Основная часть беседы-опроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная часть беседы-опроса



 

 

СТРУКТУРНЫЕ ВОПРОСЫ   КОММЕНТАРИИ  
1. «Вы знаете, почему вы находитесь здесь?» или «Вы не знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»   Вопрос не должен носить наво­дящего или улавливающего характера­ Формулировка может быть самая различная, но побуждающая человека с первых же моментов беседы выразить свое отношение к событию и продемонстрировать ту или иную степень осведомленности о нем.
Правдивость. Ответ челове­ка, не имеющего отношения к преступлению, как правило, со­держит ясное объяснение при­ чины беседы, нередко с упоми­нанием происшедшего преступ­ления. Человек, не причастный к событию (преступлению) сопоставляет вопрос с тем необычным, что про­изошло в последнее время (на работе, дома, на улице и т.д. в зависимо­сти от места беседы) и о чем он в той или иной степени осведомлен, и, как правило, высказывает свое предположение С изложением всех известных ему фактов При этом он не соотносит событие (преступление) И лично себя, поэтому ему нет нужды задумывалься о значении той информации, которую он сообщает. Добросовестный опрашиваемый, обычно, заинтересован в эффектив­ ности достижения конечной цели беседы и, зная о том, что событие произошло в действительности, склонен способствовать установле­ нию наличия либо отсутствия связей с ним всех фактов, о которых его будут спрашивать.
Неискренность. Крайне не­ определенные или нереалистичные ответы при очевидном заведомом знании могут свидетельствовать о причастности к событию (преступлению).          Человек, действительно причастный к событию (преступлению) имеет тенденцию к изначальной оборонительной позиции, умалчиванию осведомленности о факте события (преступления) и сопутствующих ему обстоятельств (т.е. лицо боится выдать какую-либо информацию, которую мог знать только участник события (преступления)). При этом он часто не осознает разницы между констатацией факта уже существующего события (преступления) и проявлением так называемой «виновной осведомленности» о нем. Поэтому он, пытаясь постраховаться, скрывает знание даже тех фактов, которые известны многим окружающим. Тем более, что ему не дается время на обдумывание вопросов и сопоставление имеющейся у него информации о событии (преступлении) с той, которая по его мнению, известна лицу, ведущему беседу. Вслушиваясь в его объяснения, важно уяснить неопределенный и нереалистичный характер объяснений и ответов, поскольку, по мнению субъекта, оправдывающим и исключающим подозрения в его ад­рес моментом, является сделанный в его заявлении акцент на отсутствие связи звеньев: «событие-субъект- беседа». Демонстрация этого акцента ему настолько важна, что иногда он жертвует естественностью своего заявления.  
2. «вы верите тому, что это преступление (сказать, что случилось) действительно было совершено». Этот вопрос важен с точки зрения выявления факта непосредственного наблюдения последствий (результа тов) события (преступления:) опра­ шиваемым в зависимости от степени доверия его к слухам, информации от посторонних лиц и т.п. Люди,:ко- торые верят только в то, что они:не- посредственно наблюдают, могут очень осторожно проявлять осведомленность о событии, которое они сами не видели. Формулируя данный вопрос, не­ обходимо включить в него инфор­мацию, характеризующую событие (кража чужого имущества, причине­ние смерти или вреда здоровью, дорожно-транспортное происшествие, иные действия), причастность к которому скрывается.    
Правдивость. Лица непричастные обычно соглашаются с этим.  
   

 

 

  В данном случае возможны два  
  варианта:  
  Первый, когда лицо само не на­  
    блюдало последствий (результатов)  
    события (преступления) и может су­  
    дить о его наличии только со слов  
    сослуживцев, знакомых и т.д. В за­  
    висимости от степени доверия к сво­  
    ему источнику информации человек  
    может говорить о наличии факта  
    уверенно, относительно уверенно,  
    предположительно или неопреде­  
    ленно. Важно при этом то, что он  
    будет вести речь о том событии, по  
    поводу которого Вы с ним проводи­  
    те беседу.  
    Второй, когда лицо само наблю­  
    дало последствия (результаты) со-  
    бытия (преступления), и его ответ  
    будет определенен и категоричен.  
    Непричастные лица, заинтересо­  
    ванные в установлении истины, не  
    имея оснований для искажения из­  
    вестных им сведений, касающихся  
    последствий события, как правило,  
    соглашаются с тем, что последнее  
    имело место. При этом они не  
    склонны оспаривать его детали.  
Неискренность. Виновные В ситуациях, когда вероятность  
часто дают другие ответы, так   криминальности события небес­  
как стараются любым способом   спорна (кто-то заявил о пропаже у  
скрыть свою осведомленность   него денег, выявлена недостача, об­  
или затруднить установление   наружен подлог документов и пр.),  
обстоятельств события.   искомое лицо старается любыми  
    средствами отвести от себя возмож­  
    ные подозрения, и ответ на ладный  
    вопрос дает ему возможность напра­  
    вить следствие по ложному пути,  
    поставив под сомнение наличие са­  
    мого факта события преступления,  
    чтобы это устраняло небходимости  
    дальнейшего расследования, влекло  
    иные, желательные для лица пред­  
    положения о криминале или его от­  
    дельных последствиях. В качестве  
    аргументов, позволяющих эамотивировать истинную направленность даваемых объяснений могут выступать особенности  
    места, времени, способа совершения  
    и других об­стоятельств.  
     
    Например: кража якобы не могла  
    произойти, поскольку в банке очень  
    хорошая охрана; убийство не могло  
    быть совершено, так как этот чело­  
    век никому не причинял зла; в ука­  
    занное время дня посторонних в  
    данном помещении не бывает;  
    "этого не могло быть потому, что не  
    могло быть никогда" и т.д. Субъект  
    может попытаться придать событию  
    (преступлению) иной, некриминаль­  
    ный характер (если украли деньги -  
    могли потерять; обнаружена недос­  
    тача - ошиблись в бухгалтерии; под­  
    лог документов - недоразумение,  
    совершен поджог - произошло са­  
    мовозгорание и т.д.).  
    Подобные заявления могут со­  
    держать искажения обстоятельств  
    дела, частичное непризнание или  
    сомнения относительно мотивов,  
    объекта действий, времени или мес­  
    та происшедшего и прочих сопутст вующих обстоятельств. При этом возможны и проговорки, уличающие опрашиваемого. Не удовлетворяясь  
    лишь одной услышанной версией о  
    возможности либо невозможности  
    происхождения исследуемого собы­  
    тия, какая бы аргументация субъек­  
    том не использовалась, следует об­  
    ратить внимание на противоречия.  
    возникающие при сопоставлении  
    события, обнаруженных следов, по­  
    казаний прочих лиц и информации,  
    сообщаемой опрашиваемым.  
3. «Кто, как вы думаете,   Данный вопрос выявляет желание  
мог бы это совершить?»   человека помочь следствию (постра­  
    давшему; семье, родственникам по­  
    страдавшего) в выяснении всех об­  
    стоятельств события (преступления),  
    обнаружении и наказании виновно­  
    го. Отсутствие этого желания может  
    свидетельствовать о причастности  
    лица, хотя может быть и следствием  
    негативного отношения к опраши­  
    вающему (как к личности или кам: к  

                                                         сотруднику правоохранительных ор-

 

    ганов).  
Правдивость. Не имеющие   Невиновные могут предположить.  
причин скрывать что-либо в от ношении события (преступле­ния и желающие помочь в рас­ следовании, готовы рассказать о всех возможных, на их взгляд, вариантах, в которых могут фи­гурировать те или иные лица, даже они сами.     кого-нибудь, исходя из очевидной логики (кто имел доступ в данное помещение, кто был осведомлен о наличии ценностей, кто разбирался в предмете похищенного (компьютер­ ные программы, детали и пр.), даже самих себя. Зная о собственной не­ причастности к событию (преступ­ лению), они не боятся расследования и уверены в том, что виновный бу­ дет все равно обнаружен, поэтому как бы предлагают для проверки свою кандидатуру. Добросовестное лицо, имеющее установку на оказание помощи оп­рашиваемому, склонно направление, сужающее поиск при­подсказывать частного субъекта. Отсутствие опа­ений в последствиях подобного за­    
     
    явления непричастного субъекта  
    объясняется его убеждением в по­  
    следующей объективной проверке  
    лицом, ведущем беседу, каждого на­  
    званного им заподозренного.  
Неискренность. Виновные   Лица, причастные к событию  
будут уклоняться от упоминания   (преступлению), редко решаются на  
имен, так как.знают истинного   столь явный способ защиты, как  
виновного и не хотят бросить   прямое указание на конкретных лиц,  
тень подозрения на невиновного(исключая случаи инсценировки).     так как понимают, что у тех людей может быть алиби, и следствие не­    
    избежно вновь вернется к нему.  
    Возможна и вторая причина, ко­  
    гда причастное лицо просто не хочет  
    бросить тень подозрения на заведо­  
    мо непричаствых (исключая случаи  
    инсценировки). Лицо, виновное и  
    причастное к событию, избегает  
    применять такую соблазнительную,  
    но достаточно грубую уловку, как  
    указание на определенных лиц. Это  
    чаще встречается в инсценировках,  
    указывающих на невиновного, адре­  
    сат которых не состоит в таком не­  
    посредственном контакте с их авто­  
    ром, как при собеседовании. К тому  
    же, опрашиваемый виновный боится  
    последующей проверки ложной ин­  
    формации, позволяющей установить  
    невиновность названных лиц и несо-  
    ответствие вымышленных сведений:  
    действительности, и тем самым дать  
    основания для подозрений в свой  
    адрес.  
    В случае инсценировки, обычно  
    сопровождаемой ложными сообще­  
    ниями и прямыми указаниями м  
    конкретных лиц, обязательно:нме-  

 

 

 

ются и искусственно созданные об­стоятельства, моделирующие следо­вую картину причастности этих лиц к событию (преступлению). В беседах с потенциально прича­стным лицом подобный вопрос яв­ляется классическим и эффективным средством оценки поведения винов­ного.

 

4. «Почему вы так думае­те?»»

 

Подобный вопрос побуждает ли­цо аргументировать свои предполо­жения какими-либо конкретными фактами или наблюдениями, кото­рые могут дать дополнительную ин­формацию об обстоятельствах собы­тия (преступления) и свидетельство­вать о степени осведомленности ли­ца о нем.

 

Правдивость. Невиновные часто объясняют это во время ответа на предшествующий во­прос «Кто мог бы...».

 

Непричастные лица, как отмеча­лось выше, предлагая имена и фами­лии определенных людей, называют их в связи с фактами, вызвавшими у них подозрения. Они постараются подробно объ­яснить, на чем основываются их предположения, часто в понятиях бытовой логики (если опрашиваемое лицо не миссис Марпл). Иногда в их рассуждениях

 

 

 

могут наблюдаться противоречия,

 

 

 

которые они не могут

 

 

 

объяснить, и сразу соглашаются с

 

 

 

замечаниями о нелогичности (это

 

 

 

связано с тем, что они заранее не го­

 

 

 

товят аргументацию своих подозре­

 

 

 

ний и отдельные ассоциации возни­

 

 

 

кают по ходу рассуждений).

 

Неискренность. Причастные

 

У виновного субъекта отвлечен­

 

лица либо дают крайне расплыв­

 

ных ассоциаций о вероятной винов­

 

чатые и неопределенные ответы,

 

ности других лиц быть не может, - в

 

либо, напротив, они называют

 

его сознании доминируют обрезы

 

конкретных лиц и их аргумента­

 

собственной виновности, характери­

 

ция отличается подробностью,

 

зуемые соответствующими связями

 

связностью и продуманностью.

 

с истинным событием. Когда он за­

 

 

 

ранее не подготовил подходящую,

 

 

 

так называемую «тактическую заго

 

 

 

товку», обосновывать свои подозре­

 

 

 

ния в отношении заведомо невинов­

 

 

 

ных лиц ему гораздо сложнее. Тако­

 

 

 

му субъекту затруднительно назвать

 

 

 

фамилию какого-либо человека я

 

 

 

качестве им заподозренного, а. итем

 

 

 

аргументировать «возникшие» по­

 

 

 

дозрения.

 

 

 

В последнем случае, будучи вы­

 

 

 

нужденным спонтанно детализиро-

 

 

 

вать вымышленные сведения о якобы

 

 

 

своих подозрениях, он рискует

 

 

 

быть разоблаченным, и значит, его

 

 

 

ответ на вопрос «почему...?» будет

 

 

 

расплывчатым и неконкретным

 

 

 

(конкретность - «знание в многооб­

 

 

 

разии»).

 

 

 

В размышлениях причастного

 

 

 

лица преобладают представления о

 

 

 

реально существующих связях со­

 

 

 

бытия (преступления) и его собст­

 

 

 

венного поведения, поэтому ему

 

 

 

очень трудно сразу сформулировать

 

логическую привязку посторонних

 

лиц к событию (преступлению).

 

Здесь возможны существенные

 

ошибки в объяснении таких связей и

 

опасность непроизвольно выдать ту

 

информацию, которой данное лицо

 

просто не может располагать, не бу­

 

дучи причастным. Чтобы избежать

 

этого, они, как правило, стараются

 

уклониться от упоминания конкрет­

 

ных имен и дают уклончивые и рас-

 

 

 

                                плывчатые ответы.

 

 

 

В случае инсценировки видимо-

 

сти виновности другого лица либо

 

продуманного оговора возможно

 

 

 

следующее.

 

 

 

Если причастное лицо называет

 

 

 

кого-нибудь, то насколько подроб­

 

 

 

ным является ответ? В объяснении

 

 

 

своих подозрений часто использу­

 

 

 

ются весьма незначительные детали, 

на которые посторонние просто не

 

 

 

обратили бы внимание. Его трудно

 

 

 

сбить с толку вопросами (так как

 

 

 

линия поведения определена зара­

 

 

 

нее), все, о чем оно говорит, сразу

 

 

 

аргументируется и без дополнитель­

 

 

 

ной проверки опровергнуть это не

 

 

 

удастся. Должно ли оно думать об

 

 

 

этом или знать это (в случае оговора

 

 

 

или инсценировки, указывающей на

 

 

 

конкретный объект, событие «при­

 

 

 

вязывается» к обычному поведению

 

 

 

или служебным обязанностям дан­

 

 

 

ного объекта либо специально выяс­

 

 

 

няются такие факты из его жизни,

 

 

 

которые используются в инсцени­

 

 

 

ровке)? Насколько это совпадает" с

 

 

 

тем, что опрашивающий знает об

 

 

 

этих людях либо может узнать в свя­

 

 

 

зи с исследуемым событием?

 

 

 

Здесь, кроме классификации по­

 

 

 

лученного ответа, опрашивающему

 

 

 

следует сопоставить последний с

 

 

 

имеющимися в распоряжении рас­

 

 

 

следования сведениями о лицах, чьи

 

 

 

имена опрашиваемым были названы,

 

 

 

и отметить степень конкретности

 

 

 

полученных объяснений. При этом

 

 

 

необходимо иметь в виду, что ви­

 

 

 

новное лицо, указавшее на невинов­

 

 

 

ного, может располагать данными о

 

 

 

косвенных обстоятельствах, внешне

 

 

 

свидетельствующих в пользу его по­

 

 

 

дозрений, либо фиктивными, но

 

 

 

трудно проверяемыми сведениями.

 

5. «Кто, как вы думаете,

 

Вопрос контрольного, провероч­

 

мог бы это сделать с наимень­

 

ного свойства, он прямо противопо­

 

шей вероятностью?»

 

ложен вопросу № 3, и требует вос­

 

 

 

становления и воспроизведения тех

 

 

 

ассоциативных связей, которые бы­

 

 

 

ли сконструированы в ходе вынуж­

 

 

 

денного ответа, только противопо­

 

 

 

ложного характера. Он изменяет

 

 

 

созданную заранее установку на вы­

 

 

 

явление причастного лица и требует

 

 

 

формирования новой, согласующей­

 

 

 

ся с ней - на определение неприча­

 

 

 

стного. Это позволяет получить до­

 

 

 

полнительную информацию о собы­

 

 

 

тии и лицах, их совершивших.

 

Правдивость. Непричастные имеют тенденцию называть име­на, так как исходят из элемен­тарной логики

 

Непричастные, следуя той же схеме, что и в предыдущем случае, постараются назвать имена, исходя из той же бытовой логики и желая помочь расследованию.

 

Неискренность. Причастные

 

Они не заинтересованы в успеш­

 

 

стремятся уклониться от исклю­

 

ности расследования и не желают

 

 

чения кого-либо из числа воз­

 

облегчить работу опрашивающего

 

 

можных преступников подобно

 

по поиску виновных путем исклю­

 

 

тому, как они избегали предла­

 

чения.

 

 

гать кого-нибудь в качестве за­

 

Кроме того, они не готовы к из­

 

 

подозренного (ввиду нежелания

 

менению установки на защиту на ус­

 

 

проявлять какую-либо осведом­

 

тановку на взаимодействие, так как

 

 

ленность, чтобы избежать воз­

 

возрастает вероятность ошибки в

 

 

можных ошибок в объяснениях и

 

изложении фактов. Поэтому они

 

 

не быть пойманным на противо­

 

предпочитают уклоняться от указа­

 

 

речиях).

 

ния конкретных имен и дачи в салзи

 

 

 

 

с этим объяснений.

 

 

 

 

Более того, в их задачу вдо.днт

 

 

 

 

препятствование Вашей работе по

 

 

 

 

выявлению виновного с мнннмелл-

 

 

 

 

ными затратами и риском вызвать в

 

 

 

 

свой адрес подозрения. Здесь субъ­

 

 

 

 

ект одновременно скрывает ж те

 

 

 

 

признаки, которые могут быть по­

 

 

 

 

ложены в основу применения: стаюо-

 

 

 

 

ба исключения.

 

 

 

 

В случае инсценировки рассуж­

 

 

 

 

дения на эту тему тем более: не мв-

 

 

 

 

 

лательны, так как установка на

 

 

 

 

фальсификацию фактов и обстоя­

 

 

 

 

тельств более масштабна, и есть

 

 

 

 

опасность непроизвольного опро­

 

 

 

 

вержения своих, ранее дававшихся,

 

 

 

 

объяснений.

 

 

6. «Кто имел наилучшие

 

Задача постановки вопроса: по­

 

 

возможности это сделать?»

 

буждение лица к сознательному и

 

 

 

 

аргументированному сужению круга

 

 

 

 

подозреваемых, исходя из его пре­

 

 

 

 

обладающих представлений. Вопрос

 

 

 

 

требует дифференциации имеющих­

 

 

 

 

ся подозрений или изложенных фак­

 

 

 

 

тов на наиболее и наименее значи­

 

 

 

 

мые для поиска вероятного преступ­

 

 

 

 

ника.

 

 

 

 

Формулировка вопроса подразу­

 

 

 

 

мевает оценку опрашиваемым объ­

 

 

 

 

ективных (отсутствие алиби, нали­

 

 

 

 

чие орудий и средств совершения

 

 

 

 

преступления и т.п.) и субъективных

 

 

 

 

(замысел, мотивы, цели, знания,

 

 

 

 

умения, навыки и т.п.) возможностей

 

 

 

 

лица, причастного к событию.

 

 

 

 

Детальная дифференциация их по

 

 

 

 

своей относимое™ возможна только

 

 

 

 

лицом причастным.

 

 

Правдивость. Вновь, непри-

 

Непричастные желают помочь

 

частные будут называть имена людей, даже свое собственное.

 

расследованию, и это стремление будет очевидным. Они будут назы­вать конкретные имена, возможно даже свое, но их объяснение будет базироваться на наиболее общих (характерных»для большинства лю­дей) представлениях о механизме данного события (преступления) и особенностях личности называемых лиц. Детальная аргументация в силу их неосведомленности, как правило, отсутствует.

 

 

 

Неискренность. Причастные могут ответить следующим об­разом: «Любой мог это сделать».

 

Причастные воздерживаются на­зывать имена, так как боятся непро­извольно проявить осведомленность о деталях события, - а это вполне ве­роятно, поскольку им придется ар­гументировать свои соображения н, кроме того, они не хотят облегчить Вашу работу (см. также п.п. 3,4, 5). В случае инсценировки будет по­вторена (даже в деталях) аргуменгга.-ция, дававшаяся ранее (см. также п.4).

 

7. «Как вы думаете, что должно произойти с челове­ком, который это сделал?»

 

Данный вопрос выявляет имеющееся отношение лица как к собы­тию (преступлению), так и к лицу, его совершившему (с точки зрения

 

 

 

общественной опасности, противо­

 

 

 

правности и наказуемости содеянно­

 

 

 

го).

 

Правдивость. Непричастный

 

Невиновный беспристрастно со­

 

предложит реалистическое нака­

 

измеряет ответственность с характе­

 

зание, соответствующее тради­

 

ром содеянного, так как не может

 

ционным нормам и без учета ка­

 

проецировать на себя происшедшее

 

ких-либо смягчающих или отяг­

 

(мотивы, цели, эмоциональный фон)

 

чающих обстоятельств.

 

и руководствуется в оценке своим

 

 

 

житейским опытом и здравым смыс­

 

 

 

лом.

 

 

 

Он рассуждает с позиций наибо­

 

 

 

лее общих представлений о самом

 

 

 

событии, его общественной опасно­

 

 

 

сти, моральной и этической стороне

 

 

 

и, соответственно, о некоем абст­

 

 

 

рактном его виновнике. Не зная о

 

 

 

каких-либо смягчающих и отягчаю­

 

 

 

щих обстоятельствах события, он

 

 

 

предложит наказание, соответст­

 

 

 

вующее его представлению и отно­

 

 

 

шению к самому факту события

 

 

 

(преступления). Как правило, доста­

 

 

 

точно реальное.

 

Неискренность. Причастный,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.756 с.)