Испания под властью арабов. Реконкиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Испания под властью арабов. Реконкиста



 

    Арабские войска проникли на территорию современной Испании через Гибралтарский пролив в 711 г. и за небольшой период времени прекратило свое существование государство вестготов. Захваченные территории получили арабское наименование Аль-Андалус. Дальнейшее продвижение арабов на север удалось остановить в результате сражения при Ковадонга (718 г.), что послужило началом Реконкисты – процесса отвоевания христианами своих земель.

    Более семисот лет продолжалась Реконкиста. Ситуация на Пиренеях в этот период была отмечена невероятной активностью. Несмотря на постоянное обострение конфликта, в межрелигиозных отношениях наблюдалась толерантность, политика правителей – как христианских, так и мусульманских – в различных областях могли кардинально различаться по степени терпимости [2, с. 325] [23, с.106-108].

    Если взять за основу процесс трансформации, на основе военного превосходства одной из сторон, в изучении истории Реконкисты можно поделить ее на три периода:

- VIII –X вв. –период господства мавров на Пиренеях. Под контролем христиан находятся незначительная часть Пиренеев – Астурия, Галисия, Баскские земли;

- X – первая половина XIII в. Арабы начинают утрачивать контроль над подконтрольной им территории.

- вторая половина XIII в. – 1492 г. Мавры контролировали югом Андалусии – в Гранадском эмирате и некоторыми землями в южной части Португалии. Захват Гранады под контроль испанской короны ознаменовал окончание Реконкисты, которая длилась на протяжении более семисот лет.

    В середине VIII в. был образован Кордовский эмират (с X в. халифат). Эмир контролировал юг и цент Пиренеев. Под властью эмиров Испания - европейский политический и культурный центр. Кордовский халифат известен своими успехами науке и искусства. Мусульмане оставили множество памятников архитектуры, например, мечеть Кордовы (VIII в.), минарет бывшей мечети Хиральда в Севилье (XII в.), ансамбль Альгамбра в Гранаде (XIII - XIV вв.) [29].

    Арабы не разрушили характерный образ жизни Испании и Португалии. Завоеванное население платило налоги в казну. Кроме того, арабские правители дали гарантию не забирать имущество, принадлежащее местному населению. Люди, которые сопротивлялись завоевателям, а также церковь, были конфискованы. Эмиры не ликвидировали старую систему управления, а также верования и традиции. Никакие судебные разбирательства не были начаты. Население, возглавляемое мусульманами, сохраняло свою независимость и управлялось бывшими графами, судьями и епископами под руководством церкви. Испанцы могут поступить на государственную службу к эмиру. Мусульманская армия использовала наемников среди христиан. Церковь претерпела значительный урон от арабского завоевания Испании. Ее имущество подверглось изъятию, а некоторые христианские церкви были превращены в мечети. Халифы имели право назначать епископов и созывать соборы [51].

    Арабы активно не обращали местное население в ислам, но руководствовались принципами материального принуждения в виде налогов, уплачиваемых местным христианским населением. Согласно новым правилам, новообращенный в ислам платил меньше налогов на казну, чем христиане. Для испанцев стать мусульманином – отмена платежа комиссии в министерство государственного казначейства, а также они могли рассчитывать на получение должности офицера более высокого ранга, а для рабов-христиан – приобретение статуса свободных людей. Испанский историк Х.Л. Санчес Ногалес отмечает, что исповедовать ислам финансово выгоднее, чем представитель другой религиозной конфессии [70, с. 42]. По мнению испанского исследователя Р. Альтамира-и-Кревеа отношения между христианами и мусульманами были дружескими. В пользу данного утверждения необходимо сказать, что арабы и испанцы оказывали друг другу помощь в гражданских войнах, а также заключались между ними династические союзы. Арабы и испанцы способствовали культурному развитию испанских земель.       

     Стоит отметить такую ​​категорию населения, как: мосарабы, ладины и ренегаты. Мосарабы — это испанцы, перенявшие арабский язык и культуру, оставаясь христианами [2, с.133]. Ренегаты — это христиане, принявшие ислам. Было несколько вариантов обращения испанцев в ислам: отказ от их веры или быть потомкам смешанных браков между мусульманами и христианами [23, с. 75]. Арабы не могли пройти мимо влияния христианской культуры. Результатом этого феномена является появление так называемых латинизированных мавров (ладинов) – мусульман, которые начали перенимать латинские термины в своем повседневном общении, в частности такие особенности речи ренегатов и мосарабов [2, с.141].

     Лояльные отношения не испортились несмотря на то, когда у испанцев успехи в Реконкисте стали настолько ощутимы, что под мусульманским управлением оставался юг Пиренейского полуострова. Мавры, в соответствии условиями принятой ими капитуляции, получили право личной безопасности, а также христианские правители обещали не подвергать их конфискации собственности. Несмотря на это, данные обещания не соблюдались. Например, мечети в Толедо и Кордове преобразованы в христианские церкви. Арабские правители в ответ частично сохранили свои законы и религию. Также наблюдались случаи совместного проживания между мудехарами (испанское наименование мусульман) и христианами. Но бывало, что мудехары и испанцы проживали изолировано друг от друга [23, с. 121].

    По мнению победителей, преследование мусульман спровоцирует бесчисленных врагов на отвоеванных территорий, что негативным образом повлияло на ход Реконкисты. Преследования мусульман - не являлось выгодным, т.к. заселение и рациональное использование отвоеванных земель является большой проблемой. Учитывая лояльное на протяжении веков отношения мусульман к мосарабам.

    В 1096 г. в городе Клермон (Франция), папа Урбан II обратился к народу с проповедью об освобождении Иерусалима от турок-сельджуков. Люди прислушались к его призывам. Название «крестоносцы» появилось по той причине, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. За период с 1096 по 1272 г. крестоносцы совершили серию походов на Святую Землю. Данные походы мотивировались религиозным фанатизмом. Примером данного явления, был и так называемый крестовый поход детей (1212 г.), который возглавил юный провидец Стефан, вдохновивший во французских и немецких детей, так называемых «слуг господа» идею, что с его помощью, они смогут возвратить христианству Иерусалим. Итог был печальным, дети двинулись на юг Европы, и многие из них не смогли достичь берегов Средиземного моря, так дети («слуги Господа») погибли в пути так и не добравшись до Иерусалима.

    Тем больше земель христиане захватывали у арабов, война все отчетливей приобретала характер крестового похода. Хроники, составляемые христианами в XIII в. арабы описывались как люди, которые контактировали с нечистью [56, с. 267-290]. Нетолерантное отношение к мусульманам провоцировалось испанской церковью, имевшая серьезные опасения, что общение между христианами и арабами имеет возможность распространять ереси и религиозного равнодушия. Латеранские Соборы в 1179 и 1215 гг. приял следующие решения: 1) мавры и иудеи не имели права жить вместе с христианами, т.к. по утверждению иерархов католической церкви способствуют появлению еретических движений; 2) как христиане, так и евреи должны отличаться друг от друга одеждой (ее кроем и цветом). Несмотря на решения Соборов, христиане по-прежнему имели хорошие отношения с иудеями и мусульманами. Меры ограничительного характера в отношении мусульманского населения, могли соблюдаться полностью или в урезанном варианте, либо ограничения не соблюдали (в качестве примера можно отметить, что в 1295 г. были сняты ограничения по приобретению собственности у христиан) [2, с. 325-327].

    Видоизменение исламской традиции в сфере права можно проследить на примере Королевства Арагон XIV в. речь в условиях политического господства христиан над мусульманами. Данная трансформация привела к столкновению христианского и мусульманского права. В процессе создания общего правового пространства происходили ситуации, которые не было ранее ни в одной из принимающих участия в нем традиций. Возникали обстоятельства, когда правовые нормы или обычаи мусульман не учитывались христианскими королями. В юридической практике существовала целая область, в которой королевское право сознательно шло в противоречие с мусульманским правом. В области преступлений сексуальной направленности смешанного типа в действительности королевским правом прослеживалась явная сегрегация по принципу гендера. К женщинам-мусульманкам королевское законодательство проявляло особый интерес. Как правило по отношению к ним не применялась смертная казнь, используя женский труд как источник дохода. К мужчинам-мусульманам королевское право носило бескомпромиссный характер и карало их смертной казнью путем сожжения на костре, в чем можно видеть проявление традиционного для латинской правовой культуры неприятия обрезания [54, с. 35].

    Несмотря на преобладание толерантного отношения, происходил процесс возрастание напряженной атмосферы и среди мавров по отношению к испанцам. В арабских хрониках той эпохи христиане изображались как враги ислама, им часто присваивали всевозможные отрицательные качества присущие человеку [70, с. 33].

    До завершения Реконкисты (1492 г.) сохранялась толерантное отношение между христианами и мусульманами. Свободное проживание на прежнем месте, свободно исповедовать ислам и посещать мечети, христиане не могли без разрешения войти в дом мусульман и совершать против них противозаконные действия, также мавры обладали правом определять своих эмиров и судей, все это гарантировали соглашения, заключенные между Испанией и Гранадским эмиратом. [2., с. 48]. Это соглашение создавало предпосылки для сохранения благоприятных условий способствующие мирному сосуществованию между христианами и мусульманами.


1.2. Испания после окончания Реконкисты. Изгнание арабов с территории Испании

   

    В течении трех столетий значительная часть территории Пиренейского полуострова были под управлением арабских правителей. Только на северо-западе полуострова сохранялись небольшие государства, которые находились под контролем христианских правителей. После покорения арабами Испании (711 г.) христиане положили началу борьбе за возвращение своих земель, которая известна под названием Реконкиста. На протяжении нескольких сотен лет они (христиане) постепенно отвоевывают у мусульман земли Пиренейского полуострова. Их впечатляющим успехам содействует разобщенность и внутренние противоречия между исламскими государствами Аль-Андалуса [15].

    К концу XV в. на Пиренеях остался один небольшой анклав находящийся под контролем мусульман – Гранадский эмират, который прекратил свое существование в январе 1492 г. Незадолго до капитуляции между королевством Испании и Гранадским эмиратом был заключен договор, дающий гарантии мусульманам право свободно исповедовать ислам. Договор включал в себя шестьдесят семь статей, и он получил поддержку со стороны понтифика Иннокентия VI (1484-1492).

    Вскоре после подписания соглашения о капитуляции Гранады, испанские монархи стали пренебрегать условиями. Короли Фердинанд и Изабелла прекратили соблюдать принцип добровольности в смене религии, они стали воплощать в жизнь политику принудительного прозелитизма. 11 февраля 1502 г. испанские монархи издали указ, суть его заключается в том, что все мудехары Кастилии и Леона перешли из ислама в христианство либо должны покинуть Испанию. Положения данного указа не выполнялись на сто процентов. В некоторых регионах Испании (Арагон, Каталония, частично в Валенсии). Кортесы обязались не выдворять мудехаров, т.к. феодалы не хотели утратить трудолюбивых и платежеспособных вассалов. [53, с. 120]. Подавляя мавританское восстание, имевшее место после падения эмирата Гранада из-за смерти или изгнания из Испании, многие из них по принуждению приняли христианство. Тех, кто не хотел отказываться от своей религии, отправляли в тюрьму и продолжали убеждать мусульман отказаться от ислама. На одной из площадей Гранады было уничтожено огромное количество копий Корана и других религиозных книг. Следуя политике, проводимой королевским правительством для преследования мусульманского населения, например, в 1499 г. 50 тысяч мавров приняли христианскую веру [23, с. 161]. Но этого не произошло во всем королевстве. Мусульманские выступления были отмечены в некоторых частях Испании. Те мусульмане, которые приняли христианство, стали называть морисками (маленькие мавры). Под властью христианских королей мавры могли общаться на арабском языке, некоторые из них продолжали исповедовать ислам.

    Мусульмане и иудеи, которые приняли христианскую веру, находились в ведении инквизиции, так что они не могли исповедовать свою религию. Королевская власть и инквизиция следили за «чистотой крови». Для этого необходимо предъявить доказательства, что среди предков не было арабов [56, с. 281].

    В 1526 г. произошло Эспаданское восстание, которое являлось одним из крупнейших восстаний мавров на территории Испании. Поводом для восстания является, то что король Испании Карл V законодательно подтвердил крещение мусульман. Мусульмане, не согласившись с политикой короля, скрылись в труднодоступном горном регионе Эспадан, неподалеку от города Сегорбе, недалеко от Валенсии. Предводителем восставших стал Селим Альмансор. Несмотря на сопротивление мавров, королевские войска при помощи наемников из немецких княжеств проникли в горы и нанесли им поражение. Несмотря на поражение, повстанцы, согласились капитулировать и принять христианство, получили некоторые временные, на сорок лет, права и свободы.

    В 1569 г. произошло еще одно восстание морисков. В следующем 1570 г. число людей, поднявших восстание, достигло 25 тыс. Правительственные войска одержали несколько побед в борьбе с повстанцами. Ценой значительных человеческих потерь с обеих сторон конфликта, в 1571 г. восстание было подавлено. Несмотря на подавление восстания, волнение испанского правительства продолжало расти. Эти настроения королевской власти были порождены тем фактом, что рост численности мориски был значительно выше, чем у остального населения Испании [38]. 

     В течении пяти лет после издания данного указа испанскими властями было депортировано на север Африки несколько сотен тысяч человек (около 4% от общего населения тогдашней Испании). Лицам, подвергшимся депортации, могли взять с собой только то, что они могли с собой унести. Вся недвижимость, которая принадлежала морисками подвергалось полному изъятию. Не менее 150 тыс. морисков было отправлено в порт г. Марсель (Франция). Большинство изгнанных (70-75 %) обосновались в Марокко, Алжире и Мавритании, где они вновь стали исповедовать ислам. На территории современного Марокко изгнанники основали олигархическую республику Бу-Регрег (1627—1641). Некоторое число морисков, которые продолжали исповедовать христианство, предпочла переселиться на территорию Франции в Прованс, куда переселилось около 40 тыс. человек, г. Ливорно (Италия) или отправлялись в испанские и португальские колонии в Новом свете.

    На протяжении всего XVII в., значительное число морисков уже успели перебраться в испанские и португальские колонии в Америке или же смешаться с местным населением полуострова.

    Изгнание значительной части экономически активного населения стало одним из факторов падения власти испанской короны. Католическая монархия быстро приближалась к своему краху. К началу XIX в. Испания потеряла свою колониальную империю в Америке, что привело к тому, что Испанское королевство было одним из самых бедных государств в Европе.

    Испанское правительство в феврале 2014 г. предоставила своими указом предоставить права получения гражданства королевства потомкам евреев (сефардов), которые были депортированы в 1492 г., о морисках в данном документе ничего не упоминалось.

    Президент Ассоциации исторического наследия АндалузииБайи Лубариссообщил в интервью испанским средствам массовой информации следующее, что Испания должно дать гарантии равные права и возможности всем изгнанникам. Если данных гарантий не будет, его решение невозможно назвать справедливым или даже расистским.

    С просьбой о предоставлении гражданства Испании некоторые мориски сделали обращение испанскому королю. Несмотря на это, машина бюрократии, не обращает на это особого внимания, не считая данную проблему столь значительной [39, с. 387-390].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.012 с.)