Цельнометаллические конструкции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цельнометаллические конструкции



Сюда прежде всего следует отнести всевозможные, промышленно изготовляемые конструкции.

Но уж если таковые имеются, то какие-то их аналоги вполне доступны для самостоятельного изготовления. Вот где сварка является основным технологическим процессом. Самостоятельное изготовление металлического гаража имеет целый ряд преимуществ, как перед приобретением промышленного аналога, так и в процессе строительства по сравнению с другими типами гаражей. Это и то, что он может иметь желаемые размеры, а не только те, что есть в продаже. И то, что строительство относительно несложно вести круглый год, в то время как, например, с бетонными работами и кирпичной кладкой зимой на открытом воздухе особенно не развернешься…

Однако чаще всего удобные гаражи из листового металла в настоящее время являются промышленными изделиями. Повсеместное распространение получили, в частности, гаражи из оцинкованной гофрированной листовой стали. Их можно заказать со сборкой и установкой (под ключ), а можно и возвести самостоятельно из поставляемого комплекта деталей. Достоинство подобного гаража и в том, что при необходимости его можно относительно легко и быстро перенести на другое место. Сравнительно несложен и монтаж ворот.

Площадка для установки гаража может быть с асфальтовым, бетонным или гравийным покрытием. Ставят гараж и на ленточный или столбчатый фундамент из бетонных блоков. Однако гораздо более основательным является литой бетонный фундамент со стальной арматурой.

Монтаж гаража обычно начинают со сборки на болтах боковых стен, которые затем соединяют с задней стеной. При установке под них подкладывают камни, чтобы потом можно было снизу прикрепить узлы, увеличивающие жесткость стен. Раму ворот крепят болтами.

Монтажные отверстия под стропила, как правило, сверлят заранее. Когда стропила установлены, на крышу затаскивают листы кровельного железа. По натянутому шнуру размечают на стропилах и сверлят отверстия для крепления кровли.

Затем устанавливают и привинчивают собранные отдельно ворота. При наличии такой необходимости гараж можно покрасить.

Стоянки под навесом

Сказать по правде, этот тип автостоянки (карпорт) в наименьшей степени отвечает нашему менталитету. Все-таки нас больше устраивает закрытый гараж, который служит и для защиты автомобиля от несанкционированных воздействий на него, и для его ремонта, и для хранения средств ухода за автомобилем, необходимого минимума запчастей, различных приспособлений и инструмента. В закрытом теплом гараже с хорошей вентиляцией кузов автомобиля сохраняется наилучшим образом. Все это правильно, но лишь с одной стороны.

А вот другой случай… Стоянка находится на загородной охраняемой территории, автомобиль регулярно обслуживается и ремонтируется на СТО в городе, где и постоянно базируется. Все преимущества закрытого гаража здесь попросту не нужны. При этом стоянка под навесом в строительстве гораздо дешевле, а с точки зрения того же ландшафтного дизайна куда как предпочтительнее: она может иметь, например, прозрачную кровлю, боковые стороны могут быть образованы перголами с вьющимися растениями, гармонично вписанными в окружающий ландшафт, и т. п. Тут просто не о чем спорить — необходима стоянка под навесом, и только она.

Но даже среди этого узкого класса гаражей существует великое многообразие, которое распространяется на размеры стоянок, их компоновки и формы, материалы и т. д. Но во многом конструкции и технологии возведения различных карпортов схожи. Как правило, это установленные на одном или двух рядах опорных столбов навесы с плоской крышей, иногда примыкающие к стене другой постройки. Сходства и различия этих автостоянок имеет смысл рассмотреть на различных примерах. Если говорить о варианте, представляющем собой весьма солидных размеров карпорт, примыкающий к углу уже существующей постройки (длина которого довольно большая — около 10 м), то элементы верхней обвязки (доски сечением 50 × 120 мм) соединяют врубкой в полдерева. Поперечные сечения стоек, элементов обвязки и стропил выбраны с учетом высоких нагрузок на крышу при ширине пролетов между стойками 2 м и ширине навеса около 5 м. Поперечное сечение стоек — 90 × 90 мм, длина 290 см. При устройстве кровли стропила сечением 50 × 150 мм укладывают с шагом 1 м, обеспечивая необходимый уклон.

Строительство начинают с выравнивания площадки, на которой будет стоять навес. С помощью колышков и шнура делают разбивку и определяют места установки стоек. Затем роют ямы, устанавливают в них анкера для крепления башмаков, фиксирующих стойки, и заливают бетон. Стойки крепят к башмакам болтами, которые плотно затягивают только после окончательной выверки положения стоек.

К стойкам прилаживают временные опоры, которые позволяют зафиксировать доски верхней обвязки параллельно друг другу. Доски верхней обвязки соединяют в полдерева.

Для увеличения несущей способности конструкции между стойкой и верхней обвязкой ставят подкосы из брусков сечением 50 × 120 мм.

Карпорты отличаются друг от друга не только конструкцией и компоновкой, но и тем, например, что они могут собираться из комплектующих деталей или монтироваться совместно с небольшим сарайчиком под одной с карпортом крышей.

Если предполагается возводить навес на два автомобиля, то можно, например, использовать стойки из бруса 120 × 120 мм, которые в состоянии выдержать конструкцию площадью более 50 м2; ширина пролета при этом может достигать 5 м. Для стропил лучше использовать доски сечением 50 × 150 мм.

Для защиты от атмосферных воздействий поверхность деревянных деталей покрывают специальным составом. А чтобы внешний вид гаража был более привлекательным, отдельные его элементы можно обработать пропитками разных оттенков.

С точки зрения организации красивого ландшафтного дизайна следует подобающим образом оформить и прилегающие к гаражу зоны. В результате строение, призванное выполнять определенные функции, становится и важным элементом украшения садового или дворового ландшафта.

Каркасные постройки

Ничто так не влияет на конструкцию и технологию возведения стен, как стройматериалы. И дело даже не только в их номенклатуре, хотя и очевидно, что кладка кирпичных стен и возведение деревянного каркаса с последующей его обшивкой совершенно разные виды работ. Каркасные постройки характеризуются тем, что силовым в корпусе всей постройки является, как правило, каркас, в то время как ограждения в плане прочности выполняют вспомогательную роль и служат именно ограждениями. Такие постройки чаще всего максимально технологичны и экономичны. Кроме того, их конструкции необычайно вариабельны. Действительно, тот же навес над автостоянкой, о котором речь шла выше, является не чем иным, как простейшим (в определенном смысле) каркасом, состоящим из опорных для конструкции крыши столбов. Теперь начнем наращивать «мощь» ограждений в последовательности от «их нет вообще» до сплошных деревянных или металлических (в промежуточных вариантах, например, могут быть вьющиеся растения, различные металлические сетки, деревянные решетки и т. п.). В рассматриваемом примере различные ограждения выполняют разные функции, но незыблемым остается то, что все они, так или иначе, крепятся к стойкам каркаса, который и обеспечивает прочность всей конструкции. Поэтому прочностные требования к каркасу очень высоки. В пределе при сплошных ограждениях для получения закрытого гаража остается лишь навесить ворота.

По целому ряду причин именно для самостоятельной постройки наиболее приемлемы различные каркасные конструкции, которые потому-то и возводятся традиционно, а следовательно, о них все известно. Номенклатура материалов, а также их потребное количество определяются рядом факторов. Во-первых, конкретно выбранными для реализации конструкцией и планировкой гаража, а соответственно, и фундамента. Во-вторых, наличием покупных изделий (в частности, столярки, если таковая требуется) или изготовлении их аналогов в процессе строительства. В-третьих, рациональностью использования исходного материала (количеством неутилизируемых отходов).

Каркас должен быть добротным. Добротность же в данном случае определяется материалом и качеством работы — в основном выполнением всех необходимых соединений элементов. По поводу традиционных соединений деревянных элементов вряд ли стоит повторяться, это описано многократно. Но вот на что стоит обратить внимание: число врубок можно резко сократить или даже исключить их вовсе, если воспользоваться получившими широкое распространение за рубежом и давно появившимися у нас металлическими соединительными элементами, гамма которых весьма широка. В частности это означает, что врубки не только не надо выполнять как таковые (а это уже снижает трудоемкость монтажа каркаса), но еще и то, что в соединениях балки и стойки не ослабляются за счет потери части несущего сечения, а напротив, усиливаются металлическими соединительными элементами.

Практически все соединения традиционного каркаса могут быть выполнены подобным образом. При этом отпадают, например, сомнения в выборе типа соединений перекрещивающихся балок перекрытия, не возникает проблем со стыковкой и наращиванием балок и т. п. И тогда остается лишь вопрос выбора материала, то есть размеров элементов. Кроме этих размеров есть еще и такой изменяемый параметр, как число тех или иных элементов в конструкции.

Традиционно за возведением каркаса «коробки» постройки должна последовать установка стропил и завершение силовой конструкции крыши.

При правильной последовательности строительства, кроме прочего, существенно упрощаются монтаж стропил и основной объем кровельных работ, которыми, как правило, завершается сборка каркаса. Теперь просто необходимо как можно быстрее обшить постройку снаружи, что позволит заняться внутренней отделкой и дальнейшим обустройством независимо от погоды.

Но что особенно привлекает в каркасных постройках, так это то, что материалы в тех же каркасе и ограждениях могут использоваться в совершенно различных сочетаниях: деревянный каркас и стальные ограждения (обшивка), стальной каркас и деревянная обшивка, да вообще любой каркас с любой обшивкой. Так во времена тотального дефицита стройматериалов один умелец построил на своем садовом участке прекрасный банно-гаражный комплекс с жилой комнатой со сварным из металлического уголка каркасом, с закрепленными к уголкам деревянными брусками, на которых крепилась наружная обшивка из плоских асбоцементных листов.

Гараж-пристройка. Внешне такой гараж выглядит вполне традиционно для дачного строительства. Но особенности в нем, разумеется, есть, и первая — что он построен по технологии деревянного профиля (фото 4.1.5.1). Наружные ворота выполнены «глухими» снаружи, то есть не имеющими ни внешних запоров, ни традиционной калитки. Следовательно, такие ворота снабжены лишь внутренними запорами. Минимизация занимаемой площади и затрат (как по материалам, так и по трудоемкости изготовления) определяется уже выполнением гаража в виде пристройки к дому. Из компоновки следует, что строительство состоит из возведения стенки, параллельной наружной стене дома, сооружения воротного фасада и односкатной крыши. Еще надо как-то разобраться с задней (обращенной во двор) стенкой. Стало быть, удовлетворение остальных требований к гаражу зависит от того, как это сделать. Вот на этом и остановимся подробней несколько ниже.

 

Рис. 4.1.5.1. Верхний конец стропил соединяется внахлест с балками каркаса дома

 

Строительство следует начать с изготовления фундамента под стенку гаража, параллельную стене дома и удаленную от нее на расстояние, равное планируемой ширине гаража. Изготовление и монтаж каркаса гаража начинаем с нижней обвязки. Ее удобно выполнить в виде деревянного уголка, который сразу же после сборки можно уложить на столбики фундамента. Угловые стойки изготавливаются также в виде уголка из двух разновеликих досок, в то время как промежуточные (боковые) стойки выполняются в виде Т-образного профиля. Верхняя обвязка делается просто из доски «на ребро», аналогично выполнены и стропила, которые устанавливаются на верхнюю обвязку с помощью паза на нижнем их конце. Верх-ний конец стропил соединяется внахлест с балками каркаса дома, специально выпущенными наружу. Сборка каркаса гаража завершается монтажом балок, замыкающих оба фронтона.

При ширине гаража от 3 м и более недостаточно жесткие стропила (кроме фронтонных) могут быть подкреплены силовыми подкосами, которые не только придают интерьеру гаража особый шарм, но и являются весьма функциональными. Эти затяжки изготавливают из досок толщиной 50 мм, идущих на каркас, и обшивочной доски (толщиной 25 мм). Посредством паза, имеющегося на верхнем конце, затяжки соединяются со стропилами, а нижние концы всех затяжек опираются на горизонтально пришитую к внешней стене дома доску (фото 4.1.5.2).

Собранный каркас можно обшивать обрезными досками: боковую стенку — вертикально, а стропила — располагаемыми вдоль гаража. При обшивке доски желательно сплачивать как можно сильнее. Доступные взору изнутри гаража поверхности всех досок (включая обшивочные) следует тщательно прострогать. Тогда обрешетка образует красивый потолок, а обшивка стенки является и внутренней отделкой, и основанием для наружного покрытия, в данном случае кровельным железом. При этом длина досок выбирается такой, чтобы их нижние торцы не доходили до уровня грунта на 100–150 мм. Образовавшийся нижний зазор перекрывается металлической обшивкой. По обрешетке настилается кровля любым имеющимся в наличии материалом. Фронтоны обшиваются аналогично боковой стенке, при этом утилизируются остатки и досок, и кровельного железа. Поэтому фронтоны обшиваются в последнюю очередь.

Наружные ворота могут быть изготовлены традиционным способом, например, сварными из уголка и листовой стали. В этом случае целесообразно металлические ворота смонтировать на деревянной конструкции гаража посредством дополнительного металлического уголка. При этом сочленяемые части петли закрепляются сваркой на дополнительном уголке и уголке воротной створки, а створка монтируется на каркасе в сборе с дополнительным уголком путем крепления последнего шурупами (порядка 60 × 5). В результате не достроенным оказывается лишь «дворовый» (обращенный во двор) фасад.

Именно здесь-то и кроется второе, более радикальное отличие, и заключается оно в снабжении дворового фасада воротной створкой, аналогичной той, что устанавливается на весьма распространенных нынче гаражах-«ракушках». Разница лишь в том, что в открытом положении створка не должна убираться полностью, а фиксируется в положении, когда она образует козырек (рис. 4.1.5.2). Не станем подробно останавливаться на конструкции воротной створки, ибо она широко доступна для обозрения (гаражи-«ракушки»). Заметим лишь, что оптимальным является ее изготовление из гофрированного кровельного железа (металлического «шифера»); в противном случае строителю придется бороться с излишним весом створки и ее недостаточной жесткостью.

Рассмотрим подробнее систему подвески и фиксации створки, поскольку ее достоинство — чрезвычайная простота изготовления и монтажа. Основой системы явились направляющие (рис. 4.1.5.3), выполненные из швеллера (сваренного из двух уголков) с приваренными к нему по концам уголками-фиксаторами крайних положений. Направляющие могут быть снабжены также приваренными уголками с закрепленными на них осями, на которых установлены с возможностью вращения профилированные направляющие ролики. Аналогичным узлом (роликом на оси) снабжена створка. На рисунке видно, что уголок створки в процессе ее открытия опирается на направляющий ролик. Для реализации кинематической схемы движения и фиксации створки направляющие должны быть закреплены на силовых элементах каркаса (шурупами 5 × 60) строго параллельно друг другу в одной горизонтальной плоскости.

Фиксация створки как в положении «открыто», так и в положении «закрыто» происходит «сама собой» при соблюдении указанных на рис. соотношений размеров «а» и «b», а также «с» и «d». При этом размеры «а» и «b» определяют положение опорного ролика на направляющей, а «с» и «d» — положение упоров на стойках воротного проема. Закрытая воротная створка может качаться вокруг этих упоров как на оси, а потому запираются ворота фиксацией нижней кромки воротной створки.

Помимо всего прочего, отметим, что вся конструкция унифицирована по исходному материалу — уголку. Из него выполнены и наружные ворота, а это в конечном итоге удешевляет и упрощает строительство в целом. Воротная створка может быть снабжена наружными запорами (при выполнении во всю ширину дворового фасада), но может сочетаться и с входной дверью, что иногда предпочтительнее.

 

Рис. 4.1.5.2. Схема расположения двух автомобилей в гараже с двумя воротами

 

По поводу пола следует заметить, что поскольку он никак не завязан конструктивно с другими элементами гаража, его можно сделать любым: земляным, насыпным (гравием с песком), кирпичным, из тротуарных плит и т. п. Важно при его сооружении выдержать одно условие — не слишком поднимать уровень пола над естественным уровнем грунта. Может возникнуть вопрос: а стоит ли овчинка выделки? Практика эксплуатации описанного гаража в течение ряда лет показала — безусловно, стоит. Во-первых, оказалось, что при открытой дворовой воротной створке в гараж легко помещается два автомобиля, при этом первый въехавший в наружные ворота автомобиль частично выезжает из внутренних ворот (во двор), оказываясь при этом частью в гараже, а частью — под навесом (наружные ворота закрываются).

 

Рис. 4.1.5.3. Система подвески и фиксации воротной створки

 

Во-вторых, при открытой дворовой створке и при отсутствии пиковой нагрузки гаража, свободная его площадь прекрасно используется, например, для хранения с частым использованием тяжелого оборудования, как-то сварочного трансформатора, бетономешалки, насоса и т. п. Установленные на тележке агрегаты буквально «выдергиваются» из гаража в случае нужды в них, благо гараж, в отличие от других надворных построек, не имеет поднятого над землей пола. Иными словами, свободная площадь гаража используется как крытая часть двора со всеми вытекающими отсюда возможностями.

В-третьих, сооруженные на подкосах полки очень удобны для хранения длинномерного стройматериала (опять же при загрузке-выгрузке его через дворовые ворота). В-четвертых, уникальную возможность предоставляет такой гараж в качестве мастерской для обработки длинномерного материала (конечно, при отсутствии в нем автомобиля), ведь поставив посреди гаража станок и открыв наружные и внутренние ворота, вы имеете крытый «цех», через который протаскиваете материал любой, практически необходимой длины (рис. 4.1.5.4). Думается, что каждый застройщик, построив такой дачный гараж, сможет пополнить список его достоинств, найдя другие варианты полезного использования.

 

Рис. 4.1.5.4. Гараж в качестве крытого «цеха», через который протаскивается материал любой, практически необходимой длины.

 

С помощью гаража можно решить не только перечисленные, но и другие проблемы. Чего стоит только выбор места для гаража вкупе с его конструкцией. Вот что пишет об этом автор и исполнитель очень многих оригинальных идей в области самодеятельного строительства А.И. Плотников из Смоленска.

Не собирался я строить гараж на даче — места нет. Необжитой земли остался один «клочок с пятачок», да и тот в овраге. Засыпешь его — лишние хлопоты: весной талой воде стекать некуда. К тому же стройматериалов, как говорится, «кот наплакал», а рабочих рук и вовсе только две. Но дело к зиме, а стальному дружку-работяге нужна крыша.

Вот, исходя из этого, и пришлось изобретать максимально простой и дешевый вариант. Что из этого получилось — показано на рисунках рис. 4.1.5.5 и рис. 4.1.5.6. Это «шалаш» на облегченном «плавающем» ленточном фундаменте. Выбор конструкции типа «шалаш» очевиден: минимум материалов при максимальной прочности. С фундаментом решил просто. Суммарный вес всех элементов конструкции вместе с автомобилем не более 6000 кг. При этом площадь подошвы фундамента для размеров, указанных на рис. 4.1.5.7, больше 7 м2. Получается нагрузка на грунт меньше 0,1 кг/см2. Это позволило упростить конструкцию фундамента и существенно сократить затраты материалов и времени на его сооружение. Учитывал также то, что гараж расположен на пологом уклоне овражка, и, следовательно, лишняя влага будет эффективно удаляться из зоны промерзания грунта.

 

Рис. 4.1.5.5. Общий вид гаража:

1 — ветроэлектрогенератор переменного тока; 2 — шиферная кровля; 3 — фронтон; 4 — обшивка стен (обрешетка кровли); 5 — въездные ворота-трап; 6 — усиливающий настил трапа и пола; 7 — опора трапа на краю оврага; 8 — дополнительная опора трапа; 9 — трос системы компенсации веса створок ворот; 0 — плавающий фундамент

 

Делал фундамент следующим образом (рис. 4.1.5.7). По всему периметру будущего фундамента (с учетом внутренних перемычек) копал траншею сечением примерно 400 × 400 мм. Затем заполнял ее песком, который тщательно утрамбовал и пролил несколько раз водой. Поверх песка расстилал рубероид 2 и по нему на цементном растворе выкладывал подошву 3 в один или два ряда кирпича. Верх подошвы выравнивал цементной стяжкой и на него наклеивал битумом еще один слой гидроизоляции 6 (рубероид). Затем в 1 / 2 кирпича возводил ленточную стенку 5 по периметру и внутренние перемычки 8 с пропусками шириной не менее 800 мм под смотровую канаву. В торцевых стенках сделал вентиляционные окна 7 (шириной и высотой в один кирпич). Верх кладки выравнивал слоем раствора минимальной толщины и на него настилал два слоя рубероида 4 под деревянные конструкции. На этом, собственно, сооружение фундамента и заканчивается. Несмотря на предельную простоту плавающего фундамента, тенденции «утонуть» за несколько лет эксплуатации у него не было.

 

Рис. 4.1.5.6. Устройство гаража и основные элементы конструкции:

1 — коньковый брус; 2 — несущие дельтаобразные фермы; 3 — настил пола второго этажа; 4 — ролики проводки троса; 5 — трос системы компенсации веса створок ворот; 6 — опора на краю оврага; 7 — въездные ворота-трап; 8 — дополнительная опора; 9 — опорный уголок; 10 — настил пола первого этажа; 11 — ленточный «плавающий» фундамент; 12 — металлическая сдвижная дверь; 13 — противовес; 14 — обшивка стен; 15 — опора ветрогенератора

 

Дальнейшее строительство велось блочным способом силами одного человека. Сначала необходимо было изготовить пять несущих ферм (рис. 4.1.5.8). Ферма А — 1 шт., Б — 3 шт. и В — 1 шт. Все фермы изготавливались на земле в горизонтальном положении (сначала одна, а затем все остальные по ней, как по кондуктору) из бруса сечением 50 × 80 мм. Угловые и все прочие соединения брусьев выполнены на кницах 3 (косынках) из листового алюминия толщиной 1,5…1,8 мм с помощью шурупов или болтов. Здесь же, на земле, фермы полностью оснащались фронтонами, дверьми, окнами и другими деталями (на время монтажа ферм наиболее тяжелые детали снимались и затем вновь устанавливались уже на месте).

 

Рис. 4.1.5.7. Ленточный «плавающий» фундамент:

1 — траншея, заполненная утрамбованным песком; 2 — гидроизоляция, рубероид; 3 — опорная подошва (пята) фундамента; 4 — толь, рубероид, 2 слоя под деревянные конструкции; 5 — ленточная кладка в 1/2 кирпича; 6 — дополнительная гидроизоляция, рубероид; 7 — вентиляционные окна; 8 — перемычки с пропусками под смотровую канаву

 

Готовые фермы А, Б и В выставлялись вертикально на фундаменте, расчаливались подкосами и скреплялись между собой технологическими стяжками по месту настила пола первого и второго этажей. В таком положении сначала зашивались стенки 2 (рис. 4.1.5.9) обрезной доской толщиной 25 мм. Доски я прибивал последовательно, начиная с нижней, вверх до уровня второго этажа. Затем снимал временные подкосы и стяжки и настилал доски пола 3 и 6 толщиной 45 мм. На этом этапе строительства достаточно навесить двери и ворота (рис. 4.1.5.10), укрыть стенки рубероидом, и гараж уже можно закрыть, хотя бы временно.

 

Рис. 4.1.5.8. Несущие фермы:

А — ферма лицевого фронтона (со створками въездных ворот); Б — рядовые фермы, 3 штуки (дополнительные подкосы 12 и опора генератора только для фермы Б3); В — ферма фронтона (с окном и дверными проемами на уровне первого и второго этажей);

1 — внешняя вертикальная обшивка, доска 20 мм; 2 — каркас, брус сечением 50 × 80 мм; 3 — кницы (косынки), алюминий 1,5…1,8 мм; 4 — гидроизоляция (толь, рубероид); 5 — металлический лист; 6 — внутренняя горизонтальная обшивка, доска 20 мм; 7 — окно; 8 — проем для двери второго этажа; 9 — настил пола второго этажа; 10 — усиленный настил пола первого этажа; 11 — проем для двери первого этажа; 12 — дополнительные подкосы (только для фермы Б3); 13 — опора ветрогенератора

 

Верхний ярус стен можно было бы зашивать так же отдельными досками, как и нижний, но пользуясь лестницей. Мне это показалось слишком хлопотным: четыре-пять раз подняться-спуститься по лестнице только для того, чтобы прибить одну доску. Поэтому верхнюю часть стен я накрывал целыми щитами, сколачивая их на земле. Заканчивается возведение стен (крыши) обрезкой карнизной части и оклеиванием их рубероидом.

 

Рис. 4.1.5.9. Монтаж основных элементов конструкции:

1 — обшивка лицевого фронтона, доски 20 мм; 2 — обшивка стен, доски 25 мм; 3 — настил пола первого этажа, доски 45 мм; 4 — фундамент; 5 — усиленная обшивка фронтона; 6 — настил пола второго этажа, доски 45 мм; 7 — несущие фермы, брус сечением 50 × 80 мм; 8 — коньковый брус сечением 50 × 80 мм

 

Далее — очередь въездных ворот. Общий вид и принцип действия показаны на рисунках 1 и 2, а особенности конструкции — на рис. 6. Ворота (они же въездной трап) состоят из двух половинок, закрепленных шарнирно на несущей ферме (см. рис. 4.1.5.8). В открытом положении створки ворот 7 (см. рис. 4.1.5.6) опираются одним концом на стальной уголок 9, а другим — на бетонную опору 6 на противоположной стороне овражка. На дне оврага возведена дополнительная опора 8. С помощью троса 5 и противовеса 13 вес каждой створки скомпенсирован таким образом, что опускаются и поднимаются ворота без каких-либо усилий, но только изнутри гаража.

 

Рис. 4.1.5.10. Въездные ворота-трап:

1 — настил трапа, доски 25 мм; 2 — усиление настила трапа, доски 40 мм; 3 — гидроизоляция (толь, рубероид); 4 — металлический лист; 5 — поворотный шарнир; 6 — опорный уголок; 7 — кницы (косынки), алюминий 1,5…1,8 мм; 8 — опора на краю оврага; 9 — внешняя обшивка створки ворот, доски 20 мм; 10 — каркас, брус сечением 50 × 80 мм

 

С внешней стороны у ворот нет ни ручек, ни запоров. Обшивка ворот сделана усиленной (см. рис. 4.1.5.10). Каркас из бруса сечением 50 × 80 мм (собирается он так же, как и несущие фермы с помощью книц 7 на шурупах или болтах) сначала обшивается снаружи и изнутри стальными листами 4. Листы металла накрывают в один слой листами гидроизоляции 3 и зашивают досками 1 и 9: с внешней стороны — толщиной 20 мм, с внутренней стороны — 25 мм. Такую же конструкцию имеет и обшивка фронтона по уровню первого этажа фермы В (см. рис. 4.1.5.8, позиции 1…6). Дверь первого этажа 12 (см. рис. 4.1.5.6), также из соображений безопасности, металлическая.

 

Рис. 4.1.5.11. Внутреннее устройство гаража:

1 — дополнительное усиление настила трапа; 2 — настил трапа; 3 — проводка троса; 4 — дополнительное усиление настила пола; 5 — смотровая канава; 6 — двухъярусный стеллаж; 7 — противовес; 8 — стеллаж для инструментов; 9 — верстак; 10 — металлическая сдвижная дверь

 

И, наконец, заключительный этап — кровля. Заниматься кровлей пришлось на следующий год, весной.

Внутреннее устройство гаража также простое (рис. 4.1.5.11): смотровая канава 5, двухъярусный стеллаж для автопринадлежностей 6, верстак 9 и небольшой стеллаж для инструментов 8. Второй этаж — чисто складское помещение. У меня там хранятся швертбот и всевозможные хозяйственные мелочи.

Завершая разговор о каркасниках, нельзя не заметить, что в строительство пришли весьма технологичные индустриальные металлические каркасы, используемые как при сооружении промышленных и жилых зданий, так, естественно, и гаражей (фото 4.1.5.3). Очевидно, что сооружение гаража с использованием подобного каркаса упрощается многократно.

Капитальные строения

Капитальные гаражи мало чем отличаются от прочих капитальных строений, и как уже говорилось выше, раз уж мы нацелены на гаражную специфику, то общих вопросов коснемся лишь в самой малой степени. С точки зрения же гаража первым его признаком является наличие гаражных ворот, а значит, и большого воротного створа в стене. Для каркасной, например, конструкции наличие такого створа представляет особую проблему, ибо надо обеспечить жесткость стены, содержащей воротный створ. Несущие же стены этой проблемы лишены.

Несущие стены. Их ярким примером являются стены кирпичные (фото 4.1.6.1) или сложенные из различных блоков (бетонных, пенобетонных, керамических), которые во многом хороши. Являясь ограждением, они служат и силовым основанием для крыши, а в процессе эксплуатации постройки выдерживают все приходящиеся на нее нагрузки, противостоят атмосферным влияниям и зачастую несут ответственность за внешний вид строения.

Но несущими бывают не только каменные стены. Напротив, выбор материалов для возведения несущих стен максимально велик — тут и обыкновенный грунт, и солома, и глиносырцовые материалы, и дерево в самых разных проявлениях, и различные натуральные и искусственные камни (кирпич лишь частный случай), да и металлы тоже. Тут есть из чего выбирать, и каждый может это делать, исходя из своих возможностей и склонностей.

Крыша. Крыша гаража, в том числе и капитального, очень часто делается плоской, покатой в том или ином направлении. Этому есть серьезные причины: конструктивно такая крыша наиболее проста и технологична. При индустриальном строительстве, например, достаточно положить сверху стандартную железобетонную плиту (плиты) и крыша в основном готова. В самостоятельном строительстве в настоящее время такая возможность тоже не исключается, но есть еще и масса других — вплоть до изготовления сварной цельнометаллической крыши.

Выбор кровельных материалов для плоской крыши, пожалуй, максимально широк. Она практически обязательна для пристроенных гаражей и хороша для отдельно стоящих. Но как раз в последнем-то случае крыша вообще может быть любой, в частности далеко не самой простой вальмовой. Широко распространены конструкции, универсальные в том смысле, что они сочетаются с любым типом коробки постройки.

На выбор конкретного типа обрешетки решающее влияние оказывает кровельный материал. Так, например, монтаж гофролиста или металлочерепицы ведут по брускам, расположенным с шагом 300–400 мм, в то время как мягкая черепица типа «Ондулин» требует уже сплошной обрешетки. Для обеспечения максимально возможного срока службы кровли не следует забывать о защите внутренней стороны покрытия от конденсата, для чего имеется достаточно средств.

Возможны как минимум два варианта изготовления кровли: с утеплением и без него. В первом случае конструкция более традиционна: к нижней части боковых граней стропил прибиваются черепные бруски, на которые короткими досками настилается наклонный потолок, на него кладется утеплитель, который сверху закрывается обрешеткой, например, из необрезных досок. Можно, конечно, в этом же случае потолок нашить по нижним граням стропил и длинными досками. Второй случай интересен тем, что функции обрешетки и потолка выполняет один и тот же дощатый настил поверх стропил, что приводит к экономии материала. Естественно, что доски простругиваются со стороны, обращенной внутрь объема. Поскольку в объеме при этом остаются и стропила, их также следует обработать (до установки).

Прозрачные кровельные покрытия, появившиеся в последнее время, — альтернатива традиционным крышам небольших построек, в частности, гаражей. Освещенность помещения при такой кровле будет достаточной для того, чтобы днем в них можно было работать без дополнительных источников света.

Чаще всего стропила примыкающих гаражей одним концом опираются на брус, прикрепленный к несущей стене дома, а другим — на стену пристройки.

Крыша с кровельным покрытием из прозрачного пластика годится не только для закрытых помещений, но и очень удобна для открытых карпортов. Такие крыши с наклонным скатом после установки стропил можно сразу крыть прозрачным пластиком и без обрешетки.

При работе с кровельными покрытиями из прозрачного пластика следует руководствоваться инструкцией производителя и использовать только зарекомендовавшие себя монтажные материалы.

Панели из прозрачного пластика обрезают пилой с мелким зубом. Кровельные листы ни в коем случае нельзя туго приворачивать шурупами, так как пластик имеет коэффициент линейного расширения гораздо больший, чем древесина, например. Поэтому при больших перепадах температуры жестко закрепленные листы будут деформироваться и трескаться. Места крепления рассверливают и отверстия зенкуют под головки шурупов. Не рекомендуется использовать сверла по дереву, так как можно расщепить пластик.

Следует учитывать и так называемый парниковый эффект, когда солнечные лучи, проходя сквозь прозрачную кровлю и отражаясь от стен помещения, нагревают его. Особенно быстро нагреваются поверхности стропил и обрешетки. Пластик начинает расширяться. Особенно это заметно в местах контакта его с другими материалами. Чтобы уменьшить воздействие солнечного тепла, желательно покрасить стропила и обрешетку в белый цвет или оклеить их алюминиевой фольгой.

Особое внимание нужно обратить на гидроизоляцию примыкания крыши к стене. Кроме того, при покупке комплекта необходимо приобрести соответствующий набор стыковых и уплотнительных профилей. Прозрачные плиты отличаются высокой атмосферостойкостью и с годами не выцветают. Профили кровельной системы могут быть и в специальном исполнении, например, для использования в качестве соединительных (между конструкциями) или завершающих элементов.

Полы. Вот уж где между крайними вариантами: пол земляной (вроде бы и делать ничего не надо) и, например, пол покрыт кафельной плиткой по бетонному основанию — действительно «дистанция огромного размера». Попросту говоря, пол в гараже может быть буквально любым: грунтовым, мощенным кирпичом или тротуарной плиткой, бетонным с любым покрытием или без такового, деревянным очень разного исполнения, современным наливным (фото 4.1.6.2) и т. п. И, как обычно в таких случаях, все сводится к выбору варианта для его воплощения. А любой выбор, естественно, производится по каким-то критериям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.084 с.)