Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №4 Виды и особенности русских народных сказок.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» предназначена для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Рабочая тетрадь предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по темам «Анализ образовательной области «Чтение художественной литературы», «Малые фольклорные жанры», «Понятие и значение техники речи для выразительного чтения», «Виды и особенности русских народных», «Литературно-исполнительский анализ сказки», разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Тетрадь снабжена справочным материалом, практическими и творческими заданиями, упражнениями, помогающими усвоить темы программы. Материал рабочей тетради расположен по темам в соответствии с программой курса. Каждый раздел включает основные теоретические положения темы, проблемные вопросы, тесты или ситуации, практические задания, список источников, а также обязательной и дополнительной литературы. Основная задача рабочей тетради – активизировать и организовать самостоятельную работу студента по изучению данной дисциплины и обеспечить контроль над ней со стороны преподавателя. Правила работы с тетрадью 1. Внимательно ознакомьтесь с конкретным заданием к данной теме, продумайте его. 2. В рабочей тетради вопросы и задания расположены по степени нарастания сложности: от вопросов (заданий), требующих простой репродукции знаний, к вопросам (заданиям), требующим знаний, предполагающих элементы аналитической, творческой работы. Начинайте работать от простого к сложному. 3. В тетради содержатся задания, требующие работы с интернет-ресурсами. Для этого вам необходимо: - находить в общей поисковой системе запрашиваемую информацию; - научиться пользоваться электронными словарями; - научиться анализировать и обобщать найденную информацию 4. При выполнении заданий по чтению художественных текстов необходимо помнить, что алгоритм работы с текстом состоит из следующих блоков: название-автор – источник – проблемы – факты – особенности - новизна. Читая текст, вы укладываете информацию в эти блоки.
5. При выполнении заданий, содержащих вопрос, ответ вписывайте в специально оставленное место четко и аккуратно. 6. При изучении задания особое внимание обратите на те, к которым в конце тетради содержатся приложения. Содержание
Тема № 1 Анализ образовательной области «Чтение художественной литературы» примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Тема № 2 Малые фольклорные жанры. Тема № 3 Понятие и значение техники речи для выразительного чтения. Тема №4 Виды и особенности русских народных сказок. Тема № 5 Понятие о литературной сказке. Развитие жанра литературной сказки в ХIХ века. Тема № 6 Ведение Дневника читателя Тема № 7 Анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С. Пушкина со сказкой бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов». Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3
Тема № 1 Анализ образовательной области «Чтение художественной литературы» п римерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Аудиторная самостоятельная работа Задание 1. Проанализировать образовательную область «Чтение художественной литературы» в примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Вопросы для анализа
Ответы записать ниже:
Задание № 1 Познакомьтесь с таблицей «Классификация жанров русского фольклора» (Приложение №1). Подготовьтесь к терминологическому диктанту.
2. К малым жанрам русского фольклора относятся:
3. К большим жанрам русского фольклора относятся: 4. Пословицы – это ______________________________________________________________________________________________________ Потешки – это ________________________________________________________________________________________________________ Сказки – это __________________________________________________________________________________________________________ Загадки – это _________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ Небылицы – это ________________________________________________________________________________________________________ 5. Назовите особенности исполнения потешек: _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ 6. Назовите особенности рассказывания прибауток: ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ Внеаудиторная самостоятельная работа Задание № 2 Составить картотеку художественных произведений по возрастным категориям и жанрам. Алгоритм выполнения задания: Интервал: одинарный. 4. Справа, вверху на карточке указать исходные данные программы «От рождения до школы»; ниже через интервал – возраст, посередине название жанра, ниже – рекомендуемые произведения (в столбик, или по всей ширине) (см. образец). Образец
Внеаудиторная самостоятельная работа Задание № 3 Разучивание наизусть (из детских хрестоматий) закличек, потешек, колыбельных.
Алгоритм выполнения задания: 1. Ознакомьтесь с таблицей «Классификация малых жанров фольклора» (Приложение 1), запишите определение следующих жанров: Потешки – это ___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ Колыбельные – это ______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ Заклички – это __________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ 2.Выучить наизусть произведения малых фольклорных жанров (не менее 2-х произведений каждого жанра: колыбельных, пестушек, потешек, небылиц). Требования к исполнению произведений малого жанра фольклора:
3.Подготовить сообщения о малом фольклорном жанре с их декламацией и использованием слайд-шоу, инсценировки или игрыпо предложенным темам: 1) Колыбельные песни – первый учебник жизни детей (http://rodnaya-tropinka.ru/kolibelnie-dlya-dete/). 2) Пестушки как русская традиция воспитания детей (http://rodnaya-tropinka.ru/pestushk/). 3) Потешки – помощники в воспитании детей (http://fb.ru/article/129537/poteshki-dlya-malyishey-mudraya-pedagogika-predkov). 4) Небылицы в русском фольклоре – первые логические упражнения для детей (http://www.baby-answer.ru/2012/04/1.html). Внеаудиторная самостоятельная работа Задание № 4 Создать буклет по одному из малых жанров фольклора (по выбору). Алгоритм выполнения задания: 1.Выберите из предложенных тем, тему для буклета. Примерные темы для буклета: 1.Колыбельные песни – первый учебник жизни детей. 2.Пестушки как русская традиция воспитания детей. 3.Потешки – помощники в воспитании детей. 4.Небылицы в русском фольклоре – первые логические упражнения для детей. 5.Детские считалки – необходимый атрибут детской игры.
6.Значение и польза скороговорок. 7.Заклички и времена года. 2. Требования к буклету: · Размер А4. · Актуальность и соответствие теме и задачам; · Краткость, точность, законченность информации; · Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; · Достоверность информации; · Художественное оформление, привлекательность, яркость, креативность, эмоциональная нагрузка представленного материала; · Разметка буклета и его оформление логичны и отвечают эстетическим требованиям; · Текст легко читается; · Фон сочетается с текстом. · Адресность буклета; · Соответствие фотографий и изображений содержанию текста. · В буклете необходимо указать автора работ, группу, образовательное учреждение. 3.В буклете должны быть следующие разделы:
Буклет - это печатный продукт, представляющий собой согнутый в два или более раз лист бумаги, на всех сторонах которого размещается информация по определенной теме в виде текста и изображений в красочном дизайнерском оформлении. По форме буклеты можно разделить на следующие виды: 1. Буклет - листовой рекламный материал с одной линией сгиба (один фальц). 2. Евробуклет (другое название - лифлет) представляет собой листовой материал с двумя линиями сгиба (два фальца). 3. Многостраничный буклет (брошюра) - материал состоящий из нескольких листов скрепленных между собой скрепкой, пружиной. 4. Кроме того, возможны различные вариации, например, Евробуклет, выполненный на удлиненном листе с большим количеством сложений (как "гармошка"). Онлайн-конструктор буклетов http://maketron.ru/konstruktor-bukletov
Требования к защите буклета: 1. Презентация буклета в соответствии с требованиями. 2. Исполнение наизусть произведений малого фольклорного жанра, представленного в буклете. 3. В ходе защиты необходимо: 1. Представиться. 2. Тема буклета. 3.Назвать цель (задачи) буклета. 4. Назвать задачи проекта 5. Раскрыть содержание буклета. 6. Оценить свою работу. Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.
Список источников: 1. Бортник О. И. Базовый Курс.PowerPoint.Изучаем Microsoft Office М.: Современная школа, 32 С. 2. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 2012. 3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. 4. Федорова Т. Методические рекомендации по подготовке буклета/ Т. Федорова [Электронный ресурс]: http://ipkold.68edu.ru/consult/723-04-05-11.html (Дата обращения 10.06.2018). 5. Хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
План Дневника читателя 1. Автор и полное название произведения;
2. Тема (о чем произведение) 3. Основная мысль (над чем автор хочет заставить задуматься, какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет данное произведение); 4. Основные герои; 5. Сюжет произведения; 6. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные элементами композиции. В каждом произведении можно выделить ключевые фразы, по которым можно воспроизвести содержание, они отражают основные изменения развития сюжета. Между цитатами необходимо вписывать элементы композиции произведения (см. в примечаниях); 7. Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз). Внеаудиторная самостоятельная работа Задание № 1Заполнить Дневник читателя по произведениям (использовать информацию в приложении №6): -Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина -Сказка бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов»
МАЛЫЕ ЖАНРЫ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колыбельная | Песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка. | Исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных. | Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мои детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: дам кусок пирога да кувшин молока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пестушки (пестовать-нянчить) | Короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе и т.п. | Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь. | Купание: Вода текучая. Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — к низу, А дитя — к верху. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибаутки | Небольшой стишок, в котором присутствует сюжет, направлены на развитие воображения малышей. | Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Читается весело, лукаво. | Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Докучные сказки | Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.. | Их произносительной особенностью являются быстрый темп, монотонная, ровная, усыпляющая интонация. | Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Скажи! - Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Не хочу! - Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Отстань! - Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Вот пристал! - Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Потешки | Небольшие стихи, предназначенные для младенцев, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. | Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. «Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело. | «Ладушки», «Сорока», «Коза». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Небылицы | Стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом. | При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов. Небылицы читаются весело, с юмором. | Стучит-гремит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скороговорки | Ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. | Читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность. | У четырех черепашек четыре черепашонка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Считалки | Жеребьевки для деления в игре. | Исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие. | На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заклички | Обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям. | Произносить с интонацией просьбы, зова или клича. | Солнышко,солнышко, Выгляни в окошко. Там твои детки Кушают конфетки. А тебе не дают |
Приложение №2
Упражнения по технике речи
ТЕМП
Упражнение 1. «Два барана» Прочитать, следуя указаниям в скобках.
По крутой тропинке горной (Неторопливое, размеренное) шел домой барашек черный (повествование) и на мостике горбатом повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: здесь двоим нельзя пройти— ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Мэ-э, — ты в своем, баран, уме? Пусть мои отсохнут ноги, не сойду с твоей дороги!» Помотал один рогами, уперся другой ногами... Как рогами ни крути, а вдвоем нельзя пройти. (Темп речи убыстряется: белый баран сердится, говорит быстро.) Такой же быстрый темп: черный баран раздражается, говорит еще быстрее брата. Очень быстрый темп: передается «бои» баранов.
Упражнение 2. «Барабанщик». Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била
Бой.
И. Сельвинский
ТОН
Упражнение 1. «УУУУХ» (А. Прокофьев, «Как на горке, на горе»).
С ГОРКИ – УУУУХ. (Понижай голос, как будто съезжаешь с горы.)
НА ГОРКУ – УУУУХ! (Повышай голос, как будто поднимаешься на гору.)
Упражнение 2. «Самолёт» (выше – ниже, быстро – медленно).
Встретил петушок кота
И спросил его тогда:
- Почему ты черный, кот?
- Лазал ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Пес меня в пыли валял.
Упражнение 3. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Гром грохочет — бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — ах! —
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
— С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
— Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
— Не пляши!..
До чего пугливые камыши!
Иду вперед (топ-топ-топ) —
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от — (тирлим-бом-бом),
Скажите, от — чего так зябнут ноги?
Упражнение 4. Подберите отрывок из русской народной сказки с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?
Приложение № 3
Сюжет может излагаться:
- В прямой хронологической последовательности событий;
- С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;
- В преднамеренно измененной последовательности
Несюжетными элементами считаются:
- Лирические (иначе - авторские) отступления;
- Вводные (вставные эпизоды);
- Художественные предварения;
- Художественное обрамление.
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции).
Вводные (вставные) эпизоды имеют жанровую завершенность, но являются частью произведения; вносят дополнительный смысл в раскрытие авторской идеи;
Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;
Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» предназначена для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Рабочая тетрадь предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по темам «Анализ образовательной области «Чтение художественной литературы», «Малые фольклорные жанры», «Понятие и значение техники речи для выразительного чтения», «Виды и особенности русских народных», «Литературно-исполнительский анализ сказки», разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Тетрадь снабжена справочным материалом, практическими и творческими заданиями, упражнениями, помогающими усвоить темы программы.
Материал рабочей тетради расположен по темам в соответствии с программой курса. Каждый раздел включает основные теоретические положения темы, проблемные вопросы, тесты или ситуации, практические задания, список источников, а также обязательной и дополнительной литературы.
Основная задача рабочей тетради – активизировать и организовать самостоятельную работу студента по изучению данной дисциплины и обеспечить контроль над ней со стороны преподавателя.
Правила работы с тетрадью
1. Внимательно ознакомьтесь с конкретным заданием к данной теме, продумайте его.
2. В рабочей тетради вопросы и задания расположены по степени нарастания сложности: от вопросов (заданий), требующих простой репродукции знаний, к вопросам (заданиям), требующим знаний, предполагающих элементы аналитической, творческой работы. Начинайте работать от простого к сложному.
3. В тетради содержатся задания, требующие работы с интернет-ресурсами. Для этого вам необходимо:
- находить в общей поисковой системе запрашиваемую информацию;
- научиться пользоваться электронными словарями;
- научиться анализировать и обобщать найденную информацию
4. При выполнении заданий по чтению художественных текстов необходимо помнить, что алгоритм работы с текстом состоит из следующих блоков: название-автор – источник – проблемы – факты – особенности - новизна. Читая текст, вы укладываете информацию в эти блоки.
5. При выполнении заданий, содержащих вопрос, ответ вписывайте в специально оставленное место четко и аккуратно.
6. При изучении задания особое внимание обратите на те, к которым в конце тетради содержатся приложения.
Содержание
Тема № 1 Анализ образовательной области «Чтение художественной литературы» примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Тема № 2 Малые фольклорные жанры.
Тема № 3 Понятие и значение техники речи для выразительного чтения.
Тема №4 Виды и особенности русских народных сказок.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.105 с.)