многих других диссидентов, не была убита или послана в трудовые лагеря. Она занимала ряд представительских и посольских постов, принятых ею со смутным пониманием, что таким образом затыкают рот ее критике. Beatrice Farns-worth, Alexandra Kollontai: Socialism, Feminism, and the Bolshevik Revolution (Stanford: Stanford University Press, 1980).

82. Alexandra Kollontai, Selected Writings of Alexandra Kollontai, trans. Alix Holt (London: Allison and Busby, 1977), p. 178. Эссе Коллонтай «Рабочая оппозиция», из которого взята эта цитата, переиздано в переводе, сделанном в 1921 г., так как русский оригинал не найден.

83. Там же, p. 183. Другим вопросом была проблема независимости семьи. Коллонтай убеждала советских матерей думать об их детях не как «моих» или «ваших», но как о «наших» детях, детях коммунистического государства».

84. Там же, p. 182 (выделено в оригинале).

85. Там же, p. 185.

86. Там же, pp. 191, 188, 190.

87. Там же, p. 187.

88. Там же, pp. 187, 160.

Часть 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.051 с.)