Служение титульных сословий??? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Служение титульных сословий???



Служение титульных сословий заключается в первую очередь в нейтрализации разного рода внутренних и внешних угроз, которые определены многочисленными государственными концепциями безопасности. В мирное время служение титульных сословий состоит в выявлении угроз и подготовке к их нейтрализации, а в военное время и при чрезвычайном положении в силовом противоборстве с внутренними и внешними врагами.

Другим аспектом служения является деятельность по отчуждению ресурсов у обслуживающих сословий в виде налогов и сборов и контролю за исполнением разного рода повинностей[53]. Эта деятельность также обосновывается подготовкой к нейтрализации угроз, поскольку для этого необходимо ресурсное обеспечение, запасы ресурсов. В ходе этой деятельности отчуждаются ресурсы, которыми располагают другие сословия, и у последних изымается все сверх того, что им полагается по критериям социальной справедливости.

Отчуждение ресурсов осуществляется согласно соответствующему плану, который есть у каждого служивого. Отчужденное консолидируется в бюджете и в запасах материальных или финансовых; оно должно быть сохранено и потом распределено по мере необходимости. Поэтому хранение и распределение ресурсов (консолидированных в бюджете и материальных запасах госрезерве) между всеми сословиями является одним из компонентов служения. В функции служивых входит как соблюдение принципов социальной справедливости при отчуждении и распределении, так и контроль за хранением, освоением и списанием ресурсов.

Необходимым компонентом служения являются систематические проверки и ревизии, которые проводят государственные гражданские служащие федерального и регионального уровней, депутаты и контрольные службы Федерального собрания, муниципальные служащие, правоохранители и военнослужащие по вопросам расходования ресурсов бюджетов всех уровней. При выявлении нарушений они составляют предписания или возбуждают «дела» против нарушителей порядка управления ресурсами, которые расследуются правоохранителями, представляющими результаты расследований судейским. Судьи квалифицируют нарушение порядка использования ресурсов как нарушения законов и назначают наказания согласно Уголовному кодексу. Так как порядок управления ресурсами кодифицирован[54] но не систематизирован, то судьи имеют возможность найти повод для уголовных санкций против осуществляющих любую деятельность, особенно если в этом заинтересованы функционеры рейдеры.

В том случае, если проверяющие действуют строго по закону, практически любая производящая (ориентированная на рынок) деятельность может интерпретироваться как нарушение порядка управления ресурсами, так как в ее результате возникают дополнительные (и не учтенные государством) ресурсы, которые могут быть распределены рыночным актором не лучшим образом, если исходить из принципов сословной социальной справедливости. Именно в таких случаях возникает тема социально безответственного поведения отдельных предпринимателей и социальной ответственности бизнеса в целом.

Борьба с нарушением социальной (сословной) справедливости приводит к тому, что проверяющие-служивые, хотят они этого или не хотят, буквально выжигают любые проявления рыночности. Но обычно проверяемые просто откупаются от служивых, выплачивая в той или иной форме сословную ренту и обеспечивая себе возможность продолжения работы на рынке «под крышей». Уход «под крышу» чаще всего означает, что предприниматель, ранее работавший на рынке, превращается в коммерсанта, обслуживающего какой-либо бюджет. Уход «под крышу» часто является единственным способом сохранения бизнеса. Поиск надежной сословной «крыши» стал одним из основных элементов рыночной стратегии отечественного бизнеса и, вполне возможно, приведет к ликвидации бизнеса как рыночной деятельности и превращению предпринимателей в сословие коммерсантов, обслуживающих разного рода бюджеты и государственные фонды, в какой-то степени аналогичное имперскому купеческому сословию. В конце концов, гильдийная организация имперской коммерции может стать образцом для современных практиков сословности.

Со слов одного руководителя частного сельхозпредприятия, для проверяющих типична такая логика: в хозяйстве, где нет и следа рыбоводства, появляется представитель рыбоохранной службы Росприроднадзора и требует выплаты штрафа по предписанию о нарушении норм природоохранной деятельности. Мотивирует он это так: «У тебя навоз на фермах есть, значит, ты его вывозишь. А если ты его вывозишь, то неизбежно он по пути теряется, попадает на землю. А с земли он попадает в водоемы. Поэтому плати, а то хуже будет». И платят, а то действительно бывает хуже, иногда и совсем плохо вплоть до уголовного преследования.

Эффективность служения определяется по «палкам» и «галкам», то есть фиксированным в служебной отчетности фактам профилактики, раскрытия или расследования нарушений порядка сбора, хранения, распределения, освоения и списания ресурсов. В каждой государственной службе в той или иной форме существует план по осуществлению служения. Невыполнение плана расценивается как неэффективное служение, что наказывается служебными взысканиями или предъявлениями «служебного несоответствия», понижением в звании или должности. Выполнение плана «по палкам» расценивается как эффективное служение, за что служивых награждают премиями в «размерах окладов жалованья», ведомственными или государственными наградами, повышают в звании и должности.

Система служения многоуровневая. На федеральном уровне есть более 40 государственных служб в рамках гражданского, военного и правоохранительного государственных служений, в функции которых входит «учет и контроль». Это помимо разных форм депутатского контроля. Все эти службы представлены на окружных и региональных уровнях в виде соответствующих инспекций и контролей, причем количество их на этих уровнях административно-территориальной организации сословного государства умножается (относительно федерального уровня) за счет того, что отдельные виды служения (контроля) представлены разными организациями одного федерального органа.

На муниципальном уровне представлены и окружные, и федеральные, и региональные службы. Так как учет и контроль всеобщи, то федеральные службы непрерывно проверяют и региональные службы, и муниципалитеты, а региональные своих служак на муниципальном уровне, причем по результатам уже проведенных проверок. В целом количество подразделений проверяющих служб, с которыми вынужден иметь дело рыночный актор на уровне муниципального района, больше 80, но меньше 100.

Учет и контроль, осуществляемый многочисленными служивыми, составляет содержание обеспечения ими других деятельностей. Для демонстрации эффективности обеспечения каждому служивому сословию жизненно необходимо продемонстрировать другим сословиям актуальность своего служения, свою необходимость. Поэтому представители сословия ментов, например, убеждают представителей других сословий в том, что растет преступность, представители сословия чекистов убеждают людей в том, что растет активность иностранных спецслужб и террористов, природоохранные инспекторы говорят о загрязнении среды, а санитарные врачи рассказывают о страшных эпидемиях, которые угрожают стране, если не увеличить долю ресурсов, причитающихся им для обеспечения других служений.

И действительно, усилиями разного рода служивых страну охватывают социальные эпидемии и возникает огромное количество преступников, угроз и «врагов народа» в человеческом (или не человеческом) облике: уголовников и насильников, террористов и грантополучателей агентов влияния, мигрантов, особо опасных вирусов, которые можно нейтрализовать, только если обеспечить дополнительными ресурсами соответствующие служения, в результате чего статус сословий, допущенных к их освоению, конечно, повысится.

Нетитульные сословия

Кроме титульных сословий существуют иные, нетитульные, то есть такие, в которых сословные отличия определены не прямым через служение образом, а непрямыми законами или советской традицией. Нетитульные сословия не служат, а обслуживают. Они образованы по социальной (государственной) функции, иногда формально не вполне определенной. Часть нетитульных сословий например коммерсанты и лица свободных профессий сформировались уже в постсоветское время, другие служители культа, пенсионеры, бюджетники, работающие по найму, заключенные наследованы от советской власти и воспроизводят советское сословное мировоззрение. Так, работа по найму, обслуживание государственных конституционных обязательств (развитие образования, здравоохранения, культуры, науки), выражение интересов и информирование других сословий, коммерческая деятельность не есть, сточки зрения государства, формы служения, а представляют собой некие деятельности обслуживания, которые частично регулируются законами и обеспечиваются из федерального бюджета, однако не предполагают наделение работающих по найму, лиц свободных профессий (деятелей культуры и науки, журналистов, писателей, художников, спортсменов, священнослужителей), бюджетников (обслуживающих государственные социальные обязательства), пенсионеров особыми привилегиями, знаками отличия, форменной одеждой и пр.

Тем не менее пенсионеры, бюджетники и работающие по найму в какой-то мере имеют определенные законами обязанности перед государством и соответствующие их статусу объемы привилегий. Социальную значимость этих привилегий продемонстрировала реакция пенсионеров и бюджетников на недавнюю попытку «монетизации льгот», которая была способом лишения членов этих сословий еще советских атрибутов членства в них. Можно сказать, что реакция на монетизацию льгот была проявлением конфликтных отношений между современными служивыми сословиями и живыми реликтами советской сословной структуры.

Сословная природа разнородных групп, объединенных мной в неинституализированное сословие лиц свободных профессий (частнопрактикующих врачей и целителей, адвокатов, артистов и частных сыщиков, политтехнологов, журналистов и священнослужителей и т. д.), сказывается и в том, что их деятельность по обслуживанию других сословий оплачивается гонорарами, а не жалованьем, зарплатой или пенсией. Социальные функции этого сословия заключаются прежде всего в публичном выражении тех интересов-потребностей других сословий, которые не могут быть эксплицированы и удовлетворены в рамках этих сословий. А также в удовлетворении этих потребностей и интересов.

Границы между нетитульными сословиями не всегда четкие. Существует некоторое количество групп в нетитульных сословиях, которые могут быть отнесены к нескольким сословиям одновременно. Таковы, например, работающие пенсионеры или лица свободных профессий, числящиеся работающими по найму, так как их трудовые книжки лежат в отделах кадров разных «шарашкиных контор». Ученые могут быть приписаны к «лицам свободных профессий» в том случае, если активно занимаются исследованиями. Но могут быть одновременно и бюджетниками в том случае, если лишь участвуют в освоении бюджетных средств, отпущенных на исследования и разработки.

Существует множество маргинальных групп, по своему положению относящихся к лицам свободных профессий, например проститутки, которые формируют особую страту со всеми специфическими сословными признаками и выраженной внутрисословной иерархией: от нетарифных проституток, обслуживающих на договорной основе высокоранговых членов титульных сословий, до «панельных» и «плечевых», обслуживающих работающих по найму, внесословных и осужденных.

Неопределенность положений членов нетитульных сословий порождает внутрисословные и межсословные конфликты, например, между учеными из сословия «лица свободных профессий», ориентированными на производство нового знания, и учеными-бюджетниками, основной задачей которых является освоение бюджетных средств на проведение исследований. По идее, ученые лица свободных профессий должны обеспечиваться ресурсами по грантам для научной работы, оформляемыми через государственные научные фонды, в то время как ученые-бюджетники должны получать ресурсы из соответствующих статей федерального бюджета. Однако в практике управления наукой ресурсы государственных научных фондов превратились в одну из статей бюджетного финансирования, что вызывает недовольство лиц свободных профессий, «настоящих ученых». Неопределенность сословного статуса лиц свободных профессий очень ярко проявляется в сословии ученых еще и потому, что сами ученые считают себя титульным сословием, служащим Науке, примерно так же, как священнослужители служат Богу. Но государство рассматривает занятия наукой все-таки как форму обслуживания и не предусматривает особых сословных льгот для тех ученых, которые не являются членами государственных академий наук.

Интересна ситуация со священнослужителями как членами сословия лиц свободных профессий. В имперской России священнослужители составляли титульное сословие, отношение которого к государству, где православие было государственной религией, определялось как служение Богу. В современной России религия, согласно Конституции РФ, отделена от государства, и поэтому конфессиональные нужды (служение Богу) не могут обеспечиваться ресурсами из федерального бюджета, а священнослужители не могут образовывать титульное сословие в прямом смысле этого понятия, они не служат, а обслуживают. Сейчас священнослужители образуют особое подсословие в рамках сословия лиц свободных профессий, что подчеркивается специфическими сословными языками общения, форменной одеждой, знаками отличия и претензиями на особое положение в системе государственного устройства. Они обслуживают военную, правоохранительную и гражданскую службу, не становясь отдельным титульным сословием, хотя и стремятся к этому. Их служение частично финансируется гонорарами из бюджетов титульных государственных служб, как в Российской армии, где деятельность православных священников оформлена как штатное (в рамках существующих армейских иерархий и уставов) богослужение в частях и гарнизонах.

Священнослужители, артисты, ученые, журналисты, проститутки и другие представители сословия лиц свободных профессий общаются на своих специфических языках, имеют особую манеру одеваться, позволяющую их идентифицировать, то есть как отличить их от членов других сословий, так и зафиксировать различия внутри своего сословия.

Бюджетники, то есть люди, занятые выполнением государственных социальных обязательств в области медицины, образования, культуры и науки, в гораздо меньшей степени, чем лица свободных профессий, склонны внешним образом обозначать свою сословную принадлежность. Существовавшие когда-то такие отличительные признаки, как «очки и шляпа», во многом потеряли свою диагностическую силу. Бюджетники сейчас поведенчески почти неотличимы от работающих по найму и пенсионеров, не имеющих явных традиций самообозначения своего сословного положения. Их отличие от других сословий возникает «по жизни»: бюджетники, работающие по найму, и пенсионеры, например, ездят в общественном транспорте, а не на личных машинах, отовариваются в малобюджетных магазинах, а не в дорогих универсамах и продовольственных бутиках, покупают одежду на вещевых рынках. Бюджетники ранжированы специфичными только для них иерархиями почетных званий и других табелей о рангах (почетные и народные работники культуры, образования, науки, академики и члены-корреспонденты, «выдающиеся» и просто «известные» деятели науки и культуры, кандидаты и доктора наук, врачи высшей, первой и второй категорий и пр.). Оплата деятельности бюджетников осуществляется через институт заработной платы и регулируется Трудовым кодексом.

Работающие по найму оплачиваются «по труду» согласно нормам выработки, критериям производительности труда с учетом квалификации и стажа работы. Сословное положение работающих по найму определяется Трудовым кодексом, и степень ранжирования внутри сословия определяется многообразием тарифных сеток и квалификационными разрядами. Это сословие нагружено идеологически во многом благодаря инерции советского сословного мироустройства, в котором «трудящиеся» были положительным «пролетарским» полюсом, противопоставленным «нетрудящимся», которые ассоциировались с эксплуататорами.

Сословие пенсионеров, если верить статистике, составляет существенную часть населения страны. Пенсионеры получают пенсии, их сословное положение определяется многочисленными пенсионными законами и огромным объемом льгот и привилегий, частично наследованных с советских времен, частично возникших уже в постперестроечное время. Это сословие неоднородно: в него входят пенсионеры по возрасту, по труду, по инвалидности, пенсионеры военной, государственной и правоохранительной служб, различающиеся как размерами пенсий, так и объемами прав и привилегий.

Сословия коммерсантов в советские времена не было. Его имперским прототипом можно считать купцов, а в советские времена «толкачей», снабженцев, колесивших по всей стране в поисках дефицита. Социальная функция коммерсантов в какой-то мере определена, в частности, федеральным законом о госзакупках, согласно которому обслуживание государственных служб и функций осуществляется только через институт публичного контракта. Одним из следствий этого закона и стало начало формирования сословия, члены которого, пройдя разного рода проверки, участвуют в конкурсах и торгах на закупки всего, что необходимо для государственного служения. Коммерсанты, в отличие от ортогональных сословной структуре предпринимателей, занимаются специфическим административным бизнесом с его взятками, «откатами» и «распилами» бюджетных ресурсов, выделенных на обеспечение служений. Коммерсанты работают на административном рынке, в отличие от предпринимателей, работающих на рынке обычном. Они участвуют во всех видах торга: в определении доли ресурсов на конкретное служение, в «распиле» ресурсов в рамках корпоративных отношений и в сборе сословной ренты. Формальной иерархии внутри сословия коммерсантов еще нет, и вполне возможно, что она будет создана, как уже ранее говорилось, по имперскому образцу, когда купцы делились на гильдии. Прототипом гильдийной организации может служить деление коммерсантов по членству в Российском совете промышленников и предпринимателей (первая гильдия), «Деловой России» (вторая гильдия) и «Опоре» (третья гильдия). Введение государством Дня предпринимателя как государственного праздника можно рассматривать как шаг в оформлении сословной структуры коммерции.

Особую сословную категорию представляют собой осужденные за правонарушения, подследственные и другие ограниченные законами в правах, такие как психически больные люди. Для них определение статуса осуществляется по закону, так же как и для титульных сословий, но негативным образом через лишение или ограничение прав и наложение дополнительных обязанностей сообразно тяжести правонарушения. Членство в этом сословии принудительное и является кумулятивным результатом деятельности членов титульных сословий, в частности, их служения в области контроля за ресурсными потоками. В какой-то степени к ограниченным в правах приходится причислять служащих в военной организации государства по призыву, «забритых в армию».

Члены разных сословий могут лишаться сословного статуса и пополнять сословие ограниченных в правах в том случае, если служивые люди сочтут, что они нарушают порядок использования ресурсов. Однако вероятность стать зеком не одинакова у членов разных сословий. Она выше у членов нетитульных сословий, чем титульных, так как последние либо имеют иммунитет против уголовного преследования, либо обвинения против них нейтрализуются согласованными действиями сослуживцев, в чем проявляются публично не эксплицированная пока сословная круговая порука и специфическая мораль.

Сословная идентификация осужденных, судимых и других ограниченных в правах достаточно ясна. Если они находятся в местах лишения свободы, то имеют четкие отличительные признаки форму одежды, в частности. В ходе сословной социализации в зонах они приобретают и иные отличия, такие как специфический диалект, нательная графика, особая походка. Заключенные и другие ограниченные в правах получают пайку. На воле члены этого сословия демонстрируют приобретенные навыки, а также одеваются специфичным образом.

Также негативно определяются люди, которые не интегрированы в сословную сетку, через лишение общегражданских прав. Инородцы-мигранты в силу российской специфики формируют отдельное сословие, вернее, отношение членов титульных и нетитульных российских сословий к чужим, к мигрантам таково, что эти люди при неопределенности сословного положения и специфической внешности почти автоматически зачисляются в разряд мигрантов-внесословных и потому подлежащих сословной социализации, которая иногда осуществляется через процедуры инициализации лагерного типа, через «опущение» в той или иной форме и причисление к самой низшей из возможных в сословной сетке страт. Именно для защиты внесословных и обеспечения их правомерной социализации-сословизации создана специальная Федеральная миграционная служба.

 

Состав нетитульных сословий задается по строке в табл. 2.

Состав сословия «лица свободных профессий» (ЛСП) задается списком: «ЛСП, обслуживающие выполнение государственных социальных обязательств», «ЛСП, обслуживающие работу по найму», «ЛСП, обслуживающие социальную защиту», «ЛСП, обслуживающие коммерцию», «ЛСП, обслуживающие исполнение наказаний» «ЛСП, обслуживающие государственную сословизацию». В приложении 2 представлен список законов, в которых в разной форме определены нетитульные сословия, условия членства в них, а также сословные права, обязанности и ограничения.

Отношения между нетитульными сословиями не столь четко определены, как в случае с титульными сословиями, где государством задано взаимное служение обеспечение. Здесь можно говорить только об обслуживании. Вполне вероятно, что некоторые нетитульные сословия существуют если не виртуально, то только в периоды, когда государство начинает ресурсообеспечение соответствующей деятельности. Так, сословие бюджетников возникает тогда, когда государство озабочивается выполнением конституционных обязательств в области образования, здравоохранения, науки и культуры.

Если государство не обеспечивает ресурсами науку, образование, здравоохранение и культуру, сословие бюджетников распадается на тех, кто более или менее успешно зарабатывает себе на жизнь на свободном рынке, и тех, кто не способен это сделать и требует от государства возобновления ресурсообеспечения своей сословной жизни. Как только появляются распределяемые ресурсы, выстраивается процедура их «распила» и, казалось бы, из ничего возникает деятельность по освоению бюджетных ресурсов. И чем больше ресурсов государство выделяет на разные благие дела вроде развития науки, образования, культуры и здравоохранения, тем крепче ряды соответствующих бюджетников и тем меньше людей, готовых рисковать ради получения прибыли на рынке услуг обучения, лечения, получения новых знаний и производства культурных ценностей.

Ситуация с пенсионерами и работающими по найму, в общем-то, схожа с вышеописанной. Если государство не выплачивает пенсий, то сословие пенсионеров распадается на тех, кто впадает в социальную кому и сосредотачивается на личном подсобном хозяйстве или ремесле, тех, кто выходит на локальные рынки, торгуя чем придется, и тех, кто требует от государства выплаты пенсий, которые им «полагаются».

Таблица 2. Отношения между нетитульными сословиями

Сословие работающих по найму при исчезновении системы гарантированного права на труд и распределения трудовых ресурсов распадается на тех, кто выходит на рынок труда и находит на нем место, и тех, кто продолжает имитировать участие в распределении ресурсов, не имея их притока и требуя его возобновления. Они просто «ходят на работу». Если есть рынок труда, в который государство не вмешивается и не пытается его регулировать, то не формируется и сословие работающих по найму.

Если государство не принимает мер по контролю за миграцией, то не появляются и внесословные, нуждающиеся в особом служебном контроле. Приехавшие из ближнего и дальнего зарубежья, в том случае, если государство не контролирует сам факт их существования, в той или иной степени растворяются в основном населении и со временем социализируются или формируют локальные сообщества, такие как чайнатауны. И если государство смягчает репрессивную политику, то уменьшается и количество ограниченных в правах и заключенных.

В федеральном бюджете и внебюджетных фондах выделяются ресурсы на обслуживание соответствующих деятельностей: на согласование интересов сословий и их информирование (СМИ, пропаганду и агитацию, культуру и искусство), на госзакупку, обслуживание государственных социальных обязательств, выплату пенсий и пособий, на оплату наемного труда, сословизацию мигрантов и внесословных, на содержание мест лишения свободы. Бюджетные ресурсы, выделенные, например, на выполнение государственных конституционных обязательств в области образования, культуры и науки (по столбцу табл. 2), «пилятся» представителями всех сословий, обслуживающих эти виды деятельности. Ресурсы, выделенные на науку и научное обслуживание, например, распределяются в ходе административного торга между представителями свободных профессий учеными, коммерсантами, связанными с научными бюджетами, пенсионерами от науки, бюджетниками учеными, обслуживающим персоналом, то есть работающими по найму в сфере науки и научного обслуживания.

В результате точно так же, как в случае с титульными сословиями и их служениями, итоговая доля средств, полученных представителями данного сословия, не соответствует доле средств, выделенных из бюджетов государства и фондов на соответствующие деятельности. Она может быть больше или меньше, но реальное распределение ресурсов между сословиями (а значит, и их значимость, ранг) определяется в ходе административного торга между всеми нетитульными сословиями.

И здесь, точно так же, как в отношениях между титульными сословиями, действует институт сословной ренты, то есть взаимной иерархизации и «взимания» с низших по рангу сословий. Это и так называемая платная медицина, когда бюджетник-врач на рабочем месте и в рабочее время берет гонорар за лечение, и требования преподавателей оплачивать стандартные учебные процедуры, и «помощь» родителей учеников школе, в которой учатся их дети. К сословной ренте нетитульных сословий можно отнести отчисления от индивидуальных грантов в фонды исследовательских организаций, институт подношений научным руководителям и врачам (цветочки, вино, шоколадки или молоко-яйца, которые нищая сельская пенсионерка считает необходимым преподнести фельдшеру ФАПа в знак благодарности за консультации по ее здоровью)[55].

Реальное обеспечение ресурсами каждой сословной группы определяется долей бюджетного финансирования деятельности, долей, полученной в ходе административного торга в рамках корпоративных отношений при распиле «ресурсов», выделенных на данную деятельность, и долей сословной ренты, определяемой в отношениях с обслуживаемыми сословными группами.

В целом можно сказать, что пространство взаимодействий между нетитульными сословиями возникает только в случае бюджетного финансирования соответствующих деятельностей. Если в бюджете не выделены ресурсы на госзакупки, развитие науки, образования, культуры и искусства, выплату пенсий и заработную плату работающим по найму, то не возникает и корпораций по «распилу» этих ресурсов.

При отсутствии распределяемых ресурсов система отношений между сословиями распадается и члены сословий, сохранившие сословную идентификацию, выходят в публичное пространство, требуя возобновления финансирования соответствующих деятельностей, то есть восстановления системы отношений между сословиями и социальной справедливости в распределении ресурсов.

Другие члены сословий научаются решать проблемы с образованием, здоровьем и прочим на рынке соответствующих услуг, что совершенно не устраивает людей, сохранивших сословную идентификацию, и только стимулирует их предъявлять претензии как к государству, не выполняющему своих социальных и иных обязательств, так и к бывшим своим сосословникам, ставшим, с их точки зрения, мироедами, капиталистами и олигархами.

Общее количество граждан, принадлежащих к отдельным нетитульным сословиям, можно оценивать только весьма приблизительно. Так, количество пенсионеров, по данным Пенсионного фонда, около 40 миллионов человек, бюджетников около 15 миллионов человек, количество работающих по найму определить весьма трудно, так как непонятна методика их учета. Количество внесословных мигрантов, по неофициальным данным ФМС РФ, составляет от 10 до 15 миллионов человек, количество осужденных, подследственных и других ограниченных в правах более одного миллиона человек (без служащих в военных организациях по призыву). Общее количество коммерсантов трудно поддается подсчету. Число лиц свободных профессий также определить практически невозможно. Социальный учет людей, принадлежащих к нетитульным сословиям, весьма затруднен. Государственной регистрации членов нетитульных сословий (регистра или реестра) не ведется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.038 с.)