Составление описательных рассказов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление описательных рассказов



Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств  предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словарного запаса и проводится с учетом особенностей конкретного иллюстративного материала, в соответствии с задачами каждого периода обучения.

Работа с опорными схемами делится на несколько этапов:

1.Введение элементов схем, символов: обозначения

цвета

формы

 

 

величины

 

 


действия

2. Использование элементов опорных схем, символов в различных видах деятельности. У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

3.Введение отрицаний.

 

Например, обозначения.

 

Не большой

 

 

Не круглый

 

 


        

Не съедобный

 

 

4.Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.

Например, в левом верхнем углу большой круг.

 


Л       

 

 

5.Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

 

6.Творческое создание детьми опорных схем. По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок. Чтобы преодолеть некоторую неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать «зарисовку» загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость. Например:

 

 

 


 Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец)

       

 

Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо).

 

Особенности использования опорных схем:

· научить видеть и понимать закономерности явлений, событий, добиваться упрощения «словесной оболочки» - при полном понимании материала;

· необходима эмоциональная окраска, упор на то, что сильнее запоминается: яркое, необычное, веселое;

· опорные схемы должны быть достаточно подробны;

· опорные схемы помогают существенно экономить время.

Пример использования наглядного моделирования при обучении дошкольников.

 

Составление описательных рассказов по графическому плану на тему «Овощи»

Цвет. (Какого цвета овощ?)

Форма. (Какой он формы?)

Два помидора. (Какого они размера?)

Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

Грядка. (Где овощ вырос?)

Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.115.99 (0.006 с.)