Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по несовместимым свойствам.
Игра 3.1. Где чей гараж? (Логическое дерево) Материал. Логические блоки, схемы. Содержание Название игры, которую вы предложите детям, будет зависеть от сюжета. Если в игре нужно помочь блокам-листочкам найти свои ветки, играйте в «Логическое дерево». Если же водители должны поставить все машины-блоки в гаражи, то играйте в «Где чей гараж?». Вы можете ставить и другие игровые задачи, называя игру по-своему. Основная суть игры — классификация — от этого не изменится. I Пусть в игре дети — водители, блоки — машины. Перед детьми располагается схема (рис. 5А), на которой изображена дорога к гаражам. Нужно все машины (блоки) отправить в свои гаражи. Организовать игру можно по-разному: 1) дети выполняют классификацию всей группой (одна схема и один набор блоков на всех); участники игры разбирают блоки-машины и поочередно «едут» в свои гаражи; 2) дети выполняют классификацию индивидуально (у каждого ребенка есть схема и набор блоков); 3) дети делятся на пары (у каждой пары есть схема и набор блоков); игроки делят фигуры и по очереди ищут гаражи для своих машин; в случае ошибки игрок оставляет фигуру себе; выигрывает тот, кто первым выкладывает все фигуры. Далее игра повторяется с другими схемами (см. рис. 5Б — 5Г).
Аналогичные игровые упражнения проводятся с более сложными схемами (рис. 6 и 7 соответственно).
Игра 3.2. Засели домик. Материал. Логические блоки или фигуры, карточки с изображениями домиков. Содержание I Перед детьми — новый дом в городе логических фигур (рис. 8А). Жители города — блоки — должны в нем расселиться. Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры в какие комнаты должны попасть. Дети разбирают блоки и раскладывают их в домике. В конце проверяют результаты, называют общее свойство блоков в каждой клетке (все красные, все желтые, все синие). Упражнение повторяется с таблицами, представленными на (рис. 8, Б — Г.) Педагог поощряет самостоятельный выбор признака для классификации.
II На втором этапе при заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам. Педагог рассказывает: — В городе логических фигур появились новые двухэтажные дома. Вот один из них (показывает рис. 9А). Расселить жильцов в такой дом не просто. Но добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие блоки должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.
Дети уточняют, где какие блоки должны быть размещены, и заселяют дом. В конце дети называют, какие блоки оказались в каждой клеточке (все толстые большие, все тонкие большие, все толстые маленькие, все тонкие маленькие). Игры повторяют с таблицами, изображенными на рис. 9Б—Д. Взрослый стимулирует и поощряет самостоятельный поиск детьми признаков для классификации блоков по двум свойствам. С этой целью он предлагает изображения домиков без знаков-подсказок. Игру можно организовать по-другому. Например, дети разбиваются на пары. У каждой пары — домик и набор блоков. Игроки совместно определяют правила «расселения» блоков и по очереди выкладывают их в домик. Если кто-то допускает ошибку, то забирает ошибочный блок как штрафной. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных блоков. Он может определить правила нового расселения блоков в доме.
III Перед детьми сразу два домика. Они расселяют блоки, опираясь на три свойства: цвет, размер, толщину {рис. 10). Закончив расселение, дети говорят, какие блоки оказались в каждой комнате. Например, в комнате № 6 дома, расположенного слева, — все синие маленькие толстые блоки; в комнате № 6 дома, расположенного справа, — все синие маленькие тонкие блоки.
Игры повторяют с таблицей, изображенной на рис. 11.
Читаем» схемы, следуем правилам. Игра 4.1. Строители дорог.
Материал. Таблицы с правилами построения дорог, логические блоки. Содержание I Перед детьми — схема (рис. 12А), на полу — блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе Фигур. Правила построения дорожек изображены на схеме. Стрелки показывают последовательность цветов блоков. Педагог вместе с детьми: разбирают правило (за красным блоком — желтый, за желтым — синий, за синим — снова красный); определяют, с какого блока начнут дорожку, и строят ее. Блоки выкладывают по очереди. Каждый ребенок подходит к блокам, выбирает нужный и прикладывает его к дорожке. Тот, кто замечает ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее.
При повторении упражнения дети строят дорожки по новым правилам, представленным на других схемах (см. рис. 12, Б — Е). Упражнение можно организовать по-разному: все дети строят одну дорожку; участники разбиваются на пары, и каждая пара строит свою дорожку; каждый ребенок строит отдельную дорожку. В игре в парах можно ввести правило: кто допускает ошибку, тот оставляет себе фигуру как штрафную. Выигрывает тот, у кого меньше набирается штрафных фигур. Сначала дети строят дорожки по готовым правилам, потом придумывают свои правила. Педагог постоянно меняет игровые задачи (построить мост через реку, собрать бусы, проложить тропинку через дремучий лес и т. д.). II Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства блоков (рис. 13). С целью поддержания интереса детей педагог предлагает различные игровые и практические задачи: построить дорожку из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде; разложить в коробке конфеты; навести порядок в шкафу человека Рассеянного с улицы Бассейной. Сначала правила предлагает взрослый, затем их составляют сами дети. Ill Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учета трех свойств (рис. 4). Педагог побуждает детей к самостоятельному составлению новых правил, игровых задач; поощряет проявления активности и творчества.
Игра 4.2. Вырастим дерево. Материал. Логические блоки или логические фигуры, схемы с правилами действий, счетные палочки (карандаши или фломастеры). Содержание I Педагог рассказывает детям историю том, как он попал в страну умников и умниц и увидел необычные деревья. Умники и умницы выращивают их по определенным правилам. Взрослый предлагает каждому ребенку вырастить волшебное дерево с помощью логических блоков и палочек. Правила выращивания деревьев указаны на схемах. Педагог показывает схему с правилом (рис. 15А), уточняет: - на какое свойство блоков нужно обращать внимание, чтобы вырастить дерево (на форму); - с какого блока нужно начинать растить дерево (с прямоугольника, так как все стрелки от него отходят); - сколько у дерева будет веток (две, потому что от прямоугольника отходят две стрелки); - какой блок будет последним на каждой ветке (круг, потому что от него не отходят стрелки).
Затем дети с помощью блоков (логических фигур) и палочек выкладывают дерево в соответствии с правилом. Деревья должны получиться приблизительно такими, как на рис. 15Б. Однако у каждого ребенка будет свое дерево, отличающееся от других цветом, размером и толщиной фигур. В следующих играх используются новые правила выращивания деревьев (рис. 15 В, Г). II
Дети выращивают деревья по правилам, требующим учета двух признаков: формы и размера, цвета и размера, формы и цвета (рис. 16). Сначала каждый ребенок выращивает свое дерево, затем дерево выкладывают одновременно несколько человек. При этом: - дети по очереди выкладывают свои блоки; - тот, кто допускает ошибку, оставляет блок себе; - выигрывает тот, кто набрал меньше штрафных блоков. Сначала дети выращивают деревья по установленным правилам, а затем — по самостоятельно составленным. Педагог поощряет совместное построение нового дерева несколькими детьми.
III При составлении деревьев используются правила, которые требуют учета сразу трех признаков (рис. 27). Деревья выкладывают как индивидуально, так и совместно. Взрослый поощряет проявление детьми желания изменить правило, предложение детьми своих вариантов правил.
Игра 4.3. Фантазеры. Материал. Логические блоки или логические фигуры; схемы с правилами действий. Игры «Фантазеры» следует проводить после игр «Вырастим дерево». Эти игры организуются похожим образом, но требуют проявления творческого мышления, смекалки, сообразительности, находчивости. По правилам игры очередной блок можно приложить к любой стороне ранее выложенного блока. Врезультате у детей получаются разные, непохожие друг на друга силуэты. При этом педагог всячески стимулирует творческие проявления и нацеливает детей на создание необычных фигур, в корне отличающихся от других. Сначала дети пользуются готовыми правилами, а потом и сами составляют их. Содержание I Педагог рассказывает о том, что в городе логических блоков будет карнавал необычных конструкций, и предлагает детям создать их из блоков. Правила построения конструкций отображены на схемах, аналогичных тем, что представлены на рис. 15. Педагог уточняет: новый блок можно приложить к ранее положенному с любой стороны. Затем каждый ребенок строит свою конструкцию. В результате у детей могут получиться самые разные комбинации (силуэты) из блоков (рис. 18). По окончании работы дети сравнивают силуэты, определяют, на что или на кого они похожи. Сначала дети пользуются готовыми правилами, потом сами составляют их. Воспитатель каждый раз поощряет проявления самостоятельности и творчества при составлении правил, фигур. II Дети создают конструкции по правилам, которые требуют учета сразу двух свойств, например формы и цвета, формы и размера, цвета и размера (см. рис. 16). III При составлении конструкций используются правила, которые требуют учета сразу трех свойств (см. рис. 17). Игра 4.4. Сократи слово. Материал. Логические блоки (фигуры), таблицы с правилами. Содержание Перед детьми — 7—9 блоков (круги и квадраты). Блоки выложены в ряд в произвольном порядке — это слово, которое нужно сократить по правилам. Правила отображены на схеме (см. рис. 19А).
С целью повышения интереса детей к упражнению взрослый предлагает увлекательные сюжетные ситуации, игровые задачи. Например, рассказывает такую историю: «Узнал Чебурашка, что у Крокодила Гены день рождения, и решил отправить ему поздравление по электронной почте. Он написал одно слово — „поздравляю“». Вместо букв в этом слове он нарисовал круги и квадраты. Но беда в том, что электронный оператор не принял такое длинное слово и предложил Чебурашке сократить его. Он дал Чебурашке схему с правилами сокращения слов». Педагог помогает детям выяснить, что означает каждое правило. Правило 1. Если в слове кружок стоит слева от квадрата, то их нужно поменять местами. Применять это правило нужно столько раз, сколько возможно. Затем следует перейти к правилу 2. Правило 2. Если в слове стоят рядом два кружочка, то их надо убрать. Применять правило нужно столько раз, сколько возможно. Затем следует перейти к правилу 3. Правило 3. Если в слове стоят рядом два квадрата, то их надо убрать. Применять правило нужно столько раз, сколько возможно. После этого дети сокращают слово из квадратов и кругов по этим правилам в направлении слева направо. Начинают сокращать слово всегда с правила 1. В конце выясняют, что же осталось от длинного слова. Возможны различные конечные варианты: 1. один круг; 2. один квадрат; 3. два блока: квадрат слева, круг справа; 4. ни одного блока (пусто). Упражнение повторяют с новыми «словами». Их составляют сами дети. Количество блоков в «словах» постепенно увеличивается. Педагог стимулирует и поощряет стремление детей прогнозировать возможные варианты конечного слова. Для этого предлагает детям угадать, что останется от длинного слова после того, как его сократят. Предположения детей проверяются через практическое преобразование «слова». В дальнейших упражнениях используются аналогичные схемы (рис. 19, Б — Г). Важно побуждать детей самостоятельно придумывать правила сокращения слов и действовать по ним.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.042 с.) |