I. Различай согласные «в – ф» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Различай согласные «в – ф»



Различай

      парные

               согласные

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

 

 

УЧЕНИКА (ЦЫ) ___________ КЛАССА

____________ШКОЛЫ № ___________

___________________________________

___________________________________

 

 

 

ББК 74.3

 

 

Рецензент:  

 

Е.Е. Китик кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана факультета специальной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета.

 

Кондратьева А.А.  

«Различай парные согласные» логопедическая тетрадь. Пособие для детей, родителей, учителей младших классов.

 

Различай парные согласные. Данная тетрадь может быть использована для групповых и индивидуальных логопедических занятий с младшими школьниками, с речевым заключением «Трудности формирования чтения и письма», имеющими нарушение фонематического восприятия. А также, данное пособие могут использовать учителя начальных классов в качестве дополнительного материала по различению акустически близких звуков.

Лексический материал максимально адаптирован к системе коррекционно-логопедической работы с позиции компетентностного подхода.

Содержание тетради ориентировано на коммуникативно-деятельностную модель обучения с соблюдением элементов здоровьесберегающих технологий.

 

 

Утверждено экспертным советом ОО г. Степногорска, Акмолинской области,

Республики Казахстан от 25.11.11.

 

Содержание:

 

 

  1. Введение ………………………………………………4
  2. Парные согласные «В-Ф»…………………………….6
  3. Парные согласные «Б-П»……………………………..9
  4. Парные согласные «Д-Т»……………………………13
  5. Парные согласные «Г-К»…………………………....16
  6. Парные согласные «З-С»…………………………….21
  7. Парные согласные «Ш-Ж»…………………………..24
  8. Обобщение по теме…………………………………..29
  9. Приложение ………………………………………….32

10.Литература ……………………………………………37

 

 

Введение

 

На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.

Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.

Цели проекта:

1. Формирование фонематического слуха.

2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.

3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.

4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Задачи:

· Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.

· Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.

· Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук  не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.

· Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

В тетрадь включены задания по следующим направлениям:

- фонетические

- грамматические

- орфографические

- графические

Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:

1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).

2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).

3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение  чистоговорок, слов).

4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).

5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).

6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).

Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (са д ы – са д). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.

Согласно программе начальных  классов по русскому языку  проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.

Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.

В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов;  и на  словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.

На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения.

В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой. Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.

Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие  задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.

Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.

  

 

Шапкой Сашка шишку сшиб.

Портные. или брюки.

Не нужно бояться у. ей.

На крыше выложили. есть.

Женя болеет, у него. ар.

Лера держит красный. ар.

Задание № 12. Назови новые слова по образцам:

Образец: Голова - головуШка

сторона, изба, борода.

Образец: Трус - трусиШка

заяц, волк, вор, плут.

Образец: Сапог - сапоЖок

пирог, друг, круг, долг, творог.

  

Задание № 13. Найди  и зачеркни  лишнюю картинку:

              

 

 

 


Задание № 14. Определи лишнее слово.

                 

                      СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

                         

                      БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

ЗАПОМНИ! Если слышишь парный звук – Будь внимательней, мой друг! Звук согласный проверяй – Рядом гласный подставляй.  

 


           Задание № 15. Определи правильно парную согласную в конце слова «Ж» или «Ш», подбери и запиши проверочное слово.

 

  камы.
  стри.
  каранда.
  ду.
  ё.
  гара.
  пля.
  экипа.
  бага.

 

Задание № 16. Раздели предложения на слова вертикальными палочками, запиши цифрой сколько слов в предложении:

 

Прошёлдождь.

 

СерёжаиАлёшавышлинаулицу.

 

Последождябольшиелужи.

 

Мальчикишлёпалиполужам.

 

Дедушкагрозилшалунам.

 


        Задание № 17. Помоги собачке и белочке добраться до своих домиков.

 

Задание № 20. Прочти. Вычеркни предложения, которые не подходят к тексту по смыслу.

Весна.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. Птицы засобирались на юг – холодно и голодно им. С пригорка побежали ручейки. Пожелтела и засохла трава. На проталинах важно расхаживают грачи. Они ковыряют крепким клювом землю – ищут червячков. На деревьях набухают почки. Опадают желтые листья. На все лады поют птицы. Природа празднует приход весны!

Проверка знаний:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

VII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

Карандашный диктант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пары согласных:

  

ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ
   
   
   
   
   
   

Задание № 2. Разукрась желтым цветом шары, в которых написаны звонкие согласные:

 

Задание № 3. Подбери картинки к схемам, соедини их линиями:

 

Запиши эти слова, зачеркни парные согласные:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  Задание № 4. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы, проверочные слова запиши ниже:  

 

Потемнел на речке ле__,
Сне__ давно уже не тот.
Нет метелей, зимних сту__.
На дорогах много лу__.                                           ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 5: Прочти.Отгадай загадки.Вставь пропущенные буквы, объясни их написание.

Далеко мой сту.

Слышится вокру.

Червякам я вра.,

А деревьям дру..

 

Через речку лё.,

Пробежать помо..


   

        

      Задание № 6. Замени множественное число существительного единственным. Правильно запиши парную согласную в конце слова.

 

ДРОЗДЫ, СТОЛБЫ, МОСТЫ, ГЛАЗА, РЯДЫ, ГРИБЫ, СЛЕДЫ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Задание № 7. Зачеркни в словах парные согласные:

Лодочка, кружок, бабочка, санки, девочка, грузовик, картина, слон, речка.

 

Задание № 8. Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

 


Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий,

внутри красный, на вкус сладкий.

Задание № 9. Вставь правильно буквы:

ДУ., САПО., ОТРЯ., ФЛА., ТЕТРА. Ь, ГОЛУ. Ь, ЭТА., СА., ПЛЯ., СУГРО.,    МОРО., ШКА., РУКА..

  Задание № 10. Прочитай. Вставь правильно нужные буквы:

Летом мальчики ездили в деревню к бабушке. Любимым занятием у ребят было купание.

Утром они бежали через огоро. на пру.. Весело бросались они в воду, ныряли, плавали, плескались, громко кричали, смеялись. Потом они выходили на бере.  и грелись на песке.
       В августе вода стала холодной. Кончилось весёлое купание. Пожелтели листья бере. и ли.. Пора в горо., в школу.

Подбери и запиши проверочные слова:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 11. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь правильно буквы:

 

На что кла., коли в семье ла..

Кто любит тру., того люди чту..

Лучше хле. с водой, чем пиро. с бедой.

Добрая пословица не в бро. ь, а в гла..

 

Задание № 12. Вставь правильно буквы:

ОГОРО., ШАЛА., ОВРА., СТОЛ., ЗАВО., ЛОША. Ь, ЭТА., СНО., ГЛА., УТЮ., ПЛО., ГРИ..

Литература.

 

1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», Москва, 1991 г.

2. Городилова В.И., Кудрявцев М.З. «Чтение и письмо», Санкт-Петербург, 1997 г.

3. Грушевская М.С. «Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление», Алма-Ата, 1989 г.

4. Ёлкина Н.В., Тарабина Т.И. «1000 загадок», Ярославль, 2000 г.

5. Забродина Л.В. Ренизрук Е.С. «Тесты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», Москва, 2005 г.

6. Коваленко О.М. «Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы», Москва, 2006 г.

7. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно», Санкт-Петербург, 2004 г.

8. Крутий Е.Л. «Волшебная логопедия», Донецк, 1999 г.

9. Лалаева Р.И., Венедикова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», Санкт-Петербург, 2001 г.

10. Лопухина И. «Логопедия. Упражнения для развития речи», Санкт-Петербург, 1997 г.

11. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г, Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах», Москва, 1987 г.

12. Матвеева А.Н., Васильева Р.А., Бугаева А.Л. «Сборник диктантов для начальных классов», Москва, 1984 г.

13. Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно», Москва, 1996 г.

14. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей», Санкт-Петербург, 2001 г.

15. Тетрадь для логопедических занятий № 3. Л.М. Козырева, «Различаем глухие и звонкие согласные», Ярославль, 1999 г.

16. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва, 1988 г.

17. Юрова Е.В. «Коррекция письменной речи», Москва, 1998 г.

Различай

      парные

               согласные

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

 

 

УЧЕНИКА (ЦЫ) ___________ КЛАССА

____________ШКОЛЫ № ___________

___________________________________

___________________________________

 

 

 

ББК 74.3

 

 

Рецензент:  

 

Е.Е. Китик кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана факультета специальной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета.

 

Кондратьева А.А.  

«Различай парные согласные» логопедическая тетрадь. Пособие для детей, родителей, учителей младших классов.

 

Различай парные согласные. Данная тетрадь может быть использована для групповых и индивидуальных логопедических занятий с младшими школьниками, с речевым заключением «Трудности формирования чтения и письма», имеющими нарушение фонематического восприятия. А также, данное пособие могут использовать учителя начальных классов в качестве дополнительного материала по различению акустически близких звуков.

Лексический материал максимально адаптирован к системе коррекционно-логопедической работы с позиции компетентностного подхода.

Содержание тетради ориентировано на коммуникативно-деятельностную модель обучения с соблюдением элементов здоровьесберегающих технологий.

 

 

Утверждено экспертным советом ОО г. Степногорска, Акмолинской области,

Республики Казахстан от 25.11.11.

 

Содержание:

 

 

  1. Введение ………………………………………………4
  2. Парные согласные «В-Ф»…………………………….6
  3. Парные согласные «Б-П»……………………………..9
  4. Парные согласные «Д-Т»……………………………13
  5. Парные согласные «Г-К»…………………………....16
  6. Парные согласные «З-С»…………………………….21
  7. Парные согласные «Ш-Ж»…………………………..24
  8. Обобщение по теме…………………………………..29
  9. Приложение ………………………………………….32

10.Литература ……………………………………………37

 

 

Введение

 

На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.

Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.

Цели проекта:

1. Формирование фонематического слуха.

2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.

3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.

4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Задачи:

· Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.

· Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.

· Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук  не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.

· Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.

В тетрадь включены задания по следующим направлениям:

- фонетические

- грамматические

- орфографические

- графические

Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:

1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).

2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).

3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение  чистоговорок, слов).

4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).

5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).

6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).

Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (са д ы – са д). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.

Согласно программе начальных  классов по русскому языку  проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.

Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.

В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов;  и на  словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.

На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения.

В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой. Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.

Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие  задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.

Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.

  

 

I. РАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «В – Ф»

 

Карандашный диктант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 1. Запиши пару согласным:

  

ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ
  Ф
З  
Г  
  Ш
Б  
  Т

 

      Задание № 2. Пальчиковая гимнастика.

                   

  

 

 

 


          Задание № 3. Прочти слоги:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.137 с.)