Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор литературного материала↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ методическая разработка по предмету «Сценарное мастерство и основы драматургии» для студентов специальностей «Народное художественное творчество» «Социально-культурная деятельность»
Автор: преподаватель Волкова Д.В.
Ульяновск, 2018
АННОТАЦИЯ.
Немаловажным для каждого организатора массовых мероприятий и праздников является владение технологией написания сценариев. Почему возникает такая необходимость? Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной местности. Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: отчетов и др. аналитических материалов. Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил. Данное пособие раскрывает этапы написания сценария мероприятия. Данные методические рекомендации рекомендованы для студентов и преподавателей специальностей «Народное художественное творчество», «Социально-культурная деятельность».
ВВЕДЕНИЕ. Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия. Для сценария любого мероприятия необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие. На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. И если у организатора массовых мероприятий работает фантазия и развито образное мышление, то может показаться, что ничего сложного в этом нет. Некоторые думают, что достаточно "насобирать" выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их - и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария (уже не говоря о его воплощении) невооруженным взглядом становится видно, что эпизоды при монтаже в таком сценарии притягиваются друг к другу "за уши", не выдерживается характер и стилистика речи действующих героев и так далее, и тому подобное. Что же делать, чтобы не допускать такие ошибки? Для начала - познакомиться с методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею. Хотя общеизвестно, что нельзя дать рецепты, гарантирующие высокий результат, так как это зависит не только от степени мастерства педагога, его творческой натуры, но и от авторской смелости, остроумия, творческого озорства. Знание хотя бы основ сценарного мастерства и стремление к созданию "технологически" грамотного сценария необходимо организатору мероприятий и праздников в его работе.
ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ? СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena -- сцена). Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенное для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованные представления, праздники, массовые зрелища, игровые программы и т. д. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое. ДЛЯ СЦЕНАРИЯ.
Одной из задач сценариста (организатора мероприятий) является создание оригинального художественно-просветительского произведения путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее. Художественность будущего мероприятия определяется сценарием. Форма мероприятия - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Особенные черты: каждое мероприятие становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление. Драматургии культурно-досуговых программ присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом. Сценарий должен рассматриваться как программа педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?» Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, педагогу-организатору (сценаристу) следует еще постепенно подвести участников и зрителей мероприятия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия. Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому при выборе сюжета акцент нужно сделать на основном событии. Следующим шагом является продумывание композиции сценария (организации действия и соответствующее расположение материала), то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ. Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Завязка - начало конфликта. Кульминация - наивысшая точка развития конфликта. Развязка - разрешение конфликта. Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим. Классическую структуру любой программы должны составлять следующие элементы: Пролог - композиционный прием, показ или демонстрация идей автора сценария, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы. Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению. Основное развитие действия - здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы. Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его "несущих" конструкций. В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи: СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – это режиссерская запись сценарного развития любого мероприятия во времени, фиксирующий порядок действий основных исполнителей, приглашенных гостей мероприятия, работы различных площадок и служб. СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН включает в себя: Название мероприятия; Место проведения; · Организатор праздника; · Дата проведения; · Оформление; · Начало мероприятия; · Время проведения; · Описание действия; · Ответственный за мероприятие. *В зависимости от уровня мероприятия, сценарный план должен быть утверждён: руководителем учреждения; заместителем директора; режиссёром. (Смотреть приложение). Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, с технических оснащением, перечнем реквизита. Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических средств, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов. Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Композиция (соединение, расположение, составление) - построение художественного произведения. Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией. Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие. Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария. Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть проблематику, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность. Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Автор сценария создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей. Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. Предусмотрев в сценарии зрительские активизации. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, игровые моменты, коллективное исполнение песен, вопросы из аудитории, обмен мнениями и т.д. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые. СЦЕНАРИЙ И РЕЖИССУРА СЦЕНАРИЙ И РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала. Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005 г. 2. Генкин Д.М. Массовые праздники.- М.,1975г. 3. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба.- М., 1988 г. 4. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. - Барнаул, 2002 г 5. Шароев И.Г. Методика создания сценария для культурно-досуговой программы. - М.: Просвещение.- 2001 г. 6. http://revolution.allbest.ru/sociology/00186454_0.html. Приложение 1. Сценарий открытия Дата проведения: 17 апреля Время проведения: 14.00-15.00 Место проведения: концертный зал ОГБОУ ДОД ОДТДМ Ведущие: Владислав Витковский, Пиканова Елена
Сценарий на День Победы. «Великая Победа». Действующие лица: Необходимое оборудование: Окна зашторены, на столе свеча (вариант — металлическая настольная лампа со стеклом образца 40-х годов), за столом женщина лет сорока (Ведущая), одета соответственно военному времени, усталое лицо. Дети сидят вокруг стола. (Не рядами — это важно!). Звучит магнитофонная запись: «Сегодня, в четыре часа - утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города...Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение... Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, зачесть, за свободу... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Звучит фрагмент песни «Священная война». Звучит песня «Бьётся в тесной печурке огонь». Звонок. В зале появляется Почтальон — женщина, похожая на Ведущую (кажется, в военное время они все были похожие — словно припорошенные серой пылью) с сумкой через плечо. На сцене появляется Зам. политрука, он читает своё письмо близким. Зам. политрука заканчивает чтение. Складывает треугольник письма. Звучит песня «Десятый наш десантный батальон». Раздать детям бумагу, показать, как делаются треугольники. Свет гаснет, включается запись воздушной тревоги. Замечание организаторам: необходимо строго следить за состоянием детей во избежание нервных срывов. Лучше, если сирена будет звучать не очень громко. Ведущая. Звучит песня «Ты, моя Москва». На сцене появляется Константин Заслонов, в телогрейке, с автоматом. Он вслух перечитывает адресованное сыну письмо. Константин Заслонов складывает треугольник, уходит. Звучит песня «Ой, туманы мои...». На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет. Таня Савичева.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.013 с.) |