Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности репродукции текстового сообщения
Одним из видов заданий при оценке связной речи ребенка является пересказ заданного текста, умение воспроизводить полную программу, представленную в нем суммой семантически необходимых предложений. В зависимости от полноты и последовательности воспроизведения элементов смысловой программы исходного текста выделяют следующие уровни выполнения задания: I — уровень полного неумения передавать смысловую программу сообщения; II — уровень частичного умения репродуцировать полную программу сообщения; III — уровень относительного умения воспроизводить полную программу сообщения; IV — уровень достаточного умения репродуцировать полную программу сообщения. Речевая продукция, отнесенная к I уровню, представляет собой лишь называние отдельных действий, которые ребенок вспоминает в процессе воспроизводства. Заданный текст как речевое целое полностью распадается. Т е если рассматривать рассказ как схему, то можно увидеть, что основные смысловые вехи, отражающие содержание рассказа и его главную тему, ребенком не передано! Распадается цельность текстового сообщения. Фрагменты, предложений, следуют в случайном порядке. ПОДОБНЫЙ ТИП ИЗЛОЖЕНИЯ заставляет задуматься, понимает ли ребенок смысл текста, а жалобы на то, что ребенок не помнит, что было дальще -это ничто иное как не способность удержать в памяти последовательность программы сообщения. Поскольку предложения структурно неполноценны, аграмматичны и не связаны между собой ни в смысловом, ни в синтаксическом отношении, степень их связности оценивается как нулевая. Речевая продукция, отнесенная ко I I уровню- ребенок воспроизводит в полном объеме лишь часть смысловой программы, а именно — программу одного смыслового отрезка. Таким полно воспроизводимым отрезком, как правило, является первый или последний отрывок рассказа. Цельность текстового сообщения нарушается. Указанная неравномерность в передаче смысловой программы всего текста и его отдельной части и позволяет этот уровень квалифицировать как уровень частичного умения воспроизводить полную смысловую программу. В процессе пересказа усекаются как опорные смысловые вехи, т.е. элементы большой программы, так и малые смысловые вехи. Многочисленные пропуски глагольных слов, паузы хезитации, сопровождающие выбор необходимого слова, неадекватные вербальные замены свидетельствуют о существенных затруднениях в использовании глагольной лексики. Указанные трудности отражаются и на связности речевого высказывания, нарушение которой сопровождает нарушение цельности. Вопросы, заданные в процессе беседы, свидетельствуют о полном понимании содержания предъявленного рассказа. Практика показывает, что таким образом передают связное речевое сообщение как дети старшего дошкольного возраста, так и учащиеся первого и второго класса специальной коррекционной школы V вида.
Речевая продукция, отнесенная к III уровню- характерно относительно полное воспроизведение элементов смысловой программы. В них представлены все опорные смысловые вехи, составляющие большую программу текста, что обеспечивает относительную цельность сообщения Вторичное обеднение содержания рассказа происходит в результате того, что дети используют преимущественно коммуникативно слабые предложения при ограниченном числе коммуникативно сильных. В результате замещения наименований предметов (существительных) местоимениями возникает «размывка», «стирание» предметной сетки высказывания.Наличие аграмматических конструкций и трудности осуществления межфразовых соединений. Речевая продукция, отнесенная к IV уровню -Незначительное расхождение в смысловой программе заданного текста и пересказа ребенка позволяет оценить речевую продукцию этого уровня как цельную. Однако оформление программы языковыми средствами недостаточное, что не обеспечивает связности высказывания. В реализации программы отражаются все недочеты, обнаруженные в ответах детей предыдущего уровня: наблюдается преобладание коммуникативно слабых предложений, союзно-местоименного способа сцепления предложений, несоблюдение норм чередования самостоятельных и зависимых предложений. При кратком пересказе у детей 1 уровня пересказ был подобен «полному рассказу», 2 уровня- усекались смысловые вехи,3 уровень- тенденция к адекватному сжатию полной программы до опорных смысловых вех, но такое сжатие не доводится до завершения. 4 уровень- дети справляются с заданием. Указанные затруднения обусловлены недостаточной сформированностью двух видов операций: а) операций, осуществляющих смысловую организацию текстового высказывания; б) операций, осуществляющих его лексико-синтаксическое оформление.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.006 с.) |