Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы агрессивности в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы агрессивности в психологии



Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [20].

Понятие «агрессия» имеет очень объемный характер, так как охватывает огромный спектр поведенческих реакций. Э. Фромм по этому поводу заметил, что агрессия – «коллекция хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, о которых мы не знаем, как анализировать или даже точно назвать, либо такие, анализ и наименование которых нас не интересует» [28].

К настоящему времени ни одно из большого списка существующих определений агрессии не является общепринятым. Так, X. Дельгадо определяет агрессию как поведенческую реакцию, для которой характерно применение силы с целью нанесения повреждений другим организмам или предметам; Вильсон, определяет ее как «физическое действие (или угрозу действия) одной особи по отношению к другой, направленное на уменьшение ее свободы или генетической приспособленности» [11]. Д. Доллард понимал агрессию как некоторую последовательность поведенческих актов, цель которых - нанесение вреда непосредственно другому субъекту. Среди тех психологов, которые считают, что объектом исследования должны быть лишь внешне наблюдаемые и измеряемые характеристики поведения, широкой популярностью пользуется предлагаемое А. Бассом рассмотрение агрессии как любой поведенческой реакции, которая приносит вред другому организму. А. Басс отмечает следующее: «Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу» [11].

Многие исследователи считают определения Д. Долларда и А. Басса - слишком узкими, так как они сильно ограничивают круг изучаемых явлений. Для того чтобы включить в этот круг и другие типы поведения, которые, так или иначе, рассматриваются как агрессивные, П. Брейн предлагает признать поведение агрессивным, если потенциально опасный стимул (физический или психологический) направлен к особи или предмету и есть доказательства наличия цели или побуждения (то есть акт не случаен). По мнению ряда авторов, для определения действия как агрессивного необходимо учитывать оценку этого действия сторонними наблюдателями. Так, А. Бандура определяет агрессию как «вредное или деструктивное поведение, которое социально оценивается как агрессивное на основании множества факторов, часть из которых в большей мере связана с самим оценивающим, нежели с действующим» [11].

Основными теоретическими подходами к исследованию агрессии являются этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористический.

Этологический и психоаналитический подходы сближает понимание агрессивности как врожденного инстинкта. Эта точка зрения нашла свое крайнее выражение в работах К. Лоренца, который писал: «внутривидовая агрессия у людей представляет собой такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других позвоночных». К. Лоренц считает, что сравнение с животным «не покажется столь обидным, если рассмотреть разительное неумение человека управлять своим поведением по отношению к представителям своего же биологического вида», и что в этом отношении человек «не совершил ни малейшего прогресса в деле овладения самим собой». Согласно К. Лоренцу, природа человеческой агрессивности инстинктивна, так же как и механизм, запрещающий умерщвление себе подобных.

З. Фрейду принадлежит заслуга превращения агрессии и агрессивности в объект научного психологического анализа. Развитие взглядов З. Фрейда привело к созданию фрустрационных концепций агрессии. Внимание психоаналитиков к роли семьи и воспитания в формировании личности, особенно в раннем детстве, находят свое отражение в проводимых с позиции теории научения исследованиях А. Бандуры, посвященных влиянию наблюдаемых в детстве моделей агрессивного поведения на последующее развитие агрессивности. Классическая «гидравлическая» модель мотивации этологов и психоаналитиков, широко используется для объяснения механизмов блокирования агрессии. К ней часто прибегают для объяснения феномена смещения, выражающегося в том, что агрессия направляется не на вызывающие ее объекты, а на объекты, успешная реализация агрессивных действий против которых обладает высокой вероятностью [6].

Интерес к изучению фрустрации и ее связи с агрессией был вызван опубликованной в 1939 г. фрустрационно - агрессивной гипотезой. Эта гипотеза, разработанная группой психологов во главе с Д. Доллардом, опирающаяся на работы З. Фрейда и К. Левина, утверждала, что «агрессия всегда следует за фрустрацией», а «случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации». Агрессия определялась ими как «акт, целью которого является вред некоторой личности или объекту», а фрустрация как «таковое условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи» [4].

В то же время появляется ряд работ, показывающих, что результатом фрустрации может быть не только агрессия, но и регрессия поведения или фиксированное стереотипное неагрессивное поведение.

Среди современных исследователей агрессивного поведения, продолжающих разрабатывать фрустрационно - агрессивную гипотезу, надо отметить Л. Берковица, который ввел новую дополнительную переменную гнев - эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Кроме того, Л. Берковиц уделил большое внимание катарсическому эффекту агрессии. В концепцию фрустрации - агрессии Л. Берковиц ввел три существенны поправки:

- фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях но она стимулирует готовность к ним;

- даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

- выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивны действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Также были выделены переменные, влияющие как на возникновение, так и на торможение агрессии сходство-несходство агрессии и жертвы, оправданность-неоправданность агрессии, а также собственно агрессивность как личностную характеристику испытуемых [4].

В отличие от психоаналитиков и этологов бихевиористы опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов. Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является А. Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки - акта, доставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую.

А. Басс указывал на четыре фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

- частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен;

- частое достижение успеха агрессией приводит к сильным атакующим привычкам;

- культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут облегчить развитие у него агрессивности;

- темперамент как «характеристики поведения, которые проявляются в начале жизни и остаются относительно неизменными».

Наиболее развёрнутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная А. Бассом [14]. Он выделяет три основных параметра, по которым характеризует формы агрессивного поведения:

- физическая – вербальная агрессия;

- активная – пассивная агрессия;

- прямая – косвенная агрессия.

Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения.

Таблица 1

Виды агрессии по А. Бассу

 

Ещё одна классификация была дана С. Фешбахом, который ввёл одну важную переменную в свою классификацию – переменную, связанную с мотивированием поведения. На основании этого критерия он выделяет три типа агрессивного поведения:

- враждебная агрессия – имеющая своей целью причинить другому субъекту неприятные физические или психологические ощущения;

- инструментальная агрессия – целью такого поведения является не само причинение вреда другому субъекту, а решение определённой проблемы;

- экспрессивная агрессия – является формой выражения себя с помощью применения насилия.

Основным критерием для построения классификации Д. Зильмана является позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул – реакция». Таким образом, он выделяет восемь типов агрессивного поведения:

- наступательная агрессия – нанесение физических или психических повреждений другому, который не применял по отношению к нему насилия;

- защитная агрессия – нанесение повреждений другому субъекту в ответ на применение им насилия;

- ответная – нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесённые ему этим субъектом повреждений;

- спровоцированная агрессия – подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия;

- неспровоцированная агрессия – агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, не вызваны никакими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие действия;

- агрессия вызванная раздражением – агрессивные действия, первичная функция которых – редуцирвание или снятие состояния раздрожения;

- побудительная агрессия – агрессивные действия, первичная причина которых – получение внешней стимуляции;

- санкционированная агрессия – агрессивные действия, служащие социальным нормам и не выходящие за их рамки.

Э. Фром выделяет два вида агрессии:

- «доброкачественная» агрессия;

- «злокачественная» агрессия.

К доброкачественной относится, прежде всего, оборонительная агрессия как реакция на угрозу, угрозу нарциссизму (идеализированному представлению о своей группе). Групповой нарциссизм Э. Фром считает одним из главных источников человеческой агрессивности. Так же сюда относится приспособительная агрессия. К ней можно отнести две формы: конформистскую агрессию и инструментальную. К конформистской относится различные агрессивные действия, которые обусловлены не разрушительными устремлениями нападающего, а тем, что ему предписано действовать так, и он сам считает своим долгом подчиниться приказу. Инструментальная агрессия преследует определённую цель, обеспечить то, что необходимо и желательно. Разрушение само по себе здесь тоже не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связанной со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессиии» [21].

Таким образом, несмотря на отсутствие единства между сложившимися в психологии понятиями агрессии, между различными концепциями и подходами, исследователи раскрывают в них следующие важные положения: учет различий между отдельными видами агрессии; разведение таких личностных свойств, как агрессивность и враждебность; роль негативной модели поведения, являющейся как источником, так и стимулятором агрессивного поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.018 с.)