Памятка «Как давать характеристику исторической личности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка «Как давать характеристику исторической личности»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «История»

 

разработчик

Панина Н.В.

к.и.н.

 

 

Ярославль 2019

Историческое эссе как вид самостоятельной работы

Историческое эссе[1] является одним из видов творческих заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения. В качестве тем для написания эссе студентам предлагается на выбор несколько исторических периодов, нижние и верхние хронологические рамки которых обусловлены теми или иными событиями в истории изучаемого государства. Задача студента — высказать и аргументировать свою позицию по выбранной теме, опираясь на знание не только фактов, но и позиций исследователей, материал источников.

 

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Основные признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса;

· эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;

· в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

· вступление

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Задания по теме:

3.1 Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Когда Карл Фульротт в 1872 г. представил череп и кости неандертальца, найденные в 1856 г. в Германии, на заседании Берлинского антропологического общества, известный патологоанатом, врач, антрополог Рудольф Вирхов, не желая признавать неандертальца предком человека, высказался так: «Это не предок, а урод. Все его особенности – результат патологии, вырождения от сифилиса или алкоголизма...» [12, с. 163].

1. Какие примитивные черты в строении черепа неандертальца дали Р. Вирхову возможность сделать столь категоричное высказывание?

2. Найдите по дополнительной литературе, какие прогрессивные черты отмечаются у неандертальцев, по современным данным.

3.2 Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие характерные черты охоты периода верхнего палеолита можно выделить исходя из приведенных ниже археологических данных?

На верхнепалеолитической стоянке Амвросиевка на Украине археологом П.Г. Пидопличко были найдены останки стада зубров, загнанного в овраг и перебитого охотниками. Стадо насчитывало почти тысячу особей; среди костей зубров было найдено более 300 наконечников копий. По подсчетам П.Г. Пидопличко, в этой охоте могло участвовать около ста человек [20, с. 144].

3.3 Подготовить историческое сочинение по теме «Духовная культура и искусство первобытного общества».

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наука и богословие.

 Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом. XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — сверхъестественное - даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля. В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возглавил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоский. Он являлся одним из наиболее видных представителей средневековой мистики. В середине XV и. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия. Своеобразным явлением средневековой науки, которая была переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхимиков было нахождение способа превращения простых металлов в золото, происходившего якобы при помощи так называемого «философского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовершенствование составов многих красок, металлических сплавов, лекарств. Развитие образования. С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала только на латинском языке. Благодаря знанию латыни ученые разных стран могли свободно общаться между собой. Лишь в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторики, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку. В XII —XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию церкви. Учащиеся-Школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях церкви и ее служителям. Университеты. Существовавшие в некоторых городах школы, превращались с XII в. в университеты. Так назывался союз школяров и преподавателей для учебы и зашиты своих интересов. Первые высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах Солерно (медицинская шкода) и Болонья (юридическая школа). В 1200 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около 60 университетов. Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факультеты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артистический факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и богословский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию. Университеты, являясь центрами знаний, играли важную роль в культурном развитии. Архитектура. Скульптура. С ростом городов интенсивно развивались градостроительство и архитектура. Возводились жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг главной городской площади строились лома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных выстраивались лома в 1- 5 этажей. В XI—XIII вв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использовали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для романских храмов характерны массивные стены и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок. Соборы в готическом стиле стали строить с XII в. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Западной Европе, оставаясь господствующим до конца Средневековья. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным великолепными цветными витражами. Внутреннее пространство Готического собора озарено светом витражей. Ряды стройных столбов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создают чувство неудержимого движения ввысь и вперед. Огромной выразительной силой обладала готическая скульптура. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них отражены на липах и в фигурах. Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей. Изобретение книгопечатания. Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни всего общества. Создателем европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг. Его способ (печатный набор) позволил получать произвольное число одинаковых оттисков текста с формы, составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер. Первая печатная страница Гутенберга датируется 1445 г. Первым полным печатным изданием Европы стала в 1456 г. 42-строчная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для широкого круга грамотных людей. Раннее Возрождение. В XIV —XV вв. в культуре Европы происходят большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки, литературы, искусства. Это явление получило название Возрождения (Ренессанса). Деятели Возрождения считали, что после гибели античности наступил период упадка - Средние века. И только теперь начинается возрождение античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось многое от античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан. Одним из ведущих направлений в первой половине XV н. был гражданский гуманизм. Его основоположником был Леонардо Бруни, высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, а е писал собственные работы, среди которых «История флорентийского народа». Еще один выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура, считал Валла, - одна из сторон духовной жизни, не зависящая от церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Иное направление в итальянском гуманизме XV в. представляло творчество Леона Баттиста Альберти. Он был мыслителем и писателем, теоретиком искусства и архитектором. У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки. Ее главный тезис - гармония как один из основных законов бытия. Законам гармонии подчиняется и вселенная, и внутренний мир человека. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни, в которой человек раскрыть природные свойства своей натуры. В отличие от гуманизма, начавшего складываться но второй половине XIV в., живопись, ваяние и зодчество ступили на путь новаторства лишь в первые десятилетия XV в. В это время в Италии формируется новый тин здания - палаццо и вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропорций, просторные интерьеры — вот характерные черты новой архитектуры. Центром живописи в эпоху Возрождения становится Флоренция. Во второй половине XV в. художники ищут принципы построения перспективы для изображения трехмерного пространства. В этот период складываются различные школы - флорентийская, северо-итальянская, венецианская. Внутри них возникает большое количество течений. Самым известным живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Ботичелли.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Основные этапы

Промышленный переворот

 

 

3. Задания по теме:

Подъем мировой торговли

1. Какие страны были основными перевозчиками товаров в мировой торговле в XVI в.?              2. Какие факторы определили роль Северных Нидерландов в мировой торговле? Почему Северные Нидерланды со временем потеряли своё преимущество? 3. Почему Европу сравнивали с насосом, который перекачивал драгоценные металлы из Америки в страны Азии?

Промышленный переворот

1. Сформулируйте определение понятия «промышленный переворот». 2. В каких отраслях производства промышленный переворот проявился наиболее ярко и  почему? 3. Промышленный переворот начался и завершился в разных странах в различное время. С чем связана такая неравномерность? 4. Почему в странах Азии, Африки и Латинской Америки промышленная революция так и не развернулась?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Практическое занятие № 4.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «История»

 

разработчик

Панина Н.В.

к.и.н.

 

 

Ярославль 2019

Историческое эссе как вид самостоятельной работы

Историческое эссе[1] является одним из видов творческих заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения. В качестве тем для написания эссе студентам предлагается на выбор несколько исторических периодов, нижние и верхние хронологические рамки которых обусловлены теми или иными событиями в истории изучаемого государства. Задача студента — высказать и аргументировать свою позицию по выбранной теме, опираясь на знание не только фактов, но и позиций исследователей, материал источников.

 

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Основные признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса;

· эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;

· в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

· вступление

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Памятка «Как давать характеристику исторической личности»

Приступая к выполнению подобного задания, обратите внимание на примерный план характеристики исторической личности:

1. Время жизни и активной деятельности исторической личности.

2. Исторические условия, в которых происходила деятельность исторической личности.

3. Личностные качества, образование; кто или что повлияли на становление личности, ее взглядов.

4. Цели и задачи, направления деятельности этого человека.

5. Характеристика каждого направления деятельности данной личности: что совершил, какими способами достигал своих целей, каков был результат этих действий.

6. Каковы были итоги всей деятельности исторической личности.

7. Значение деятельности данной личности.

8. Ваша оценка деятельности рассматриваемой исторической личности.

Правила составления кроссворда [2]

Кроссворд — род задачи-головоломки по разгадыванию слов; представляет собой фигуру, разбитую на квадраты, которые нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получился ряд осмысленных слов (Большой словарь иностранных слов).

1. Допускается использование только нарицательных и собственных имён существительных в именительном падеже единственного числа, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

2. Не используются слова, которые пишутся через дефис и имеют уменьшительно-ласкательную окраску.

3. Слова могут быть любой длины, начиная от двухбуквенных. Но слова из двух—четырёх букв не должны преобладать в кроссворде.

4. Правильным считается рисунок кроссворда, у которого все четыре стороны симметричны, каждое слово имеет как минимум два пересечения, кроссворд не распадается на части, не связанные между собой.

5. Плотность кроссворда определяется отношением числа белых клеток кроссворда к их общему количеству. Чем выше плотность, тем труднее составлять и легче разгадывать кроссворд.

 

6. Слова должны пересекаться по всей поверхности фигуры кроссворда. Их надо стремиться пересекать чаще на согласных, а не на гласных. Это упрощает разгадывание и одновременно улучшает саму структуру кроссворда, повышая его качество.

7. При составлении определений к словам необходимо использовать только проверенные, научно оформленные фразы, отражающие сущность описываемого термина. Продуманные определения к словам делают кроссворд интересным и оригинальным.

Тема «Первобытный мир и зарождение цивилизаций» 1. Основные понятия: АВСТРАЛОПИТЕК - (лат. australis - южный, греч. pithekos - обезьяна)- ископаемая человекообразная обезьяна, Прямоходящая, использует орудия труда, объем мозга 550-600 куб.см. Обитала, преимущественно, в Южной Африке. Период существования 5 - З млн. лет назад. АНТРОПОГЕНЕЗ - (греч. anthropos - человек, genesis – рождение, происхождение) длительный период эволюции физического облика человек от обезьяноподобного предка до человека современного физического типа. АНТРОПОЛОГИЯ - (греч. anthropos - человек, logos - рассказ, беседа) - наука, изучающая биологические особенности человека и его предков. КРОМАНЬОНЕЦ - (неоантроп) древний ископаемый человек современного физического облика, обладающий развитым лобным отделом головного мозга (Homo sapiens), речью, изготовлявший и использовавший орудия труда, жилище, одежду. Появляется в период верхнего палеолита. МЕЗОЛИТ - (греч. mesos - средний, среди, lithos - камень) - среднекаменный век, вторая стадия археологической периодизации первобытного общества (12 - 8 тыс. лет назад). Характеризуется господством микролитической техники. Основные занятия людей: охота, собирательство, рыболовство. Время существования неоантропов (кроманьонцев). НЕАНДЕРТАЛЕЦ - (палеоантроп) ископаемый, древний человек характеризующийся примитивной структурой мозга. Объем мозга - 1200- 1600 куб. см. Невысокий рост около 160 см), сильно развитая мускулатура, малоподвижная кисть. Название, от местности Неандерталь в Германии. Время существования 250-40 тыс. лет назад. НЕОЛИТ - (греч. neos - новый, lithos- камень) - новокаменный век. Последняя стадия в археологической периодизации каменного века (около 8 - 5 тыс., до н.э.). Характеризуется появлением керамики, переходом к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Время существования неоантропов (кроманьонцев). НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - процесс перехода от присваивающего типа хозяйства к производящему (земледелие, скотоводство, производство керамики, шлифование, сверление камня). ОБЩИНА - первичная форма социальной организации жизни в человеческом обществе, возникшая на основе природных, кровно— родственных связей (родовая община). Носитель всей совокупности общественных функций: коллектив производственный, семейно-бытовой и культовый. ПАЛЕОЛИТ - (греч. palai - древний, lithos -камень) древнекаменный век. Первая стадия каменного века в рамках первобытнообщинного строя, согласно археологической периодизации. Подразделяется на нижний, средний, верхний палеолит. ПИТЕКАНТРОП - (греч. pithekos - обезьяна, anthropos - человек) - ископаемый древний человек (архантроп), обладает прямохождением, изготавливает орудия труда, имеет примитивную структуру мозга (объем около 900 куб. см.). Существовал в эпоху палеолита (ашелльская культура). ПЛЕМЯ - форма организации людей в первобытном обществе. Включает в себя ряд родовых или соседских общин, жители которых состоят между собой в той или иной степени родства и объединены общей территорией. ПОЛИТЕИЗМ - (греч. polus - много, teos - бог) - форма религиозных воззрений, предполагающая существование большого числа богов, каждый из которых управляет определенной стихией или сферой общественной жизни, во главе с одним верховным божеством РЕЛИГИЯ - (лат. religio - связь) - мировоззрение, признающее существование сверхъестественных сил (богов), которые сотворили мир и человека и оказывают влияние на их существование. СОЦИОГЕНЕЗ - (лат. socialis - общественный,. греч. genesis - рождение) - процесс формирования социальных институтов человеческого общества (род, община, государство, сословия, классы). ТАБУ - система запретов на те или иные действия, которые могут принести вред коллективу, либо его вождям. ТОТЕМИЗМ - (язык индейцев оджибве «от-тем» – «его род») - примитивная форма религиозных взглядов, основанная на вере в происхождение коллектива от общего предка, животного или растения, в кровнородственную связь с ним. ФЕТИШИЗМ - (португ. fetico - талисман) - вера в сверхъестественные свойства определенных неодушевленных предметов. 2. Основные этапы развития первобытного общества  

 

Климат Физ.тип человека Период Хозяйственная деятельность Организация общественной жизни
Пред ледниковый период

Архантропы (2,5 млн. лет назад)

Палеолит  (2,5 млн – 400 тыс л.н.) Главное занятие – собирательство, изготовление и целенаправленное изготовление орудий труда Первобытное стадо.

Ледниковый период

200 – 35 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит (400 – 35 тыс. лет назад) Гл. занятие – коллективная охота. Использование огня, пещер, одежды.     Первобытная община. Появление разделения труда. Охота – мужчины, собирательство – женщины. Развитие речи.
Палеоантропы (неандертальцы)   Примитивный погребальный обряд  
40-35 тыс.лет до н.э.

Неоантропы (40-35т.) (кроманьонцы)

Верхний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.) - мезолит Улучшилось оснащение охотников. Более разнообразное оружие. Искусственные жилища. Главную роль играют женщины (хранение очага, приготовление пищи, изготовление одежды). Матриархальная родовая община (более прочная). Совместная деятельность и проживание.
Потепление Конец мезолита (10-8 тыс. лет до н.э.) Неолит (7-5 тыс. лет до н.э.) Появление лука и стрел. Изменение характера деятельности, переход к производящему хозяйству. Появление земледелия и скотоводства. Камень точат, пилят, сверлят, шлифуют, изготавливают керамику, ткани.  
1 тыс.до н.э. (Закавказье) Энеолит (4-3 тыс. до н.э.) Медно-бронзовый (3-2 тыс. до н.э.)   Использование железа => революция   Использование меди и бронзы, отделение скотоводства от земледелия, совершенствование ремесла, появление искусства, мифологии и религии.   Резкий рост производительности труда. Усиление специализации. Второе крупное разделение труда: отделение ремесла от с/х Резко возрастает роль мужчин. Переход к патриархальной родовой общине.     Распад родовых связей: Переход к соседской общине. Имущественное неравенство. Выделение знати.

 

 

Задания по теме:

3.1 Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Когда Карл Фульротт в 1872 г. представил череп и кости неандертальца, найденные в 1856 г. в Германии, на заседании Берлинского антропологического общества, известный патологоанатом, врач, антрополог Рудольф Вирхов, не желая признавать неандертальца предком человека, высказался так: «Это не предок, а урод. Все его особенности – результат патологии, вырождения от сифилиса или алкоголизма...» [12, с. 163].

1. Какие примитивные черты в строении черепа неандертальца дали Р. Вирхову возможность сделать столь категоричное высказывание?

2. Найдите по дополнительной литературе, какие прогрессивные черты отмечаются у неандертальцев, по современным данным.

3.2 Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какие характерные черты охоты периода верхнего палеолита можно выделить исходя из приведенных ниже археологических данных?

На верхнепалеолитической стоянке Амвросиевка на Украине археологом П.Г. Пидопличко были найдены останки стада зубров, загнанного в овраг и перебитого охотниками. Стадо насчитывало почти тысячу особей; среди костей зубров было найдено более 300 наконечников копий. По подсчетам П.Г. Пидопличко, в этой охоте могло участвовать около ста человек [20, с. 144].

3.3 Подготовить историческое сочинение по теме «Духовная культура и искусство первобытного общества».

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 737929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.215.83 (0.076 с.)