Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный педагог. Компоненты педагогической культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Современный педагог. Компоненты педагогической культуры. Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности. Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов. Имидж — образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Функции имиджа учителя: • профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания; • социальная – развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии; • духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям); • визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. Критерии успешности учителя Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять. Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен. Отношение к работе: Трудоспособный и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок. Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием. Таблица 1. Таблица 2 Контроль учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Эстетико-художественный аспект функций учителя на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе: • информационная ( сообщение учащимся информации по предмету «изобразительное искусство», предусмотренное школьной программой); • развивающая (планомерное совершенствование художественноэстетических способностей детей); • мобилизующая (художественно-эстетическая деятельность школьников через утверждение и закрепление социально-значимых мотивов и потребностей); • конструктивная (творческое осмысление и проектирование художественно-эстетической, учебно-творческой деятельности школьников по всем разделам изобразительного искусства); • организаторская (педагогически целесообразная организация и проведение работы по художественному развитию детей в разных формах) и др. Основные этапы в деятельности учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательным процессом средствами изобразительного искусства: • методика организации эстетического восприятия и познания учащимися художественных особенностей произведений изобразительного искусства и окружающей действительности; • методика проведения беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира; • методика выполнения педагогического рисунка учителя; • методика организации художественно-творческой работы учащихся на основе принципов изобразительного искусства; • формы и методы систематизации знаний, умений и навыков школьников в области изобразительного искусства.
Подготовка учителя к уроку Этапы подготовки урока Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа: • определение цели и задач; • отбор содержания учебного материала; • подбор методов и приёмов обучения; • определение форм организации деятельности учащихся; • подбор материала для домашней работы учащихся; • определение способов контроля; • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; • подбор вопросов для подведения итога урока. Рациональную структуру урока обеспечивают: • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; • выделение в содержании урока и темы главного, существенного; • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания; • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения; • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; • создание необходимых учебно-материальных условий обучения. Подготовка учителя к уроку современного типа 1-й этап – изучение учебной программы. 2-й этап – изучение методической литературы. 3-й этап – изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. 4-й этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. 5-й этап – разработка плана урока.
3. Виды учебной документации. Требования к ее оформлению. Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Учебный план – это нормативный документ, включающий: 1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул; 2) перечень изучаемых предметов; 3) распределение перечня предметов по годам обучения; 4) деление предметов на обязательные и факультативные; 5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе. Виды учебных планов: 1) базисный; 2) типовой; 3) учебный план школы. Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы. Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов. Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы. Тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим. Календарно-тематический план – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету. По форме календарно-тематические планы бывают: • текстовые; • иллюстрированные; • комбинированные (сочетающие в себе элементы текстового и иллюстрированного планов). Поурочное планирование – это планирование одного конкретного урока. План урока (занятия) (от лат. planum – плоскость) — заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий. (Большой энциклопедический словарь) Конспект урока (занятия) (от лат. Conspectus – обзор) – краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. План-конспект урока (занятия) – план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом этапе). Технологическая карта урока – это обобщенное графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. План–конспект – это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний, он отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимые для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Большой энциклопедический словарь) Технология – это четкий ответ на вопросы: Что надо делать? Как? В какой момент времени? Основная дидактическая структура урока отображается в планеконспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура. 4. Рабочая программа. Требования к составлению и оформлению рабочей программы. Рабочая программа – нормативный документ (локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения (организации)), определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной программе по учебному предмету, рекомендованной (допущенной) федеральными органами образования. Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины. Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса общеобразовательного учреждения (организации) и контингента учащихся в текущем учебном году. Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах: • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Разработка рабочих программ по учебным предметам проводится на основе государственного стандарта и примерных программ, рекомендованных (допущенных) федеральными органами образования. Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы выполняют две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования. Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом – ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. К рабочим программам по учебным предметам Базисного учебного плана относятся: 1) Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. 2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей. В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу: • авторские программы и примерные программы по предмету, которые являются обязательным документом-ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ; • примерные программы и материалы авторского учебнометодического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне); • примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования. Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. В соответствии с ФГОС основного общего образования рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Рабочая программа по учебному предмету может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа: 1) титульный лист; 2) пояснительную записку, включающую цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; 3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания); 4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся; 5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное). Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает: 1. Полное наименование общеобразовательного учреждения (организации) (в соответствии с уставом). 2. Наименование «Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______ класса, курса (классов, курсов)». 3. Срок реализации программы. 4. Грифы рассмотрения/согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения) и утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи директора образовательного учреждения/ заместителя директора по УВР). Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета в данном классе. В пояснительной записке необходимо отразить: 1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, учебный план и др.), в том числе сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (примерная программа по предмету, авторская программа с указанием выходных данных). 2. Цели изучения предмета в контексте основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей общеобразовательного учреждения (организации), класса. 3. Общую характеристику учебного предмета, курса. 4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации). 5. Информацию о внесённых изменениях в примерную программу или авторскую программу и их обоснование. 6. Информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры). 7. Информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве часов для проведения лабораторно-практических и контрольных уроков, уроков повторения и обобщения изученного материала, а также часов, выделенных на экскурсии, проекты, исследования и др. 8. Информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету. 9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения (организации)). 10. Соответствие требованиями ГИА и ЕГЭ. 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на учебный год. В тематическом планировании необходимо отразить: • количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов); • темы уроков (при поурочно-тематическом планировании – количество часов); • основные виды учебной деятельности; • проведение практических/лабораторных работ (при их наличии); • виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований ГИА и ЕГЭ); • планируемые результаты; • при необходимости – планируемые сроки изучения.
Формы и способы обучения Форма обучения — это внешняя сторона учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех компонентов учебного процесса, (цель, учитель,ученик; содержание, методы, дидактические средства обучения). Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (массовые, коллективные,групповые, индивидуальные): по месту учебы (школьные – уроки, занятия в школьных кружках, студиях и т. п.; внешкольные – домашняя самостоятельная работа, экскурсия и др.); по продолжительности занятий. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяют на фронтальные, групповые, и индивидуальные виды. При фронтальных формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, определяет единый для: всех темп работы. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса. (Дети учатся работать друг с другом.) Групповые формы можно подразделить на звеньевую, бригадную, кооперировано-групповую и дифференцированно-групповую. Звеньевая форма обучения предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся, специально сформированных для выполнения определенныхзаданий. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса нагруппы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило,объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет туособенность, что как постоянные, так и временные группы объединяютучащихся с одинаковыми учебными возможностями и с одинаковым уровнемсформированности учебных умений и навыков. К групповым формам относяттакже парную работу учащихся. «Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе» В.К. Дьяченко Индивидуальные формы обучения учащихся не предполагают непосредственного контакта с другими учениками. Если ученик самостоятельно выполняет задание, данное учителем, то это индивидуальная форма обучения. Если учитель на уроке уделяет внимание сразу нескольким ученикам, в то время как другие ученики работают самостоятельно, то это индивидуально-групповая форма обучения. Известны три основные организационные системы обучения: классноурочная, индивидуальная и лекционно-семинарская. Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке, разработанная и воплощенная в практику Я.А. Каменским. Особенности классно-урочной формы организации обучения таковы: • постоянный состав учащихся примерно одного возраста и одинакового уровня подготовленности (класс); • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); • каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); • постоянное чередование различных уроков (расписание); • обязательная руководящая роль учителя (педагогическое управление); • применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). (И.П. Подласый). Форма обучения зависит от содержания, в тоже время и от различных условий (количество учащихся в классе влияет на выбор учителем необходимой формы). Различают формы обучения: • по месту проведения занятий – школьные, внешкольные, дистанционные; • по времени – классные, внеклассные; • по виду учебной деятельности – урок, лекция, лабораторная работа, консультация, зачет, семинар; • по степени участия преподавателя – самостоятельные формы обучения, • программированное обучение. Процесс обучения — особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности. (Дьяченко В.К.) Исходя из этого, можно выделить 4 вида общения: • Опосредованное, когда нет обратной связи. Например, чтение научных статей, печатного текста, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач. • Непосредственное, когда есть обратная связь. Непосредственное общение можно подразделить на три вида: • Парное (один говорит и один слушает), т. е. общение в паре постоянного состава. • Групповое (один говорит и несколько человек слушают; несколько: это может быть два, три и т. д., множество людей). • Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре). Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава». Данные четыре вида общения образуют определенные организационные формы обучения. Организационные формы обучения. Таких основных организационных форм четыре: • Индивидуальная. Образующий вид общения — опосредованное общение. • Парная. Общение в парах постоянного состава. • Групповая. Общение в группе. • Коллективная. Общение в парах сменного состава. Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения. Способы обучения – это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей. Индивидуальный способ обучения (ИСО). Он организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая – парная организационная форма. Групповой способ обучения (ГСО). Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая – групповая организационная форма. Коллективный способ обучения (КСО). Он включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма.
Приемы обучения Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода – объяснения преподавателем нового материала, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока. Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения. Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Современный педагог. Компоненты педагогической культуры. Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности. Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов. Имидж — образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Функции имиджа учителя: • профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания; • социальная – развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии; • духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям); • визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.017 с.) |