Организационные параметры занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные параметры занятия



Методическая разработка

Мастер-класса

Виртуальное путешествие

По Солнечной системе

(для детей 5-6 лет)

 

Составитель:

Старостина Инесса Алексеевна

 педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ Созвездие» г. Калуги

Калуга, 2019


Пояснительная записка

Занятие «Виртуальное путешествие по Солнечной системе» является ознакомительным. Основное содержание занятия выстраивается в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Знакомство с окружающим миром» (для детей 5-6 лет, 1 год обучения). Материал рассчитан на изучение новой темы «Элементарные представления о космосе». В календарно-тематическом плане программы данное занятие по датам приурочивается ко Дню космонавтики (проводится накануне 12 апреля).

Актуальность данного занятия обусловлена особым значением изучения космоса детьми. Понимая, что планета Земля уникальна, но она не единственная в космосе, дети выстраивают в систему первоначальные знания об устройстве мира, осознают значимость существования жизни на Земле, учатся видеть далекие горизонты. Ведь, как недаром заметил известный российский режиссер Тимур Бекмамбетов, «12 апреля, День авиации и космонавтики – это праздник, наполненный истинным смыслом. Этот день, когда все мы поднимаем голову и смотрим в небо, вспоминая великих первопроходцев космоса, которые не боялись мечтать, несмотря ни на что поднимали голову и шли вперед...».

Новизна данного мастер-класса заключается в интерактивной форме: ребята не только видят на экране эмоционально привлекательные картинки планет и объектов Солнечной системы, но и сами расставляют по местам «весёлые планеты».

Данная разработка может быть интересна воспитателям детских садов, родителям, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Цель:

Изучить строение Солнечной системы и планеты, входящие в нее.

Задачи:

1. обучающие:

− ознакомить учащихся с элементарными знаниями о космических объектах, входящих в Солнечную систему, их особенностях и зависимости от Солнца;

− активизировать и обогатить словарь по теме;

− формировать познавательный интерес дошкольников;

− формировать начальные способы анализа: умение сравнивать, находить общее и отличия, обобщать изученный материал.

Воспитательные:

− воспитать гордость за свою страну – пионера в изучении космоса;

− воспитать стремление ксотрудничеству в процессе выполнения совместной продуктивной деятельности;

3. развивающие:

− способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;

− развивать творческое мышление, память, внимание.

Теоретический материал: понятия «Солнечная система», «космические объекты», «звезда», «планета»; «карликовая планета», «астероиды», «кометы», «атмосфера».

Теоретический материал преподносится в виде виртуальной экскурсии по Солнечной системе.

Практика: совместная продуктивная деятельность – оформление плаката «Солнечная система».

Прогнозируемый результат:

Будут освоены первоначальные знания об устройстве Солнечной системы и космических объектах, входящих в нее; повысится интерес к дальнейшему изучению космоса и истории его освоения.

Учащиеся будут знать:

− названия космических объектов: звезды, Солнце, Солнечная система, планеты (их названия);

− особенности планет и их зависимость от расположения от Солнца;

− особенности главной звезды – Солнца.

− уникальность планеты Земля;

− технику безопасности при работе с бумагой и клеем.

Учащиеся будут уметь:

− демонстрировать элементарные знания о космических объектах и планетах Солнечной системы;

− располагать макеты планет Солнечной системы в зависимости от их последовательности и удаленности от Солнца;

− сравнивать предметы, находить общее и отличия;

− взаимодействовать с соседом по парте в процессе совместной продуктивной деятельности.

 

На период пОДГОТОВКИ К занятиЮ

Перед занятием можно провести родительское собрание, объяснить цель занятия, рассказать, как заинтересовать ребенка космической темой, зачем это нужно, объяснить взаимосвязь тем по элементарным космическим сведениям с изучением окружающего мира: смены времен года, погоды, профессий и мн. др.

Можно попросить родителей рассказать детям простейшую информацию о космосе, порекомендовать им детскую популярную литературу на данную тему, мультипликационные и научно-популярные фильмы.

Необходимо подготовить тематические картинки, слайдовую презентацию и аудиозапись. Ребята должны зайти в подготовленный класс, что поможет заинтересовать их и настроить на работу.

Методические рекомендации

ЭТАПЫ  ЗАНЯТИЯ

Основная часть (7 минут)

Теоретическая часть:

П.: Из обсерватории мы с вами будем следить за звездами и планетами, и видеть, как перелетает ракета от одного космического объекта к другому.

Самые большие космические тела – это звезды. Мы с вами каждый день видим одну такую звезду, очень яркую. Как она называется? (ответы детей)

Ребята, это солнце! Мы к нему привыкли, оно нас обогревает и дает свет. Но это одна из звезд (слайд 1).

П.: Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет. Одна из них, третья по счёту, и есть наша Земля.

У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год. На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся ближе к Солнцу, год длится меньше, а на тех, которые дальше, полный оборот может составлять несколько земных лет. Также планеты вращаются вокруг своей оси. Один такой полный оборот называется сутки. На Земле сутки (оборот вокруг своей оси) равен примерно 24 часам (более точно 23 ч. 56 мин. 4 секунды).

П.: А что вы еще, ребята, знаете про Солнце? (ответы детей) (Слайд 2).

Солнце

 

П.: Это, ребята, яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. Солнце, словно, раскаленный огненный шар раздает тепло своим ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера), очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса, очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете Земля температура оказалась не низкой и не высокой, очень удобной для появления и развития на ней жизни.

П.: Находится рядом с Солнцем долго опасно, можно сгореть, поэтому корабль, за которым мы наблюдаем, летит дальше, к планете Меркурий (Слайд 3).

Меркурий

 

П.: Эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.

П.: Как называется планета, с которой мы познакомились? Правильно, Меркурий. А мы тем временем уже видим, как наша ракета подлетела к следующей планете (Слайд 4).

Венера

 

П.: Это планета Венера − вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле, есть атмосфера - это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей, земной, она состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

П.: А к какой планете мы с вами подлетает, попробуйте угадать! (Слайд 5) (ответы детей).

Земля

 

П.: Эта голубая планета, третья по счету от Солнца – наш общий дом, наша родная Земля. Здесь мы живём: животные, люди, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество газа − кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка − Луна, которая является спутником Земли.

Физкультминутка (3 минуты).

П.: А теперь мы поиграем и узнаем, что вы запомнили. Мы с вами изучили, что планеты вращаются вокруг Солнца. Между прочим, подружка Земли маленькая планета Луна вращается вокруг нашей планеты. Если я скажу: «Солнце или Луна, вы будете вращать правой рукой, ладошкой, вокруг головы» (педагог показывает движение рукой).

Если я буду называть имя планеты (Меркурий, Венера или Земля), вы будете поворачиваться, вращаться вокруг себя, вокруг своей оси.

Итак, вам необходимо встать рядом с партами, но так, чтобы вы могли свободно вращаться. Готовы? Начинаем!

П.: Земля! (все вращаются вокруг своей оси).

П.: Солнце! (крутят ладошкой над головой по круговой траектории).

П.: Меркурий!

П.: Луна!

П.: Венера!

П.: Молодцы! Какие вы внимательные. Голова ни у кого не закружилась? Нет. Замечательно, вы прошли первый этап подготовки космонавтов.

Занятие. Часть 2.

Марс

 

П.: Красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать. А перед нами следующая планета − Юпитер, пятая от Солнца. (Слайд 7)

Юпитер

 

П.: Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Физкультминутка (3 минуты)

П.: Давайте с вами поиграем, как будто мы оказались с вами на Юпитере. Для этого вам надо встать рядом с партой так, чтобы можно было свободно поворачиваться, не задевая друг друга, парты и стулья. (Дети встают) Все астрономы и космонавты должны быть очень внимательными, чтобы разглядеть даже самый маленький космический объект или опасность. Итак, если я говорю: «Полет нормальный», − то все поднимают руки вверх и покачиваются из стороны в сторону, а если произношу: «Космическая буря!», − то все крутятся вокруг себя, только очень осторожно, без сильных «завихрений».

П.: Начинаем, полет нормальный! (дети играют, в конце самых внимательных ребят педагог награждает медалькой в виде звезды)

П.: Молодцы, мы пролетели вокруг планеты Юпитер, а сейчас все садитесь, возвращайтесь в нашу обсерваторию и настраивайте свои телескопы, перед нами планета Сатурн. (Слайд 8)

Сатурн

Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.

П.: Обратите внимание, перед нами следующая планета – Уран. (Слайд 9)

Уран

 

П.: Таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.

П.: Постепенно мы перемещаемся к краю Солнечной системы, обратите внимание на планету Нептун. (Слайд 10) Нептун

 

П.:Ледяная, очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца. Поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра, и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

П: Вот мы и добрались до края Солнечной системы, перед нами самая маленькая планета. (Слайд 11) Плутон

 

П: Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и к взрослым планетам её не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти.

Рефлексия (2 минуты)

П: Понравилось вам занятие? Какие чувства вы сейчас испытываете? (Гордости, радости, что все получилось). На столе лежат плакаты, которые вы сделали своими руками. Теперь вы сможете рассказать о планетах Солнечной системы своим родным и друзьям.

Спасибо за вашу работу, поздравляю с наступающим Днем космонавтики!

 

Методические рекомендации

На заключительный период

Не забудьте спросить, понравилось ли занятие, хотелось бы им узнать больше о космосе. Предложите подумать, какие именно рисунки можно нарисовать на эту тему. Чем можно дополнить плакат о Солнечной системе? (астероидами, кометами и др.)

Педагогу необходимо проанализировать ход занятия: какие проблемы возникали, какие ошибки допускали дети и почему, что сделать, чтобы избежать подобных недочетов на последующих занятиях.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дейнс, Кэти Вопросы и ответы о космосе / Кэти Дейнс. – М.: Робинс, 2017.

2. Кочур, Елена Увлекательная астрономия / Елена Кочур // Детские энциклопедии с Чевостиком. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

3. Нищев, В.М. Веселая астрономия для дошкольников / В. М. Нищев, Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2016.

4. Роговая, Г.Л. Планеты: навигатор для юных и смелых / Г.Л. Чиченкова. – М.: Феникс-Премьер, 2013.

5. Солнечная система // Общеобразовательный журнал сезоны-года.рф [электронный ресурс] – режим доступа: http://сезоны-года.рф/sites/default/files/images/detym/Solnechnay_sistema.jpg

 

Методическая разработка

Мастер-класса

Виртуальное путешествие

По Солнечной системе

(для детей 5-6 лет)

 

Составитель:

Старостина Инесса Алексеевна

 педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ Созвездие» г. Калуги

Калуга, 2019


Пояснительная записка

Занятие «Виртуальное путешествие по Солнечной системе» является ознакомительным. Основное содержание занятия выстраивается в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Знакомство с окружающим миром» (для детей 5-6 лет, 1 год обучения). Материал рассчитан на изучение новой темы «Элементарные представления о космосе». В календарно-тематическом плане программы данное занятие по датам приурочивается ко Дню космонавтики (проводится накануне 12 апреля).

Актуальность данного занятия обусловлена особым значением изучения космоса детьми. Понимая, что планета Земля уникальна, но она не единственная в космосе, дети выстраивают в систему первоначальные знания об устройстве мира, осознают значимость существования жизни на Земле, учатся видеть далекие горизонты. Ведь, как недаром заметил известный российский режиссер Тимур Бекмамбетов, «12 апреля, День авиации и космонавтики – это праздник, наполненный истинным смыслом. Этот день, когда все мы поднимаем голову и смотрим в небо, вспоминая великих первопроходцев космоса, которые не боялись мечтать, несмотря ни на что поднимали голову и шли вперед...».

Новизна данного мастер-класса заключается в интерактивной форме: ребята не только видят на экране эмоционально привлекательные картинки планет и объектов Солнечной системы, но и сами расставляют по местам «весёлые планеты».

Данная разработка может быть интересна воспитателям детских садов, родителям, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Цель:

Изучить строение Солнечной системы и планеты, входящие в нее.

Задачи:

1. обучающие:

− ознакомить учащихся с элементарными знаниями о космических объектах, входящих в Солнечную систему, их особенностях и зависимости от Солнца;

− активизировать и обогатить словарь по теме;

− формировать познавательный интерес дошкольников;

− формировать начальные способы анализа: умение сравнивать, находить общее и отличия, обобщать изученный материал.

Воспитательные:

− воспитать гордость за свою страну – пионера в изучении космоса;

− воспитать стремление ксотрудничеству в процессе выполнения совместной продуктивной деятельности;

3. развивающие:

− способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;

− развивать творческое мышление, память, внимание.

Теоретический материал: понятия «Солнечная система», «космические объекты», «звезда», «планета»; «карликовая планета», «астероиды», «кометы», «атмосфера».

Теоретический материал преподносится в виде виртуальной экскурсии по Солнечной системе.

Практика: совместная продуктивная деятельность – оформление плаката «Солнечная система».

Прогнозируемый результат:

Будут освоены первоначальные знания об устройстве Солнечной системы и космических объектах, входящих в нее; повысится интерес к дальнейшему изучению космоса и истории его освоения.

Учащиеся будут знать:

− названия космических объектов: звезды, Солнце, Солнечная система, планеты (их названия);

− особенности планет и их зависимость от расположения от Солнца;

− особенности главной звезды – Солнца.

− уникальность планеты Земля;

− технику безопасности при работе с бумагой и клеем.

Учащиеся будут уметь:

− демонстрировать элементарные знания о космических объектах и планетах Солнечной системы;

− располагать макеты планет Солнечной системы в зависимости от их последовательности и удаленности от Солнца;

− сравнивать предметы, находить общее и отличия;

− взаимодействовать с соседом по парте в процессе совместной продуктивной деятельности.

 

Организационные параметры занятия

Занятие представляет собой одну встречу, которая проходит в начале апреля, рекомендуется два  последовательных (спаренных) занятия по 25-30 минут. Количество учащихся: не более 15 человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.071 с.)