Не все попытки политической организации были задума- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не все попытки политической организации были задума-



Ны и совершены с добрым намерением: многие из них сдела-

Ны были исключительно в видах эгоизма и тирании. Неко-

Торые, однако, были вполне бескорыстны и действительно

Имели предметом нравственное и общественное благо людей.

Состояние разъединения, насилия, неправды, в котором на-

Ходилось тогдашнее общество, было невыносимо для великих

Умов, для возвышенных сердец и заставляло их беспрестан-

Но искать средств к выходу из него. Но даже самые лучшие

Из этих благородных попыток не имели успеха, столько муже-

ства, жертв, усилий, доблестей не привели к желанной цели:

Не печальное ли это зрелище? Но в действительности оно еще

Печальнее. Эти попытки общественного усовершенствования

Не только остались без успеха, но к ним присоединилась ог-

Ромная масса заблуждений и зла. Вопреки благому намере-

Нию, они по большей части были бессмысленны и свидетель-

Ствуют о совершенном отсутствии разума и справедливости,

О глубоком непонимании прав человеческого рода и условий

Общественного быта; виновники попыток заслуживали своей

Неудачи. Итак, мы видим здесь не только бедственную судьбу

Человеческого рода, но и нравственную немощь его. Мы ви-

Дим, до какой степени самая малая доля истины может пора-

Зить величайшие умы, до какой степени она заставляет их со-

Вершенно забыть все окружающее, делает их слепыми для все-

Го того, что не входит в тесный круг их излюбленной идеи; мы

Видим также, как одна хорошая сторона предприятия может

Затмить все несправедливости, заключающиеся в нем и допус-

Каемые им. Это доказательство порочности и несовершенства

Человека наводит на нас еще большую грусть, чем все бедствия

226

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Его земной жизни; заблуждения его ужаснее его страданий.

Попытки, о которых я буду говорить, богаты и заблуждения-

Ми, и страданиями; решимся взглянуть на это зрелище, сохра-

Няя полное беспристрастие к этим людям, к этим векам, ко-

Торые так часто заблуждались, потерпели такие страшные не-

Удачи, но тем не менее обнаружили столь великие доблести,

Выказали столь благородные усилия и заслужили столь гром-

Кую славу.

Попытки политической организации, совершившиеся ме-

Жду xii и xvi веками, были двух родов: одни имели предметом

Доставить преобладание одному из общественных элементов —

Духовенству, феодальному дворянству или городским общи-

Нам, — подчинить ему все другие и этою ценою купить единст-

Во. Другие старались согласить все отдельные элементы и дать

Им общую деятельность, гарантируя каждому из них свободу

И обеспечивая за ним известную долю влияния.

Попытки первого рода больше возбуждают подозрение

В эгоизме и тирании. Действительно, они чаще носили в себе

Эти недостатки; они по самой природе своей должны были

Прибегать к исключительно тираническим способам дейст-

Вия; однако многие из них могли быть и на самом деле были

Предприняты бескорыстно, в видах блага и прогресса челове-

Ческого рода. Раньше всех других представляется попытка тео-

Кратической организации, т. е. стремление подчинить все раз-

Личные общества началам и власти церкви.

Припомним, что было сказано об истории церкви. Я ста-

Рался объяснить, какие начала развивались в ее недрах, в ка-

Кой степени законно было каждое из них, каким образом они

Возникли из естественного хода событий, какие оказали услу-

Ги, какое причинили зло. Мы познакомились с характерными

Чертами разных состояний, через которые прошла церковь ме-

Жду viii и xii столетиями; мы рассмотрели церковь импера-

Торскую, варварскую, феодальную, наконец, теократическую.

Предполагая, что все это свежо в памяти, мы попытаемся те-

227

UKMzOS RKWSTYS

Перь указать, что сделало духовенство для приобретения гос-

Подства над Европой, и почему оно не имело в том успеха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.009 с.)