Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Павел федотов. Следствие кончины фидельки. 1844—1846 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Поиск

лись карикатуры и меткие, остроум­ные зарисовки армейской жизни.

В 1844 г. Федотов вышел в от­ставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец профессио­нальным художником. Днём он на­блюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал.

Сначала Федотов работал в гра­фических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом.

Сюжет первой картины, написан­ной маслом, — «Свежий кавалер» (1846 г.) — был сначала разработан в сепии «Утро чиновника, получив­шего первый крестик». Небольшая комната, в которой происходит действие, кажется ещё теснее из-за того, что она захламлена сломанной мебелью, пустыми бутылками, ос­колками посуды. Здесь многие вещи рассказывают о привычках хозяина. На столе и следы вчерашнего ужина (колбаса на бумаге, графин водки, свечной огарок со щипцами для сня­тия нагара), и туалетные принадлеж­ности, попавшие сюда уже утром, ко­гда герой стал собираться на службу.

Под одним столом спит собака, из-под другого виднеется... голова гостя. Сам кавалер стоит посреди всего этого хаоса в неожиданно величест­венной позе, а кухарка с насмешкой указывает раздувшемуся от спеси

Павел Федотов.

Свежий кавалер. 1846 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Сепия (греч. «каракати­ца») — прозрачная коричне­вая краска, которая пригото­влялась из чернильного мешка морского моллюска (каракатицы); рисунки, вы­полненные такой краской.

291

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ И ЕГО ШКОЛА

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) родился в Москве в семье купца. В двадцать два года он отправил­ся в Петербург и поступил на государ­ственную службу. В свободное время Венецианов посещал Эрмитаж, изучал и копировал картины старых мастеров. Здесь же он познакомился с известным портретистом Владимиром Боровиков­ским и поступил к нему в ученики.

В 1811 г. на соискание звания ака­демика художник представил в Акаде­мию художеств автопортрет. С этой целью традиционно выставлялись ре­лигиозные или исторические картины либо портреты известных людей, а автопортрет — впервые. Из мягко освещённого пространства прямо к зрителю обращено некрасивое, но одухотворённое лицо мастера. Его глаза за стёклами очков внимательны и сосредоточенны. Кажется, что мо­дель не он, а зритель, смотрящий на портрет. Работа была прекрасно напи­сана и вызвала всеобщее одобрение. Венецианов стал академиком.

Вскоре он женился, приобрёл име­ние Сафонково в Тверской губернии, оставил службу и уехал в деревню. В своей усадьбе Венецианов продолжил занятия живописью и начал педагоги­ческую деятельность. Художника влек­ли живая русская природа, простые лю­ди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй.

Картина «Гумно», написанная в 1823 г. с натуры, — и интерьер, и жан­ровая сцена одновременно. Потоки солнечного света проникают в помеще­ние сразу с трёх сторон: через проём на переднем плане холста (чтобы изо­бразить интерьер максимально досто­верно, Венецианов приказал выпилить стену гумна), а также через ворота слева и на заднем плане. Группы и отдельно стоящие фигуры крестьян по­степенно уводят взгляд зрителя вглубь картины. Это полотно, выставленное в академии, вызвало волну споров, но в конце концов получило признание. Его купил император Александр I.

В дальнейшем Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни че­ловеческой». Мальчик-пастушок спит на

берегу речки. У него за спиной типич­ный русский пейзаж, один из первых в истории русской живописи («Спящий пастушок», 1823—1824 гг.). Статная женщина в сарафане идёт по полю, дер­жа под уздцы лошадей. Её взгляд прико­ван к ребёнку, сидящему на краю поля («На пашне. Весна», первая половина 20-х гг.). Хлеб созрел, и его убирают женщины-жницы. Крестьянка, сидящая вполоборота к зрителю на высоком по­мосте, кормит младенца («На жатве. Лето», середина 20-х гг.). Художник писал без эскизов и предварительного рисунка, сразу на холсте с натуры или по воспоминаниям. Непосредствен­ность и простота резко отличали его картины от академических работ.

Венецианов трагически погиб в 1847 г.: он ехал в санях и не спра­вился с лошадьми. Но его достижения и открытия продолжали жить в рус­ском искусстве благодаря работам учеников, многие из которых были крестьянами окрестных деревень.

Из школы Венецианова вышло не­мало интересных живописцев. Среди них Сергей Константинович Зарянко (1818—1870), Капитон Алексеевич Зе­ленцов (1790—1845), Александр Алек­сеевич Алексеев (1811—1878), Григо­рий Васильевич Сорока (1823—1864) и др. В 1833 г. Зеленцов получил зва­ние академика за работу «Мастерская художника Петра Васильевича Басина», изображающую обучение худож­ников в одном из залов академии. Зарянко был удостоен этого звания в 1843 г. за картину «Внутренний вид Никольского собора», в которой вир­туозно построена перспектива интерь­ера и передано эффектное освещение. Алексеев создал вид мастерской Ве­нецианова, написанный в близкой учи­телю манере — в оливковых тонах и мягком освещении («В мастерской А. Г. Венецианова в Петербурге», 1827 г.). Сорока, крепостной соседей Венецианова Милюковых, в пейзажах, интерьерах и портретах создал собст­венный мир: идеально прекрасный и неподвижный, застывший в своей кра­соте («Кабинет дома в Островках, имении Н. К. Милюкова», 1844 г.).

Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 20-х гг. XIX в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

292

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.008 с.)