Классификация расщелин губы и неба 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация расщелин губы и неба



Классификация расщелин губы и неба

↓                                                                           ↓

Сквозная                                                            Изолированная

                                    ↓                          ↓                                                            ↓               ↓                        ↓

                             Односторонняя двусторонняя                                     полные     неполные    подслизистые

                                                                                                                                 ↓        ↓

                                                                                                              Односторонние и двусторонние

Полная  - изолированная расщелина захватывает увуля (маленький язычок) и распространяется до альвеолярного отростка (зубы), но не затрагивает ее (от мягкого до твердого неба, но зубы целые).

Изолированные полные расщелины могут быть односторонние и двусторонние

Неполные – расщепляют мягкое неба и увуля

Подслизистые (субмукозные) происходит несращение костей твердого неба и мышц мягкого неба. Все под слизистой (внутри, снаружи не видно).

Обычно сочетается истончение мягкого неба и расщелины.

Сквозные бывают односторонние и двусторонние. Двустороннее происходит по обеим сторонам (изо рта виден нос, отсутсвие неба). Односторонняя – сквозная слева или справа.

Расщелины верхней  губы

↓                                                  ↓                                      ↓                                         ↓

Изолированная                           Частичная                      Скрытая                            Полная

Дефект не распространяется на альвеолярный отросток Затрагивает только край губы Затрагивает мускульный слой и в редких случаях слизистый слой Распространяется до нижнего носового хода

Классификация Ринолалии

Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная.

1. Закрытая форма ринолалии (ЗФР) – харатеризуется понижение физиологического носового резонанся во время речи.

Самый сильный резонанс в норме наблюдается при произнесении носовых М, Ме, Н, Не (4 отдельных звука).

При артикуляции этих звуков в норме носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.

Если при произнесениии звуков они звучат как ротовые Б, Бе, Д, Де, т.е. при ЗФР в речи исчезает противопоставление назальные и неназальные, что влияет на разборчивость речи.

3 основных признака гипоназальности

1) Носовые звуки М. Ме, Н. Не всегда приглушены. 2. Имеются органические нарушения носового дыхания, обоняния и вкуса.

3) Функция глотания не нарушена. 4. Гласные звучат неестественно, глухо.

Причины ЗФР

Органические изменения в носовом пространстве (из-за насморка затруднено носовое дыхание)

Функциональные расстройства нервно-глоточного смыкания.

Различают переднюю и заднюю ринолалию.

Передняя. Причины: Хроническая гипертрофия слизистой носа (чаще задних отделов, полипы носовой полости, искревление носовой перегородки).

Задняя. Причины: Аденоиды, носоглоточные полипы.

Теория Жинкин, Дмитриев, Морозов.

В своей теории они объединили 1 и 2 теорию, считая, что для нормального процесса голосообразования важна регляторная ф-ция коры головного мозга и анатомо-физиологическая сохранность периферического звена анализатора. Частота колебания ГС зависит от их длины, массы, величины под складочного давления, объема и формы резонаторов, от состояния коры голов мозга.

Теория Дж. Перелло.

Выдвинул мукоондулярную теорию, по которой вибрации ГС – это волнообразное скольжение слизистой оболочки, покрывающей ГС. Теория дает механическое объяснение механизма фонации и не отражает сложной системы взаимосвязи и зависимости мышц гортани и ЦНС.

Причины возникновения заикания. Этиология

По этиологическому признаку различают два вида заикания.

1. Эволюционное заикание, развивающееся в период становления развернутой фразовой речи в возрасте от 2 до 5 лет, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы (психиатр И. А. Сикорский назвал его «детской болезнью»).

2. Симптоматическое заикание (как правило, у взрослых), возникающее на фоне органического поражения центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, поражениях сосудов и т. п.).

Большинство исследователей считают, что появление заикания обусловлено рядом факторов: биологических, психологических, социальных.

Биологические факторы

· общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка;

· особенности индивидуального развития центральной нервной системы, которые обусловливают особую ранимость речевой функции у детей 2-5 лет;

· раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря;

· недоразвитие речи (при нехватке элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения своих мыслей);

· перевоспитание леворукости (у 33 % детей с перевоспитанной леворукостью развивается заикание);

· половой деморфизм (у мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек);

· 67органические заболевания центральной нервной системы (поражение головного мозга может происходить в разные периоды развития);

· патологическое течение беременности (механические, химические, эндокринные, инфекционно-воспалительные процессы, несовместимость крови матери и плода и другие факторы);

· родовые травмы, асфиксия (удушье);

· соматическое предрасположение (результат перенесенных инфекций, интоксикаций и травм при различных детских заболеваниях).

 

Психологические факторы

До появления заикания родители часто отмечают у ребенка как нерешительность, робость, неуверенность в себе, пугливость, тревожность (например, страх за близких людей), так и противоположные качества: возбудимость, демонстративность со склонностью к бурным агрессивным вспышкам, негативизм.

 

Социальные факторы

Социальные условия развития ребенка могут играть положительную, выравнивающую роль, но могут оказывать и отрицательное, неблагоприятное воздействие.

Возникновению заикания способствуют условия воспитания, ведущие к избалованности ребенка, неровное воспитание, «воспитание примерного ребенка».

Избалованный ребенок, как правило, недостаточно активно вступает во взаимодействие с окружающими. Низкие требования, предъявляемые к нему со стороны окружающих, приводят к тому, что ребенок не может всесторонне проявить свои возможности и часто вынужден подчиняться другим детям. В таких случаях ребенок боязлив, не уверен в себе и скован.

При этом страдает формирование соответствующего возрасту поведения. Избалованные дети нередко подвергаются насмешкам со стороны товарищей по играм, что заставляет их сторониться сверстников. Нарушается социальный контакт с коллективом. Избалованные дети склонны удовлетворять свои желания, проявляя упрямство и агрессивность.

Если ребенок лишен родительской любви и понимания в противоположность избалованному, то он реагирует на принуждение, если оно очень резкое, сопротивлением и агрессией.

Довольно часто в семье складывается ситуация, когда у родителей отсутствует единство действий и требований по отношению к ребенку. То непомерно высокие, то заниженные требования к ребенку, излишняя строгость одного из родителей и полное попустительство со стороны другого вызывает у него двойственное состояние, возбуждение и торможение нервных процессов одновременно. Такое неровное воспитание часто приводит к страхам (фобиям), что является благотворной почвой для возникновения заикания.

 

 

Голосовой.

3. Дыхательный. Судороги при заикании могут поражать каждый из этих отделов. Или же они распространяются, скажем, на дыхательный и артикуляционный, дыхательный и голосовой, артикуляционный и голосовой отделы (такое происходит в том случае, когда болезнь приобретает хронический характер).

 В зависимости от этого, выделяют: • дыхательную форму заикания; • артикуляторную; • голосовую; • смешанную (дыхательно-голосовые, дыхательно-артикуляционные, артикуляционно-голосовые судороги).

Если повышается тонус мышц артикуляционного аппарата – артикуляторная форма заикания – то могут перекашиваться лицевые мышцы, судорога сводит мышцы губ, языка и мягкого неба. При дыхательной форме заикания ребенок может посреди высказывания резко и шумно вдыхать воздух или выдыхать его, что приводит к паузе в речевоспроизведении. Это называется инспираторная (при вдохе), экспираторная (при выдохе) и респираторная (при вдохе и выдохе) судороги дыхательного аппарата. Голосовая форма заикания характеризуется тем, что судороги возникают, обычно, при попытке произнести гласный звук. Голос у говорящего либо пропадает совсем (смыкательная судорога), либо гласный звук звучит как бы нараспев (вокальная судорога), либо из гортани вырывается прерывистые непонятные звуки (размыкательная судорога).

Чаще в медицинской и логопедической практике встречаются артикуляторные, дыхательные и смешанные судороги мышц, участвующих в процессе воспроизведения речи, реже – голосовые.

Различают две формы алалии.

Алалия моторная (Alalia motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи (неполное понимание того, что ребёнок говорит сам), выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.

Алалия сенсорная (Alalia sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи (неполное понимание того, что ребёнку говорят окружающие), когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребёнка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной алалии, и сенсорной алалии. А.Р. Лурия проанализировав все вывел новое направление НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. При рассмотрении моторной и сенсорной алалии наб-ся сочетание языковых и не языковых нарушений

Моторная алалия

В данном случае у ребёнка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.

Для этого типа характерны следующие симптомы:

Полное отсутствие речи. Ребёнок изъясняется при помощи лепета, жестов и мимики. Встречается при грубом нарушении мозговых структур. В том случае, если речь присутствует, она отличается неправильным звукопроизношением, аграмматичностью, смешением и заменой сложных звуков, бедным словарным запасом. Ребёнок разговаривает при помощи отдельных слов или простых предложений из двух-трех слов. При этом существительные превалируют и, как правило, используются в именительном падеже. Объём пассивного словаря при этом значительно больше. В неврологическом плане отмечается слабое развитие мелкой и крупной моторики, плохой координацией, неловкостью. Высшая психическая деятельностью также страдает — снижены память, внимание, эмоционально-волевая сфера. Снижение интеллекта является лишь следствием отставания в развитии речи и при правильной коррекции восстанавливается.

Сенсорная алалия

Данную форму алалии отличает недоразвитие восприятия речи при отличном слухе. Ребёнок не способен понимать обращенную к нему речь, его же собственная речевая активность может быть даже повышена.

Признаки сенсорной алалии:

При тяжелой форме обращенная речь остается для ребёнка абсолютно непонятной. Сам он может воспроизводить различные звуки и бессмысленный набор слов. Если же нарушение выражено не сильно, алалики могут понимать смысл сказанного в определённом контексте. Однако вне его смысл сказанного вновь от него ускользает. К собственной речи дети в таком состоянии некритичны, для общения чаще используют жесты или мимику. В психологическом плане алалия характеризуется импульсивностью, повышенной утомляемостью детей, расстройством внимания. В чистом виде сенсорная форма алалии встречается нечасто, в большинстве случаев сочетаясь с некоторыми проявлениями моторной.

Для всех форм алалии характерна диссоциация между вербальными и невербальными формами психической деятельности. Невербальные задания выполняются без выраженных затруднений в соответствии с возрастом ребёнка (смысл и последовательность сюжетных изображений, графические аналогии и пр.). Задержки темпа развития речи проявляются в том, что отдельные этапы речевых навыков — гуление, лепет, появление лепетного монолога, отдельные слова, фразы и др. — формируются с запаздыванием, отмечается их редуцированность или они отсутствуют. Помимо растягивания сроков формирования функции, характерно длительное сохранение ранее пройденных этапов развития речи — эгоцентрическая речь, замена речи жестикуляцией или выразительными криками без слов, запаздывание появления экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи. Кроме того, могут отмечаться бедность словарного запаса, легкие аграмматизмы, косноязычие.

Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи. Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития. При моторной алалии в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха.

 

К-П

Нарушение устной речи (НУР)

Речь устная

Звуковая 1. Фонетика 2. Фонематические процессы Смысловая 1. Лексика 2. Грамматика

 

  фонетика Фонематич процессы лексика грамматика
Фонетическое недоразвитие - Дислалия Дизартрия Ринолалия + + +
ФФН - Коррекция - Дифференциация звуков по акустическим признакам + +
ОНР - Алалия - - -

 

ОНР выд-ся с 1-3 уровни. 4 – остаточные от ОНР

Когда ставят ОНР? Левина: ОНР ставят в 3 года. До 3 лет ставят заднржка речевого развития (ЗРР): по типу моторной алалии.

ЗПРР – это задержка психо-речевого развития.

ОНР входят дети с моторной алалией и дизартрией.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Содержание обследования включает два раздела:

§ изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической, медицинской документации;

§ обследование самого ребенка.

Данные заносятся в речевую карту, которая заполняется на каждого ребенка.

Прежде всего в речевую карту заносятся анкетные данные:

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Возраст.

3. Национальность. Обратить внимание на наличие или отсутствие в семье двуязычия, так как последнее затрудняет работу над речью.

4. Посещает или посещал ребенок дошкольное учреждение.

5. Профессия и место работы родителей.

Далее изучаются анамнестические данные (по истории развития ребенка, путем бесед с родителями). Данные о нервно-психическом, соматическом и психомоторном развитии выписываются из медицинской карты или протокола медико-педагогической комиссии. В ходе беседы с родителями важно получить следующие сведения:

§ наследственность (данные о речевых нарушениях у родителей, родственников, о наличии у них нервно-психических и соматических заболеваний до рождения ребенка);

§ протекание беременности и родов у матери (от какой посчету беременности родился ребенок, как протекала беременность, особенно в первые три месяца, болезни матери во время беременности, проводилась ли лекарственная терапия, рентгеновское обследование, было ли радиоактивное облучение; время наступления родов, их длительность, применялись ли пособия при родах — наложение щипцов, использование вакуум-экстрактора, закричал ли ребенок или родился в асфиксии, ее длительность);

§ раннее общее развитие ребенка (вес и рост при рождении, брал ли грудь, как вскармливался, когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, какие заболевания перенес);

§ раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь). Речевая активность, характер использования жестов, понимание речи окружающих;

§ психические особенности ребенка (как ориентируется в окружающей среде, отношение ребенка к своему дефекту — речи и внешнему облику — особенно при ринолалин и дизартрии);

§ отношение к ребенку в семье, детском саду, характер общего и речевого воспитания (слишком строгое обращение, угрозы, физические наказания, гиперопека, несогласованность, противоречивость, непоследовательность в воспитании; культивирование несовершенств детской речи, отсутствие контроля за формированием правильной речи, перегрузка речевой информацией).

При обследовании ребенка с ринолалией необходимо выяснить, ограничивали ли родители речевое общение ребенка, или, наоборот, стимулировали. Некоторые родители считают, что не следует закреплять назализованную, малопонятную речь и стимулируют "язык жестов", стараются ограничить его речевую практику до хирургического вмешательства;

§ занимался ли с логопедом (где, когда, в течение какого времени), были ли положительные результаты.

После уточнения сведений о развитии ребенка, истории возникновения и особенностей протекания речевого нарушения проводится непосредственное обследование самого ребенка.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

1. Анкетные данные.

2. Анамнез.

3. Строение артикуляционного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, зубов, прикуса, челюсти, неба, языка:

§ губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные);

§ зубы (редкие, кривые, мелкие, внечелюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют верхние или нижние резцы);

§ прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий);

§ челюсти (верхняя выдвинута вперед — прогнатия, нижняя выдвинута вперед — прогения);

§ небо (узкое, высокое, плоское, низкое);

§ язык (массивный, маленький, очень большой, короткая, натянутая, прирощенная подъязычная связка).

4. Моторика артикуляционного аппарата. Обследование возможности выполнения губами, языком, челюстями основных движений, характерных для них при произношении звуков:

§ подвижность губ (губы вперед — "трубочкой", удержать, улыбнуться, удержать; поднять верхнюю губу, чтобы были видны верхние зубы; опустить нижнюю губу, чтобы были видны нижние зубы; вибрация губ и т.д.);

§ подвижность языка, его спинки, корня и кончика (показать широкий язык — "лопатой", узкий — "жалом"; язык-маятник; достать кончиком языка нос, подбородок; пощелкать языком и т.д.);

§ подвижность нижней челюсти (выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттянуть назад; сомкнуть, сжать челюсти; открыть рот; удержать открытым под счет и т.д.).

При обследовании моторики артикуляционного аппарата обратить внимание на точность и объем движений, способность удерживать органы артикуляции в заданной позе, на тонус (нормальное напряжение, вялость или чрезмерное напряжение). Движения выполняются по подражанию и по словесной инструкции.

5. Звукопроизношение. Обратить внимание на характер нарушения произношения согласных и гласных звуков (замена, смешение, искажение, отсутствие) в различных условиях:

§ при изолированном произношении звуков;

§ в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных;

§ в начале, середине, конце слова;

§ во фразах;

§ стихах,сказках и т.д.

6. Слуховая функция:

§ состояние физического слуха (исследование слуха на шепотную речь и речь разговорной громкости. Выявление максимального расстояния, на котором ребенок правильно повторяет произносимые слова и фразы. При нормальном слухе шепотная речь воспринимается на расстоянии 6—7 метров);

§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза (различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных, мягких и твердых звуков; выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, способность придумать слово на заданный звук).

7. Общая моторика и мелкая моторика рук. Приемы обследования и критерии оценки состояния общей моторики и мелкой моторики рук даны в разделе "Схема обследования детей с дизартрией".

8. Дыхательная и голосовая функция. Обследуется тип дыхания, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха; громкость голоса, наличие или отсутствие носового оттенка, монотонности.

9. Просодическая сторона речи. Обратить внимание на темп, плавность, выразительность, употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

10. Словарный запас и грамматический строй речи. Приемы обследования и критерии оценки состояния словаря и грамматического строя речи даны в разделе "Схема обследования детей с алалией.

11. Письменная речь. Схема обследования письменной речи дана в приложении.

12. Психическое состояние. Обратить внимание на особенности познавательной деятельности (внимание, память, мышление и т.д.) и эмоционально-волевой сферы.

13. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму дислалии: механическую или функциональную; вид дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую; разновидность нарушения звуко-произношения: сигматизм, ротацизм и т.д.

 

Варианты моторной алалии: афферентная и эфферентная

Моторная алалия обусловлена нарушениями центрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора (зона Брока). Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию, в зависимости от того какой отдел речедвигательного анализатора пострадал.

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), которая в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений, поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы. При нарушении этой зоны может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков. Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины - центр Брока), которая в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ. При эфферентной моторной алалии может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). В этом случае у ребенка страдает переключение от одной коартикуляции к другой, ребенку трудно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи).

Симптомы: слабое развитие движения рук, плохая координация, плохая работоспособность, речь может проявляться к 4 годам; неспособность выразить свои мысли словами; замена одних слов на другие неправильно построенные предложения; нежелание говорить; обидчивость, замкнутость, агрессивность.

Моторная алалия

В данном случае у ребёнка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.

Для этого типа характерны следующие симптомы:

Полное отсутствие речи. Ребёнок изъясняется при помощи лепета, жестов и мимики. Встречается при грубом нарушении мозговых структур. Если речь присутствует, она отличается неправильным звукопроизношением, аграмматичностью, смешением и заменой сложных звуков, бедным словарным запасом. Ребёнок разговаривает при помощи отдельных слов или простых предложений из двух-трех слов. При этом существительные превалируют и, как правило, используются в именительном падеже. Объём пассивного словаря при этом значительно больше. В неврологическом плане отмечается слабое развитие мелкой и крупной моторики, плохой координацией, неловкостью. Высшая психическая деятельностью также страдает — снижены память, внимание, эмоционально-волевая сфера. Снижение интеллекта является лишь следствием отставания в развитии речи и при правильной коррекции восстанавливается.

У детей с моторной алалией наб-ся аграмматизмы. Экспрессивный аграмматизм – нарушение грамматического строя собственной речи (пр: мама дать мяч).Это накладывает отпечаток и в письме.

Импрессивный аграмматизм – затруднение понимания аграмматических конструкций.

У детей с моторной алалией грамматический строй развивается замедленно, неравномерно. (В предложении добавляются второстепенные члены предложения). Пример: Кто изображен? Бабочка. Что делает бабочка? Сидит. На чем она сидит? На цветке. Какого цвета бабочка? Красная.

У детей с Мотор алалией отмечаются недостатки формаобразования и формаизменения.

Синтаксические конструкции отличаются примитивностью: 1. Простое предложение. 2.Простое подчиненное предложение.

Речь при общении не яв-ся полноценным средством коммуникации. Речь сбивчивая, непонятная, у детей страдает причинно-следственная связь и временная связь как вторичный признак дефекта. При составлении рассказа по сюжетной картинке набл-ся фрагментарность, разорванность высказывания (все предложения простые), набл-ся нарушение линейной последовательности, стереотипность оформления, пропуск одного или неск логических звеньев ситуации, может быть разброс мысли. Дети с мотор алалией не умеют отбирать факты. При составлении рассказа дети с мотор алалией застревают на деталях изабывают основное содержание (какая варежка, какой сапог).

Лучше на начальных этапах пользоваться диктофоном.

Словарный запас. По мере увеличения словарного запаса трудности детей в овладении структуры слова становятся более заметными. В речевых картах используется понятие словарь обиходно-бытовой тематики. При объяснении у детей с мотор алалией возникают сложности. Ребенок не пользуется средствами словообразования, средствами слово изъяснения, замена на звукоподражание (кто это? Ав-Ав (собака) возраст 4-4,5 года). При коррекционной работе учим переходить от звукоподражания к слову. Проговаривать по слогам (СО-БА-КА). У детей наб-ся затруднения при именном и глагольном управлении, при согласовании такие дети не используют предлоги. Или заменяют один предлог на др. (из дивана из-под дивана). Набл-ся ограничение набора типов предложения (простые и повествовательные предложения). В речи нет четкости, родовых и числовых окончаний. Дети с мотор алалией при чтении стихов переставляют слова местами. Слова с приставками используются неправильно. В предложении преобладают слова, лишенные окончания (мама делать).

Неречевая симптоматика:

Относительно личности: как реакция на речев патологию наб-ся замкнутость, речевой негативизм (создать интересный сюжет, ситуацию, заинтересовать, чтобы реб-к хоть что то за вами повторил), неуверенность в себе (когда есть фразовая речь), напряженное состояние, обидчивость (говорит, перебивает и тут же надувается, обижается. Как успокоить: проговорить всю ситуацию, объяснить почему остановили на полфразы).

Дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях (то что им нравится).

Отмечается физич. Недостаточность, дети соматически ослаблены (частые простуды), из-за недостатка физкультуры. Ребенок идет в школу и обязательно на спорт. У детей с мотор алалией наб-ся неврологическая симптоматика (минимальные проявления мозговой дисфункции, а у некоторых сильно выражены).

Моторика. Наб-ся общая моторная неловкость, дискоординация движения. Остеопаты работают с крупной, затем с мелкой моторикой (через коврики (для стопы, для рук, подключают движения правой и левой руки и речь (проговаривание). Пример: 1) Стихи агния Барто (ритм – правой ногой). 2) Идете вместе по коврику. 3) Суджок терапия

Мелкая моторика. Не умеют держать ножницы, вырезать.

Музыка терапия. –Занятия музыкой, начатые в раннем возрасте, очень ускоряет и интенсифицирует развитие мозга.

-оно улучшает качество нейронной сети.

-обеспечивает лучшую пластичность мозга;

-оно влияет на состояние мозга в пожилом возрасте, в частности при восприятии устной речи, которая ухудшается с возрастом (не идентифицирует звук). Занятия музыкой, которые рано начали заниматься, намного быстрее развиваются. Это другая мозговая работа. Улучшается качество нейронной сети.

У детей с мотор алалией может наб-ся скрытое левшество, либо амбидекстрия (пишет правой и левой рукой).

Память: Сужение объема памяти (4-5 может назвать, в норм памяти 6 цифр).

Страдает вербальная памятьЕсли только объяснение, то не воспринимает. Обязательно применять наглядность, показ.

Наб-ся бедность логических операций, способность к символизации, сложности абстрации словесно-логического мышления.

 

Артикуляционную гимнастику не делают, если органы артикуляционного ап-та исполняют нужный звук. Если не появляется нужный звук, то развиваем фонематический слух (ставим руку ребенка себе на гортань и затем ему, чтобы он услышал вибрацию).

 

Л ечение: Лого упражнения, Лого массаж, лечебная физкультура, микротоковая рефлексотерапия, медикаментозная терапия.

 

Причина: Основная причина возникновения сенсорной алалии – это поражение височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустическо-гностической стороны речи при сохранности слуха.

Данную форму алалии отличает недоразвитие восприятия речи при отличном слухе. Ребёнок не способен понимать обращенную к нему речь, его же собственная речевая активность может быть даже повышена.

Признаки сенсорной алалии:

При тяжелой форме обращенная речь для ребёнка непонятна. Сам он может воспроизводить различные звуки и бессмысленный набор слов. Если же нарушение выражено не сильно, алалики могут понимать смысл сказанного в определённом контексте. Однако вне его смысл сказанного вновь от него ускользает. К собственной речи дети в таком состоянии некритичны, для общения чаще используют жесты или мимику. В психологическом плане алалия характеризуется импульсивностью, повышенной утомляемостью детей, расстройством внимания. В чистом виде сенсорная форма алалии встречается нечасто, в большинстве случаев сочетаясь с некоторыми проявлениями моторной.

Сенсомоторная алалия: сочетает в себе симптомы двух видов расстройства речи.

Классический массаж

Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В спра­вочниках по массажу можно найти описание этих приемов.

При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сом­кнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, про­изводит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи­вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3~м или 1—2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопе­дии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколь­ко большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растира­ние концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. От­сюда и названия основных типов растирания: прямолиней­ное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата при­меняется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1~2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой облас­ти; давление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполня­ется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверх­ность, несколькими пальцами производят короткие ритмич­ные движения, сдвигая ткани друг от друга.

При вибрации массирующая рука (или вибрационный ап­парат) передает телу массируемого колебательные движе­ния. Для выполнения вибрирующих движений на лице ис­пользуется прием пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.175 с.)