Размышления историка о “гранях” духовного подвига ленинградцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размышления историка о “гранях” духовного подвига ленинградцев



БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Размышления историка о “гранях” духовного подвига ленинградцев

Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещенные блокадой.
Нас вместе называют — Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом
.

Ольга Берггольц

“Февральский дневник”

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ежегодно, в январские дни, сквозь историческую “пелену” минувших десятилетий, мы обращаем свой сердечный взор на блокадный Ленинград - ведь это - наша национальная незаживающая “рана” и наша национальная гордость, ибо духовным подвигом Ленинграда гордился “шар земной”.  

В жизни каждого народа бывают такие исторические моменты, когда ему нужно ответить на судьбоносные, порой, смертельные вызовы. С таким судьбоносным вызовом столкнулся наш народ в 1941 г, когда на страну напал сильный, коварный и жестокий враг, военная мощь и сила которого на рубеже 30-40-х годов XX в. вогнала в оцепенение целые народы Европы.

Осенью 1941 г. на грани смертельной опасности оказался город Ленинград и 2,5 миллиона его жителей. Враги осадили город со всех сторон, но город не покорился им. 5 сентября 1941 г. в далекой Индии, выдающийся русский художник, философ и Гражданин - Николай Рерих сочувственно, с большой верой в великий город и его жителей, записал в своём дневнике: “… ж дановский Верден не сдастся ”.И он не сдался, оказав яростное сопротивление фашисткой силе “тёмной”, явив врагам и миру наивысший за свою тысячелетнюю историю неистребимый русский победный ДУХ.

Речь тогда шла не об отдельных случаях героизма. Речь шла о мужестве и непревзойденной стойкости жителей великого города, воспитанных в морских традициях имперского Града Петрова, души которых были возвышены идеями великого Октября.

Своей стойкостью и мужеством, проявленными ими в осаде, они изумили тогда весь мир.

Вот почему, уже более семи десятилетий, мы обращаемся к чистым родниковым истокам этого героизма! Ведь, современным поколениям россиян сегодня очень не достает их искреннего ленинградского блокадного товарищества, братства и милосердия; их веры в ПРАВОЕ ДЕЛО и в неизбежную Победу на осадившими город врагами.

Потому что вершины человеческого духа, продемонстрированные ленинградцами в блокаде, до сих пор никем не превзойдены!

ЧАСТЬ I. ГРАНИ ДУХОВНОГО ПОДВИГА ЛЕНИНГРАДЦЕВ

И они не захотели отдать злодеям - пришельцам всего этого человеческого счастья рабочего человека. Именно поэтому ими руководило страстное желание защитить родной город, который они полюбили всем сердцем и душой, и оставленные в нём свои семьи от наступавших нацистских орд. Они стояли здесь насмерть, и полегли здесь, остановив врага под стенами Ленинграда.

В этом, именно в этом кроются настоящие, глубинные причины подвига ленинградцев. В этом заключается и объяснение таинственной фразы, произнесенной Наполеоном Боннапартом, который еле “унёс ноги” из России о том, что “ можно победить любое оружие, кроме оружия духа…”

ЛЕНИНГРАД В ЗАВОЕВАТЕЛЬСКИХ ПЛАНАХ ГИТЛЕРА

При разработке плана молниеносной войны против СССР, получившего кодовое название “Барбаросса‘, нацистские военные штабисты учитывали весь комплекс военных, экономических, территориальных интересов Германии, в том числе, личных геополитических установок и политических пристрастий фюрера Германии - Гитлера.

Гитлер придавал исключительное значение сокрушению Ленинграда, считая, что даже захват Москвы не прекратит сопротивление русских, что только взятие колыбели революции надломит дух советских людей. Поэтому, быстрый захват Ленинграда был одним из главных требований плана “Барбаросса”. В Директиве № 21 (от 18 декабря 1940 г.) по осуществлению “Плана Барбаросса” в качестве первоочередной ставилась задача: “ …в общем направлении на Ленинград уничтожить силы противника, действующие в Прибалтике. Лишь после выполнения этой неотложной задачи, за которой должен последовать захват Ленинграда и Кронштадта следует приступить к операции по взятию Москвы - важного центра коммуникаций и военной промышленности. Только неожиданно быстрый развал русского сопротивления мог бы оправдать постановку и выполнение этих задач одновременно”.

Фюрера Германии сильно беспокоил советский флот, базировавшийся в Кронштадте. Он объявил Балтийское море внутренним морем Германского Рейха и Балтийский флот, по его оценке, представлял угрозу для немецких морских коммуникаций в Балтике, по которым вывозилась из Швеции железная руда для германской сталелитейной промышленности. По его военным замыслам, базирующийся в Кронштадте русский флот должен быть захвачен и использован в будущей войне против Англии. А в случае неудачи - он должен быть “заперт” минными заграждениями в Финском заливе и уничтожен с воздуха. Поэтому планом “Барбаросса” овладение Кронштадтом ставилась в качестве одной из первоочередных задач.

В середине сентября 1941 г., в связи с ожесточенным сопротивлением Ленинграда и необходимостью срочного наступления на Москву, Гитлер изменил свои планы в отношении захвата Ленинграда и Кронштадта, известив об этом Главное командование военно-морскими силами (Оберкоманндо дер Кригсмарине — ОКМ). Поэтому, именно из этого штаба 22 сентября 1941 г. появилась Директива “О будущности Петербурга“, извещающая командование группы армий “Север“ о незаинтересованности фюрера в Кронштадте, а также, об окончательном решении фюрера Германии - “ c тереть Ленинград с лица земли “.

 Высшее военно-политическое руководство Германии планировало: в случае, если удастся сходу захватить Ленинград, то следует использовать огромный промышленный потенциал города в интересах германской военной экономики. Если же не удастся взять его, то уничтожить его, лишив СССР танкостроения и кораблестроения, производства средств радиосвязи, артиллерии и т.д.

К тому же, Гитлер, испытывавший маниакальную ненависть к Ленинграду, как к революционному символу большевистской России, указывал, что Петербург, источает в воды Балтики “яд большевизма”, а поэтому его следует уничтожить. 16 сентября 1941 года в беседе со своим послом в Париже Отто Аветцем, он ещё раз озвучил свои взгляды на судьбу Ленинграда: -“ Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго “бьет ключом“ яд в Балтийское море, должен исчезнуть с лица земли. Город уже блокирован; теперь остаётся только обстреливать его артиллерией и бомбить, пока водопровод, центры энергии и все, что необходимо для жизнедеятельности населения, не будет уничтожено ”.

И последнее: в гитлеровской концепции германской колонизации окраинных земель советской России не предусматривалось места для существования больших городов, поэтому Москва и Ленинград были обречены на уничтожение. В Директиве Гитлера № 44 от 7 октября 1941 г. немецким войскам предписывалось: - для Москвы и Ленинграда “… и для всех других городов должно действовать правило, что перед их занятием они должны быть превращены в развалины артиллерийским огнем и воздушными налетами “. При этом у Гитлера был и другой мотив - нежелание брать на себя обязанность кормить население занятых крупных советских городов, что предписывалось международными военными конвенциями. “ Недопустимо, - гласила та же Директива от 7 октября – рисковать жизнью немецких солдат для спасения русских городов от огня, точно также, как нельзя кормить их население за счет германской родины ”. Этим и объясняется приказ Гитлера, после того, как немецкие войска в сентябре 1941г. осадили Ленинград, в город не входить, капитуляцию не принимать, если она будет предложена, чтобы не кормить население города.

Немецкие генералы, желавшие увенчать знамёна победой над второй большевистской столицей, были разочарованы. Тогда было решено взять город измором, наслав на него голод, взяв в свои “союзники” голод.

5. ГОЛОД “ПО-НАУЧНОМУ”

18 сентября 1941 г., (шёл уже 89-й день войны против СССР), начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта, генерал-полковник Ф. Гальдер записал в своём Военном дневнике о том, что положение под Ленинградом “ будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник — голод ”. Через полтора месяца, падения Тихвина 8 ноября 1941 года, ему вторил Гитлер: - “ Ленинграду суждено погибнуть от голода ”.

Идея погубить жителей непокорного города с помощью голода маниакально овладела умами нацистских злодеев. Геббельс громогласно объявил на всю Германию о том, что голод в Ленинграде будет организован “по-научному“. В высшие инстанции Рейха были приглашены немецкие учёные - физиологи и диетологи. Их снабдили информацией о количестве населения, проживавшем на тот момент в Ленинграде, а также о запасах продовольствия в городе и нормах его выдачи. Они подсчитали, что при средней суточной физиологической норме для человека в 3200 килокалорий, в самые тяжкие дни осени 1941 г. ленинградские рабочие потребляли примерно 1087 ккал, дети до 12 лет-684 ккал, служащие-581, иждивенцы-460 ккал.  

Немецкие учёные доложили в нацистские инстанции о том, что ленинградцы вот-вот умрут, что они должны умереть; они, просто, были обязаны умереть: - ведь таковы законы физиологии! Но, ленинградцы, вопреки этим предсказаниям, продолжали ходить на работу и производить военную продукцию, учить детей, лечить раненых. А бойцы Невской оперативной группы Ленинградского фронта яростно атаковали врага на Невском плацдарме, пытаясь пробиться через немецкие укрепленные позиции на шлиссельбургско - синявинском выступе, чтобы соединиться с войсками 54 –й отдельной армии, рвавшейся им навстречу от Волхова.

Спустя 77 лет после этих трагических событий мы себе не можем представить и сотой доли тяжести мучений ленинградцев. Их стойкость, жертвенность и воля к жизни до сих пор не подвластны пониманию иностранцев, да и некоторым нашим соотечественникам. Какую мораль должны вынести из этой ленинградской оптимистической трагедии мы – представители послевоенных поколений?

Во-первых, мы должны уяснить для себя, что ленинградцы не сидели, сложа руки! Они работали и сражались, каждый на своем рабочем месте. Сражались с холодом, бомбежками и артналетами, с пронизывающим каждую клеточку организма голодом, ежеминутно испытывая огромную физическую потребность в еде. Достаточно привести цифры потребления килокалорий пищи, получаемые, в частности, рабочими промышленных предприятий, выполнявшими оборонные задания. Вот только данные по 1942 г.: в январе они потребляли 700 ккал от 3555 положенных по физическим нормам; в феврале 962, в марте 1009; а после порыва блокады в яваре 1943 г. - 1500 килокалорий. Потребление пищи другими категориями населения: служащими, иждивенцами, детьми-по калорийности было еще в полтора-два раза меньше. И при этом они выстояли, не превратились в одичавших “зверей”, а ведь могли. Они не расчеловечились, сохранили в себе человека. Их мысли выразила Ольга Берггольц в следующих строках: - “Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…”.

  Во-вторых, всем нам, особенно молодым поколениям, надо понять: что же помогло им выстоять в эти страшные дни? Враг не учёл, что у ленинградцев в этот час испытаний открылись новые резервы - духовные. Голодных и холодных, их “согревала” вера в неизбежную победу над врагом, надежда на то, что страна, советское правительство и Сталин не оставят их в беде. Огромная страна пришла к ним на помощь. Из далекого Казахстана со словами отеческой любви к ним обращался народный поэт - акын Джамбул: -“ Ленинградцы! Дети мои! Ленинградцы-гордость моя “! В Ленинград потоком шли письма поддержки, посылки с тёплыми вещами и продуктами. Тыл жил голодно, но страна делилась с ленинградцами последним куском хлеба. Тогда не стоял вопрос: где взять продовольствие для Ленинграда? Стоял вопрос: как его доставить в осажденный город?

Ленинградцы победили голод. Как писала в своих стихах Ольга Берггольц: - “Душа, крепясь, превозмогла предательскую немощь тела". Ленинградцы победилии жестокого врага, наславшего на них это адово мучение!

6. ”СКОРЕЕ ВОДЫ НЕВЫ ПОТЕКУТ ВСПЯТЬ…”

Говоря о подвиге жителей блокадного Ленинграда, необходимо отметить выдающуюся роль, которую сыграли ленинградские женщины в том, чтобы город выстоял и не сдался врагу.

Осадив Ленинград, командование группы армий “Север” со дня на день ожидало, что немецкие позиции будут осаждать обезумевшие от голода и холода, артналётов и бомбежек, ленинградские матери с детьми на руках. Командующий группы, генерал -  фельдмаршал Риттер фон Лееб, опасаясь того, что толпы ленинградских женщин скопятся перед немецкими позициями с мольбами о сдаче в плен, 24 октября 1941 года позвонил Гитлеру и спросил: - “ Что необходимо делать... войскам, если у колючей проволоки тысячи женщин с детьми “на руках будут прорываться из голодного города ”? Гитлер ответил кратко: “ Стрелять ”.

Но ленинградские женщины - матери не доставили такого “удовольствия” врагу. Наверное, тогда генерал фон Лееб не знал, что ещё месяц назад, 27 сентября, собравшиеся на общегородской митинг ленинградки заявили на весь мир: - “ Никакие лишения не сломят нашей воли. Не отдадим город врагу. Скорее воды Невы потекут вспять, нежели Ленинград станет фашистским”. Заявив это, они заменили у станков своих мужей, ушедших в действующую армию, в народное ополчение и партизанские отряды.

Ленинградские женщины послужили образцом стойкости и мужества для всех защитников города. Ведь их участь в дни блокады была гораздо тяжелей участи мужчин. Они не только вели домашнее хозяйство, но и шли на работу, оставляя дома больных матерей и голодных детей. Они заменили на производстве мужчин, призванных в армию. К примеру, на Невском машиностроительном заводе женщины составляли 80% всех рабочих, а на Пролетарском паровозоремонтном – 79%.

Вот бесценное историческое свидетельство Уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГКО СССР) в Ленинграде Дмитрия Васильевича Павлова о подвиге ленинградских женщин: - “… чтобы не заморозить близких в холодных квартирах, они с большим трудом доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. Из ближайших рек ведрами таскали воду. Стирали белье при тусклом свете коптилки, чинили ночами одежду себе и детям. Под тяжестью блокадных лишений, неся двойную нагрузку - на производстве и дома – многие из них сильно подорвали своё здоровье”.

 А кроме того, они переживали о детях, отправленных в эвакуацию. Ведь в осаждённом городе им трудно было узнать: доехали ли их дети до Большой земли или не доехали, как разместились, как их здоровье? А ведь несколько эшелонов с детками в июле и в октябре 1941 года были разбомблены фашистской авиацией по дороге на Большую землю.

       Ленинградские женщины-работницы, а они занимали влиятельное положение в городе, и к их трудовому голосу прислушивались и власти, и общественные организации города, не поддались на призывы провокационных листовок, тайно распространявшихся по городу, и призывавших идти к Смольному и требовать сдачи города немцам.  Они свято верили в свою страну, в свое руководство. Их твёрдость духа и стойкость, их веру в победу выразила О. Берггольц в стихотворении “ Я говорю с тобой под свист снарядов”, написанном в 1941 г.

Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
что называлось страхом и мольбой
.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамёна Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельнею в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей
!”

 Святые ленинградские женщины… Они выдержали все испытания, стойко перенося трудности и лишения блокады. Их воля к жизни, сила духа, дисциплинированность и вера в Победу, вдохновляюще действовали не только на ленинградских мужчин, но и на миллионы людей огромной страны. И это, – тоже героическая страница блокады, которая требует своего исследования.

Надо признать, что все мы, и старшие, и младшие послевоенные поколения наследников солдат – победителей, еще не додали им своей заботы и тепла! Не все памятники поставили им, не все книги, не все стихи, не картины написали о них!  Есть знаменитая картина выдающегося советского художника Петрова-Водкина “Петроградская мадонна”, ставшая символом героических петроградских женщин периода Октябрьской революции и Гражданской войны. Но не запечатлён ещё в изобразительном искусстве духовный подвиг ленинградских женщин-блокадниц; ещё не написана картина ”Ленинградская мадонна“!

И последнее. У нас есть несколько почитаемых в народе православных икон с ликом Божией матери: - “Владимирская”, “Тихвинская”, “Казанская“, “Смоленская”.   Может быть мы доживём до того дня, когда появится на православном небосклоне и засияет икона Божией матери - “Ленинградская”.

МУЗА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Музой блокадного города вошла в историю блокады ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. По её проникновенным стихам, читая которые чуткий читатель обливается слезами, можно изучать оптимистическую трагедию Ленинграда. По направлению Веры Кетлинской -Секретаря Ленинградского отделения Союза писателей СССР, Ольга Берггольц (“ обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности ’) осенью 1941 г. стала работатьв литературно-драматической редакции ленинградского радио. Тихий её голос стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских квартирах; он стал голосом самого Ленинграда. Она стала поэтом, олицетворяющим стойкость блокадного Ленинграда!

Ежедневно в ленинградском радиоэфире раздавалось: “ Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц ”. Её голос успокаивал, отогревал, вдохновлял оцепеневшие от голода и холода души ослабевших от голода и болезней ленинградцев, которые уже не могли выйти из дома. Она, “как сестра и мать’, требовала от своих слушателей: будь сильнее страха смерти, живи, борись и побеждай! Вопреки стараниям врага. который морил ленинградцев голодом, устрашал бомбежками и артналетами, и при этом жаждал расчеловечивания жителей непокорного города, поэтесса внушала своим слушателям: - “ Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…”

 Её голос восхищал не только ленинградцев, но и всех жителей страны, в том числе и фронтовиков. Известный советский поэт Павел Антокольский писал в связи с этим: - “ Когда в начале 1942 года в Москве я впервые услышал по радио звучавший из блокадного Ленинграда голос Ольги Берггольц, это было большим событием не только в моей жизни, но и в жизни многих других людей, на фронте и в тылу. Это был чистый источник нужной и самой ценной тогда информации. Юный женский голос говорил правду и только правду, без прикрас, без преувеличения, без надрыва. И если при этом он звучит на ритмичной волне (ведь она читала стихи) – значит, в скромную обыденность речи вошло искусство, оно насквозь пронзало женскую речь “.

Она вела каждодневный диалог со слушателями: ленинградцы никогда не выключали радио. Радиопередатчикам не хватало мощности из-за дефицита электроэнергии, и потому радио, по свидетельствам блокадников, не говорило, а шептало. Но, опухшие от голода, еле живые люди слушали, произносимые ею слова, равные по своей жизненной необходимости пайке блокадного хлеба. Негромкий голос поэтессы стал голосом осаждённого города, голосом веры в победу, он нёс им духовное спасение. Стихи, которые она писала, а затем читала по радио своим слушателям, были о самой жизни осажденного города, о рядовых ленинградцах, чаще всего о женщинах, например, дежурной МПВО на крыше во время воздушной тревоги, или соседке по квартире. Эти женские образы помогали ей беседовать “по душам” со своими невидимыми слушателями.

 В осажденном городе, оставшемся без света и тепла, воды и хлеба, в условиях, когда бесконечно гремели разрывы бомб или снарядов, горели здания, дымились руины, только голос радио помогал сохранять “искру жизни“ в душах обессиленных, истощенных людей - в темноте промерзших квартир.

Звучавшие в радиоэфире стихи поддерживали ленинградцев, давали им духовные силы, вселяли уверенность в освобожденье, в Победу. Это происходило потому, что стихи эти были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации, ибо их писала женщина, который страдала вместе со всеми, недоедала, склонялась при свете коптилки над тетрадью, дула на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы.  У поэтессы не было ни особых привилегий, ни дополнительных пайков. Стихи оплакивали погибших. И, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами Пискаревского кладбища.

Поэт Михаил Дудин, служивший в то время на Балтфлоте, вспоминал, как слушал её пронзительные стихи: -“ Она, сама того не понимая, стала живой легендой, символом стойкости, и её голос был для ленингpадцeв кислородом мужества и уверенности и мостом, перекинутым через мёртвую зону окружения, он помогал соединять пространства и души в один общий порыв, в одно общее усилие. И этот опыт трагедии заставлял находить безошибочно точные слова – слова, равные пайке блокадного хлеба. И эта жизнь в самой обыденности подвига была чудом и остаётся чудом, возвеличивающим человеческую душу “.

Она выступала не только по радио, но и перед рабочими в заводских цехах, перед ранеными в госпиталях, перед бойцами на переднем крае обороны. Её стихи выполнили главную миссию: они помогали мобилизовать все силы ленинградцев на сопротивление врагу, объединить их в единый город ('Нас вместе называют — Ленинград”) не дать людям “ превратиться в оборотня, зверя ”. И с этим она справилась блестяще.

Нельзя не согласиться с проникновенными словами, которые сказал об Ольге Берггольц автор пронзительной “Блокадной книги”, писатель Даниил Гранин: - ” В истории Ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых’. И пусть простит нас читатель за частое цитирование её стихов в этой статье о блокадном Ленинграде. Лучше и вдохновенней о подвиге ленинградцев не сказал ещё никто, в том числе и о спасительной ”Дороге жизни”.

8.“…ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ НА ЗЕМЛЕ СТРАШНЕЙ И РАДОСТНЕЙ ДОРОГИ…”.

Говоря о блокадном городе, нельзя не сказать о спасительной “Дороге жизни”. С запуском 22 ноября 1941 г., в самые отчаянные дни ноябрьского голода ледовой трассы через Ладожское озеро, родилась спасительная “Дорога жизни”, ставшая уникальным эффективно работающим военным предприятием числом в 20 тысяч работников – водителей, регулировщиков, дорожных рабочих, авторемонтников, складских работников и т. д. и т.п.

В 1941-1943 гг. по водным, ледовым, сухопутным трассам и железнодорожным магистралям “Дороги жизни”, при непрерывных артиллерийских обстрелах и бомбежках противника, в Ленинград было доставлено 1млн 615 тысяч тонн различных грузов, в том числе, более половины продовольствия; эвакуировано 1 млн 376 тысяч жителей города, и большое количество промышленного оборудования ленинградских заводов, военных грузов и культурных ценностей из ленинградских музеев и дворцов.

Без ладожской коммуникации спасение Ленинграда было бы невозможно. Её значение в спасении Ленинграда были вынуждены признать даже гитлеровские генералы. " Гитлер надеялся на возможность вынудить Ленинград и его население к сдаче голодной блокадой, - писал фельдмаршал Э. Манштейн. - Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение через Ладожское озеро - летом с помощью судов, зимой по построенной по льду дороге".

ОБОШЛОСЬ БЕЗ ЭПИДЕМИЙ

Одна из малоизвестных героических страниц блокады - борьба городских властей с эпидемиями и болезнями. Из мировой истории известно, что длительная осада крепостей и городов всегда сопровождалась массовыми эпидемиями.

Несмотря на то, что все морги, подвалы госпиталей, больниц и домов зимой 1941- 1942 г. были завалены трупами умерших от голода ленинградцев, (ибо не хватало сил и средств доставить их на кладбища и захоронить там), несмотря на то, что в первую холодную блокадную зиму во всех домах замерзла канализация, городские власти Ленинграда не допустили массовых эпидемий. Благодаря принятым экстренным мерам, в блокадном городе удалось предотвратить массовые заболевания населения, и в особенности, сыпным тифом. Уровень заболеваний в декабре 1941 г. к уровню декабря 1940 года был даже на 10 -15 % ниже.  

Решающую роль в борьбе с эпидемиями сыграли апрельские общегородские субботники 1942 года, когда на очистку подъездов, подвалов, дворов, улиц и проспектов от мусора, оттаивающих из снега трупов, бытого мусора и грязи, вышел весь Ленинград, почти 800 тысяч его жителей.

Руководители города, секретари райкомов, председатели райисполкомов знали, что сделать это необходимо во имя спасения города от эпидемий и болезней, которые неминуемо пришли бы в город с весенним теплом. Но они не понимали, каким образом, эти - высохшие, вялые от слабости, похожие на призраков люди смогут справиться — вручную, без механизмов и машин — с таким гигантским трудом. Но они справились!! Результаты этой работы тогда вызывали изумление у самих же ленинградцев. Они не предполагали, что сумеют это сделать, что осилят эту огромную работу. В течение нескольких апрельских дней они прибрали и ”умыли” город, навели в нём образцовый порядок. И Ленинград миновали неизбежные при любой блокаде эпидемии. И это, тоже одна из граней духовного блокадного подвига ленинградцев.

11. О ЛЕНИНГРАДСКОЙ СКРОМНОСТИ …ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО...

У О. Берггольц есть стихи, которые указывают на то, что ленинградцы не выпячивали перед страной свои страдания и лишения.В этой скромности проявилось их настоящая ленинградская интеллигентность и подлинное величие.

Наряду с блокадными дневниками и стихами Берггольц, я внимательно ознакомился с хранящейся в Выборгском госархиве перепиской курсанта Ленинградского военного училища, (эвакуированного в 1941 г. в Кострому), - Коли Соловьёва с матерью, жившей в блокадном Ленинграде. И в их переписке я обнаружил эту ленинградскую скромность  

В письмах его мамы, дяди, а также его подруги не было ни жалоб, ни слёз на лишения и трудности, которые они испытывали. Ни единым словом они не выдали ему тот ужас голода и холода, бомбежек и артналетов, который они переживали в осаждённом городе. Ленинградцы не хотели тревожить ни своих родственников, воевавших на фронте, ни советское Правительство, ни страну, понимая, что идёт страшная война и всем трудно! Сжав “зубы”, они мужественно переносили все тяготы и невзгоды блокады.

Об этом и писала ленинградская поэтесса в стихах - что наступит время и вся страна узнает всю страшную правду о блокаде. После полного снятия блокады в январе 1944 года, страна узнала эту правду. Её мы, вот уже 77 лет не можем забыть.

 12. О МЕЖДУНАРОДНОМ ЗНАЧЕНИИ ПОДВИГА ЛЕНИНГРАДЦЕВ

Осажденный врагом, но не сдавшийся ему, Ленинград, словно герой горьковского рассказа “|Данко”, “вырвал“ из своей груди пылающее ненавистью к врагу “сердце” и осветил порабощённым европейским народам как “факелом” путь борьбы с бесчеловечным нацистским рейхом. Притихшие от ужаса европейцы, устыдились своего страха, парализующего волю к сопротивлению! И они начали борьбу, чтобы на смену бесконечной “ночи людоеда’- нацистского оккупационного порядка, пришла ‘заря” свободы. “Проснулась” совесть французов, позорно, за 34 дня безвольного сопротивления, сдавших Париж, и родилось европейское Движение Сопротивления. От фашистского сна “проснулись” итальянцы и сбросили в 1943 г. ненавистное иго фашистского диктатора Муссолини; развернулась антифашистская война в Греции и Югославии.

Подвиг Ленинграда вдохновил на борьбу с фашистами жителей Лондона, подвергавшихся нещадным немецким бомбардировкам. Лондонское радио в 1943 г. сообщало своим слушателям, что своим мужеством и самоотверженностью ленинградцы и солдаты, оборонявшие город, " вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей окончательной победе над Германией ".

Великобритания и США убедились в надёжности СССР как союзника в войне с нацисткой Германией и создали вместе с ним Антигитлеровскую коалицию. Конгресс США принял решение о распространении на СССР условий поставок по ленд-лизу наряду с Великобританией, а затем и о вступлении в войну против Германии на стороне Антигитлеровской коалиции.

Президент США Ф. Рузвельт, в мае 1944 г. наградил Почётной грамотой Ленинград " в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые... несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от голода, холода и болезней, успешно защищали свой любимый город... и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивлявшихся силам агрессии "…...

БЛОКАДНЫЕ ПОТЕРИ

Тема потерь, понесенных ленинградцами в Блокаду, как и другие священные блокадные темы, стала предметом для различных спекуляций! В этом вопросе пора поставить точку, ибо любое преуменьшение или преувеличение потерь оскорбляет подвиг и священную память ленинградцев.

Историки, к сожалению, приводят различные разные цифры потерь от голода. Каковы же они? На заседании Международного военного трибунала над главными нацистскими преступниками, состоявшемся в Нюрнберге в 1946 году, в документах советского обвинения фигурировала цифра 632 тысячи человек, погибших в ленинградской блокаде от голода.

Несколько десятков тысяч ленинградцев умирали в пути на Большую землю, или, уже по прибытии на неё. Как это случилось с Таней Савичевой, которая умерла от серьезных болезней, вследствие приобретенной ей в Ленинграде алиментарной дистрофии. Наиболее взвешенный подход к цифрам потерь жителей блокадного Ленинграда от голода приводит ленинградский историк, профессор М.И. Фролов. Он обосновано считает, что вместе с умершими ленинградцами при эвакуации, эта цифра составляет 800 тысяч человек.  

 И пора, давно пора прекратить все эти спекуляции по поводу неисчислимых блокадных потерь.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

             

Все мы часто бываем на Пискаревском мемориальном кладбище Ленинграда. Давайте же, в дни очередных мемориальных торжеств, внимательно вчитаемся в обращенные к потомкам строки, выбитые на мемориальных плитах, написанные легендарной блокадной поэтессой, прозванной блокадниками ленинградской Мадонной - Ольгой Берггольц.  

Вчитайтесь, пожалуйста…

Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград, Колыбель Революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто.

В город ломились враги, в броню и железо одеты,

Но с армией вместе встали рабочие, школьники, учителя, ополченцы.

И все, как один, сказали они:

Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти.

Не забыта голодная, лютая, темная зима сорок первого - сорок второго,

Ни свирепость обстрелов, ни ужас бомбежек в сорок третьем.

Вся земля городская пробита.

Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.

Под непрерывным огнем с неба, с земли и с воды

Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто,

И вместе с Отчизной своей вы все одержали победу.

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-Мать и Город-герой Ленинград”.

 

Квинтэссенцию блокадного подвига Ленинграда выразил известный советский писатель Илья Эренбург: " Есть ли город, который перенёс то, что перенёс Ленинград в годы войны? Враги его терзали бомбами и снарядами, хроническими обстрелами и потрясением внезапных огневых налётов. У жителей не было ни света, ни тепла, ни воды. Что у них было? Гордость города, вера в Россию, любовь народа. И они победили.... Нет в мире города, который столько жизней отдал для победы. Его история - история всей Отечественной войны: если мы вошли в Берлин, то это и потому, что немцы не вошли в Ленинград".

Мы сегодня ЕСТЬ, потому,что простые советские люди-дети того сурового и героического  времени, c горячими сердцами, переполненными искренней любовью к Родине, к родному городу и друг к другу,не сдали фашистам Ленинград!

МЫ ЕСТЬ, ПОТОМУ ЧТО БЫЛИ ОНИ!

Геннадий Александрович Москвин

Историк. Публицист.

Январь 2020 г.

Ленинградская область.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Размышления историка о “гранях” духовного подвига ленинградцев

Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещенные блокадой.
Нас вместе называют — Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом
.

Ольга Берггольц

“Февральский дневник”

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ежегодно, в январские дни, сквозь историческую “пелену” минувших десятилетий, мы обращаем свой сердечный взор на блокадный Ленинград - ведь это - наша национальная незаживающая “рана” и наша национальная гордость, ибо духовным подвигом Ленинграда гордился “шар земной”.  

В жизни каждого народа бывают такие исторические моменты, когда ему нужно ответить на судьбоносные, порой, смертельные вызовы. С таким судьбоносным вызовом столкнулся наш народ в 1941 г, когда на страну напал сильный, коварный и жестокий враг, военная мощь и сила которого на рубеже 30-40-х годов XX в. вогнала в оцепенение целые народы Европы.

Осенью 1941 г. на грани смертельной опасности оказался город Ленинград и 2,5 миллиона его жителей. Враги осадили город со всех сторон, но город не покорился им. 5 сентября 1941 г. в далекой Индии, выдающийся русский художник, философ и Гражданин - Николай Рерих сочувственно, с большой верой в великий город и его жителей, записал в своём дневнике: “… ж дановский Верден не сдастся ”.И он не сдался, оказав яростное сопротивление фашисткой силе “тёмной”, явив врагам и миру наивысший за свою тысячелетнюю историю неистребимый русский победный ДУХ.

Речь тогда шла не об отдельных случаях героизма. Речь шла о мужестве и непревзойденной стойкости жителей великого города, воспитанных в морских традициях имперского Града Петрова, души которых были возвышены идеями великого Октября.

Своей стойкостью и мужеством, проявленными ими в осаде, они изумили тогда весь мир.

Вот почему, уже более семи десятилетий, мы обращаемся к чистым родниковым истокам этого героизма! Ведь, современным поколениям россиян сегодня очень не достает их искренне



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.083 с.)