Развитие умственного контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие умственного контроля



1. У древних была поговорка: "Делай то, что ты делаешь". Это также правило духовной жизни: живи настоящим мгновением, потому что это место встречи с Господом.

Такое пребывание в настоящем, без ускальзывания в прошлое или будущее, развивает умственный контроль. Оно требует и развивает точность взгляда, здоровую волю, способствует интенсивности действия. Вот почему первый шаг к установлению умственного контроля состоит в том, чтобы целиком отдаться делу данного мгновения. Когда говорят о деле, то имеются в виду и такие действия, как идти или есть, открыть дверь, вымыть руки и т.д., а не только работать или молиться. Тогда вступает в действие механизм контроля, устраняющий все постороннее. Как в молитве, так и в наших повседневных делах, нужно устранять помехи. Обычной воли для этого недостаточно, и все-таки в этом нужно постоянно упражняться, а не поддаваться внутренним соблазнам, противодействующим устранению "паразитарных мыслей".

Кроме того, нужно, чтобы контрольный механизм не сталкивался со слишком сильными противниками. Мы видели, что отвлечение, стремящееся незаконно проникнуть в поле нашего сознания, порождается "вожделениями" различных зон. Вот почему перед "Я" возникает необходимость обуздывать эти вожделения. Речь идет не о том, чтобы их уничтожить, потому что это полезная энергии, а о том, чтобы подчинить их, упорядочить, объединить, будь то желания тела, эмоций, воображения, разума…

Эффективным средством поставить на свое место низшие стремления является воспитание в нас глубинного порыва к Богу. Такова роль молитвы: она благоприятствует умственному контролю, позволяющему с большей полнотой отдаться Божественному "предмету". Она способствует этому контролю, подчиняя низшие стремления устремленности духа к Богу.

2. "Быть в том, что делаешь", значит направлять нашу энергию в определенное русло. Но нужно еще и обладать этой энергией. А энергия внимания есть энергия нервная, точнее – мозговая. Но к чему подстегивать волю: нужно зарядить ее умственной энергией как заряжают аккумулятор. Как? Осознанием ощущения.

Я непрерывно испытываю под воздействием элементарных чувств ощущение внешнего мира: я вижу поле маков прекрасного красного цвета, я слышу пение птицы, осязаю материал… я ощущаю то, что происходит в одном из органов моего тела: ослабление мышц, ритм дыхания. Эти различные ощущения, воспринимаемые нервной системой, передаются мозгу. Нужно осознать эти ощущения, позволить им полностью развернуться. Это и значит культивировать восприимчивость. Нужно, чтобы я отдался ей, как чистая фотографическая пластинка. На самом же деле на моей пластинке уже имеется отпечаток – заботы, мечты, мысли… Когда я испытываю ощущения, я должен остерегаться немедленного преобразования этого ощущения в идеи. Я иду по улице: всякое другое ощущение исключается, я чувствую соприкосновение ног с землей, пребываю, так сказать, целиком в ногах. Это очень трудно. Я, может быть, испытаю чистое ощущение лишь одну секунду. Но в эту секунду я укреплю мою нервную систему и дам отдохнуть моему мозгу. Следовательно, я должен использовать все свободные мгновения для того, чтобы упражняться в этом состоянии восприимчивости, вместо того, чтобы переживать мои заботы или придумывать планы. Уметь отвлекаться от них в некоторые мгновения дня – великое искусство.

Состояние восприимчивости, восстанавливая нервную энергию, позволяет нам потом прилежно заниматься и молитвой, и всякой другой деятельностью. Привыкая воспринимать ощущения, человек не только отдыхает и укрепляет нервы, но также становится способным к восприимчивости духовной, которая делает его открытым для действия Божия в глубине его существа. Тогда происходит переход от активной молитвы, в которой преобладает действие человека, к молитве безмолвной, в которой преобладает действие Духа Божия

Упражнения

1. Восприимчивость. Требуется сознательно, но пассивно воспринимать ощущения, приходящие от внутренних и внешних чувств.

А) Внутренние ощущения. Сядем. Найдем самое удобное положение (спина прямая, ступни плотно прижаты к полу, руки свободно лежат на коленях). Закроем глаза. Ощутим тяжесть нашего тела на стуле, давление спинки стула на спину, соприкосновение подошв с землей. (Для тех, кто привык к работе мысли, в это время можно думать о работе органов тела). Затем почувствуем последовательно пальцы ног отдельно. Сначала правую, потом левую голень и т.д. (так поднимаемся до макушки). Затем почувствуем наше дыхание, не думая об этом. Вдыхая медленно носом, почувствуем, как проходит воздух, расширяя живот, наполняя легкие, раздвигая грудную клетку. Медленно выдыхая ртом, почувствуем, как воздух просачивается между полусомкнутыми губами.

С закрытыми глазами поднимем медленно правую руку, чувствуя, что происходит в ней, затем левую руку, ногу, согнем ее и т.д., все время пассивно регистрируя ощущения. Во время ходьбы почувствуем игру мышц, контакт с землей, ритм дыхания, ветер на лице.

Б) Внешние ощущения. Послушаем звуки, которые нас достигают, не пытаясь их определить. Откроем глаза. Воспримем формы и цвета, не пытаясь их истолковать, дать название. Научимся чувствовать запах в городе, деревне. Принимая пищу, ощутим вкус блюд. Пощупаем предметы, сосредотачиваясь на их форме, их качествах (горячее, холодное, мягкое, шершавое, гладкое).

Время от времени на протяжении дня "уйдем в отпуск": почувствуем радость существования, дадим прийти к нам и войти в нас различным ощущениям (зрительным, слуховым, осязательным).

2. Сосредоточение. Закроем глаза и мысленно начертим перед собой цифру "1"; удержим ее, а затем сотрем или станем писать ее все более и более мелкими знаками до тех пор, пока она не исчезнет, или же будем смотреть, как она удаляется все больше, подобно задней стенке последнего вагона, который уходит, пока не станет незаметным и не исчезнет.

Можно так же поступать со словами или абстрактными фигурами (знаком бесконечности, двоеточием, скрипичным ключом), сначала простыми, затем все более и более сложными – их чертят медленно, затем стирают сразу или постепенно. (Выбор предмета для мысленного сосредоточения индивидуален. Он зависит от душевного склада личности. Проверяется это практикой).

Источник http://www.alexandrmen.ru/books/prakruk/bibliogr.html



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.006 с.)