Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметы сервиза из дворца фонтенбло. 40-е гг. XIX В.

Поиск

Кофейник. Начало XIX в.

263

Каминные часы. Начало XIX в.

Абрахам Луи Бреге (1747—1823). Особенно славились его карман­ные часы. В России их так и назы­вали — брегет. Чтобы узнать время, не нужно было откидывать крышку, прикрывавшую циферблат. Стоило нажать пружинку — и механизм отзванивал наступивший час.

 

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

В период ампира ювелиры подража­ли античности в выборе формы укра­шений и драгоценных камней. Выше всего ценились жемчуг и кораллы. Из сардоникса и агата вырезали ка­меи, которыми отделывали броши, браслеты, серьги, запонки, диадемы (головные украшения). Однако в это время появилось немало оригиналь­ных нововведений. Одно из них -бриллиантовое колье в ажурной незаметной оправе, выгодно под­чёркивающей красоту и прозрач­ность драгоценных камней.

Расцвело и искусство золотых дел мастеров. Точная чеканка, идеаль­ная полировка, чёткость гравирован­ных изображений отличают столо­вые приборы Жана Батиста Клода Одио (1843—1850) и Анри Огюста (1759—1816), дорожные и туалет­ные принадлежности работы Марте­на Гийома Бьенне (1764—1843).

Во времена Реставрации и бидермейера дорогих изделий стало мень­ше — символический смысл ставил­ся выше материальной стоимости вещей. Незатейливый медальон с инициалами друга носили с боль­шей охотой, чем бриллиант в рос­кошной оправе. Только в 30—40-х гг. XIX в. возвратилось пристрастие к ценным и сложным украшениям. Большинство ювелиров той поры подражали образцам прошедших исторических эпох, нередко с боль­шим вкусом.

В середине XIX в. появилась тех­ника дешёвой механической обра­ботки драгоценных металлов. Изде­лия массового производства начали вытеснять произведения искусных ювелиров. Складывавшиеся тысяче­летиями традиции вновь оказались забытыми.

Диадема. Первая половина XIX в. Западная Европа.

Подвеска «Бюст Антинои». 30-е гг. XIX в. Австрия.

264

 

ИСКУССТВО РОССИИ

XIX столетие в России началось с дворцового переворота. В 1801 г. в Ми­хайловском замке в Петербурге был убит император Павел I. Вера в просве­щённого монарха, надежды на социальные преобразования связывались с сыном Павла — молодым императором Александром I (1801 — 1825 гг.), од­нако они не оправдались.

Отечественная война 1812 г. на время сплотила всех жителей страны: кре­постные крестьяне и ремесленники плечом к плечу с аристократами и генера­лами защищали государство от армии Наполеона. После смерти Александра I в декабре 1825 г. те русские дворяне, которых возмущали существующие об­щественные отношения, попытались совершить государственный переворот, названный восстанием декабристов. Декабристы выступали против самодер­жавия (неограниченной власти монарха), требовали установить в России рес­публику или конституционную монархию, отменить крепостное право. Всту­пивший на престол Николай I жестоко подавил декабристское движение.

В царствование Николая I (1825—1855 гг.) коренным образом измени­лись социальная политика и идеология власти. С одобрения императора ми­нистр народного просвещения граф Сергей Семёнович Уваров утверждал, что «необходимо найти начала, составляющие отличительный характер Рос­сии и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные остатки её народности...». Русскому обществу была предложена идеология, кратко определяемая тремя понятиями — «православие, самодержавие, на­родность». Самодержавие трактовалось как наиболее приемлемая, истори­чески оправданная форма государственного правления в России, правосла­вие — как самая чистая, древняя, истинно христианская вера, а народ — как опора государства.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

В начале XIX в. господствующим стилем стал ампир — поздняя стадия неоклассицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Здание подчинялось городскому ансамблю — ули­це, площади или набережной, и следовательно, укрупнялись архитектурные формы. Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использо­вали в оформлении построек скульптуру.

В эпоху Николая I классицизм, основанный на античных традициях, перестал удовлетворять эстетическим запросам и государственной идеоло­гии. В поисках национальной самобытности развивались отечественная археология, история, изучались памятники средневековой архитектуры и изобразительного искусства. Некоторые архитекторы пытались осваивать мотивы древнерусского зодчества.

АНДРЕЯН ЗАХАРОВ

(1761 — 1811)

Андреян Дмитриевич Захаров ро­дился в Санкт-Петербурге в семье мелкого чиновника. В 1782 г. он закончил Академию художеств с большой золотой медалью и был направлен в заграничную поездку. По возвращении в Петербург Захаров начал преподавать архитектуру в Академии художеств, а в 1794 г. по­лучил звание академика. Вершиной в творчестве Захарова стало здание Адмиралтейства в Петербурге, пере­строенное им в 1806—1823 гг.

*Б России, которая только в XVIII в. стала приобщаться к европейским традициям, неоклассицизм чаще называ­ют классицизмом.

265

Андреян Захаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.01 с.)