Современный педагог. Компоненты педагогической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный педагог. Компоненты педагогической культуры.



Современный педагог. Компоненты педагогической культуры.

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Имидж — образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения.

Функции имиджа учителя:

• профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания;

• социальная – развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;

• духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);

• визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Критерии успешности учителя

Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе: Трудоспособный и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Таблица 1.

Таблица 2

Контроль учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку.

Эстетико-художественный аспект функций учителя на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе:

информационная ( сообщение учащимся информации по предмету «изобразительное искусство», предусмотренное школьной программой);

развивающая (планомерное совершенствование художественноэстетических способностей детей);

мобилизующая (художественно-эстетическая деятельность школьников через утверждение и закрепление социально-значимых мотивов и потребностей);

конструктивная (творческое осмысление и проектирование художественно-эстетической, учебно-творческой деятельности школьников по всем разделам изобразительного искусства);

организаторская (педагогически целесообразная организация и проведение работы по художественному развитию детей в разных формах) и др.

Основные этапы в деятельности учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательным процессом средствами изобразительного искусства:

• методика организации эстетического восприятия и познания учащимися художественных особенностей произведений изобразительного искусства и окружающей действительности;

• методика проведения беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира;

• методика выполнения педагогического рисунка учителя;

• методика организации художественно-творческой работы учащихся на основе принципов изобразительного искусства;

• формы и методы систематизации знаний, умений и навыков школьников в области изобразительного искусства.

 

Подготовка учителя к уроку

Этапы подготовки урока

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

• определение цели и задач;

• отбор содержания учебного материала;

• подбор методов и приёмов обучения;

• определение форм организации деятельности учащихся;

• подбор материала для домашней работы учащихся;

• определение способов контроля;

• продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

• подбор вопросов для подведения итога урока.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

• выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

• определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

• дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Подготовка учителя к уроку современного типа

1-й этап – изучение учебной программы.

2-й этап – изучение методической литературы.

3-й этап – изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.

4-й этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.

5-й этап – разработка плана урока.

 

3. Виды учебной документации. Требования к ее оформлению.

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

1) базисный;

2) типовой;

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов. Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

Календарно-тематический план – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

По форме календарно-тематические планы бывают:

• текстовые;

• иллюстрированные;

• комбинированные (сочетающие в себе элементы текстового и иллюстрированного планов).

Поурочное планирование – это планирование одного конкретного урока.

План урока (занятия) (от лат. planum – плоскость) — заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий. (Большой энциклопедический словарь)

Конспект урока (занятия) (от лат. Conspectus – обзор) – краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.

План-конспект урока (занятия) – план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом этапе).

Технологическая карта урока – это обобщенное графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

План–конспект – это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний, он отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимые для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Большой энциклопедический словарь)

Технология – это четкий ответ на вопросы: Что надо делать? Как? В какой момент времени?

Основная дидактическая структура урока отображается в планеконспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

4. Рабочая программа. Требования к составлению и оформлению рабочей программы.

Рабочая программа – нормативный документ (локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения (организации)), определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной программе по учебному предмету, рекомендованной (допущенной) федеральными органами образования.

Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.

Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса общеобразовательного учреждения (организации) и контингента учащихся в текущем учебном году.

Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Разработка рабочих программ по учебным предметам проводится на основе государственного стандарта и примерных программ, рекомендованных (допущенных) федеральными органами образования.

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.

Примерные программы выполняют две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом – ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов.

К рабочим программам по учебным предметам Базисного учебного плана относятся:

1) Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.

2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей. В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:

• авторские программы и примерные программы по предмету, которые являются обязательным документом-ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ;

• примерные программы и материалы авторского учебнометодического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);

• примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

В соответствии с ФГОС основного общего образования рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Рабочая программа по учебному предмету может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа:

1) титульный лист;

2) пояснительную записку, включающую цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания);

4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;

5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное).

Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает:

1. Полное наименование общеобразовательного учреждения (организации) (в соответствии с уставом).

2. Наименование «Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______ класса, курса (классов, курсов)».

3. Срок реализации программы.

4. Грифы рассмотрения/согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения) и утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи директора образовательного учреждения/ заместителя директора по УВР).

Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета в данном классе. В пояснительной записке необходимо отразить:

1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, учебный план и др.), в том числе сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (примерная программа по предмету, авторская программа с указанием выходных данных).

2. Цели изучения предмета в контексте основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей общеобразовательного учреждения (организации), класса.

3. Общую характеристику учебного предмета, курса.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации).

5. Информацию о внесённых изменениях в примерную программу или авторскую программу и их обоснование.

6. Информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры).

7. Информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве часов для проведения лабораторно-практических и контрольных уроков, уроков повторения и обобщения изученного материала, а также часов, выделенных на экскурсии, проекты, исследования и др.

8. Информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.

9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения (организации)).

10. Соответствие требованиями ГИА и ЕГЭ.

11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на учебный год.

В тематическом планировании необходимо отразить:

• количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов);

• темы уроков (при поурочно-тематическом планировании – количество часов);

• основные виды учебной деятельности;

• проведение практических/лабораторных работ (при их наличии);

• виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований ГИА и ЕГЭ);

• планируемые результаты;

• при необходимости – планируемые сроки изучения.

 

Формы и способы обучения

Форма обучения — это внешняя сторона учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех компонентов учебного процесса, (цель, учитель,ученик; содержание, методы, дидактические средства обучения).

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (массовые, коллективные,групповые, индивидуальные): по месту учебы (школьные – уроки, занятия в школьных кружках, студиях и т. п.; внешкольные – домашняя самостоятельная работа, экскурсия и др.); по продолжительности занятий. В современной дидактике организационные формы обучения подразделяют на фронтальные, групповые, и индивидуальные виды.

При фронтальных формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, определяет единый для: всех темп работы.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса. (Дети учатся работать друг с другом.) Групповые формы можно подразделить на звеньевую, бригадную, кооперировано-групповую и дифференцированно-групповую. Звеньевая форма обучения предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся, специально сформированных для выполнения определенныхзаданий. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса нагруппы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило,объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет туособенность, что как постоянные, так и временные группы объединяютучащихся с одинаковыми учебными возможностями и с одинаковым уровнемсформированности учебных умений и навыков. К групповым формам относяттакже парную работу учащихся.

«Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе» В.К. Дьяченко

Индивидуальные формы обучения учащихся не предполагают непосредственного контакта с другими учениками. Если ученик самостоятельно выполняет задание, данное учителем, то это индивидуальная форма обучения. Если учитель на уроке уделяет внимание сразу нескольким ученикам, в то время как другие ученики работают самостоятельно, то это индивидуально-групповая форма обучения.

Известны три основные организационные системы обучения: классноурочная, индивидуальная и лекционно-семинарская.

Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке, разработанная и воплощенная в практику Я.А. Каменским.

Особенности классно-урочной формы организации обучения таковы:

• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и одинакового уровня подготовленности (класс);

• каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

• каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

• постоянное чередование различных уроков (расписание);

• обязательная руководящая роль учителя (педагогическое управление);

• применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). (И.П. Подласый).

Форма обучения зависит от содержания, в тоже время и от различных условий (количество учащихся в классе влияет на выбор учителем необходимой формы). Различают формы обучения:

• по месту проведения занятий – школьные, внешкольные, дистанционные;

• по времени – классные, внеклассные;

• по виду учебной деятельности – урок, лекция, лабораторная работа, консультация, зачет, семинар;

• по степени участия преподавателя – самостоятельные формы обучения,

• программированное обучение.

Процесс обучения — особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности. (Дьяченко В.К.)

Исходя из этого, можно выделить 4 вида общения:

Опосредованное, когда нет обратной связи. Например, чтение научных статей, печатного текста, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач.

Непосредственное, когда есть обратная связь. Непосредственное общение можно подразделить на три вида:

Парное (один говорит и один слушает), т. е. общение в паре постоянного состава.

Групповое (один говорит и несколько человек слушают; несколько: это может быть два, три и т. д., множество людей).

Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре). Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава».

Данные четыре вида общения образуют определенные организационные формы обучения.

Организационные формы обучения. Таких основных организационных форм четыре:

Индивидуальная. Образующий вид общения — опосредованное общение.

Парная. Общение в парах постоянного состава.

Групповая. Общение в группе.

Коллективная. Общение в парах сменного состава.

Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения.

Способы обучения – это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей.

Индивидуальный способ обучения (ИСО). Он организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая – парная организационная форма.

Групповой способ обучения (ГСО). Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая – групповая организационная форма.

Коллективный способ обучения (КСО). Он включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма.

 

Приемы обучения

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода – объяснения преподавателем нового материала, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

 Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения.

Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием.

Современный педагог. Компоненты педагогической культуры.

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Имидж — образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения.

Функции имиджа учителя:

• профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания;

• социальная – развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;

• духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);

• визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.123 с.)