Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1 Географический и геохимический ландшафты (экскурсия)
Цель экскурсии: получить представление о компонентах и структуре географического и геохимического ландшафта. Задачи:
Ключевые слова: компоненты ландшафта, фация, урочище, местность, элювиальный, транзитный, аккумулятивный ландшафт, природный, аграрный ландшафт, геоморфологический профиль.
Оборудование для экскурсии: тетрадь, ручка, карандаш простой, GPS-навигатор, форма одежды – походная. Время продолжения экскурсии – 3 часа.
Задание для выполнения на занятии: Объекты экскурсии: Террасы и поймы реки Оки и ее притоков.
Содержание заданий:
Вопросы для отчета по экскурсии: 1. Дайте определение ландшафта и его компонентов 2. Дайте характеристику увиденных на экскурсии видов геохимического ландшафта. 3. Дайте характеристику увиденных структурных единиц географического ландшафта. 4. Сравните процессы в природном и сельскохозяйственном ландшафтах. 5. Нарисуйте схему увиденного гипсометрического профиля Составление простейшего профиля начинают с вычерчивания линии рельефа (гипсометрического профиля). Для этого они используют данные полевого измерения расстояний и превышений. Определив общую длину профиля и наибольший размах высот, подбирают горизонтальный и вертикальный масштабы. Последний для наглядности обычно в 2,5—10 раз крупнее горизонтального.
Понятие «агроландшафт» Традиционное земледелие и скотоводство играют важную роль в формировании агроландшафтов. Агроландшафт - территория зонального типа, в пределах которой на протяжении исторического периода осваивался природный ландшафт и развивалась определенная культура земледелия и животноводства. По В.А. Николаеву агроландшафт - это трансформированный сельскохозяйственным производством природный ландшафт, как правило, сохраняющий его исходные границы.
Агроландшафт - природно-территориальный комплекс, естественная растительность которого на подавляющей его части заменена агроценозами. Он характеризуется экологической неустойчивостью. Равновесное состояние агроландшафта поддерживается системой агрономических, мелиоративных и экологических мероприятий. При анализе состояния агроландшафтов необходимо учитывать крутизну, длину, форму и экспозицию склонов, размер контуров, гидрологический режим, тип, разновидность и степень смытости почвы, удаленность от хозяйственных центров и водоисточников, влияние несельскохозяйственных угодий, наличие мелиоративных систем и подъездных путей. Главное назначение агроландшафта – производство максимально возможной для данных климатических условий сельскохозяйственной продукции. Но увеличение продуктивности агроландшафтов за счет химизации ведет к загрязнению среды, нередко превышающему допустимые экологические нормы. Увеличение площади распаханных территорий за счет склонов приводит к усилению процессов почвенной эрозии. Это определяет необходимость реализации мер по оптимизации (в первую очередь биогеохимической) агроландшафтов. Таким образом, научная организация территории должна основываться на морфологии ландшафта, на использовании ее потенциала. Задача сводится к тому, чтобы найти наилучшее применение каждой морфологической единице ландшафта и в то же время для каждого вида использования наиболее подходящие урочища или фации. При этом необходимо учитывать горизонтальные связи, т.е. сопряженность фаций и урочищ (Исаченко, 1991). М.Н. Лебединский (1989) считает, что особенностью ландшафтно-экологического подхода являлось рассмотрение агроландшафта одновременно как: 1) объекта, на который направлена преобразующая деятельность человека; 2) территории со своеобразным комплексом природно-антропогенных условий сельскохозяйственного производства, изменение которых существенно влияет на эффективность природопользования; 3) среды обитания человека. Первые два направления исследований достаточно хорошо разработаны. В то же время изучение агроландшафта, и в частности мелиорируемых территорий, как ухудшающейся среды обитания человека является достаточно новым и малоразработанным аспектом ландшафтных исследований.
Решение экологических проблем требует всесторонне обоснованной оптимизации агроландшафта в целом. Целесообразно приведение характера агроприродопользования в соответствие с природно-ресурсным потенциалом территории. Достижение гармонии между производительными и экологическими функциями ландшафта определяет сущность экологизации землепользования. Инструментом решения этой задачи в мировой практике становится ландшафтное планирование, под которым понимают разработку планов использования ландшафтов для удовлетворения общественных потребностей при условии сохранения или улучшения средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих способностей ландшафта с целью устойчивого жизнеобеспечения.
Приложения: Рис. 1 Урочище «овраг» Ф1,Ф10 – трансаккумулятивные фации, Ф2…Ф4 – группа супераквальных фаций на склоне I, подурочище I; Ф6 – субаквальная фация, русло оврага; Ф5, Ф7 – группа супераквальных фаций на склоне оврага, Ф8, Ф9 – группа супераквальных фаций на склоне II, подурочище III Рис. 2 Схема полного (каскадного) геохимического ландшафта Элементарные геохимические ландшафты: 1- автономный (элювиальный), 2 – трансэлювиальный, 3 - трансаккумулятивный, 4 – супераквальный(пойменный), 5 – аквальный (водный) – русло реки
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.008 с.) |