Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медленные темпы  Очень медленные темпы

Поиск

Мелодия

    Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.

 

А. Шаинский  «Песенка крокодила Гены»

 

 

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

 

2. Мелодия вокальная и инструментальная.

а) Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания.

         В. Беллини Ария Нормы «О богиня» из оперы «Норма».

         Ш. Гуно – Бах Ave Maria

б) Речитатив (итал. «декламировать» - полуговор, полупение).

        М Мусоргский Вокальный цикл «Детская». «В углу».

Определите вид мелодии в следующих примерах:

С.Рахманинов Вокализ __________________________________________

М.Глинка «Ночной смотр» _______________________________________

 

                                            

 Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы,     фразы, предложения, кульминацию, каданс.

 

                                                  Детская песенка «Веселые гуси»

 

 

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.

Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»

 

Мелодия _____________________________________________________

Аккомпанемент ________________________________________________

   

 Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны. Когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, чудо волшебного превращения лебедушек в красных девиц в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных аккордов».

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»

   

 В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.

Знакомо вам это сочинение? Вспомните сочинение Ш. Гуно – И.С. Баха «Аве Мария»

 

                 Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику

 

                                                        

 

 

                                                  ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад) – способ изложения музыкального материала.

                               

                                    ВИДЫ ФАКТУР

 

1. Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме .   

                     Роберт Шуман Хорал

2. Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.

                П. Чайковский Шарманщик поет

3. Полифонический склад или фактура (поли – много, фоно – звук) – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.

                 И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор

 

Определите виды фактур в музыкальных примерах:

 

П. Чайковский «Итальянская песенка»

________________________________________________________

П. Чайковский «Утреннее размышление»

 

 

     Л.Моцарт Менуэт __________________________________________

        

     Различают фактуры, характерные для различных жанров:

     Марш          Полька          Вальс     Колыбельная

 

 

    Рассмотрим разнообразие фактур в этюдах Ф.Шопена

 

               Д/З Сыграть детскую песенку «Савка и Гришка» в фактуре марша, польки, вальса, колыбельной

 

 

                                 

 

 

                                          МЕТР. РИТМ

МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке.

Пульс сердца. Маятник часов.

 

А. Островский «Есть часы во всех домах»

С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов

Метроном

 

РИТМ (греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.

 

Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.

 

Вычеркните музыкальные символы, которые не относятся к ритму:

 

_____________________________________________________________

 

У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, Закавказья)

 

                            Лезгинка (зурна, барабан)

____________________________________________________________

Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»

Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:

 

 

Д/З Выбрать музыкальные шаги: лебедя, слона, белочки

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                

 

                                                          РИТМ ТЕМП

Существуют различные ритмоформулы танцев:

 

2/4   Полька
2/4     Краковяк
3/4     Мазурка
3/2     Сарабанда
3/4     Полонез
6/8     Сицилиана
6/8     Тарантелла
3/4     Вальс

                                                      

 Викторина по танцам:

1._________________ 2___________________ 3_________________

 

4_________________ 5____________________ 6 ________________

 

Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

РОБЕРТ ШУМАН (1810-1856)

«АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» (1848 год)

Р.Шуман - немецкий композитор –романтик, музыкальный писатель,пианист. Для творчества композитора характерны циклы программный миниатюр. Это «Бабочки», «Карнавал». Шуман автор 4 симфоний, оперы «Геновева», камерно-инструментальных произведений

Для детей Р.Шуман написал «Детские сцены» (13 пьес),«Лесные сцены» (9 пьес), «Альбом для юношества» (43 пьесы)

Рассмотрим некоторые из пьес цикла:

№2 «Солдатский марш»

Что общего с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского? ________________________________________________________________________________________________________________________________

№16 «Первая утрата»

Характер______________________________________________________

Музыкальный образ ____________________________________________

№18 «Смелый наездник»

Характер ______________________________________________________

Форма ________________Регистр 1ч. _______________2ч. ______________

№25 «Отзвуки театра»

Ваши впечатления _______________________________________________

_______________________________________________________________

№10 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Характер _______________________________________________________

Лад _________________________Регистр______________________________
Мелодия вокальная или инструментальная (подчеркнуть)

 

Викторинка по «Детскому альбому» П. Чайковского

 

1. _____________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

4. ______________________________________________________

5. ______________________________________________________

6. ______________________________________________________

 

 

КЛОД ДЕБЮССИ (1862-1918)

«ДЕТСКИЙ УГОЛОК»  (1809год)

Клод Дебюсси – французский композитор – импрессионист, пианист, дирижер, критик.

 

Фортепианный цикл «Детский уголок» состоит из шести фортепианных пьес. Данный альбом был посвящен дочери композитора Эмме Клод.

 

№2 «Колыбельная Джимбо»

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________ Форма______________________________

Регистр ____________________Темп _____________________________

Динамика_____________________________________________________

Кто такой Джимбо»? ___________________________________________

Развитие музыкального действия ___________________________________

_______________________________________________________________

 

№3 «Серенада кукле»

Красива ли кукла? ___________Кто поёт ей серенаду? ___________________

Характер ______________________________________________________

Фактура _______________________________________________________

 

№4 «Снег танцует»

Самая большая и сложная пьеса цикла. Её отличают живописность звучания.

Характер _______________________________________________________

Регистр ________________________________ Лад______________________

Фактура _________________________ Гармония ________________________

Динамика ______________________________________________________

 

№6 «Кукольный кэйкуок» - блестящий финал. Кейкуок – танец американских негров (шествие с пирогами)

В пьесе пародируется модный тогда танец регтайм.

Характер __________________________________________________________

Особенности ритма в правой руке ____________________________________

В левой руке ______________________________________________________

 

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915-1998)

Рисунок по музыкальному произведению

 

 

МОЙ РИСУНОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ

__________________________________________________________________

                                    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

                                       ПРЕЛЮДИЯ. ТОККАТА

 

Музыкальный жанр – это род и вид музыкального произведения.

 

Формы Инструментальные Вокальные
Миниатюра Прелюдия, токката, Этюд, скерцо, ноктюрн, Экспромт, рапсодия Песня, романс
Крупная форма Соната, сюита, вариации. Симфония, увертюра, концерт, квартет Кантата, оратория
Музыкально-театральные жанры Балет Опера, оперетта, мюзикл

  ПРЕЛЮДИЯ (лат. играю вступление) – инструментальная пьеса импровизационного характера или вступление к другой пьесе.

Ф. Шопен Прелюдия ЛяЬ мажор

Характер________________________________________________________

Самостоятельная пьеса или вступление (подчеркнуть)

Этюды Карла Черни

КАРЛ ЧЕРНИ (1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.

К. Черни – автор многочисленных произведений (более 1000). Этюды Черни – настоящая энциклопедия фортепианной техники.

Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»

К.Черни Этюды

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каприсы Н. Паганини

 

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.

Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.

Каприс или каприччио (итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные  виртуозные  пьесы свободной формы  для скрипки.

Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.

 

Н. Паганини Каприс №24 ля минор

Характер_______________________________________________________

Технические приемы _____________________________________________

_______________________________________________________________

Есть партия аккомпанемента ______________________________________

 

Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.

 

ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА

В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.

 

ЭТЮДЫ ШОПЕНА

ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.

27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.

 

ЭТЮД №1 До мажор

Характер__________________________________________________________

Вид техники _____________________________________________________

Музыкальный образ ______________________________________________

ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор

Характер _________________________________________________________

Вид техники ____________________________________________________

Музыкальный образ _____________________________________________

Можно назвать данный этюд прелюдией? Да Нет

 

Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:

Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________

В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________

 

ЭТЮДЫ ЛИСТА

Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое» К вершинам виртуозности сам Лист шел чере этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»

 

Этюд № 12 «Метель»

Музыкальный образ _______________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Д/З Разобрать этюд по специальности

 

СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА

У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.

 

И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор

Характер __________________________________________________________

Юмореска (от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера.

П. Чайковский «Юмореска»

Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?

Форма _________________________________________________________

Средний раздел _________________________________________________

 

СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера. Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.

П. Чайковский «Скерцо»

Какое это скерцо? ________________________________________________

Форма __________________ Средняя часть__________________________

В музыке 19 века скерцо заменило менуэт в сонатах и в симфониях.

СЕРЕНАДА. НОКТЮРН

СЕРЕНАДА (итал. – ясный, открытый, латин. – поздний вечер)

- пение или игра на музыкальном инструменте внчером или ночью под окном возлюбленной. Серенады распевались под аккомпанемент щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары. Серенады бывают вокальные и инструментальные.

 

Й. Гайдн Серенада

Вокальная или инструментальная?

Характер ______________________________________________________

Ф. Шуберт Серенада

Образ: грусть и волнение, радость и нежность.

Характер______________________________________________________

Вокальный или инструментальный вариант понравился больше?

_________________________________________________________________

Ф. Шопен Ноктюрн ми минор

Характер______________________________________________________

Образ__________________________________________________________

Э.Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, пианист, дирижер.

Э.Григ «Ноктюрн»

Характер __________________________________________________________

Образ__________________________________________________________

ЭКСПРОМТ. РАПСОДИЯ

 

1 Викторина

 

1 Ф.Шопен Этюд До мажор  
2 Ф.Лист Этюд «Метель»  
3 И.Бах Токката и фуга ре минор  
4 И.С. Бах «Шутка»  
5 Ф. Шуберт «Серенада»  
6 В. Моцарт Маленькая ночная серенада»  

 

2. Определить на слух музыкальный жанр: этюд, ноктюрн, прелюдия, токката, скерцо, ноктюрн, серенада.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЭКСПРОМТ (фр.- наготове, лат. – готовый)- инструментальная пьеса импровизационного характера. Сочинить экспромт – значит мгновенно, без подготовки.

Классические образцы жанра экспромта представлены в творчестве Ф. Шуберта, ф. Шопена, Ф. Листа.

Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик.

Написал 8 экспромтов в 1827 году.

Ф. Лист Рапсодия №2

Ваши фантазии____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Иногда рапсодии представляют собой фантазию на темы другого композитора. Например, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

 

 

                                           ПЕСНЯ, РОМАНС

 

ПЕСНЯжанр, в котором сочетаются слово и музыка. Мелодия выражает общее настроение текста, не выделяя детали. Строфа песни называется куплетом, который состоит из запева и припева.

Ваша любимая песня:

__________________________________________________________________

«Песенка о капитане» муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача

Характер_________________________________________________________

Форма____________________________________________________________

Основоположником классической песни стал австрийский композитор Франц Шуберт. Им написано более 600 песен.

КРОССВОРД

 

1       Ю    

 

2           М  

 

 

3 О          

 

 

4   Р          

 

5 Е      

 

  6         С 7            

 

К 8            

 

9 А            

1. Ночная музыка

2. Инструментальная пьеса импровизационного характера

3 Виртуозная пьеса для клавишных инструментов (в переводе удар)

4 Пение на открытом воздухе вечером или ночью

5 Вокальный жанр, где соединяются слово и музыка

6 Вокальный жанр, возникший в Испании в средние века

7 Жанр, обозначающий в переводе «шутка»

8 Вокально-инструментальный жанр для хора, солистов и оркестра

9  Итальянский скрипач-виртуоз, композитор, написавший 24 каприса

 

 

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Великий русский писатель Михаил Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого». Огромное разнообразие чувств и настроений выражено в музыке. Чтобы слушателю было легче разобраться в содержании музыкального произведения, композиторы дают им названия. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки и самого прозаического человека заставляет что-то вообразить, на чем-то сосредоточиться» - Р. Шуман

КОБОЛЬД

 

 

Кобольд – домовой, старичок-проказник, который любит все перевернуть по-своему в спящем доме.

Характер ______________________________________________________

Регистр ______________________________________________________

Форма _____________________Динамика__________________________

Содержание пьесы ____________________________________________

_____________________________________________________________

 

ШЕСТВИЕ ГНОМОВ

 

 

Гном (словарь С. Ожегова) – безобразный, обычно бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища.

Характер 1ч. ________________________ 2ч. ______________________

Форма ___________________________Темп ________________________

Содержание пьесы _____________________________________________

______________________________________________________________

Два варианта исполнения пьесы «Шествие гномов»6 фортепианный и оркестровый

Д/з Нарисовать рисунок или принести сказку о  гномах или троллях.

 

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

БАЛЕТ «ЖАР-ПТИЦА»

Русская сказка об Иване-царевиче, освободившем прекрасную царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы»

Сюжет балета.

Музыкальная драматургия балета построена на сопоставлении трех интонационных сфер:

1. Мрачное фантастическое царство Кащея

2. Красочная музыка Жар-птицы

3. Народно-песенная музыка Ивана-царевича и царевен

 

Разберем выразительные средства трех сфер:

 

1. _______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. ________________________________________________________

 

В 1919 году И. Стравинский создает сюиту на основе музыки балета

1. Вступление

2. Пляс Жар-птицы

3. Хоровод царевен

4. Поганый пляс Кащеева царства

5. Колыбельная

6. Финал

 

 

Д/З Принести сказку «Жар-птица» или нарисовать рисунок по балету «Жар-птица»

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

         РОБЕРТ ШУМАН ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «КАРНАВАЛ»

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор и музыкальный писатель. Чайковский считал, что 19 век назовут шумановским периодом в истории музыки. С именем Шумана связаны самые большие завоевания романтической музыки: способность глубокого и тонкого проникновения в жизнь человеческого сердца, желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное.

Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей. Таков его фортепианный «Карнавал» (1835), где кружатся в стремительном танце или медленно проходят персонажи под масками Пьеро и Арлекина, Киарины и Эстреллы. Здесь и современники композитора: скрипач Н.Паганини и поэт фортепиано Ф. Шопен. А Флорестан и Эвсебий – это сам Шуман. В этих персонажах раскрывается его двойственная, противоречивая натура.

Рассмотрим данных героев и обрисуем их музыкальные портреты.

 

ПЬЕРО   Гибкий, пружинистый, весь в движении
АРЛЕКИН   Философ, меланхолик, задумчив
ЭВСЕБИЙ   Пламенный, настроение изменчиво
ФЛОРЕСТАН   Лирический образ, поэтический
КИАРИНА   Темпераментная,эффектная
ЭСТРЕЛЛА   Сдержанно-страстная
ШОПЕН   Мечтательный
ПАГАНИНИ   Демонический, виртуозный

 

Соедините стрелками музыкальных героев и соответствующую им характеристику.

 

В конце карнавала все герои выступают стройным маршем против всех обывателей, чуждых всему новому.

 

Д/З Нарисовать портрет персонажа фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал»

                                               

ПРИРОДА В МУЗЫКЕ

А. Вивальди «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цикл «Четыре времени года» (соч.8) объединяет собой 4 концерта для струнного оркестра, солирующей скрипки и клавесина под названиями «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждому концерту предпослано небольшое стихотворение в форме сонета, являющееся его литературной программой.

КОНЦЕРТ №4 – «ЗИМА»

Придумай программу к концерту №4 «Зима»

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравни с программой композитора.

Д/З Нарисовать рисунок или подобрать стихотворение о природе.

                                       КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

(вписать соответствующий термин)

 

1. Окраска звука  
2. Скорость движения музыки  
3. Способ извлечения звука  
4. Аккорды и их последовательность  
5. Законченная музыкальная мысль  
6. Чередование коротких и долгих длительностей  
7. Громкость исполнения музыки  
8. Способ изложения музыкального материала  

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание уроков 1 четверть стр
1 Средства музыкальной выразительности 1
2 Мелодия 2
3 Гармония 3
4 Фактура 4
5 Метр. Ритм 5
6 Ритм. Ритмоформулы танцев. Темп 6
7 Тембр 7
8 Симфонический оркестр. С.Прокофьев «Петя и волк» 8
9 Штрихи. Динамика. Регистр 9
  2 четверть  
1 П.И. Чайковский «Детский альбом» №1-6 10
2 П.И. Чайковский «Детский альбом» №7-13 11
3 П.И. Чайковский «Детский альбом» №14-24 12
4 Р.Шуман «Альбом для юношества» 13
5 К.Дебюсси «Детский уголок» 14
6 Г.Свиридов Альбом пьес для детей 15
7 План разбора музыкального произведения 16
  3 четверть  
1 Музыкальные жанры. Прелюдия. Токката 18
2 Этюды. К. Черни. Каприсы Н.Паганини 19
3 Этюды Ф.Шопена. Этюды Ф.Листа 20
4 Скерцо. Юмореска 21
5 Серенада. Ноктюрн 22
6 Экспромт. Рапсодия 23
7 Песни. Романсы 24
8 Кантата 25
9 Оратория 26
10 Жанры. Заключительный урок 27
  4 четверть  
1 Содержание музыкальных произведений. Сказка в музыке 28
2 И.Стравинский Балет «Жар-птица» 29
3 Музыкальный портрет. Р.Шуман «Карнавал» 30
4 Природа в музыке. А.Вивальди «Времена года» 31
5 Заключительный контрольный урок 32
     

 

 

Мелодия

    Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.

 

А. Шаинский  «Песенка крокодила Гены»

 

 

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

 

2. Мелодия вокальная и инструментальная.

а) Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания.

         В. Беллини Ария Нормы «О богиня» из оперы «Норма».

         Ш. Гуно – Бах Ave Maria

б) Речитатив (итал. «декламировать» - полуговор, полупение).

        М Мусоргский Вокальный цикл «Детская». «В углу».

Определите вид мелодии в следующих примерах:

С.Рахманинов Вокализ __________________________________________

М.Глинка «Ночной смотр» _______________________________________

 

                                            

 Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы,     фразы, предложения, кульминацию, каданс.

 

                                                  Детская песенка «Веселые гуси»

 

 

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.

Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»

 

Мелодия _____________________________________________________

Аккомпанемент ________________________________________________

   

 Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны. Когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, чудо волшебного превращения лебедушек в красных девиц в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных аккордов».

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»

   

 В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.

Знакомо вам это сочинение? Вспомните сочинение Ш. Гуно – И.С. Баха «Аве Мария»

 

                 Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику

 

                                                        

 

 

                                                  ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад) – способ изложения музыкального материала.

                               

                                    ВИДЫ ФАКТУР

 

1. Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме .   

                     Роберт Шуман Хорал

2. Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.

                П. Чайковский Шарманщик поет

3. Полифонический склад или фактура (поли – много, фоно – звук) – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.

                 И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор

 

Определите виды фактур в музыкальных примерах:

 

П. Чайковский «Итальянская песенка»

________________________________________________________

П. Чайковский «Утреннее размышление»

 

 

     Л.Моцарт Менуэт __________________________________________

        

     Различают фактуры, характерные для различных жанров:

     Марш          Полька          Вальс     Колыбельная

 

 

    Рассмотрим разнообразие фактур в этюдах Ф.Шопена

 

               Д/З Сыграть детскую песенку «Савка и Гришка» в фактуре марша, польки, вальса, колыбельной

 

 

                                 

 

 

                                          МЕТР. РИТМ

МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке.

Пульс сердца. Маятник часов.

 

А. Островский «Есть часы во всех домах»

С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов

Метроном

 

РИТМ (греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.

 

Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.

 

Вычеркните музыкальные символы, которые не относятся к ритму:

 

_____________________________________________________________

 

У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, Закавказья)

 

                            Лезгинка (зурна, барабан)

____________________________________________________________

Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»

Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:

 

 

Д/З Выбрать музыкальные шаги: лебедя, слона, белочки

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

                                

 

                                                          РИТМ ТЕМП

Существуют различные ритмоформулы танцев:

 

2/4   Полька
2/4     Краковяк
3/4     Мазурка
3/2     Сарабанда
3/4     Полонез
6/8     Сицилиана
6/8     Тарантелла
3/4     Вальс

                                                      

 Викторина по танцам:

1._________________ 2___________________ 3_________________

 

4_________________ 5____________________ 6 ________________

 

Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.

Медленные темпы                      Очень медленные темпы

Andante -спокойно                        Largo - широко

Sostenuto - сдержанно                   Lento - медленно

Умеренные темпы                        Adagio - медленно

Moderato - умеренно                      Быстрые темпы       

Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро

                                                         Vivo – очень скоро

                                                         Presto- очень скоро

 

А.Петров Балет «Сотворение мира»

«Сотворение Адама» ______________________________________

«Веселая погоня» _________________________________________

                                                ТЕМБР

ТЕМБР (фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.

Певческие голоса разделяются на три группы, в зависимости от высоты звучания.

 

  Женские голоса   Мужские голоса
Высокий Сопрано Лирическое Драматическое Колоратурное Тенор Лирический           Драматический  
Средний   Меццо-сопрано Баритон
Низкий   Контральто Бас

 

Викторинка. Определяем тембры голосов:

 

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

 

Выдающиеся певцы:

Бас: Федор Шаляпин, ______________________________________________

______________________________________________________________

Баритон: Дм. Хворостовский ______________________________________

Тенор: В. Лемешев ______________________________________________

______________________________________________________________

 

Сопрано: Т. Милашкина __________________________________________

_______________________________________________________________

Меццо-сопрано: Е. Образцова _____________________________________

______________________________________________________________

Контральто: З. Долуханова, Т. Синявская ___________________________

 

       Д/З 1. Выучить тембры певческих голосов

 

 

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.011 с.)