Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций.



1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия - под этим термином понимают агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

3. Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

8. Кроме того, выделяется восьмой пункт - угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, среднее значение агрессивности - 21, стандартное отклонение - 4, а среднее значение враждебности 6,5-7, стандартное отклонение - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

В ходе обработки рекомендуется сравнивать индивидуальные значения испытуемого со среднегрупповыми данными.

 

2.6. Опросник «Агрессивное поведение» (детский вариант)

Цель

Опросник применяется для выявления склонности к вербальной и физической агрессии [10].

Возрастной диапазон – начиная с младшего подросткового возраста.

Инструкция

Вам предлагается несколько вопросов об особенностях Вашего поведения и чувств. На каждое утверждение опросника нужно дать ответ «Да» или «Нет». Работайте быстро, не тратя слишком много времени на обдумывание вопросов, так как наиболее интересна Ваша первая реакция, а не результат слишком долгих размышлений. Помните, что отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Здесь нет хороших или плохих ответов, это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление особенностей Вашего поведения.

Текст опросника

1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.

5. Подчас я в резкой форме требую, чтобы уважали мои права.

6. От злости я часто про себя посылаю проклятия обидчику.

7. Бывали случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руки вещь и ломал ее.

8. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь.

9. Если кто-нибудь раздражает меня, я говорю ему все, что о нем думаю.

10. При возникновении конфликта в классе (школе) я чаще всего «выплескиваю» свое раздражение в разговоре с друзьями и близкими.

11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

12. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я ее применяю.

13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

14. Я часто рассказываю дома о недостатках одноклассников, которые критикуют меня.

15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.

16. В детстве мне нравилось драться.

17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать учителю (тренеру, руководителю кружка), но так и не делаю этого.

19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.

20. Если кто-то взял мою вещь, не отдает ее, то я могу применить силу.

21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.

22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.

23. Не было случая, чтобы я от злости что-нибудь сломал.

24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.

25. Даже если я злюсь, Яне прибегаю к сильным выражениям.

26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.

27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.

28. Я не способен ударить человека.

29. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

30. Иногда я про себя обзываю учителя (тренера, руководителя кружка), если остаюсь недоволен его решением.

31. Вымещать зло на детях, раздавая им подзатыльники, я считаю не допустимо.

32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.

33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.

34. После неприятностей в школе я часто грублю дома родителям.

35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.

36. Я никогда не любил драться.

37. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.

38. Если в транспорте мне наступили на ногу, то я про себя ругаюсь всякими словами.

39. Всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них самих плохое настроение.

40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

 

Ключи к шкалам опросника

1. Склонность к прямой вербальной агрессии:

- «да» - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37;

- «нет» - 25, 29, 33.

2. Склонность к косвенной вербальной агрессии:

- «да» - 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34, 38;

- «нет» - 22, 26.

3. Склонность к прямой физической агрессии:

- «да» - 8, 12, 16, 20, 32;

- «нет» - 4, 24, 28, 36, 40.

4. Склонность к косвенной физической агрессии:

- «да» - 7, 11, 15, 27, 35;

- «нет» 3, 19, 23, 31, 39.

 

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем больше сумма набранных баллов, тем выше склонность испытуемого к данному виду агрессивного поведения.

Сумма баллов за прямую и косвенную физическую агрессию дает возможность судить о несдержанности или о сдержанности данного человека.

Количество баллов по косвенной вербальной агрессии говорит только о степени склонности к данному виду агрессии.

Для того, чтобы сделать вывод о степени выраженности склонности к проявлению прямой и косвенной физической, вербальной агрессии необходимо результаты испытуемого сравнить со среднегрупповыми значениями для данного возраста.

 

2.7. Опросник «Личностная агрессивность» (подростковый вариант)

Цель

Опросник применяется для выявления таких черт характера как, вспыльчивость, мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, обидчивость, склонность к неуступчивости, компромиссу, наступательности, атакующему стилю поведения и общения [10].

Возрастной диапазон – начиная с подросткового возраста.

Инструкция

Вам предлагается несколько вопросов об особенностях Вашего поведения и чувств. На каждое утверждение опросника нужно дать ответ «Да» или «Нет». Работайте быстро, не тратя слишком много времени на обдумывание вопросов, так как наиболее интересна Ваша первая реакция, а не результат слишком долгих размышлений. Помните, что отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Здесь нет хороших или плохих ответов, это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление особенностей Вашего поведения.

 

Текст опросника

1. Я легко раздражаюсь, но быстро и успокаиваюсь.

2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.

3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.

5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.

6. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

7. Мнение, что лучшая защита – нападение, правильно.

8. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.

9. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять

10. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворяло бы всех.

11. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

12. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.

13. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

14. Если кто-нибудь пытается мною командовать, я всегда поступаю ему наперекор.

15. Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей и позицией другого человека.

16. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

17. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.

18. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

19. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.

20. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.

21. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

22. Я могу внимательно и до конца выслушивать аргументы спорящей со мной стороны.

23. Я всегда обижаюсь, когда среди награжденных за дело, в котором я принимал участие, нет меня.

24. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я уму не уступаю.

25. Я стараюсь избегать обострения отношений.

26. Я всегда реагирую спокойно на критику, даже если она мне кажется несправедливой.

27. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.

28. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.

29. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.

30. В спорной ситуации я стараюсь убедить другого прийти к компромиссному решению.

31. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.

32. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что им «рта не даю открыть».

33. Я не расстраиваюсь, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

34. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.

35. В решении любой проблемы я предпочитаю выбирать «золотую середину».

36. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

37. Когда в разговоре человек высказывает отличную от моей точку зрения, меня так и подмывает изложить свое мнение.

38. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

39. Я всегда стараюсь выйти из вагона (автобуса, троллейбуса) раньше других.

40. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворяло.

41. Я не могу сдержаться, когда меня незаслуженно упрекают.

42. В играх (интеллектуальных, спортивных и т.д.) я больше люблю атаковать, чем защищаться.

43. У меня вызывают неприязнь чрезмерно обидчивые люди.

44. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной – моя или чужая.

45. Компромисс не всегда является лучшим решением спора.

46. Обычно меня трудно вывести из себя.

47. Если я вижу недостатки у людей, я не стесняюсь их критиковать.

48. Я не вижу ничего плохого в том, что мне говорят о моих недостатках.

49. Будь я продавцом на рынке, я не стал бы уступать в цене на свой товар.

50. Пойти на компромисс – значит показать свою слабость.

51. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я про себя посылаю ему всякие несчастья.

52. Я часто злюсь, когда мне возражают.

53. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.

54. Я считаю, что добро эффективнее мести.

55. Я верю в честность намерений большинства людей.

56. Я считаю, что лозунг «око за око, зуб за зуб» справедлив.

57. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.

58. С людьми, которые любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.

59. Утверждение «Ум хорошо, а два лучше» справедливо.

60. Утверждение «Не обманешь – не проживешь» справедливо.

61. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

62. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.

63. Я верю, что за зло можно отплатить добром и действую в соответствии с этим.

64. Я часто обращаюсь к товарищам, чтобы узнать их мнение.

65. Если меня хвалят, значит людям от меня что-то нужно.

66. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

67. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все все-таки ему.

68. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.

69. Ни одно оскорбление не должно оставаться ненаказанным.

70. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советом.

71. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.

72. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

73. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решения одному.

74. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.

75. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.

76. Чаще всего, когда мне говорят комплименты, я думаю, что люди это делают искренне.

77. Можете ли вы простить обидчику причиненное вам зло, если этот поступок был совершен очень давно?

78. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

79. Всегда ли надо наказывать зло?

80. Я могу выслушать критику, но поступлю по-своему.

 

Ключ к опроснику

Вспыльчивость:

- «да» - 1, 6, 11, 41;

- «нет» - 16, 21, 26, 31, 36, 46.

Мстительность:

- «да» - 51, 56, 61, 69, 72, 79;

- «нет» - 54, 63, 66, 77.

Нетерпимость к чужому мнению:

- «да» - 52, 57, 62, 67, 70, 80;

- «нет» - 59, 64, 73, 75.

Подозрительность:

- «да» - 53, 58, 60, 65, 68, 71, 74;

- «нет» - 55, 76, 78.

Обидчивость:

- «да» - 3, 8, 13, 18, 23, 38;

- «нет» 28, 33, 43, 48.

Склонность к неуступчивости:

- «да» - 4, 9, 14, 19, 24, 39, 49;

- «нет» - 29, 34, 44.

Склонность к компромиссу:

- «да» - 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35;

- «нет» - 40, 45, 50.

Склонность к наступательности, атакующему стилю поведения и общения:

- «да» - 2, 7, 12, 27, 32, 37, 42, 47;

- «нет» - 17, 22.

За совпадение с ключом начисляется 1 балл. Для каждого исследуемого параметра сумма баллов может колебаться от 0 до 10. Для того, чтобы сделать вывод о степени выраженности склонности к проявлению прямой и косвенной физической, вербальной агрессии необходимо результаты испытуемого сравнить со среднегрупповыми значениями для данного возраста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.075 с.)