![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отходы производства и потребления.Содержание книги Поиск на нашем сайте
БЖД Л-10 Отходы производства и потребления. Проблемы обращения с отходами. ВОПРОС: Какова на сегодняшний день основная опасность для человечества? ОТВЕТ: Катастрофическое накопление отходов. Требуется срочное решение их переработки и утилизации. Законодательные нормы и государственное регулирование переработки и обезвреживания отходов. Одной из основных экологических проблем в России является нарастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду в результате накопления отходов. Опыт стран с развитой экономикой показывает, что устранение негативного влияния накопленных отходов на экономические показатели той или иной отрасли возможно только при активном участии государства в формировании и обеспечении функционирования системы управления отходами. Отходы производства – все то, что образуется в процессе производства или после завершения его цикла, кроме продуктов в виде энергии или веществ – предметов производства. Проблема обращения с отходами может быть решена в рамках целостной системы государственного регулирования экологически безопасного обращения с отходами. Для этого необходима разработка концепции обращения с отходами, а также ее финансовое и организационное обеспечение, предполагающее согласованные действия на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, при участии в этом процессе хозяйствующих субъектов. При разработке концепции обращения с отходами необходимо учитывать приоритетность методов регулирования безопасного обращения с отходами, принимая во внимание, что наиболее приоритетный подход – предотвращение их образования путем внедрения малоотходных технологий, а также максимальная переработка накопленных отходов, а наименее приоритетное направление – полигонное захоронение с потерей их ресурсной ценности. В настоящее время роль государства в вопросах управления отходами сводится к многочисленным проверкам и нормативным документам, регламентирующим правила обращения с отходами. Для предприятий малого и среднего бизнеса требования по накоплению и обращению с отходами порой являются настолько неподъёмными, что не позволяет предприятиям их выполнять. Правилами устанавливаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на определенный срок, при условии ежегодного подтверждения юридическими лицами неизменности производственного процесса и использования сырья. При отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется.
В Совете Федерации проходили парламентские слушания «Проблемы нормативно-правового обеспечения обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации». Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о создании при нем федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, включая обращение с отходами, восстановить подпрограмму «Отходы» в рамках федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002 – 2010 гг.)», разработать и принять «Концепцию обращения с отходами в РФ». В настоящее время проблемы, связанные с недостаточным уровнем переработки, обезвреживания, безопасного захоронения отходов, обостряют экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку в России. По данным МПР РФ наиболее неблагоприятная обстановка складывается в Приморском, Краснодарском краях, Московской, Челябинской, Свердловской, Оренбургской областях, Республике Башкортостан. Наибольший объем образования отходов производства и потребления приходится на Сибирский федеральный округ - 62 %, наименьший - на Южный - 0,4%. Классификация отходов По степени опасности и обращения с ними отходы делятся на 4 класса. Классы опасности некоторых отходов приведены в табл. 2.1. Чем оно выше, тем больше интенсивность потенциального воздействия на окружающую природную среду. Таблица 2.1 Значения собственной степени опасности отхода
Отходами производства являются и вещества, содержащиеся в отходящих технологических газах (дымовые) или в сточных водах предприятий, использующих воду в технологических процессах. Эти газообразные и жидкие виды отходов обычно рассматриваются в рамках экологических проблем загрязнения атмосферного воздуха и водного бассейна Земли и их охраны. В промышленной экологии под отходами производства понимают отходы, находящиеся в твердом агрегатном состоянии (некоторые газообразные и жидкие отходы могут переходить в твердую фазу, например в фильтрах или отстойниках). То же самое относится и к отходам потребления – промышленным и бытовым (Рис. 1).
Рис. 1. Классификация основных видов твердых отходов. Отходы потребления – это изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического (материального) или морального износа. Промышленные отходы потребления – это машины, станки и другое устаревшее оборудование предприятий. Бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей и удаляемые ими как нежелательные или бесполезные. К твердым бытовым отходам относят картон, газетную, упаковочную или потребительскую бумагу, всевозможную тару (деревянная, стеклянная, металлическая), вышедшие из употребления или утратившие потребительские свойства предметы и изделия из дерева, металла, кожи, стекла, пластмассы, текстиля и других материалов, сломанные или устаревшие бытовые приборы – мусор, а также сельскохозяйственные и коммунальные пищевые отходы – отбросы. Особую категорию отходов (главным образом, промышленных) составляют радиоактивные отходы (РАО), образующиеся при добыче, производстве и использовании радиоактивных веществ в качестве горючего для атомных электростанций, транспортных средств (например, атомные подводные лодки) и других целей. Большую опасность для окружающей среды представляют токсичные отходы, в том числе часть неопасных на стадии их появления отходов, которые приобретают токсичные свойства во время хранения.
3. Обращение с отходами
3.1. Постановка задачи. С ростом техногенного влияния на окружающую среду резко возросло и противоречие между биосферой и техносферой. Начатая к 60-м гг. XX в. природоохранная деятельность базировалась на принципе рассеивания (разбавления), что уменьшало концентрацию, но не количество выбрасываемых в окружающую среду вредных веществ. Так как природа не могла справиться с выбрасываемыми загрязнениями и отходами, постепенно возник другой подход – улавливания загрязнений (1970-е гг.). Началось строительство очистных сооружений и использование так называемых «концевых технологий». Однако, со временем это привело к накоплению огромного количества отходов от очистных сооружений, которые также способны вызвать тяжелые экологические последствия. К счастью, в последнее время предприятия уделяют много внимания обслуживанию и модернизации своих очистных систем. Но даже этот подход не является решением проблемы, так как отходы все равно продолжают накапливаться. Проводятся многочисленные исследования ежегодного накопления отходов и выбросов в окружающую среду. Многие данные весьма противоречивы и спорны, но можно с определенной долей уверенности говорить о процентном соотношении загрязнений от различных отраслей промышленности. Уровень загрязнения почв нефтепродуктами и нефтешламами к настоящему времени приблизился к 10 млн куб. метров. Кроме того, постоянно растет количество земель, загрязненных или поврежденных в результате различных аварий на газо- и нефтепроводах, заводах и других объектах. Данные же по накоплению отходов в России показывают, что их переработка не перекрывает объемы годового образования. Таким образом, необходимо не только найти технологии переработки, но и рекомендовать и адаптировать к каждому специфическому типу отходов свою особую технологию из многих существующих. Выбор осложняется еще и тем, что многие технологии можно применять к отдельным видам отходов, но ни одна из них не удовлетворяет требованию универсальности и не может применяться ко всем типам загрязнений. Если рассматривать, например, технологии обезвреживания нефтезагрязненных земель, то обычно выделяются четыре основные группы технологий в зависимости от используемых методов. Некоторые из этих технологий требуют использования дополнительных реагентов, а то и приводят к образованию токсичных «хвостов», требующих специфической переработки.
Подобная ситуация сложилась и с переработкой отходов. Физико-химические методы их обезвреживания и переработки обладают несомненными преимуществами, но их применение также ограничивается многими факторами. К сожалению, никто не предлагает универсального решения, т.е. такого, которое было бы применимо к любому виду загрязнений при любых условиях. Например, в случае разрыва трубы трубопровода необходимо не только найти технологию рекультивации загрязненных земель, но и провести анализ как уровня и характера загрязнения, так и пораженной территории (это и картографирование, анализ глубины загрязнения, залегания грунтовых вод, геофизические загрязнения и т.д.), что поможет оценивать возможные последствия. Далее необходимо выбрать технологии сбора пораженной земли и, самое главное, - технологию переработки. Переработка загрязненной земли достаточно сложна, так как в смеси с нефтепродуктами содержится большое количество песка, глины, сажи, кроме того, продукт очень вязок, что представляет проблему для транспортировки и сжигания. В этом случае была предложена технология акустического воздействия на продукт, что приводит к его разжижению и позволяет осуществлять перекачку и очищение. В процессе разделения образуется большое количество «хвостов», таких как загрязненный песок и тяжелые остатки, возможные способ обезвреживания которых включают отверждение, но при этом необходимо договориться о места их захоронения. Только после этого можно подходить к процессу рекультивации земли. Рациональное обращение с отходами в каждой отрасли народного хозяйства фактически сводится к решению трех основных задач: • минимизация образования отходов; • максимально возможная утилизация, разделение и вторичное использование, отходов; • максимально возможное снижение содержания опасных веществ в отходах и ущерба, причиняемого ими. Заключение Удаление опасных отходов Все возрастающее количество опасных отходов оказывает отрицательное воздействие на состояние здоровья населения и на окружающую среду, но многие страны не имеют опыта для того, чтобы решить эту проблему. Нередко правительствам недостает информации об объемах выбросов и видах загрязняющих веществ и о степени их опасности для населения и окружающей среды. Во все национальные планы мероприятий по охране окружающей среды следует включать запланированные показатели сокращения опасных отходов. Необходимы программы по выявлению опасных отходов, определению их потенциального воздействия, сведению к минимуму таких отходов и их безопасной переработке. Эти программы должны быть основаны на принципе "загрязнитель платит". В первую очередь необходимо внести изменения в промышленные технологии, и в рамках этой деятельности следует запланировать показатели сокращения опасных отходов на единицу продукции. Как отмечено на конференции, Правительствам следует совместно с предприятиями организовывать кампании по сведению к минимуму опасных отходов и уменьшению других выбросов. Предприятия должны играть в этой деятельности решающую роль, и им следует внедрять более чистые методы производства в широких масштабах и принимать меры к тому, чтобы нормы на опасные отходы, действующие в одной стране, были не менее строгими, чем в другой стране.
Правительствам следует: · Требовать от промышленных предприятий внедрения более чистых производственных методов и т ехнологий по предотвращению и рециркуляции отходов и оказывать им необходимую помощь в этой деятельности. · Поощрять постепенное прекращение использования технологий, отличающихся повышенной опасностью из-за образования опасных отходов. · Проводить экологические проверки действующих предприятий с целью совершенствования методов сбора и удаления опасных отходов. · Возложить на производителей ответственность за экологически безопасное удаление опасных отходов, образующихся в ходе производства. · Разработать программы информирования населения и обеспечить обучение промышленных рабочих и государственных служащих по вопросам, связанным с опасными отходами, особенно сведения к минимуму отходов. · Построить национальные или региональные центры по переработке опасных отходов. Промышленным предприятиям следует осуществлять переработку, рециркуляцию, повторное использование и удаление отходов непосредственно на месте их образования или поблизости от него. Развитым странам следует оказывать с одействие в передаче развивающимся странам экологически безопасных технологий и ноу-хау по чистым технологиям и методам малоотходного производства. Часть международных перевозок опасных отходов осуществляется нелегально, причем нередко в развивающиеся страны. Правительствам следует ввести запрет на экспорт опасных отходов в страны, которые не готовы перерабатывать такие отходы экологически безопасным образом. Им следует принимать меры к тому, чтобы доставленные опасные отходы, подлежащие регенерации, обрабатывались экологически безопасными и экономически выгодными системами повторного использования. Странам следует создать сигнальную систему для выявления нелегальной торговли опасными отходами. Удаление твердых отходов и сточных вод Быстрое увеличение объемов бытовых отходов и сточных вод в городах создает угрозу здоровью человека и окружающей среде. Ежегодно 5.2 млн. человек, включая в 4 млн. детей, умирают от заболеваний, вызванных неправильным удалением сточных вод и твердых отходов. Городские отходы загрязняют воздух, землю и воду на больших площадях. В развивающихся странах переработке подвергается менее 10 процентов городских отходов, и лишь малая часть их обрабатывается с соблюдением приемлемых норм. К концу этого столетия свыше 2 млрд. человек будут страдать от отсутствия минимальных санитарных условий, и около половины городского населения развивающихся стран не будет обеспечено надлежащими средствами удаления отходов. Чрезмерное потребление, особенно в промышленно развитых странах, увеличивает количество и разнообразие отходов, и к 2025 году их объем может возрасти в 4-5 раз. К концу нынешнего десятилетия расходы на удаление отходов, особенно в промышленно развитых странах, могут удвоиться или утроиться в связи с заполнением мест, сброса отходов и введением более жестких мер контроля за состоянием окружающей среды. Плата, взимаемая за сбор и удаление отходов, должна быть такой, чтобы тот, кто создает отходы, полностью оплачивал их экологически безопасное удаление. Это повысит рентабельность рециркуляции отходов и восстановления ресурсов. Наиболее эффективный способ решения проблем, связанных с образованием отходов, состоит в предотвращении образования отходов путем изменения образа жизни, характера производства и структуры потребления. Необходимы национальные программы, направленные на то, чтобы свести образование отходов к минимуму и обеспечить повторное использование, рециркуляцию, безопасный сбор и безопасную переработку отходов. Программы по удалению отходов следует разрабатывать в сотрудничестве с местными органами власти, предприятиями, неправительственными организациями и группами, представляющими интересы потребителей. Правительствам необходимо стимулировать рециркуляцию отходов и финансировать экспериментальные программы, например, программы создания небольших домашних установок для рециркуляции отходом, производства компоста, орошения с использованием очищенных сточных вод и рекуперации энергии из отходов. Правительствам следует разработать нормы безопасного повторного использования отходов и содействовать расширению рынков продуктов из вторичного сырья. Необходимы просвещение населения, инструкции и финансовые стимулы, поощряющие промышленные предприятия к изменению конструкций их изделий и сокращению отходов и стимулирующие предприятия и потребителей к переходу на материалы, пригодные для безопасного повторного использования.
Удаление радиоактивных отходов Учитывая потенциальную опасность радиоактивных отходов, важно обеспечить безопасное и экологически обоснованное удаление отходов, включая сведение к минимуму их объемов, транспортировку и ликвидацию. Радиологическая опасность радиоактивных отходов колеблется от очень низкой у малоактивных отходов с быстрым распадом до очень высокой у высокоактивных отходов. Ежегодно при производстве ядерной энергии образуется около 200000 При использовании радиоактивных материалов в медицине, исследовательских учреждениях и промышленности образуется значительно меньшее количество отходов — обычно в стране образуется несколько десятков кубических метров отходов в год. но применение радиоактивных материалов расширяется, а вместе с ним возрастает объем отходов. Странам следует сотрудничать с международными организациями, чтобы: · Оказывать содействие мерам, направленным на минимизацию и ограничение объемов образующихся отходов. · Обеспечивать безопасное хранение, переработку, приведение в соответствие с установленными нормами, транспортировку и удаление таких отходов. · Предоставлять развивающимся Странам техническую помощь с целью оказания им содействия и решении вопросов, связанных с образованием отходов, или с целью помощи в возврате отработанных радиоактивных материалов поставщикам. · Оказывать содействие надлежащей разработке безопасных и экологически обоснованных методов удаления радиоактивных отходов, но возможности включающих опенку воздействия на окружающую среду. · Активизировать усилия по соблюдению Кодекса практики в области трансграничного перемещения радиоактивных отходов и определить существует ли необходимость и заключении соглашения, имеющего обязательную силу. · Оказывать содействие деятельности по завершению исследований, направленных на выяснение того, следует ли заменить действующий добровольный мораторий на захоронение малоактивных радиоактивных отходов в море соответствующим запретом. · Не содействовать и не разрешать хранение или захоронение радиоактивных отходов поблизости от морских берегов или в открытом море, если не существует полной уверенности в том. что оно не создаст неприемлемую угрозу для здоровья людей и морской среды. · Не экспортировать радиоактивные отходы и те страны, и которых запрещен импорт таких отходов. Важно предоставлять развивающимся странам, осуществляющим ядерные программы, финансовую поддержку и помощь в подготовке кадров. Расходы каждой страны по удалению радиоактивных отходов очень высоки, и они колеблются в зависимости от используемой технологии.
Для дорожников БЖД Л-10 Отходы производства и потребления. Проблемы обращения с отходами. ВОПРОС: Какова на сегодняшний день основная опасность для человечества? ОТВЕТ: Катастрофическое накопление отходов. Требуется срочное решение их переработки и утилизации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.141 (0.011 с.) |