Ферма. 1649 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ферма. 1649 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.



В 40-х гг. XVII в. в Делфте жил художник-анималист Паулюс Поттер (1625—1654). Его живописная манера замечательна великолепным чувством формы и свежестью насыщенных красок. Созданные им «портреты» домашних животных очень выразительны.

Рембрандта. Склонность к смелым творческим экспериментам прояви­лась в его картине «Продавец музы­кальных инструментов» (1652 г.). Зрителя поражают необычное изо­бражение пространства, странное соотношение величин: на первом плане — огромная виолончель, лежа­щая на прилавке; в удалении — ма­ленькая фигурка торговца. Фоном служит вполне конкретный, не изме­нившийся и сегодня уголок Делфта.

Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632— 1675), уроженец города. Его отец за­нимался шелкоткачеством, торговал произведениями искусства, а позднее стал владельцем гостиницы. Торгов­лю картинами и гостиницу он пере­дал по наследству сыну. В 1653 г. Вермер вступил в городскую гильдию Святого Луки, где впоследствии неод­нократно избирался на почётные должности.

Художник написал около сорока картин. Как правило, он не датиро­вал свои произведения, и хроноло­гия его творчества может быть уста­новлена лишь приблизительно.

На полотне «Военный и смею­щаяся девушка» (около 1657 г.) свет весеннего дня, льющийся из приот­крытого окна в глубине компози­ции, как бы вторит смеху молодой кокетки. Офицер и девушка сидят за одним столом, но кажутся далёкими друг от друга — так резко противо­поставлены фигуры маленькой на­смешницы и её огромного, смущён­но молчащего кавалера.

В композиции «Девушка с пись­мом» (около 1657 г.) художник изо­бразил ту же модель, что и на пре­дыдущей картине, но теперь её не узнать: она серьёзна и строга. Почти неуловимые движения рес­ниц и губ выдают скрытое беспо­койство. Хрупкий точёный профиль девушки особенно красив в потоках вечернего света, на фоне белой сте­ны, по которой пробегают лёгкие перламутровые тени.

На картине «Служанка с кувши­ном молока» (около 1658 г.) молодая женщина с непримечательным, но свежим лицом — не единственная

82

героиня. Густое молоко, сбегающее тонкой струйкой из глиняного кув­шина, ноздреватый каравай в плетё­ной корзине, салфетка, сползающая со стола, торфяная грелка для ног на полу выписаны во всех деталях, с особой выразительностью.

На рубеже 50~60-х гг. Вермер создал несколько удивительных пей­зажей. Картина «Уличка» (около 1658 г.) изображает вид из окон его дома: обветшалую кирпичную по­стройку — приют для престарелых. Мирок этот беден, но опрятен, во всём видны следы трудолюбивых рук. Песок тротуара заботливо выме­тен и разглажен граблями; вымо­щенное плиткой низкое крылечко тщательно вымыто; фасады снизу выбелены извёсткой и увиты ди­ким виноградом. Художник смотрит на жизнь без праздной скуки: он лю­буется цветом каждого кирпича, под­мечает красочное богатство пасмур­ного неба.

Город на полотне «Вид Делфта» (около 1660 г.), изображённый по­сле дождя, освещён первыми солнечными лучами. Дома и башни го­родского центра, отделённые от зрителя сверкающей лентой реки, чётко вырисовываются на фоне влажного светлеющего неба.

Вермер писал тонкой кистью, густыми, но мягкими красками. Он тщательно клал мелкие, плотные мазки, а завершал работу лёгкими, почти незаметными касаниями кис­ти, которые придавали неповтори­мую живость резким линиям и чёт­ким формам его произведений. Цвета у Вермера сильные, насыщен­ные; на первый взгляд кажется, что он не смешивал краски. Но в каждом жёлтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни различ­ных оттенков. Художник понимал: чтобы небо на картине стало таким же синим, как за окном, одного си­него тона мало.

Порой композиции Вермера до­вольно сложны. Так, на полотне «Лю­бовное письмо» (около 1667 г.) на первом плане в полутьме стоят до­машние туфли и половая щётка, а действие разворачивается на втором

Ян Вермер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.005 с.)