Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Различай согласные «в – ф»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Различай парные согласные
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
УЧЕНИКА (ЦЫ) ___________ КЛАССА ____________ШКОЛЫ № ___________ ___________________________________ ___________________________________
ББК 74.3
Рецензент:
Е.Е. Китик кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана факультета специальной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета.
Кондратьева А.А. «Различай парные согласные» логопедическая тетрадь. Пособие для детей, родителей, учителей младших классов.
Различай парные согласные. Данная тетрадь может быть использована для групповых и индивидуальных логопедических занятий с младшими школьниками, с речевым заключением «Трудности формирования чтения и письма», имеющими нарушение фонематического восприятия. А также, данное пособие могут использовать учителя начальных классов в качестве дополнительного материала по различению акустически близких звуков. Лексический материал максимально адаптирован к системе коррекционно-логопедической работы с позиции компетентностного подхода. Содержание тетради ориентировано на коммуникативно-деятельностную модель обучения с соблюдением элементов здоровьесберегающих технологий.
Утверждено экспертным советом ОО г. Степногорска, Акмолинской области, Республики Казахстан от 25.11.11.
Содержание:
10.Литература ……………………………………………37
Введение
На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения). Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.
Цели проекта: 1. Формирование фонематического слуха. 2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков. 3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса. 4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Задачи: · Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки. · Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять. · Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными. · Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах. В тетрадь включены задания по следующим направлениям: - фонетические - грамматические - орфографические - графические Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками: 1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных). 2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов). 3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов). 4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба). 5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове). 6. Дописывание недостающих букв (парных согласных). Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (са д ы – са д). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.
Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями. Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится. В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи. На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой. Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило. Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки. Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.
Шапкой Сашка шишку сшиб. Портные. или брюки. Не нужно бояться у. ей.
На крыше выложили. есть. Женя болеет, у него. ар. Лера держит красный. ар. Задание № 12. Назови новые слова по образцам: Образец: Голова - головуШка сторона, изба, борода. Образец: Трус - трусиШка заяц, волк, вор, плут. Образец: Сапог - сапоЖок пирог, друг, круг, долг, творог.
Задание № 13. Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 14. Определи лишнее слово.
СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.
Задание № 15. Определи правильно парную согласную в конце слова «Ж» или «Ш», подбери и запиши проверочное слово.
Задание № 16. Раздели предложения на слова вертикальными палочками, запиши цифрой сколько слов в предложении:
Прошёлдождь.
СерёжаиАлёшавышлинаулицу.
Последождябольшиелужи.
Мальчикишлёпалиполужам.
Дедушкагрозилшалунам.
Задание № 17. Помоги собачке и белочке добраться до своих домиков.
Задание № 20. Прочти. Вычеркни предложения, которые не подходят к тексту по смыслу. Весна. Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. Птицы засобирались на юг – холодно и голодно им. С пригорка побежали ручейки. Пожелтела и засохла трава. На проталинах важно расхаживают грачи. Они ковыряют крепким клювом землю – ищут червячков. На деревьях набухают почки. Опадают желтые листья. На все лады поют птицы. Природа празднует приход весны! Проверка знаний: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ» Карандашный диктант. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 1. Запиши пары согласных:
Задание № 2. Разукрась желтым цветом шары, в которых написаны звонкие согласные:
Задание № 3. Подбери картинки к схемам, соедини их линиями:
Запиши эти слова, зачеркни парные согласные: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание № 4. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы, проверочные слова запиши ниже:
Потемнел на речке ле__,
Задание № 5: Прочти.Отгадай загадки.Вставь пропущенные буквы, объясни их написание. Далеко мой сту. Слышится вокру. Червякам я вра., А деревьям дру..
Через речку лё., Пробежать помо..
Задание № 6. Замени множественное число существительного единственным. Правильно запиши парную согласную в конце слова.
ДРОЗДЫ, СТОЛБЫ, МОСТЫ, ГЛАЗА, РЯДЫ, ГРИБЫ, СЛЕДЫ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 7. Зачеркни в словах парные согласные: Лодочка, кружок, бабочка, санки, девочка, грузовик, картина, слон, речка.
Задание № 8. Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий. Задание № 9. Вставь правильно буквы: ДУ., САПО., ОТРЯ., ФЛА., ТЕТРА. Ь, ГОЛУ. Ь, ЭТА., СА., ПЛЯ., СУГРО., МОРО., ШКА., РУКА.. Задание № 10. Прочитай. Вставь правильно нужные буквы: Летом мальчики ездили в деревню к бабушке. Любимым занятием у ребят было купание. Утром они бежали через огоро. на пру.. Весело бросались они в воду, ныряли, плавали, плескались, громко кричали, смеялись. Потом они выходили на бере. и грелись на песке. Подбери и запиши проверочные слова: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 11. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь правильно буквы:
На что кла., коли в семье ла.. Кто любит тру., того люди чту.. Лучше хле. с водой, чем пиро. с бедой. Добрая пословица не в бро. ь, а в гла..
Задание № 12. Вставь правильно буквы: ОГОРО., ШАЛА., ОВРА., СТОЛ., ЗАВО., ЛОША. Ь, ЭТА., СНО., ГЛА., УТЮ., ПЛО., ГРИ.. Литература.
1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», Москва, 1991 г. 2. Городилова В.И., Кудрявцев М.З. «Чтение и письмо», Санкт-Петербург, 1997 г. 3. Грушевская М.С. «Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление», Алма-Ата, 1989 г. 4. Ёлкина Н.В., Тарабина Т.И. «1000 загадок», Ярославль, 2000 г. 5. Забродина Л.В. Ренизрук Е.С. «Тесты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», Москва, 2005 г. 6. Коваленко О.М. «Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы», Москва, 2006 г. 7. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно», Санкт-Петербург, 2004 г.
8. Крутий Е.Л. «Волшебная логопедия», Донецк, 1999 г. 9. Лалаева Р.И., Венедикова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», Санкт-Петербург, 2001 г. 10. Лопухина И. «Логопедия. Упражнения для развития речи», Санкт-Петербург, 1997 г. 11. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г, Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах», Москва, 1987 г. 12. Матвеева А.Н., Васильева Р.А., Бугаева А.Л. «Сборник диктантов для начальных классов», Москва, 1984 г. 13. Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно», Москва, 1996 г. 14. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей», Санкт-Петербург, 2001 г. 15. Тетрадь для логопедических занятий № 3. Л.М. Козырева, «Различаем глухие и звонкие согласные», Ярославль, 1999 г. 16. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва, 1988 г. 17. Юрова Е.В. «Коррекция письменной речи», Москва, 1998 г. Различай парные согласные
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
УЧЕНИКА (ЦЫ) ___________ КЛАССА ____________ШКОЛЫ № ___________ ___________________________________ ___________________________________
ББК 74.3
Рецензент:
Е.Е. Китик кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана факультета специальной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета.
Кондратьева А.А. «Различай парные согласные» логопедическая тетрадь. Пособие для детей, родителей, учителей младших классов.
Различай парные согласные. Данная тетрадь может быть использована для групповых и индивидуальных логопедических занятий с младшими школьниками, с речевым заключением «Трудности формирования чтения и письма», имеющими нарушение фонематического восприятия. А также, данное пособие могут использовать учителя начальных классов в качестве дополнительного материала по различению акустически близких звуков. Лексический материал максимально адаптирован к системе коррекционно-логопедической работы с позиции компетентностного подхода. Содержание тетради ориентировано на коммуникативно-деятельностную модель обучения с соблюдением элементов здоровьесберегающих технологий.
Утверждено экспертным советом ОО г. Степногорска, Акмолинской области, Республики Казахстан от 25.11.11.
Содержание:
10.Литература ……………………………………………37
Введение
На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения). Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют. Цели проекта: 1. Формирование фонематического слуха. 2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков. 3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса. 4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Задачи: · Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки. · Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять. · Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными. · Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах. В тетрадь включены задания по следующим направлениям: - фонетические - грамматические - орфографические - графические Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками: 1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных). 2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов). 3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов). 4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба). 5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове). 6. Дописывание недостающих букв (парных согласных). Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (са д ы – са д). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению. Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями. Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится. В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи. На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой. Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило. Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки. Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.
I. РАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «В – Ф»
Карандашный диктант. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика.
Задание № 3. Прочти слоги:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.014 с.) |