Орфоэпические нормы современного русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орфоэпические нормы современного русского языка



Контрольная работа

Задания по орфоэпическим нормам

Орфоэпические нормы современного русского языка

Орфоэпия – это совокупность норм устной литературной речи. Она включает правила произношения и ударения. Владение нормами орфоэпии является обязательным условием эффективности речи, достижения говорящим своих коммуникативных целей, так как ошибки в произношении и ударении могут не только помешать правильному пониманию сказанного, отвлечь внимание от сути сообщения, но и существенно снизить авторитет говорящего.

Справка

Нормы орфоэпии находят свое отражение в орфоэпических словарях, см., например: Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова (разные годы издания). В этом словаре отражены не только правила произношения и ударения, но и трудные случаи словоизменения, отмечены типичные ошибки в произношении. При выполнении заданий необходимо пользоваться этим словарем или данными справочно-образовательного портала грамота.ру

Задание 1. Используя орфоэпический словарь, распределите слова по трем группам: 1) произношение Э после мягких согласных; 2) произношение О после мягких согласных; 3) вариативное произношение Э и О после мягких согласных.

Затекший, острие, одноименный, маневр, поблекла, помпезность, околесица, совершенный (вид), поблескивать, афера, бытие, забредший, опека, оседлый, блекнуть, маневренный, околесица, скабрезный.

Задание 2. Используя орфоэпический словарь, распределите слова иноязычного происхождения по двум группам: 1) с мягким согласным перед Э; 2) с твердым согласным перед Э. Отметьте случаи вариативного произношения.

Версия, каравелла, бутерброд, кашне, полонез, темп, туннель, инцидент, реприза, бактерия, сессия, терроризм, деканат, брюнет, френч, юриспруденция, вернисаж, капелла, бифштекс, интерьер, пенсне, тезис, тостер, декорация, ремарка, аннексия, Флобер, террор.

Задание 3. Используя орфоэпический словарь, расставьте ударения. Особо отметьте слова, имеющие вариативное ударение.

Избалованный, донельзя, запломбированный, опошлить, гнался, квартал, намерение, искра, свекольный, густы, милы, нетронутый, из аэропорта, торты, баловать, запломбировать, втридорога, облегчить, взвился, красивее, приданое, созыв, каталог, торгом, грузны, крупна, загнутый.

Задание 4. Определите, используя орфоэпический словарь, в каких словах на месте орфографического чн произносится  [чн], а в каких – [шн]. В каких словах допускаются оба варианта произношения? Распределите по трем группам.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съемочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

Задание 5. Вставьте пропущенные гласные.

Пл_тишь, упл_чено, запл_чено, недопл_тит, перепл_ченный, припл_ченный, од_лживать, отср_чивать, присв_ивать, приур_чивать, обусл_вливать.

Задание 6. Исправьте орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов. Объясните значение выделенных слов.

Скурпулёзный, архирей, юрист-консульт, экскалация, комфорка, мукулатура, тубаретка.

Задания по лексическим нормам

Лексические нормы – это нормы словоупотребления. Наиболее типичные ошибки обычно связаны со смысловой избыточностью (тавтологией и плеоназмом), неправильным употреблением паронимов, заимствованных слов, фразеологизмов, нарушением лексической сочетаемости.

Справка

Уточнить значение слов можно в любом толковом словаре, например: Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. – М. (разные годы издания). Сведения о значениях фразеологизмов и правилах их употребления можно найти в различных фразеологических словарях, например: Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М. (разные годы издания). Уточнить значение и правила употребления иноязычных слов можно в различных словарях иностранных слов, например: Современный словарь иностранных слов. – М. (разные годы издания). Также можно воспользоваться специальным Интернет-сайтом Gramota. ru.

Задание 1. Найдите речевую ошибку, подчеркните ее. Определите тип ошибки. Запишите исправленный вариант предложения.

1) Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упадочнических настроений.

2) Ученый стоял у источников самолетостроения.

3) Куприн - потрясающий писатель своего времени.

4) В городе выявлен притон наркомании.

5) В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.

6) Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков.

7) Докладчики и выступающие отметили серьезные дефекты и недостатки в деле комплексной автоматизации завода.

8) Главная бухгалтер Иванова пришла на работу.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с тавтологией и плеоназмами. Например: больного немедленно госпитализировали в больницу (тавтология) –больного немедленно госпитализировали.

1. Лидировал впереди по-прежнему Старостин. 2. На первой странице нарисован рисунок, изображающий наш город. 3.Было принято решение собрать профсоюзное собрание. 4. Развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 5. Это криминальное преступление возмутило весь город. 6. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 7. Участники творческой экспедиции рассказывали о перспективах на будущее. 8. Приблизительно километрах в десяти от города планируется построить еще один стадион.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов. Ответ аргументируйте, используя для этого толковый словарь.

1. Председатель продемонстрировал деловитое руководство собранием. 2. Канал оказался судоходным и очень длительным. 3. По небу ползла темная и дождливая туча. 4. Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками соперничающих команд. 5. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 6. Он совершал разные жуликоватые операции с фотоматериалами. 7. В его словах слышится явственная насмешка. 8. Расчеты между соседскими областями будут впредь вестись напрямую. 9. В этой модели имеется ряд скрытных дефектов. 10. Все верили в неминуемую победу.

Задание 4. Объясните разницу в значении словосочетаний, используя словарь.

1. Осудить поступок – обсудить поступок.

2. Скрытый враг – скрытный враг.

3. Мелкие замечания – мелочные замечания.

4. Хозяйские заботы – хозяйственные заботы.

5. Опасный человек – опасливый человек.

6. Дипломатичные переговоры – дипломатические переговоры.

7. Оделить подарками – обделить подарками.

8. Будний вечер – будничный вечер.

9. Зрительное восприятие – зрительское восприятие.

10. Добровольный труд – добровольческий труд.

Задание 5.  Дайте определения фразеологизмам, составьте с ними словосочетания или предложения.

Со дня на день – изо дня в день; год от года – из года в год; все до единого – все как один; не тут-то было – ничуть не бывало; в целости и сохранности – целый и невредимый;

Задание 6. Разобрать один фразеологизм на ваш выбор: а) значение, б) происхождение, в) примеры употребления. (используйте любой фразеологический словарь и словарь для объяснения происхождения фразеологизма - Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под редакцией В.М. Мокиенко, например). Можно набрать в поисковике Справочник по фразеологии – Грамота. Ру (ссылка http://gramota.ru/spravka/phrases/). Чтобы фразеологизмы были у всех разные в группе, можно распределить начальные буквы фразеологизма. Задание нужно отправить как обычно не позже следующего воскресенья на почту одним файлом от каждой группы.

Пример анализа фразеологизма

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

а) Так говорят о несбывшихся надеждах, внезапно расстроенных планах;

б)выражение это возникло на Руси в XVI веке. Согласно судебнику великого князя Ивана III крестьянам разрешено было уходить от своего помещика за неделю до или спустя неделю после ноябрьского Юрьева дня, когда закончились сельскохозяйственные работы. Но при Иване IV Грозном крестьянские переходы были запрещены вовсе. Крестьяне стали крепостными - их прикрепили к хозяйской земле. А Юрьев день стал символом разочарования и перемен к худшему;

в) Только выходя на улицу, Лосев понял, как он влип…Попался в ловушку с этой проклятой Сизовой…Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (Д. Гранин, После свадьбы)

 

Задания по морфологическим нормам

Морфологические нормы регулируютсоздание и употребление грамматических форм слова: рода, числа, падежа, вида, времени. Например, трудности возникают при определении рода несклоняемых существительных (такси, метро, пани, пони), так как у них нет окончания. Поэтому мы должны помнить о специальных правилах, чтобы без ошибок сочетать эти существительные с другими словами в речи: одушевленные существительные относятся к мужскому роду, если обозначают лицо мужского пола (буржуа) и животное (пони), к женскому роду, если обозначают лицо женского пола (мадам); неодушевленные существительные относятся к среднему роду (метро, кафе, колье); род несклоняемых аббревиатур (не путать со склоняемыми – вуз) определяется по главному слову (СНГ- ср. род, так как содружество независимых государств); род несклоняемых географических названий определяется по соотносительному слову (Токио – город, поэтому мужского рода). Но нужно помнить и об исключениях из этих правил: пенальти – м.р.; кольраби, салями, цеце – ж.р. Есть случаи вариативности рода. Нужно уточнять род таких существительных в словаре.

Справка

Во избежание нарушения морфологических норм рекомендуется пользоваться следующими справочными пособиями:

Трудности русского языка / Под ред. Л.И. Рахмановой. – М. (разные годы издания).

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М. (разные годы издания)

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М. (разные годы издания)

 Интернет-сайт Gramota. ru.

Задание 1. Расшифруйте аббревиатуры, определите их род, аргументируйте.

ООН, США, РУВД, ГЭС, ЖЭК, ЖСК, СПбГУ, СНГ, БДТ, ФИФА, МГУ, ВГТРК, МГУ, ЦКБ, ГИБДД, МРОТ, ВВП, ЛДПР, МВФ.

Задание 2. Определите род существительных - женский, мужской, общий (распределите по трем столбикам). Пользуйтесь словарем. Дайте определение существительным общего рода.

Атташе, балда, бездарь, брюзга, визави, воротила, врач, голова, громила, денди, жадина, жертва, забияка, зазнайка, заправила, змея, импресарио, инкогнито, какаду, колибри, конферансье, крупье, маэстро, недотрога, повеса, портье, протеже, простофиля, свинья, сластена.

Задание 3. Используя приведенные ниже слова, составьте словосочетания «существительное+прилагательное». Прилагательное подберите самостоятельно. Образец: дорогое боа, огромный шимпанзе. Род существительных поверьте по словарю, несклоняемые существительные подчеркните. Если есть литературные варианты родовой принадлежности слова, приведите примеры на все варианты: широкая авеню, широкое авеню, широкий авеню ( редко )

Авеню, аэрозоль, бандероль, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, инженю, какаду, кольраби, контральто, кофе, леди, лосось, меню, мозоль, мокко, моль, пемоксоль, пенальти, пони, портмоне, салями, травести, тюль, фламинго, фойе, фрау, цеце, шампунь.

Задание 4. Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа приведенных ниже имен существительных. Есть ли здесь слова с колебаниями в формах рода? Пользуйтесь словарем.

А) Битки, зразы, вафли, галеты, гренки, клецки, куры, лангеты, меренги, оладьи, пельмени, тефтели, шпроты.

Б) Ботинки, босоножки, гамаши, гетры, кеды, котурны, кроссовки, сандалеты, сандалии, тапки, тапочки, туфли, чешки, шлепанцы.

Задание 5. Составьте словосочетания «существительное+прилагательное» или «существительное + существительное» с каждым из приведенных ниже слов. Пользуйтесь словарем. Например, белые зубы – зубья пилы.

Зубы – зубья, корпусы – корпуса, крендели – кренделя, лагери – лагеря, образы – образа, ордены – ордена, ордеры – ордера, проводы – провода, соболи – соболя, счеты – счета, тоны – тона, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба.

Задание 6. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих имен существительных, поставьте ударение.

Бухгалтер, веер, возраст, ворох, выговор, герб, госпиталь, диспетчер, договор, крем, маклер, месяц, округ, отпуск, очередь, паспорт, порт, почерк, прибыль, сторож, трюфель, шофер, штемпель, штабель.

Задания по синтаксическим нормам

К синтаксическим нормам относятся правила сочетаемости слов в предложении, правила употребления причастных и деепричастных оборотов, нормы согласования и управления, порядок слов в предложении.

Управление — подчинительная связь, в которой главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже. При этом допускаются ошибки типа пример доказывает (подтверждает) о том, что… вместо правильного пример доказывает (подтверждает) то, что…; автор поднимает проблему о воспитании вместо автор поднимает проблему воспитания.

Следует обратить внимание на различие управления слов, близких по значению:

беспокоиться о сыне — тревожиться за сына;

возмутиться его словам — обидеться на его слова;

удивляться красоте — восхищаться красотой;

осудить на два года — приговорить к двум годам;

отзыв о фильме — рецензия на фильм;

обращать внимание на проблему — уделять внимание проблеме — усилить внимание к проблеме;

превосходство над соперником — преимущество перед соперником;

типично (характерно) для него — свойственно (присуще) ему;

предостеречь от опасности — предупредить об опасности;

привычный для всех — знакомый всем.

Часто встречающиеся ошибки при управлении:

бояться темноты (разговорное: бояться темноту);

достигать полутора метров в длину (неверно: достигать полтора метра в длину);

то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);

принять участие в соревнованиях (неверно: принять участие на соревнованиях);

избегать опасности (неверно: избегать опасность);

касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса).

Нужно учитывать, что однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:

удивляться молчанию — удивлён молчанием;

рассердиться на обман — рассержен обманом;

верить в победу — уверенность в победе;

заменить старую машину новой — сменить старую машину на новую;

плата за услуги — оплата услуг;

платить/заплатить/уплатить за проезд — оплатить проезд;

подключиться к обсуждению — включиться в обсуждение;

различать звуки и буквы — отличать звуки от букв;

сверять копию с оригиналом — проверять слово по словарю.

При этом в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление: посвятить жизнь служению народу (неверно: посвятить жизнь служению народа)служить народу.

Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным употреблением предлогов, например: прийти со школы вместо правильного прийти из школы (идти в школу — возвращаться из школы, идти на завод — прийти с завода). Использование этихпредлогов с географическими названиями закреплено традицией. Обычно предлог с употребляется с названиями островов, рек, горных областей, но есть и отступления: приехать с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока — приехать из Франции, из Крыма.

Обратите внимание: предлог ввиду требует родительного падежа (рейс задержан ввиду снегопада), а предлоги благодаря, согласно, вопреки — дательного (благодаря поддержке, согласно приказу, вопреки распоряжению). В некоторых часто употребляемых конструкциях предлог, обычно о, вообще является лишним:

доказывать/подтверждать это (неверно: доказывать/подтверждать об этом);
дать совет, как писать сочинение (неверно: дать совет о написании сочинения);

привести примеры чуткого отношения к людям (неверно: привести примеры о чутком отношении к людям);

коснуться темы защиты природы (неверно: коснуться темы о защите природы).

К достаточно распространённым речевым недочётам относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом племянника жены кучера доктора. Такие конструкции характерны для официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания. (Ср.: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни. — Чтобы не упасть, держитесь за поручни.)

Нормой русского языка является грамматическое согласование определения с главным (определяемым) словом в словосочетании подлежащего со сказуемым.

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • опытный врач Смирнова сразу поставила диагноз (определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным);
  • Татьяна Петровна, учитель литературы, провела контрольную работу (в предложении с обособленным приложением сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным именем собственным), но: город Самара понравился мне; собака Мухтар лаяла;
  • ребятня бегала по двору (при собирательных существительных — ребятня, молодёжь, родня, детвора и т. д. сказуемое в форме единственного числа);
  • все, кто побывал в этом месте, были в восторге; он рассказал о том, что случилось (кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что — в единственном числе среднего рода), но: те, что опоздали, стояли в дверях;
  • большинство поддержало старосту; большинство участников уже выступило; часть спортсменов закончила тренировку; ряд абитуриентов покинул аудиторию (когда подлежащее выражено существительным с собирательным количественным значением, сказуемое согласуется с существительным в именительном падеже).

В подобных случаях сказуемое во множественном числе употребляется в тех случаях, если:

  • между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения или придаточное предложение (Большинство людей, прочитавших книгу, высоко оценили её; Большинство людей, которые прочитали книгу, высоко оценили её);
  • На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись (сказуемое во множественном числе, т. к. подлежащее выражено сочетанием с существительным в творительном падеже с предлогом с);
  • если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое стоит в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде), если внимание обращается на совокупность предметов (На той стороне улицы стоит десять домов; В каждую машину село по четыре человека; но: прошло два года — два года пролетели незаметно), и во множественном числе, если обращается внимание на то, что каждый в отдельности является производителем действия (Семь учеников сдали экзамен на пятёрки);
  • если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (Несколько книг лежало на столе), но при названиях лиц обычно употребляется множественное число (Несколько ребят спорили о чём-то).

Сложные предложения

При построении сложного предложения не стоит загромождать его придаточными: Когда мы выходим в Интернет, мы узнаем о событиях, которые произошли в мире, пока наша жизнь шла своим чередом, потому что у каждого из нас достаточно дел и забот, чтобы не слишком-то следить всем, что случается в самых разных точках планеты, несмотря на то что это, безусловно, важно и интересно, ведь нам довелось жить в такое непростое время, хотя, пожалуй, любая эпоха в истории человечества была сложной, что подтверждается многочисленными свидетельствами.

К нарушению синтаксической нормы приводит нанизывание однотипных конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения: На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас встретила учительница, которая приветливо улыбалась и подбадривала ребят, которые чувствовали себя не очень уверенно; Даже самые маленькие участники похода не жаловались на усталость, а старшие ребята старались им помочь, а путь до лагеря был неблизкий.

Следует указать на неуместную вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов тот, то, такой и др.: Позиция автора заключается, что он призывает всех поступать по совести (Позиция автора заключается в том, что…); Необходимо то, чтобы все задумались над этой проблемой (то является лишним).

Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» — Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» — Она спросила, приду ли я.

 

Справка

Уточнить правила использования синтаксических норм можно в следующих справочниках: Трудности русского языка / Под ред. Л.И. Рахмановой. – М. (разные годы издания). Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М. (разные годы издания). Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М. (разные годы издания).

Задание 1. Найдите ошибку в построении предложения, определите ее вид, исправьте предложения

1. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

2. График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи "Деловой Москвы"

4. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

5. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

6. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.

7. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

8. Рассказы не только могут создаваться в письменной, но и в устной форме.

9. По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

10. Приезжие поражались высотой Останкинской башни.

11. В журнале была опубликована рецензия о новом сборнике стихов.

12. Те, кто не изучает иностранный язык, лишен возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

13. Моя сестра любит играть и петь в хоре.

14. По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчет о проведенной работе.

15. Согласно распоряжения ректора мы должны выехать на практику 1 июля.

Задание 2. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастных оборотов и деепричастий. Исправьте эти ошибки.

Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет смысл. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может терять смысл. Книги Марининой я могу читать, открывая их на любой странице. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив. Починив карандаш, он опять сломался. Войдя в трамвай, я села на свободное место. Путешествуя, я всегда веду дневник. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии. Выполняя задание, студенты обращаются к справочной литературе.

Задание 3. Отметьте предложения, где допущены ошибки в согласовании.

Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. За два последних месяца работа нашего участка заметно оживилась. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. Положение дел в фирме оставляют желать лучшего. Этим летом будут реализованы 54 льготных туристических путевки. Четыре рыболовские судна вышли в море. Зачем растить сына такой недотрогой. Он вместе с другом был лучшим в финальном турнире.

Задание 4. Поставьте сказуемые в предложениях в нужные формы. Проанализируйте, как в приведенных примерах количественность влияет на согласование.

Огромное число понятий в нашем мире (не оказаться) достаточно (важный), чтобы получить имя и войти в словарь. Большинство людей на Западе (думать), что у русских якобы не было ничего своего, никаких собственных традиций, никакой культуры. Сообщается, что более 12млн. га посевов (пострадать) от недостатка осадков в этом сезоне. Домов (стоять) всего шестнадцать. Большинство телевизионных передач (быть) (скучный), совершенно (непонятный) по своей направленности. Царь Салтан за пир честной (сесть) с царицей молодой. Над морем (коситься) множество чаек. Несколько человек одновременно (оглянуться).

Задание 5. Найдите и исправьте синтаксические ошибки.

1. Работая над проектом закона, были приняты некоторые поправки профильного комитета Госдумы.

2. Задача, решающаяся этим коллективом, весьма трудна.

3. Выйдя после заседания на улицу, было уже по-весеннему тепло.

4. Фрукты, отправляющиеся в детские дома, должны быть проверены на содержание нитратов.

5. Основные положения Конституции базируются на принципы демократии.

6. Это обращение мы адресовали для самой широкой аудитории.

7. Нужно больше уделять внимание на вопросы повышения квалификации кадров.

8. Благодаря серьезного подготовительного анализа работа была без замечаний принята комиссией.

9. Более пятидесяти соискателям были вручены дипломы.

10. Предприятие не смогло сотрудникам оплатить за работу в срок.

11. Самое важное, на чем я остановлюсь, это на вопросе экологии.

12. Он сделал вид, что будто бы шагнул, а сам остался на месте.

13. На совещании обсуждалось качество продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

14. Это правило понятно без комментарий.

15. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты.

16. С тех пор, когда он приехал, он ни разу к нам не заходил.

17. Большая группа приезжих остановились в центральной гостинице.

Задание 6. Отметьте предложения, где наблюдается смешение прямой и косвенной речи. Исправьте допущенные ошибки.

Проводник говорил, что давайте вернемся назад. Нам рассказали, в каких условиях мы проведем каникулы. Девочка ответила маме, что я никуда не пойду. Выпускник консерватории заявил, что его дебютное выступление в филармонии было очень удачным. Сын сказал, что я не могу хорошо учиться, так как мои домашние дела отнимают слишком много времени.

Задание 7. Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях: а) нарушен порядок слов; б) допущен пропуск необходимых слов; в) неверно преобразована прямая речь в косвенную; г) допущено нанизывание придаточных предложений; д) нарушено согласование.

Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце. Здесь каждый может заниматься тем, что ему больше нравится, ближе и доступнее. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек зарывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить душу. Народ меняется, в их сознании уже есть мыли о счастье. Школа – это где учатся дети. Детвора, которым много задают, обычно очень нервозна.     

Задание по функциональным стилям речи

Языковые особенности

1.Широкое использование научной терминологии.

2.Употребление слов в прямых значениях.

3.Преобладание абстрактной лексики.

4.Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств (за исключением научно-популярного стиля).

5.Доминирование существительных со значением признака, движения, состояния (в том числе отглагольных)

6.Незначительное число глаголов, в основном связки.

7.Преобладание форм настоящего времени (формы 1 и 2 лица почти не используются)

8.Частое употребление кратких причастий и прилагательных

9.Употребление цифрового обозначения числительных.

10.Употребление сокращений.

11.Употребление производных предлогов

12.Усложнённость синтаксиса: обособления разных видов (вводные слова, обособленные обороты, уточняющие члены) и сложные предложения. 13.Сказуемое часто выражено существительным или прилагательным 14.Предочтительнее прямой порядок слов.

 

 

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Языковые особенности

1.Клише, речевые штампы, канцелярская лексика

2.Употребление слов в прямых значениях

3.Сложные слова, аббревиатуры (точное название учреждений, организаций) 4.Отсутствие образных, эмоционально-оценочных слов

5.Преобладание существительных, в том числе отглагольных

6.Обилие конструкций сущ. + сущ. Р.п.

7.Использование отымённых предлогов и союзов

8.Употребление глаголов - несовершенного вида (в уставах, законах, договорах) -совершенного вида (в актах, протоколах, распоряжениях) 9.Усложнённость синтаксиса: однородные ряды и обособления разных видов 10.Повествовательные предложения со страдательными оборотами

 

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

· использование большого количества средств выразительности;

· употребление слов в переносном смысле;

· иносказательность, метафоричность;

· образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию

Языковые особенности

Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:

· Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.

· Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.

· Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.

· Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.

· Гипербола – стилистическое преувеличение явления.

Языковые особенности

1.Общественно-политическая лексика и терминология

2.Характерные клише и речевые стереотипы

3.Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология

4.Разговорные языковые средства

5.Образные средства языка

6.Обилие существительных с иноязычными суффиксами, приставками (анти-, -изм-, де-, -изаци-)

7.Широкое использование вопросительных и усилительных частиц 8.Употребление повелительного наклонения глаголов

9.Употребление градационных союзов и союзных сочетаний 10.Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, антитеза, повторы и распространённые предложения, инверсия, парцелляция и др.) 11.Побудительные восклицательные предложения

 

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

· эмоциональность;

· образность;

· текст без подбора слов;

· просторечные слова;

· сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

            Языковые особенности

1.Преобладает нейтральная и разговорная лексика. 2.Эмоционально- экспрессивная, оценочная лексика и фразеология. 3.Преобладают слова с конкретным значением. 4.Существительные с суффиксами оценки, оценочные прилагательные и глаголы. 5.Частое употребление личных местоимений, междометий, частиц, притяжательных при- лагательных. 6.Упрощённость синтаксиса, отсутствие причастных, деепричастных оборотов 7.Односоставные предложения разных типов. 8.Неполные предложения. 9.Обращения, вводные и вставные конструкции. 10.Свободный порядок слов. 11.Часто встречаются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения

Как определить стили текста

 Для этого необходимо:

1. Понять, откуда текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.

2.Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

3.Обратите внимание на лексику и другие языковые особенности. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.

 

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.144 с.)