Административный торг как общественная жизнь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административный торг как общественная жизнь



Доля ресурсов, выделенных на какое-либо служение, пропорциональна статусу сословия, одноименного службе, то есть его позиции по отношению к другим сословиям. Есть сословия с высокими статусами, такие как военнослужащие, которым в ходе административного торга и сбора сословной ренты достается больше ресурсов на обеспечение собственного служения. Есть сословия с низкими статусами, получающие на свое служение неизмеримо меньше ресурсов. И наоборот, чем больше ресурсов выбило сословие в административном торге с другими сословиями, тем выше статус его членов. Поэтому в сословном мироустройстве идет непрерывная борьба между сословиями за ресурсы, которая и представляет собой общественную жизнь, противопоставленную государству в той мере, в которой конкретное сословие считает себя обделенным. Иной общественной жизни в сословном государстве нет и быть не может. Конечный результат распределения ресурсов всегда не совпадает с тем, что должно было бы быть в ходе «правильного» распределения, с точки зрения членов сословий. Ведь ресурсов всегда не хватает, и члены сословий всегда этим недовольны. Поэтому общественная жизнь проявляется во всеобщем негативизме по отношению к механизмам распределения ресурсов и их результатам, то есть к государству в целом. Неудовлетворенность механизмами распределения ресурсов связывает членов сословного общества в целостность общественно-государственного устройства прочнее, наверное, чем избыток товаров при рыночной организации экономики и демократии. Необходимость «выбивать ресурсы», простраивать стратегии их освоения и списания, образовывать альянсы для этих же целей порождает очень плотную структуру персонифицированных социальных связей, которую в советские времена называли «блатом» и «нужным знакомством». Эта система отношений и есть сословное общество, которое неотделимо от государства и образует с ним весьма конфликтное целое. Такая система стабильна до тех пор, пока есть поток распределяемых ресурсов, и становится катастрофически конфликтной после того, как ресурсы почему-то исчерпываются или их количество уменьшается. Когда оказывается, что казна пуста и делить нечего, обычные конфликты между сословиями обостряются — вплоть до гражданской войны. Тогда сословно-государственное единство может распасться, как это произошло в России в 1917 и 1991 годах. Генерализованные кризисы дефицита возникают при распаде системы согласования интересов сословий или при исчерпании ресурсов, на использовании которых она базируется.

Система связей блата коррупции, порожденная принципиально непреодолимым дефицитом ресурсов, функционально эквивалентна «буржуазному обществу», то есть обществу, отделенному от государства. Однако она, в отличие от буржуазного общества, которое дополняет государство, всегда противопоставлена ему и в то же время полностью в него интегрирована. Впрочем, можно сказать, что и государство полностью интегрировано в сословное общество. Для того чтобы распределять ресурсы, их сначала надо консолидировать[56]. Консолидация предполагает отчуждение ресурсов у тех, кто в настоящий момент ими распоряжается. Отчуждение ресурсов у врагов и их распределение между многочисленными советскими сословиями составляло содержание синкретичной общественной-политической-государственной жизни СССР. Консолидация ресурсов является отнюдь не мирной процедурой, так как представляет собой их передел, ведь сословное общество может только делить, но не преумножать. Всякий передел представляет собой насилие над «врагами», узурпировавшими контроль за ресурсами. Поэтому установление того, кто такие враги, их персонификация и объективация составляют необходимые элементы ресурсно-сословного мироустройства, его «идеологию». Враги всегда «назначаются», то есть определяются в административном торге между претендентами на ресурсы, так как если враг установлен, то для борьбы с ним какому-то сословию должны быть выделены соответствующие ресурсы. Если враг внешний, то такие ресурсы получают военнослужащие и дипломаты, если внутренний правоохранители, если природный работники Министерства по чрезвычайным ситуациям. Процедура идентификации врага есть публичный результат межсословного конфликта при распределении ресурсов.

Мифология силового отъема ресурсов, борьбы и побед над врагами составляет «идеологический» компонент сословной общественной жизни, объясняющий дефициты тем, что какие-то враги зажимают и зажимали ресурсы, раскрадывают их, не допускают настоящих хозяев к дележу или выводят ресурсы из оборота в результате вредительской позиции по отношению к природе. Поэтому описания войн с врагами и побед в них составляет основное содержание сословной мифологии. Мирные жизнь и сословное строительство лишь краткие периоды между войнами и переделами ресурсов, а государственные праздники по случаю победы над врагами составляют основную часть публичности сословного общества.

Так, основным содержанием общественной жизни в конце прошлого начале нынешнего века была война с олигархами, то есть отчуждение ресурсов у тех, кто овладел ими в ходе распада советской сословности. В результате процессы разгосударствления и приватизации в течение нескольких последних лет были приведены в соответствие с сословными принципами распределения ресурсов, то есть доступ к ресурсам стали получать сословия, служение которых было определено как наиболее значимое для государства: государственные гражданские служащие, военные и правоохранители. Часть ранее приватизированных ресурсов была вновь национализирована, однако уже скорее не в пользу государства в целом, но в пользу отдельных высокоранговых сословий, членов которых стали называть «силовиками». В результате рынки самоограничились, накопленные капиталы эмигрировали или ушли в тень, и вновь стал возникать дефицит ресурсов (прежде всего финансовых, властных и в меньшей степени материальных) признак восстановления межсословных отношений. Дефицит постепенно становится стимулом к дальнейшей консолидации ресурсов, то есть к их изъятию с рынков путем «пересмотра результатов приватизации» финансов, власти и сырья, причем в основном силовыми методами. Однако создание вертикали власти, монополизация денежного обращения и национализация сырьевых компаний порождают гораздо больше проблем, чем решают.

Рынок «несправедлив» по отношению к сословным ценностям, поэтому современное сословное государство-общество устанавливает социальную справедливость и по возможности делает все для того, чтобы изъять ресурсы с рынка и закачать их в государственный бюджет и в резервы, относительно правил «пиления» которых между разного рода служениями уже сложился конфликтный, но интуитивно понятный членам сословий консенсус.

Повторю еще раз: сословные общества принципиально отличаются от рыночно-демократических тем, в частности, что в них невозможно провести точную границу между государством и обществом. Сословное общество в его предельно идеализированном представлении совпадает с государством. Социальная структура сословного общества есть в то же время государственная структура распределения ресурсов. Это распределение ресурсов осуществляется в ходе торгов между сословиями на административном рынке. Предметом торга является доля ресурсов, причитающихся на обеспечение соответствующего служения: на государственную службу, на военную службу, на правоохранительную службу, на выполнение социальных обязательств и т. д.

После определения этих долей начинается административный торг за долю, причитающуюся конкретному сословию в общем объеме ресурсов, выделенных на обеспечение других служений. И уже после определения этих долей идет сбор сословной ренты членами высокоранговых сословий с членов низкоранговых сословий, в ходе которого подтверждается (или ревизуется) сложившаяся сословная иерархия. Эти торги в целом и составляют общественную жизнь в нашем государстве.

В доминирующем сейчас в публичном поле (хотя само понятие публичного поля для сословной системы нонсенс, оно существует только потому, что сословная система еще не окончательно вытеснила классовую) либеральном представлении об отношениях между государством, обществом и рынком государство должно быть «маленьким», не более чем регулятором отношений между обществом и рынком. В его аппарате должно быть занято как можно меньше людей, а его функции должны ограничиваться монополией на применение насилия. Рынок (согласно либеральным умозрениям) по своей природе эффективен, то есть минимизирует использование ресурсов и максимизирует извлечение прибыли. Общество, согласно либеральным представлениям, должно быть отделено от государства и жить по своим политическим законам.

Но сословное общество-государство устроено принципиально по-иному. Общество в нем не отделено от государства, а вместо экономики есть система сбора, распределения и освоения ресурсов. Критериями эффективности являются как можно большие привлечение, освоение и складирование ресурсов. Чем больше ресурсов государство контролирует, осваивает и распределяет, тем более оно «эффективно». Это относится в первую очередь к трудовым ресурсам, которые, по идее сословного государства, должны быть полностью вовлечены в его ресурсооборот. Без этого невозможно обеспечить ресурсами отдельных граждан. Именно поэтому советское государство не признавало такой категории своих граждан, как безработные, и применяло самые жесткие санкции к «тунеядцам» то есть людям, утратившим сословную определенность и не занятым в «отраслях народного хозяйства».

Государство должно всех доступных ему людей распределить по сословиям, а потом обеспечить сословия потребными им ресурсами согласно критериям социальной справедливости. Поэтому чем больше людей занято в сословном государстве, тем это государство социальнее и справедливее. Люди должны служить, обеспечивать служения и обслуживать, ничем больше они заниматься не могут; в частности, не могут просто работать для заработка и повышения своего благосостояния, спекулировать на рынке и извлекать прибыль из удовлетворения потребностей других людей.

Однако бесконечно деление ресурсов между сословиями продолжаться не может, ресурсы со временем исчерпываются, и переход на другие их типы почти всегда катастрофа, так как предполагает изменение сословной структуры за счет появления сословий, специализирующихся на новом ресурсе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.008 с.)