Чрезмерное дружелюбие или большое уважение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чрезмерное дружелюбие или большое уважение.



4. Заявления о том, что заподозренный чувствует себя неудоб­но или «неважно» (он действительно так себя чувствует в свя­зи с проявлением стрессовой реакции).

Жалобы на низкую или высокую температуру в помещении.

Заявления о том, что опрашиваемый ограничен во временно

 

И не может задерживаться на длительное время.

 

7. Обвинения или устные атаки в отношении опрашивающего!

Потерпевшего, иных лиц с целью изменения темы разговора.


8. Заблаговременные извинения: заподозренный может ска­зать при этом, что, по его мнению, беседа не будет хорошо про­ведена, вряд ли достигнет цели а т.п.

9. Клятвы именем Бога, молитвы, множество религиозных ссылок.   10.Много торжественных заявлений о честности: «честно го­воря», «в действительности» и др. (вспомните Шекспира: «Месинкс, эта дама слишком много протестует»).

Неожиданная клятва в первый раз во время беседы.

Вопросы к опрашивающему по поводу более подробного изложения дела.

Жалобы на физическое состояние, особенно на состояние нервной системы.

Заявления о потере памяти.

Изменения в количестве «заполняющих слов» - э, хм, гм, ах, и др.

16. Скрытое изменение состояния, проявляемое при ответе но вопрос (например, число и продолжительность пауз перед от­ветом).

Ш. Отклика, вызываемые вопросами, иначе - получаемые от­веты в форме слов - представляют собой то, что именно говорится. Вер­бальное содержание следует рассматривать и оценивать в связи с наблю­дением за невербальным поведением. Здесь главным является Ваше вос­приятие содержания ответа - отклика опрашиваемого на заданный во­прос.

У ВИНОВНЫХ ЛИЦ НАБЛЮДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

1. Сильное отрицание, которое ослабевает со временем. Отри­цание у тех, кто не виновен, имеет тенденцию становится сильнее (теория психологического анализа Шапиро: винов­ный редко по своей инициативе произносит: «Я не делал это­го»).

Заподозренный во время беседы изменяет титул или форму обращения к опрашивающему.

3. Вместо объяснения подробностей заподозренный часто дела­ет общие заявления, такие, например, как: «Я не так воспи­тан», «Почему я должен делать что-нибудь подобное этому?» и т.п.

4. Заподозренный пытается назвать все соответствующие си­туации ответы типа: «Я не пытаюсь сбивать Вас с толку, но...», «Вы, по-видимому, не поверите мне, но...» и т.д.

В содержании ответа имеются изменения в синтаксисе или нарушена структура предложения; нарушается порядок слов в

предложении, начало предложения находится в середине, на­рушается связь слов.

6. Возникает «серая область ответов»; даются уклончивые от­веты, такие, как: «Я это не помню», «в действительности, нет», «я должен был это запомнить, если бы случилось что-либо по­добное».

7. Заподозренный прерывает Вас ответом раньше, чем Вы за­кончили свой вопрос.

8. 3аподозренный повторяет вопрос, пытаясь выиграть время для размышлений. Например: «Знаю ли я, почему меня вы­звали на беседу?».

 

ПЕРВАЯ БЕСЕДА-ОПРОС

Предварительные замечания

В качестве главных исходных задач первой беседы-опроса высту­пают, во-первых, включение в круг предположительно причастных к ис­следуемому событию лиц максимального количества потенциальных его участников. Такое изначальное расширение данного круга может проис­ходить по разным критериям - охват субъектов по их отношению к мес­ту происшествия, местонахождению в районе события, времени, позво­ляющему быть его участником, указаниям очевидцев, оставленным сле­дам и т.п. признакам, позволяющим сузить или расширить список лиц, имеющих, на первый взгляд, даже отдаленное, опосредованное отноше­ние к интересующему Вас происшествию. При этом перечень опраши­ваемых лиц никогда не следует считать строго очерченным или закон­ченным.

Во-вторых, изучение исходных данных, характеризующих иссле­дуемое событие, любых ориентирующих сведений о нем, обеспечение присутствия опрашиваемых лиц в месте опроса и создание необходимой обстановки проводимых бесед. Существенную помощь и поддержку в этом могут оказать осведомленные официальные лица - руководители отделов, офисов, начальники отделов кадров, представители учрежде­ний и организаций.

Лучше всего, если лицо, ведущее беседу, до окончания первичных опросов не будет знакомиться с материалами, освещающими событие в части фигурирующих там определенных лиц, чтобы исключить возмож­ность предубеждения. Опрашивающий должен начинать беседы, не имея какого-либо предвзятого отношения к каждому опрашиваемому. Кроме того, подозрения лиц, проводящих собеседования, могут невольно выразиться в форме несловесного поведения (жесты, мимика, эмо­циональная окрашенность речи и т.п.), что может повлиять на объектив­ность результатов бесед и поведение виновных опрашиваемых.

В целях объективности, чтобы свести к минимуму побочный эф­фект психического воздействия, оказываемого на невиновных, опрашивать лиц иногда целесообразно в привычной для них обстановке, напри­мер, по месту их работы или жительства, избегая излишней официаль­ности.

Беседе-опросу должно предшествовать установление психологи­ческого контакта, побуждение к желанию оказывать необходимую по­мощь в исследовании события и готовности давать ответы на вопросы, высказывать свои соображения, мнения, представления и ощущения в обстановке доверия и искренности. При этом не следует показывать, что субъект вправе отказаться от участия в беседе. Последняя не должна но­сить обвинительную направленность или создавать впечатление времен­ного ограничения свободы. Опрашиваемый должен уяснить, что б его интересах оказать Вам как лицу, занимающему определенное должност­ное положение, посильную помощь, не навлекая на себя ненужных по­дозрений и недоверия.

Папка с материалами опросов (которая впоследствии станет суще­ственно толще), лежащая на виду, вопросы к опрашиваемым, заданные ровным, одинаковым тоном в спокойной манере, продемонстрирует Ваше стремление объективно и полно разобраться в происшедшем со­бытии.

Все формулировки вопросов и заявлений в беседах должна про­износиться Вами одинаково с каждым опрашиваемым. Любые искаже­ния смысла и содержания предлагаемых вопросов могут повлечь ошиб­ки в интерпретации проявляемых реакций (вербальных и невербальных).

Для более полного последующего анализа в ходе бесед-опросов желательно использовать аудио- или видеозапись.

 

 

Программа воздействия

Начало беседы-опроса.

ЛИНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

КОММЕНТАРИИ  

1. Объясните дело без под­

 

Во-первых, нельзя исключать, что  

робностей. Например, сообщите,

 

очередное опрошенное лицо окажет­  

что «пропало некоторое количе­

 

ся причастным к исследуемому про­  

ство денег» вместо того, чтобы

 

исшествию, и относительно неопре­  

сказать: «было украдено 5000

 

деленный вопрос позволит выяснить  

рублей».

 

степень и источники осведомленно­  

Варианты:

 

сти лица о происшествии, с какого  

Петров обнаружен в своем

 

времени он узнал о тех или иных об­  

кабинете мертвым;

 

стоятельствах и т.д.  

Сейф Федорова утром оказал

Во-вторых, это позволит скрыть  

ся открытым и т.д.

 

от заинтересованных лиц известные  

 

 

расследованию фактические обстоя­  

 

 

тельства.  

2. Укажите, что с каждым,

 

Упомяните о принципах, исполь­  

так или иначе могущим иметь

 

зуемых при даче свидетельских по­  

отношение к этому преступле­

 

казаний, и объясните, что опраши­  

нию (происшествию), будет

 

вающий фактически является лицом,  

проведена беседа-опрос.

 

проводящим расследование, в какой  

 

 

бы форме оно не велось. Это, во-  

 

 

первых, придаст беседе-опросу офи­  

 

 

3. Сообщите, что один из оп­рашиваемых совершил это

преступление (или является ви­новником этого происшествия).

 

 

4. Заявите опрашиваемому что он, возможно, понадобится вам когда-либо в будущем.

 

циально-обязательный характер, во- вторых, подчеркнет тот факт, что лицо, проводящее беседу-опрос, имеет определенные полномочия, согласованные с руководством дан­ного учреждения (фирмы). Подчеркните этот момент. Это даст понять, что вы распола­гаете существенными и достовер­ными сведениями о том, что круг опрашиваемых, вовлеченных в бесе­ды-опросы, включает лицо, совер­шившее преступление (виновное в происшествии). Целью такого утверждения явля­ется, во-первых, формирование у опрашиваемого представления о ре­альной возможности повторной бе­седы, независимо от результатов первой (это важно и в отношении лиц, не причастных к преступлению (происшествию); во-вторых, вызов на повторную беседу не должен на­стораживать виновное лицо, это должно восприниматься как вполне нормальное явление. Необязательно говорить ему, что предметом следующей беседы мо­жет послужить уточнение ранее сообщенных сведений, конкретизация возникших подозрений у каких-либо лиц или вопросы о      его личной роли  
     

конкретизация

 

     

возникших подозрений в отношении

 

     

каких-либо лиц или дополнительные

 

     

вопросы о его личной роли в проис­

 

     

шедшем. Лучше, если опрашивае­

 

     

мый будет думать, что следующая

 

     

встреча произошла в силу каких-

 

     

нибудь новых внезапно открывших­

 

     

ся обстоятельств.

 

  5. Обещайте использовать эту  

Данное утверждение готовит

 

  информацию только лишь в  

почву для откровенной беседы, ко­

 

  служебных целях. Скажите оп­  

гда лицо останется для окружающих

 

  рашиваемому следующее: «Я не  

вне подозрений относительно себя,

 

  собираюсь рассказывать кому-  

как источника сообщенной инфор­

 

  либо то, что вы скажете мне,  

мации конфиденциального характе­

 

  но я и вам не расскажу то, что  

ра (об учреждении, сослуживцах,

 

  мне сказали о вас другие».  

слухах, имеющихся в коллективе

 

     

мнений и т.п.). Демонстрация Вами

 

     

нежелания сообщать ему мнения

 

     

других лиц укрепит его уверенность

 

     

в Вашей объективности и беспри­

 

     

страстности.

 

     

Кроме того, этим Вы должны укрепить

 

     

убежденность лица в исполь­зовании

 

     

полученной от него инфор­

 

     

мации только в целях расследования

 

     

данного происшествия (т.е. для ус­

 

     

тановления, как все произошло в

действительности.

       

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.039 с.)