Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление описательных рассказов по сюжетной картине ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог. При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Зимние виды спорта». При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия. Составлении рассказов по замыслу. Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.
Внедрение методики. Реализация методики происходит на протяжении всего периода обучения на всех этапах коррекционной работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Внедрение методики проходит в ходе образовательной деятельности на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. На основе перспективного планирования мною был подобран цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования. Занятие проводится один раз в неделю. Вся работа делится на три этапа: Первый этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, мнемотаблиц, сенсорно графических схем. В этом периоде решаются задачи: · Обучение детей умению задавать вопросы, и отвечать на них; · Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по лексическим темам;
· Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам демонстрируемого действия. · Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов. Второй этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, опорных схем. Задачи этого этапа: · Учить составлять простые предложения, распространённые однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом. · Учить составлять простые рассказы по непосредственному восприятию. · Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и по серии картин. Третий этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, мнемотаблиц. Задачи этого этапа: · Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии картин, из опыта. · Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами. · Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. В качестве моделей использовались: - геометрические фигура; - символические изображения предметов (условные обозначения, символические контуры, пиктограммы); - планы и условные обозначения используемые в них; - мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы; - опорные схемы; - карточки – символы. Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения: - рассказы детей по готовому образцу; - рассказы по восприятию; - рассказы по памяти; - рассказы по воображению. Виды работы по формированию умения составления описательных рассказов: · подготовительные упражнения к описанию предметов; · формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; · описание предметов по основным признакам; · обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем); · закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; · усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Используя в своей работе наглядное моделирование, учу детей: · проводить исследование, анализировать, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; · формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; · применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. Применение данной методики способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания. Для внедрения методики в работу детского сада, мною были подобраны и проведены консультации для воспитателей (приложение №1) на следующие темы: 1. «Совершенствование связной речи»; 2. «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР 3- го уровня»; 3. «Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем»; 4. «Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР». Выступление на педагогическом совете на тему: «Создание речевой среды в старшей группе». В рамках проекта «Недели логопедии», были подобраны игры с наглядным моделированием. Подобраны конспекты занятий по развитию связной речи детей. Обучение описательным рассказам.
Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов. В результате использования методики у детей: Ø Появилось желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории. Ø Появился интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок. Ø Обогатился словарный запас. Ø Развивается связная речь. Ø Сформировалась самостоятельность, усидчивость. Ø Появилась полнота и точность отражения в описательных рассказах основных свойств предмета. Ø Сформировалось умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности. Ø Совершенствовались такие психические процессы как память, внимание, мышление. Ø Появилось умение составлять план предстоящего связного текста. Ø Выработалось умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений. Ø Улучшилось словесно-логическое мышление.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Из всего выше сказанного можно сказать: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Как показал опыт моей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера, использование картинно-графических схем, игровых и компьютерных технологий значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе. Результаты эксперимента показали следующее: Ø Чем раньше выявляются недостатки речевого развития, тем лучше заметен результат. Ø Занятия должны, быть организованы в игровой форме с использование инновационных технологий, различных форм и приёмов обучения. Ø Соблюдение принципа последовательности и поэтапности. Ø Должна быть, оборудована предметно-развивающая среда. Ø Использование эстетической наглядности. Ø Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря. Ø Составление рассказов по моделированному плану рассказа. Ø Заучивание стихотворений по опорным схемам. Ø Проведение систематической работы с родителями. Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счёте, подготовить их к обучению в школе. Результаты показали, что речь детей с ОНР значительно отличается от связной речи детей с нормальным развитием. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи не только в условиях детского сада, но и дома. Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития. Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Список литературы:
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие М., Издательский центр «Академия», 1998г. – 400с.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002. 3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. 1994. № 2. 4. Гомзяк О. С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. 5. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации. - М. Баласс, 2006. – 304с. 6. Давыдова, Т.Г., Возная, В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя 2008г. № 1. с.36 7. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром. Практико-ориентированная монография - М.: 2007. – 128с. 8. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. М.: 2000. 9. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.М.: Творческий центр, 2005. 10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003. 11. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 64с. 12. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990. № 10. С.26 13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. СПб.: 1998. 14. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10. 15. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993 Актуальность: Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Связная речь не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения. Не даром множество работ ведущих специалистов, как в педагогике, так и в психологии и лингвистике посвящены данной проблеме (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.М. Бородич и др.) Развитие связной монологической речи относиться к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Особенно актуальна эта задача, учитывая интеграционные процессы в современном обществе. Правильная, чистая и логически стройная связная речь - это путь к успешной социализации детей с речевой патологией.
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучении детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Безусловно, нельзя не отметить влияние занятий по развитию речи, обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду, с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. Не смотря на разработанность данной проблемы, она остается актуальна и требует разработки новых, более эффективных методов, средств и форм организации работы по формированию связной речи.
Цель: Научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Объект: развитие описательной речи детей Субъект: Ребенок с общим недоразвитием речи, имеющий недостатки описательной речи. Задачи: 1. Развитие связной речи детей; 2. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображение, образного мышления; 3. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; 4. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; 5. Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета; 6. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. 7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; 8. Обогащение словарного запаса детей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.041 с.) |