Административно-правовой статус органов исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовой статус органов исполнительной власти



         Органы исполнительной властиявляются частью государственного аппарата, им присущи определенные признаки:

- они осуществляют государственные функции;

- обладают собственной компетенцией, властными полномочиями;

- действуют от имени государства и в то же время от своего имени;

- их положение, структура, деятельность регулируются правом;

- осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

- обладают властными полномочиями в отношении других субъектов права;- образуются вышестоящим государственным органом исполнительной власти или Президентом Российской Федерации, главой ее субъекта;

- иерархичность органов исполнительной власти;

- обладают правом на административное усмотрение.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти включает:

- цели и задачи, ради достижения которых создан конкретный орган;

- компетенцию – совокупность полномочий, предоставленных органу исполнительной власти с целью реализации поставленных перед ним задач;

- право принимать юридически властные акты;

- ответственность.

Классификация органов исполнительной власти: по порядку решения вопросов, по содержанию деятельности, в зависимости от подчиненности.

 

Систему федеральных органов исполнительной власти составляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Его статус определен Конституцией РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации». Формирует Правительство Президент РФ, которому Правительство непосредственно подотчетно. В состав Правительства входят Председатель, его заместители и федеральные министры. Срок полномочий Правительства определяется сроком полномочий Президента.

Основные полномочия Правительства:

- организует разработку федерального бюджета и обеспечивает его исполнение;

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

 - обеспечивает проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

- руководит деятельностью иных федеральных органов исполнительной власти, реализует другие полномочия, предусмотренные законодательством.

Полномочия Правительства могут быть прекращены досрочно по инициативе Президента или в результате выражения вотума недоверия Государственной думой Российской Федерации.

Федеральное министерство – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по разработке и реализации государственной политики, а также по нормативному правовому регулированию в порученной сфере деятельности.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. 

Федеральное агентство  осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Оно может иметь статус коллегиального органа.

 Основы правового статуса названных органов закреплены указом Президента РФ от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – функционируют в соответствии с Федеральным законом от 6 окт. 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРФ ». Систему названных органов определяет высшее должностное лицо в соответствии с уставом субъекта РФ.

Органами исполнительной власти субъектов РФ являются правительства, министерства, департаменты, инспекции, агентства, управления, комитеты и т.д. Структура и правовое положение данных органов регламентированы правовыми актами субъектов. Например, законом Пермского края от 7 сентября 2007г. «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края».

 

 

Государственные служащие

 

  Государственная служба – профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий органов государства.

 Являясь разновидностью службы вообще, государственная служба имеет ряд особенностей, определяющих ее качественное своеобразие.

Во-первых, это деятельность лиц, замещающих должности в органах государства. При этом законодательство четко определяет круг субъектов государственной службы.

Во-вторых, это деятельность государственная, так как организуется государством, регулируется им посредством законодательства.

В-третьих, содержанием государственной службы является обеспечение полномочий государственных органов, выполнение задач и функций государства.

В-четвертых, в соответствии с Конституцией РФ на государственной службе могут состоять только граждане Российской Федерации.

В-пятых, государственная служба является одним из видов трудовой профессиональной деятельности. Но в отличие от иных видов службы на лиц, замещающих должности государственной службы, не распространяется законодательство о труде. Их трудовые отношения регулируются специальными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Система государственной службы включает в себя федеральную государственную службу (гражданскую, военную и службу иных видов), а также государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, начала, определяющие важнейшие закономерности в организации и функционировании государственной службы.

Принципы государственной службы нашли правовое закрепление в Федеральном законе «О системе государственной службы РФ». К их числу относятся:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Законность.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

4. Равный доступ граждан к государственной службе.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

9. Защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так физических и юридических лиц.

Административно-правовой статус государственных служащих включает права, обязанности, запреты и ответственность, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

К числу основных прав государственных служащих относятся:

1. Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

2. Право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности служащего по замещаемой должности.

3. Право на отдых реализуется путем установления нормальной продолжительности рабочего времени, не более 40 часов в неделю при пятидневной рабочей неделе, а также предоставлением ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.

4. Право на оплату труда.

5. Право на получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Право доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

7. Право на посещение органов государства, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

8. Право на ознакомление с материалами личного дела,

9. Право на защиту сведений о государственном служащем.

10. Право на должностной рост на конкурсной основе.

11. Право на профессиональную подготовку.

12. Право на членство в профессиональном союзе.

13. Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров.

14. Право на проведение служебной проверки.

15. Право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе.

16. Право на медицинское страхование.

17. Право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

В соответствии с действующим законодательством государственный служащий обязан:

1. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение.

2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

3. Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

4. Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа.

6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

7. Не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

8. Беречь государственное имущество.

9. Представлять сведения о доходах и имуществе как собственных, так и членов семьи.

10. Сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства.

11. Соблюдать ограничения, не нарушать запреты, выполнять обязательства и требования к служебному поведению.

12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей

       Федеральным законодательством определены также запреты, связанные с государственной службой.

1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

2. Государственный служащий не может быть одновременно депутатом Государственной думы или членом Совета Федерации Федерального собрания РФ, депутатом представительного органа субъекта РФ, замещать выборную должность в органах местного самоуправления либо оплачиваемую выборную должность в профсоюзном органе.

3. Государственному служащему запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность.

4. Запрещено приобретать в случаях, установленных законодательством, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

5. Запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

7. Государственным служащим запрещается использовать в целях, не связанных с использованием должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения.

8. Государственному служащему запрещено совершать действия, способствующие подрыву авторитета государственной службы.

9. Государственный служащий не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (кроме научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, общественных и религиозных объединений и др.

Порядок прохождения государственной гражданской службы может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект временной. В этом смысле прохождение службы представляет собой длящийся процесс, начинающийся с возникновения государственно-служебных отношений, т. е. со дня оформления поступления на службу, продолжается в течение всего периода исполнения полномочий по занимаемой должности и завершается прекращением служебно-правовых отношений в связи с увольнением со службы. В этом временном отрезке и реализуется статус служащего.

Другой аспект прохождения службы характеризует содержание данного периода. В этом смысле прохождение службы включает последовательную смену, изменение многих фактических данных, подчеркивающих правовое положение служащего, конкретизирует особенности выполнения служебных обязанностей и др. В этом аспекте прохождение службы всегда индивидуально.

В то же время законодательством РФ определены основные, наиболее общие элементы прохождения службы:

- поступление на службу,

- служебное аттестование,

- присвоение классных чинов,

- перемещение по службе,

- профессиональное образование,

- прекращение службы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.021 с.)